КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нравственное учение ЦерквиПравославная Церковь не знает абстрактного, существующего само по себе нравственного учения. Мы принимаем нравственный закон от Бога, благоговейно поклоняясь Ему, и исполняем этот закон по любви и послушанию к Богу. Мы следуем этому закону не слепо, но на каждом шагу убеждаясь в его благости и разумности. В Ветхом Завете Божественный закон дан в виде десяти заповедей: Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе наверху и на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай в них всякие дела свои, а день седьмой – суббота (от еврейского «покой») Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его; ничего, что у ближнего твоего. (Исход, 20, 2 -17; Второзаконие, 5, 6 -21).
Эти заповеди, данные пророку Моисею, разделяются на две части: обязанности к Богу (1-4) и обязанности к ближним (5-10). Запрещая поклоняться ложным богам, закон Божий, естественно, запрещает поклоняться и их изображениям (кумирам – греч. «идолам»). Запрещается также делать недолжные изображения истинного Бога. Его можно изображать лишь постольку, поскольку Он Сам явил Себя людям в Богочеловеке Иисусе Христе. Дозволены также символические изображения– например, трех ангелов, ибо в таком виде Триединый Бог явился Аврааму (Бытие, 18, 1). Третья заповедь запрещает «божбу» и вообще все то, что дало основание советским авторам грамматик включить некоторые выражения с Именем Божиим в разряд местоимений. Слово «суббота» в еврейском языке имело два значения: 1) последний день недели, день покоя; 2) неделя. В Новом Завете еженедельный праздник перенесен на первый день недели и начинается вечером субботы. Седьмая заповедь запрещает любое проявление нецеломудрия: женатые должны хранить взаимную верность, а неженатые должны сохранять себя в чистоте, удалять от себя все грязное и скверное, не допускать даже плохих мыслей и готовить себя к достойному вступлению в брак. Всякое нарушение чистоты юношей или девушкой должно рассматриваться как измена будущему супругу. Господь Иисус Христос суммирует весь ветхозаветный Закон в двух заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Евангелие от Матфея, 22, 37-39). Если ветхозаветные заповеди относятся к правильному устроению земной жизни, то новозаветные указывают путь на Небо. Этот путь начинается не после смерти: как только мы осознали себя христианами, мы должны вступить на этот путь, иначе мы не приготовимся к вступлению в Царство Небесное. Новозаветное учение с особой силой выражено в заповедях блаженства, которые почти ежедневно звучат в православном богослужении: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
|