КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прически и головные украшенияМужчины и женщины всегда уделяли большое внимание прическе. По словам Дидро, прическа делает женщину более привлекательной, а у мужчины подчеркивает черты его характера. Однако, в основном, она зависит от моды. Ассирийцы, персы и египтяне отдавали предпочтение пышным прическам и поэтому использовали парики. С самых древних времен важную роль играла также завивка и окраска волос. Греки носили волосы, завитые в свободно ниспадающие локоны по всей голове, женщины поднимали их вверх с помощью ленты. Прямые, неухоженные волосы у греков означали траур. У древних же германцев и кельтов, наоборот, длинные распущенные волосы были символом свободы и власти. В средние века длинные распущенные волосы были привилегией молодых незамужних девушек, в то время как замужние женщины заплетали их в большие косы и покрывали чепцом. Только в эпоху позднего средневековья замужние женщины начинают открывать волосы, которые укладывают в соответствии с модой того времени. До этого же времени места, где волосы выглядывают из-под чепца, тщательно выбривают. Мужчины в период позднего средневековья стригут волосы коротко, выбривая их на затылке и около ушей и равномерно расчесывая их по всей голове. Только в эпоху Ренессанса головной убор становится меньше и превращается скорее в украшение, и особое внимание уделяется волосам: в волосы вплетаются ленты или другие украшения; часто их заплетают в косы. Подобно как и античность. Ренессанс предпочитает светлые волосы, и черноволосые итальянки начинают их осветлять. Мужчины в эпоху Ренессанса отращивают длинные волосы, завивая их волнами или в кудри. Реформаторское движение в Германии приводит к большой простоте причесок как у мужчин, так и у женщин. Мужчины носят короткие волосы, подстригая их вокруг головы полукругом. Женщины прячут волосы под чепец, только в исключительных случаях встречаются косы и свободно распущенные волосы. Только испанская мода возлагает на прическу особую функцию: форма головы приводится в соответствие с общим силуэтом и, в первую очередь, с большим круглым воротником. Мужчины продолжают носить короткие волосы и тогда, когда в остальной Европе уже распространились длинные завитые волосы. В женских прическах волосы зачесывают наверх со лба, связывают на затылке в узел или поднимают наверх с помощью особой подкладки. В период Тридцатилетней войны популярной становится естественная прическа. Но и тогда мужчины наряду со свободно зачесанными волосами начинают носить косу или укладывают волосы под сетку. Женская прическа мало чем отличается от мужской. Волосы иногда завивают надо лбом или вокруг лица, а сзади заплетают в косу или связывают, пряча под сетку. Наибольшее искусство в области прически наблюдается в эпоху рококо, когда сложность и изощренность в укладке волос с помощью париков, кружев, цветов, лент, гребней и др. достигает вершины. Ведущую роль в этот период играла Франция. В мемуарах, относящихся к тому времени, рассказывается об этом следующее: «Мне необходимо было причесаться и вообще принарядиться, чтобы ехать в Версаль. Туалет, в котором появлялись при дворе, требовал уйму времени для подготовки. Путь из Парижа в Версаль был очень осложнен заботами о том, чтобы не испортить нижние юбки и складки. Хотела я впервые попробовать прическу, очень неудобную, но тогда очень модную: несколько плоских бутылочек, округленных и приспособленных к форме головы, в которые наливается немного воды и вставляются живые цветы на стеблях. Невсегда это удавалось, но если удавалось, то выглядело очень красиво. Весна на голове среди белоснежной пудры производила чарующее впечатление». В то время англичанки уже отказались от причесок такого рода. Англичане взбирались на стулья, чтобы от души посмеяться над парадом прогуливающихся парижских дам. «Парижанки, - читаем мы, - носят на голове высокие башни, украшенные особыми цветами и лентами; этот парад представляется англичанам весьма безвкусным, и если такая дама появляется в Лондоне, то ей вслед свистят и бросают комки грязи». После французской революции прическа упростилась, укоротилась, и парики исчезли. Пышные прически рококо отошли. Существует анекдот, объясняющий, почему это произошло. У Марии Антуанетты, якобы, после рождения первого ребенка поредели волосы, что их уже нехватало на прежнюю пышную прическу. Поэтому она начала делать локоны, ниспадающие на затылок. Однако, в волосы и в дальнейшем вплетаются ленты и украшения. В эпоху ампир в моду входит укороченная прическа наподобие античной, в эпоху бидермейера становится популярной прическа из гладко зачесанных волос на прямой пробор, с пучками или узлами из волос по бокам и на темени головы. Более сложная прическа из начесов входит в моду около 1900 г. Принципиальное изменение в прическу вносит мода на коротко стриженные волосы, появившаяся около 1920 г. и популярная до наших дней. Ан до де лань (франц. En dos de Lane - ослиный хребет, т. е. с изгибом) - мужская прическа моды около 1780 года с локонами по бокам и длинной косой сзади. Бандо д'амур (Bandeau d'amour - повязка любви) - дамский парик XVII века из высоко начесанных вверх волос с вплетенными лентами. Бубикопф (Bubikopf) - дамская прическа «под мальчика» из коротких волос, появившаяся около 1920 года, выражала стиль послевоенной моды. Вержет (франц. Vergette}- мужская прическа с высоко поднятыми надо лбом волосами. Эта мода появилась во Франции около середины XVIII века. Витта (Vitta) - лента, которой римские женщины обвивали голову. Использовалась не только в практических целях (удерживала прическу), но являлась признаком сословия — отличала честных женщин от женщин легкого поведения. Гребень - изготавливался из рога, слоновой кости, дерева, металла и пластмасс. Первые гребни, найденные при раскопках в Европе, относятся к раннему периоду каменного века. Использовались они, разумеется, не только в чисто утилитарных целях, но и для украшения. Диадема - головное украшение в виде ленты из драгоценного металла с изгибом вверх посреди лба, в который обычно вправляется драгоценный камень. Распространилось с Востока, где на протяжении всей древней истории было символом занимаемого высокого положения. Оттуда оно было заимствовано женской модой как головное украшение для торжественных случаев. Дрмлик - чешская девичья прическа, напоминающая гнездо, свитое из волос. Заколка (для волос) — утилитарный и декоративный предмет: удерживает волосы в прическе. Изготавливается из проволоки или пластичного металла, декоративные заколки украшаются каменьями. Кокошник (Schapel, Schappel, Schapel} - головное украшение, металлическая лента или венец, украшенный орнаментом или живыми цветами, известное уже в средневековье. Носят его до наших дней во время народных свадебных обрядов. Кокошник невесты большей частью украшается лентами, жемчугом, каменьями или цветными монетками. Коса - из волос как натуральных, так и искусственных является популярной деталью мужских и женских причесок почти во все эпохи. В Древнем Египте коса из искусственных волос была не только украшением, но и знаком занимаемого положения. Очень модными стали косы у женщин в эпоху средневековья, а также в мужских париках в стиле рококо. Разноцветные искусственные косы из шелковых, шерстяных и других волокон являются принадлежностью некоторых национальных костюмов. В XX веке искусственные косы используются для сложных вечерних дамских причесок. Космина — согласно Юнгманну, это понятие означает длинные, незавитые, прямые волосы. Кэтогэн (Catogan или Cadogan) - прическа, названная по имени лорда Кэтогэна. Длинные волосы сзади стягивались лентой, заплетались или укладывались в сетку. Прическа распространилась при французском дворе в правление Филиппа Орлеанского (1674-1723 гг.). Из Франции эта мода проникла в Пруссию, где она привилась, в первую очередь, среди солдат пехотинцев. Во второй половине XVIII века так назывались пучки из волос на шее в дамских прическах. Либель (libelle) - специальная заколка для волос, которую носили в пышных прическах около 1900 года. Мешочек для волос (Haarbeutef) — использовался для мужской прически в эпоху правления Людовика XIV. Длинные волосы (собственные или парик) вкладываются в длинный мешочек из тафты, украшенный лентой или розеткой. Мешочек предохранял одежду от пудры в прическе и был удобнее, чем длинные распущенные волосы. Для парадного туалета не использовался. Нимб (из лат. nimbus) — хлопчатобумажная лента для волос, вышитая золотом, популярная в Древней Греции. Палцерж - длинные завитые волосы, модные в Чехии у мужчин в XIV веке. Парик- изготавливается из натуральных человеческих волос или подобного материала, как, например из конской гривы, овечьей шерсти, растительных и искусственных волос, шелка и т. п. Подкладка парика делается чаще всего из материи, иногда также из тонкой кожи, в которую вшиваются волосы. Парик был известен уже египтянам, шумерам, ассирийцам, персам и римлянам. Наибольшее распространение он получил в XVII веке при Людовике XIV. В настоящее время он является элементом официальной одежды английских судей и лондонского мэра города. До нас дошла информация из Парижа, относящаяся к 1794 году, которая сообщает следующее: «Роскошь прекрасного пола возрастает с каждым днем. Здесь можно встретить горожанок, платья которых украшены кружевами, стоящими более 2000 ливров; прически они меняют три раза в день, обычно это три разных парика, один черный, который носят по утрам, каштановый для послеобеденного времени и светлый на вечер, для прогулок по бульвару. Светлый парик стоит 600 ливров. Вечером ресницы красят в черный цвет. Комиссар Пайан использовал эту ситуацию, чтобы заявить в муниципалитете, что в Париже появилась новая секта, которая исповедует и свято чтит гильотирование. Женщины, напускающие на себя мрачную серьезность, потому что уже не могут при улыбке показать зубы, покупают волосы молодых гильотированных блондинок и украшают ими свои лысые или седые головы. Так возник совершенно новый вид маскарада, новая отрасль торговли и новый вид поклонения». В 1962 году женские парики снова вошли в моду, прежде всего, в Америке. Большие американские универмаги открыли специальные отделы, а затем эта мода и торговля распространились во всех европейских странах. Парик «алонж» (из франц. allonger ~ удлинять) - мужской парик из длинных волос, завитых в локоны, ниспадающие по плечам. Впервые появляется в XVII веке при дворе Людовика XIV, а позднее распространяется повсюду, где господствует французское влияние и вкус. До сих пор такой парик носят английские судьи для презентабильности и достоинства. Его антиподом в дамской моде является прическа а ля фонтань. Перманент — завивка волос с помощью железок или бигуди была известна уже в древнее время и использовалась как мужчинами, так и женщинами. Однако, волны и локоны, полученные этим способом, долго не держатся. Поэтому так быстро распространилось изобретение немца Несслера, сделанное им в 1925 году: так называемый перманент. Длительный срок завивки достигается химической обработкой. Сначала волосы на бигудях должны были нагревать с помощью электрического тока, волны полученные этим методом выдерживают 5—6 месяцев. Волосы закручивались мелкими кудрями и только позднее расправлялись. В настоящее время применяется «холодный перманент». Прическа а ль Аньес Сорель (a l'Agnes Sorel) - вечерняя прическа, модная в сороковых годах XIX века, названная в честь славной возлюбленной французского короля Карла VII. Волосы спереди разделялись на прямой пробор и перевязывались лентой,сзади же связывались в узел. Прическа а ля бель пуль (a la belle poule) - название исходит от французского фрегата La belle poule - который в 1778 году победил при Бресте в битве с англичанами. Эта прическа, с высоко поднятыми волосами и украшенная кораблями и парусами, также называлась а ля фрегат (a la fregate). Прическа а ля Ментенон (a la Maintenon) - прическа получившая название по имени маркизы де Ментенон в середине XVII века. Волосы разделены посредине высоко подняты и завиты. Прическа а ля Севинье (ala Sevigne) - женская прическа 1650-1660 гг. Лоб оставался открытым, волосы подвитые или закрученные в локоны падали на плечи и на уровне ушей перевязывались лентой. Название получила по имени французской писательницы маркизы де Севинье (1626-1696). Прическа а ля Тит (a la Titus) - появилась в период французской революции. Коротко стриженные волосы по античному образцу закручиваются по всей голове в кудри или завиваются и начесываются на лоб. Изобретателем этой прически, по всей вероятности, был актер Тальма; с ней он выступил в мае 1790 года в пьесе «Брут» Вольтера. Эта прическа была возрождена вновь в 1946-1947 гг. Прическа а ля фонтань (a la Fontanges) - дамская декоративная прическа из лент и кружев, между которыми протягиваются пряди волос. Название получила по имени Марии Анжелики де Фонтань, возлюбленной Людовика XIV. Однажды во время охоты у нее развалилась прическа, и герцогиня де Фонтань перевязала волосы лентой. «Королю Солнце» это так понравилось, что он попросил герцогиню всегда носить такую прическу, и так она распространилась сначала при французском дворе, а позднее и в других странах. Эта мода выдержала, начиная с 1680 года, примерно четверть века. Сначала прическа а ля Фонтань была низкая и мягкая, затем материю крахмалят и используют проволочный каркас. Прическа превратилась в башню, в два раза превышающую размер головы. Англичане называли особо высокий вариант этой прически tower(башня), а более широкий a commode (комод). Прическа а ля юрлиберлю (a la Hurluberlu или a la Hurlupee) - дамская прическа около 1670 года из небольших кудрей, покрывающих всю голову. Прическа ан Буфон (en Bouffons)-женская прическа конца правления Людовика XIII. Подвитые волосы ниспадают по обеим сторонам лица, лоб закрыт челкой. Прическа «грива пони» (Ponyfransen) — прическа из коротких волос, начесанных на лоб, появившаяся в конце XIX века. Пользовалась большой популярностью особенно у молодых женщин. Прическа каденет (Cadenette) — мужская прическа времен Людовика Х1И, названная по имени господина де Каденет. Завитые или гладкие волосы разделялись сзади или на боках на две простые или заплетенные пряди и перевязывались ленточками (fa-veurs). Прическа времен мушкетеров. Прическа «крыло голубя» (Ailes de pigeon, Tauben-flugef) — мужская прическа 1750г. состоит из локонов на висках. Остаток от парика «алонж». Сзади волосы стянуты лентой. Прическа под битлов (Beatle] - длинные волосы на лбу и вокруг всей головы. Мода для подростков и юношей. Прическа получила название от популярного английского музыкального квартета, который стал идолом молодежи во многих странах. Прическа по-китайски (a la chinoise) - женская прическа тридцатых годов XIX века. Волосы по бокам подвиваются валиком, а сзади связываются в узел, в который вставляется декоративная шпилька. Прическа «собачьи уши» (oreilles de chien) - локоны, висящие по обеим сторонам лица в мужской прическе последнего десятилетия XVIII века. Прическа тупе (франц. toupet- пучок волос) - 1) деталь мужской и женской прически второй половины XVIII века: высоко поднятые надо лбом волосы на подкладке. 2) Накладные волосы, используемые, прежде всего, мужчинами. Тупе из натуральных, химически чистых, некрашенных волос по современному методу подгоняется точно к оставшимся волосам на голове. К коже головы накладные волосы прикрепляются клеющейся лентой-пленкой. Сетка — найдена уже в раскопках, относящихся к эпохе бронзового века. В средневековье носили сетку для волос из золотых нитей, украшенную цветной вышивкой. В эпоху Ренессанса она чаще всего украшалась жемчугом и драгоценными камнями, как это можно видеть на итальянских портретах. С приходом моды на длинные волосы сетка снова появляется уже в XX веке, сделанная чаще всего из шерсти, бархата и шифона. Кроме декоративной функции сетка используется также с чисто практической целью: невидимые, изготовленные из волосяных волокон сетки применяются для сохранения прически в целости. Сплендоне (Splendone) - лента из материи или кож украшенная орнаментом, элемент прически греческих женщин, спереди расширенная, сзади суженная. Стефане (Stephane) - диадема в виде полумесяца, выложенная бриллиантами, надевалась в торжественных случаях гречанками для украшения прически. Тонзура (из лат. tondere - стричь) - выстриженный или выбритый круг на темени у католических священников и монахов. Тутулус - римская женская прическа, когда все волосы высоко подняты. В торжественных случаях на ней носили конусообразную шапочку, покрывающую волосы. Украшение барб (франц. barbe- борода) - состояло из кружев и лент, обрамляющих лицо и шею. Носили его В XVIII и XIX веках на прическах и чепцах, а а эпоху кринолинов и на шляпах. Фафрнох (нем. Favoritchen, франц. favoritte) - 1) искусственные кудри, которые женщины носили на лбу и висках. 2) Кисточка на шлеме. 3) Украшение на платье в виде бахромы или кистей. Ферроньер (ferroniere) — лента, повязанная на лбу, с драгоценным камнем посредине. Свое название получила от «прекрасной Ферроньер», фаворитки французского короля Франциска I (1494-1547 гг.), которая изображена с этим украшением на известной картине Леонардо да Винчи. В моду вошла снова в эпоху бидермейера. Её также называли Seht hierher (смотрите сюда). Филле (Fillet} — металлический обруч, поддерживающий волосы на темени. Носили его как мужчины, так и женщины в античный период, в эпоху Ренессанса его украшали лентами и каменьями. Фульфас (Matzenauer, Fullfass) - женская и девичья прическа XVI века, она состояла из пучков волос или кос, которые вкладывались в продолговатые конверты. Шиньон (chignon) — женская прическа с узлом, который поддерживался гребнем согласно господствующей моде на разной высоте на шее или на голове. Шпилька — декоративный предмет и одновременно важный элемент прически. Известен уже из раскопок, относящихся к бронзовому веку. Шпильки были популярны в древние века среди египтянок, гречанок, римлянок и германок. Часто делались из драгоценных металлов, украшались каменьями или чеканкой. С помощью шпилек можно укладке из волос придать самую различную форму. Эскоффион (итал. escofiion) - дамская прическа XV и XVI веков, распущенные, на концах подвитые волосы, укладываются в сетку. Эту прическу можно видеть на многих картинах итальянских мастеров эпохи Ренессанса.
|