Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общественное и политическое движение в пореформенной России




Активизация революционного движения в пореформенное время. После 1861 г. очень скоро выявилось недовольство крестьян проведённой реформой. Среди крестьян упорно распространялись слухи, что "им прочитали не тот манифест", что правительство вот-вот отменит выкупные платежи. И значительная часть крестьян не спешила выкупать землю, считая, что помещики должны отдать им её бесплатно.
А между тем развитие капитализма в деревне пошло ускоренными темпами. В сельском хозяйстве начался процесс укрупнения производства. Крупные хозяйства, используя передовую технику и небольшое число работников, обеспечивали значительный прирост сельскохозяйственной продукции. Вследствие процесса укрупнения производства появились богатые крестьяне. А у основной массы крестьян земли для ведения товарного хозяйства не хватало, не было ни агрономических знаний, ни денег на повышение плодородия почвы, ведь в годы крепостного права все нововведения исходили от помещиков. Теперь же крестьяне оказались предоставленными сами себе. Богатые крестьяне стремились к росту своих владений и скупали землю у малоземельных крестьян. Значительная часть малоземельных крестьян разорялась, голодала. Число малоземельных и безземельных крестьян в деревне росло. Оставшиеся без земли крестьяне не были востребованы в городе и в промышленности. Они пополняли ряды бедняков и деклассированных элементов. Их жизнь, на взгляд рядового крестьянина, была ужасной. И неграмотные крестьяне отчётливо поняли, что дальнейшее развитие капитализма в деревне готовит для них страшные перспективы: потерю земли, разорение, голод, смерть. И крестьяне всеми доступными средствами стали отстаивать сохранение общины. Ведь община гарантировала им социальную защиту: помогала выжить в неурожайные годы, обеспечивала социальное равенство, помогала выстоять против произвола местных властей, в общине находили место увечные солдаты, сироты, вдовы.
После реформы проблема сохранения общины приобрела особо важное значение для основной массы крестьянства. Основная масса крестьян утвердилась во мнении, что земля должна находиться не в частной, а в коллективной собственности.
Реформа 1861 г. должна была снизить социальную напряженность в деревне, а вместо этого социальная напряженность в деревне росла: происходило резкое расслоение и число бедных становилось все больше. Ситуация в деревне становилась взрывоопасной. Общество стало анализировать причины, в общем, разорения деревни. Капитализм требовал частнособственнической инициативы (желания заработать больше), грамотности, новых методов ведения хозяйства, перенапряжения физических сил, мобильности, а к этому значительная часть крестьян была не готова. Этих причин тяжелого положения деревни не увидели, в обществе утвердилось мнение, что великая реформа 1861 г. была великим обманом.

Недовольство крестьян питало революционно настроенную разночинскую интеллигенцию. До 1861 г. в русской культуре господствовало дворянство. Между тем в русскую культуру в пореформенное время пришли разночинцы. Начался разночинский этап в русской культуре.

Реформа Александра II в области образования открыла доступ к высшему образованию представителям низших сословий. Очень скоро на студенческой скамье в университетах встретились сыновья дворян и сыновья разночинцев (разорившихся дворян, священников, чиновников низших рангов, купцов, крестьян). За плечами детей дворян были славные предки, состояние, воспитание, сознание своего благородства. За плечами детей разночинцев всего этого не было. В обществе пробивались самые талантливые из низших сословий, самые настойчивые. Вскоре они заполнили университеты, редакции газет, журналов. Но утончённая дворянская культура большинству из разночинцев была чужда. В русскую культуру они принесли мир привычек, традиций, обычаев, созданных крепостным правом - презрение к человеческой личности, лицемерие, деспотизм. Разночинцы были также талантливы, как и дворяне, занимали в обществе такое же положение, как и дворяне. Но они испытывали комплекс неполноценности из-за своего происхождения и хотели порвать со своим унижающим их прошлым. С другой стороны, часть дворян испытывала комплекс вины перед разночинцами из-за их постоянных материальных, бытовых, семейных трудностей. Казалось, что уравнять всех может отрицание устоявшихся норм жизни, исторических традиций, господствующего мировоззрения, догматов Православной церкви, принятых в обществе правил поведения.

В 60-е гг. ХIХ в. возникло общественное движение, получившее название нигилизма (от лат. "nihil" - ничего). Видным представителем этого движения был главный редактор журнала "Русское слово" Д.И. Писарев. Многие нигилисты стремились к личной свободе, чтобы затем освободить народ. Так, девушки - нигилистки из старинных дворянских, богатых купеческих семей уходили из дома, стригли волосы, одевались в бедной платье, устраивались на высшие женские курсы, питались хлебом и квасом. Нигилисты предпочитали изучать естественные науки, медицину, становились инженерами, врачами. Они ставили перед собой цель - ежедневно приносить народу практическую пользу. Нигилисты добились личной свободы после упорной и суровой борьбы. Они приобрели знания, теперь эти знания они хотели дать народу. Нигилизм не стал просто модой среди молодежи, нигилисты превратились в народников.

Народничество. В среде русской радикальной интеллигенции возникает новое политическое течение - народничество. Народники считали, что лучшей частью общества является народ, прежде всего, крестьянство. Крестьянство, живущее по законам общины, является носителем зачатков нового, справедливого общества. Интеллигенция, вышедшая из народа и получившая образование, в то время, когда народ остается в невежестве, в долгу перед народом. Поэтому свою жизнь она должна посвятить освобождению народа от гнёта самодержавия, произвола помещиков, от невежества и деспотизма.

История народничества началась с появления идеологии народничества. Большое влияние на формирование народнической идеологии оказали Н.Г. Чернышевский и А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский - редактор петербургского журнала "Современник" стал идейным вождем революционного движения в 60-е годы. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, за создание революционной организации. 7 июля 1862 года Чернышевский был арестован и в тот же день стал узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл до вынесения приговора - гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 года на Мытнинской площади. Он был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири Александр II сократил срок каторги до 7 лет. В крепости Чернышевский обратился к художественному творчеству. Он написал роман "Что делать? Из рассказов о новых людях", в котором изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Идеи и образ жизни героев романа Н.Г. Чернышевского стали на долгие годы для русской молодежи примером. Еще одним основоположником народнической идеологии стал А.И. Герцен - русский революционер, писатель, публицист, философ (1812 - 1870). В 1833 г. А.И. Герцен окончил физико-математический факультет Московского университета. За революционную деятельность неоднократно ссылался в различные провинциальные города, с 1847 г. - в эмиграции. С 1857 г. стал издавать за границей журнал "Колокол". А.И. Герцен приехал за границу убежденным западником, но вскоре стал свидетелем жестокой расправы западноевропейской буржуазии над своими рабочими во время революций 1848 г. А.И. Герцен изменил свои либеральные взгляды: по его мнению, западная демократия и экономическая свобода обернулись закабалением большинства населения и диктатурой собственников. Вместе с тем, А.И. Герцен не стал славянофилом, он продолжал критиковать русский деспотизм и отсталость. А.И. Герцен соединил достижения западничества и славянофильства и создал принципиально новую социальную идею - русский социализм. С точки зрения А.И. Герцена, социализм - справедливый общественный строй, так как в нем нет частной собственности и угнетения человека человеком, нет богатых и бедных и все уравнены в правах. В русской крестьянской общине А.И. Герцен увидел ростки социализма. Значит, в России можно построить социализм, минуя разорительный для крестьян капитализм, если в основу нового строя будет положена русская крестьянская община. Община с помощью самоуправления организует жизнь общества. Но общину нужно освободить от пресса налогов, невежества, произвола помещиков.
Так было положено начало народнической идеологии в общественно-политической мысли. Вначале среди народников было распространено мнение, что освободить народ можно только в результате насильственных действий - революции, поэтому в 70-е гг. народничество приняло активный, революционный характер.
В революционном народничестве выделяют три основных направления: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое.

Бунтарское направление народничества. Идеологом этого направления стал М.А. Бакунин (1814 - 1876). Он родился в деревне Премухино Новоторжокского уезда Тверской губернии в семье родовитого дворянина, учился в Артиллерийском училище в Петербурге. После выхода в отставку в 1835 г. увлекся философией. С 1840 по 1851 г. находится за границей, изучает философию в Берлинском университете, знакомится с К. Марксом, Прудоном, принимает участие в революции 1848-49 гг. в Праге и Дрездене. Выданный царскому правительству, до 1857 г. находится в Петропавловской крепости, высылается в г. Томск, затем переводится в Иркутск. Оттуда М.А. Бакунин бежит через Японию, Америку в Англию. Сотрудничает в "Колоколе" А.И. Герцена. В 60-х гг. входит в I Интернационал, где начинает борьбу с Марксом. В 1872 г. был исключен из I Интернационала. В 1871 - 74 гг. написал свои крупнейшие работы: "Кнуто-германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия". В 1873-1874 гг. участвует в восстаниях в Испании и Италии. В последние два года жизни разочаровывается в возможности революционной борьбы. Умер в 1876 г. в г. Берне. М.А. Бакунин - один из виднейших теоретиков народнического движения 70-х гг.

Он уповал на стихийный народный бунт против самодержавия. Он считал русский народ изначально народом-бунтарем, но народ должна разбудить интеллигенция. Так как русский народ уже готов бунтовать, то М.А. Бакунин отрицал необходимость тщательной подготовки революции. Он призывал молодежь: "Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель. Бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать "повивальной бабкой" самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий". М.А. Бакунин также видный теоретик анархизма. История, по Бакунину, это выдвижение человечества из "царства животности" в "царство свободы". Главный угнетатель человечества - государство. Чтобы привести человечество к "царству свободы", необходимо, прежде всего, "взорвать" государство и исключить из жизни народа принцип власти. Любая государственная власть, будь то монархия или республика - источник деспотизма. Власть развращает и тех, кто её олицетворяет, и тех, кто ей подчинён: одни становятся деспотами, другие - рабами. Любой форме государства он противопоставлял принцип федерализма, т.е. федерацию самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций. От военной опасности извне федерация может защитить себя всеобщим вооружением народа. М.А. Бакунин был против идеи политических свобод - они выгодны только буржуазии. Необходимо вести борьбу не за политические, а за социальные идеи. Анархистские идеи Бакунина имели значительное распространение не только среди революционных народников 70-х гг.XIX в. в России, но и в других странах (в Италии, Испании и др.).
Пропагандистское направление. Идеологом пропагандистского направления был П.Л. Лавров (1823 - 1900). Он родился в селе Мелихово Псковской губернии в богатой дворянской семье. Его отец был полковником артиллерии, мать происходила из обрусевшего шведского рода. Стараниями родителей, П.Л. Лавров получил прекрасное домашнее образование и в 1837 г. был определен отцом в престижное Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. После окончания училища в 1844 г. преподает математику в этом училище, затем в Артиллерийской академии и Константиновском военном училище. В 1857 г. начинается его активная публицистическая деятельность. В 1866 г. П.Л. Лавров был арестован и осужден за "намерение проводить вредные идеи в печать". В 1867-1870 гг. находится в бессрочной ссылке в Вологодской губернии. В ссылке, в 1868 г. он пишет (под псевдонимом Миртов) свои "Исторические письма", принесшие ему всеобщую известность. Бежав из ссылки, он навсегда стал эмигрантом. В 1870 году вступил в 1-й Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871, по поручению которой выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873-76 П.Л. Лавров был редактором журнала и газеты "Вперёд!", ставших печатными органами как русского революционного, так трибуной международного, социалистического движения. Он разделял тезис М.А. Бакунина о социальной революции, которая "выйдет из деревни", также рассматривал общину как "ячейку социализма". Но он, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что ни крестьянство, ни интеллигенция не готовы на тот момент к революции. Поэтому, вначале интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, а затем начать планомерную пропагандистскую работу в народе. Он утверждал: "Нельзя торопить историю".
Заговорщическое направление. Идеологом этого направления стал публицист П.Н. Ткачёв (1844 - 1885). Он родился в Псковской губернии в небогатой помещичьей семье. В 1861 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но, вскоре, за участие в студенческих беспорядках, попал в Петропавловскую крепость, где просидел несколько месяцев. Печататься он начал очень рано, уже в 1862 г. появляются его статьи. В 1871 г. П.Н. Ткачев был осужден за революционную деятельность, в 1873 г. бежал из ссылки за границу. Он сотрудничал вначале с П.Л. Лавровым в журнале "Вперед!", а после разрыва с ним в 1875-1876 гг. стал издавать в Женеве журнал "Набат". Свои общественно-политические взгляды он и изложил в публикациях в этих журналах. П.Н. Ткачев резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П.Л. Лавров и М.А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых "якобинских" тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению лавровского журнала "Вперед". Он полагал, что "народ не может себя спасти, …не может устроить своей судьбы". Поэтому все надежды он возлагал на революционное меньшинство. Революционное меньшинство должно "раскачать" существующий строй, дать толчок для проявления стихийной энергии масс. Революционный переворот может быть произведён в России только путём заговора - захвата власти группой революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине.

Общественно-политические идеи А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, а также М.А. Бакунина. П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева стали основой для деятельности революционных народнических организаций.

Народнические организации второй половины 60-начала 80-х годов. В конце 60-70-х гг. народники переходят к практическим действиям. Их целью стала организация крестьянской революции в России. По всей России возникали кружки учащейся молодежи и интеллигенции, в которых изучались труды теоретиков революционного движения, переводились работы зарубежных авторов, велись острые идейные споры.

В конце 1861 г. в Петербурге сложилась революционная общерусская организация "Земля и воля", состоявшая из нескольких десятков человек: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, разорившихся дворян. В числе организаторов были братья А. и Н. Серно-Соловьевичи, Н. Обручев, А. Слепцов и А. Путята. Название революционерами было взято из названия одной из статей Н.П. Огарева, помещенной в "Колоколе" - "Земля и воля". Создание "Земли и воли" активно поддержал Н.Г Чернышевский, а А.Н. Герцен и Н.П. Огарев оказывали ей всяческую помощь, как в своих печатных изданиях, так и организацией сбора денежных средств. В конце 1862 г. был образован ее руководящий центр - "Русский центральный народный комитет". "Комитеты" были образованы также в Нижнем Новгороде, Курске, Астрахани и др. городах. Программные требования "Земли и воли" были следующими: созыв парламента, установление демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи всей земли крестьянам и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деятельность "Земли и воли" сводилась к распространению революционной литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. В 1862 г. наиболее активные члены организации были арестованы, весной 1864 г. организация приняла решение о самороспуске.

В 1863-1866 гг. в Москве действовала организация Н.А. Ишутина - И.А. Худякова. Организация возникла в сентябре 1863 как кружок, примыкавший к первой "Земле и воле". В 1865 г. ишутинцы установили связи с петербургским подпольем, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калуге и других городах. Ишутинцы основали в Москве бесплатную школу, переплётную и швейную мастерские. К началу 1866 г. были созданы руководящий центр организации и группа "Ад" для подготовки цареубийства. 4 апреля 1866 г. член "Ада" Д.В. Каракозов совершил покушение на Александра II ). После этого организация была частично раскрыта. Д. Каракозов был казнен, 32 чел. были осуждены к разным мерам наказания, многие подверглись административным репрессиям. Ишутинская организация перестала существовать.

В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основал в Москве общество "Народная расправа". В 1869 г. он отправился в Швейцарию и оказался в Женеве у М.А. Бакунина, объявив себя представителем новой волны революционного движения. Бакунин был очарован Нечаевым, оказывал ему всяческую поддержку. Нечаев встречался также с А. И. Герценом и Н.П. Огаревым, смог расположить их к себе, и Н.П. Огарев из общественного фонта на организацию революционного движения в России передал С.Г. Нечаеву значительные средства. За границей С.Г. Нечаев написал "Катехизис революционера" - свод правил, которым должны были руководствоваться его единомышленники. "Катехизис" состоял из четырех разделов. В первом разделе, получившем название "Отношение революционера к самому себе", провозглашалось, что "революционер - человек обреченный... он... разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью "этого мира". Второй раздел назывался "Отношение революционера к товарищам по революции", в нем "товарищи" классифицировались по степени их полезности для революции, причем революционер более высокого разряда должен смотреть на "революционеров второго и третьего разрядов" как "на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение". В третьем разделе "Отношение революционера к обществу" Нечаев подчеркивал, что революционер не должен останавливаться "перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором все должны быть ему равно ненавистны". "Все это поганое общество" Нечаев предполагал разделить на несколько категорий, причем первая из них составляла "неотлагаемо осужденных на смерть". При вынесении смертного приговора следовало руководствоваться не личной виной того или иного человека, а пользой его убийства для революционного дела. Далее следовали еще пять категорий людей, которых следовало уничтожить позднее или использовать в интересах революции, не останавливаясь перед шантажом, и лишь немногие могли "выработаться" в настоящих революционеров. В четвертом разделе "Отношение товарищества к народу" говорилось о том, что революционер может освободить народ, подтолкнув его к "поголовному восстанию". Для этого требовалось сблизиться с теми элементами в народе, которые были наиболее подготовленными к бунту. В 1869 г. С.Г. Нечаев в Москве из студентов создал заговорщическую организацию "Народная расправа", в которой установил собственную диктаторскую власть. Студент И. Иванов не пожелал беспрекословно подчиняться Нечаеву, публично выступив против его методов руководства. Нечаев вынес ему смертный приговор и 21 ноября 1869 г. организовал его убийство, причем привлек к его осуществлению еще четверых членов организации, стремясь "повязать" их кровью. Иванова заманили в парк, где Нечаев прострелил голову полузадушенному Иванову. Труп Иванова вскоре обнаружила полиция. Началось следствие, Нечаев бежал за границу, другие участники убийства были арестованы. По завершении следствия перед судом предстали 85 "нечаевцев". Процесс подробно освещался в прессе - правительство рассчитывало дискредитировать революционеров, заклеймить их цели и методы борьбы. За границей от Нечаева отвернулась вся революционная эмиграция. В Швейцарии С.Г. Нечаев был выдан русским властям как уголовный преступник. В 1873 г. он был приговорен к 20 годам каторги и содержался в одиночке Петропавловской крепости, где в 1882 г..

В 1869 г. в Петербурге из студенческой молодежи сложился кружок "чайковцев" (по имени одного из членов кружка - Н.В. Чайковского). Кружок сложился в противовес кружку С.Г. Нечаева. Основная задача кружка - самообразование, объединение передового студенчества Петербурга и других городов, а затем - пропаганда среди рабочих и крестьян с целью подготовки социальной революции. Беспринципности "нечаевщины" чайковцы противопоставили высокие нравственные требования к своим членам. Первым этапом деятельности чайковцев стало издание и распространение среди интеллигенции научной и революционной литературы, в том числе 1-го тома "Капитала" К. Маркса, сочинений Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.Л. Лаврова, Ф. Лассаля, Ч. Дарвина и других. В 1872 г. чайковцы приступили к организации рабочих кружков с целью подготовки пропагандистов для работы в деревне. Наиболее успешно эта работа велась в Петербурге и Одессе, где кружки объединяли около 400 рабочих. Распропагандированные чайковцами рабочие (В.П. Обнорский, Ф.И. Кравченко и мн. др.) впоследствии стали создателями первых пролетарских организаций: "Южнороссийского союза рабочих" и "Северного союза русских рабочих". Заключительным этапом деятельности организации явилось "хождение в народ", инициаторами которого были чайковцы. В результате массовых арестов 1873-74 гг. организация была разгромлена, большинство чайковцев осуждены. Впоследствии чайковцы входили во все народнические организации.
Одновременно с чайковцами в Петербурге, затем в Москве и Подмосковье в 1872-73 гг. существовал кружок революционеров во главе с А.В. Долгушиным. В работе кружка участвовали отдельные фабрично-заводские рабочие. В 1873 г. долгушинцы устроили в деревне Сареево Московскую губернскую подпольную типографию. Долгушинцы распространяли воззвания среди крестьян, а также среди рабочих Реутовской мануфактуры под Москвой и пытались вести устную пропаганду в народе. Они были сторонниками "бунтарских" взглядов М.А. Бакунина и считали, что народ (крестьянство) готов к восстанию. Долгушинцы подвергали резкой критике существующий общественный строй и пропагандировали идеи экономического равенства, требовали всеобщего передела земли - "крестьянской, помещичьей и казённой" и распределения её между всеми "по справедливости", отмены платежей за землю, упразднения постоянной армии, паспортной системы, введения "хороших школ". Их главное требование - уничтожение правления дворян и чиновников и установление правительства, избранного народом. В реализации этой программы долгушинцы видели гарантию ликвидации всякого угнетения и нищеты. Осенью 1873 г. долгушинцы были арестованы. А.В. Долгушин, а также его ближайшие сподвижники были приговорены к каторге; где все, кроме Папина, погибли в заключении.
"Хождение в народ". В середине 70-х гг. народники пришли к выводу, что необходимо поднимать крестьянство на немедленную революцию. В революционном народничестве начинается массовое движение, которое получило название "хождение в народ". Впервые лозунг "В народ!" выдвинул А. И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 г. в "Колоколе". В 1860-х - начале 1870-х гг. попытки сближения с народом предпринимали члены "Земли и воли", ишутинцы, долгушинцы. Ведущую роль в идейной подготовке движения сыграли "Исторические письма" П.Л. Лаврова (1870), призывавшие интеллигенцию к "уплате долга народу", и "Положение рабочего класса в России" В.В. Берви (Н. Флеровского). Подготовка к массовому "хождению в народ" началась осенью 1873: усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала чайковцам, налаживалось издание пропагандистской литературы, заготавливалась крестьянская одежда, в специально устроенных мастерских молодёжь овладевала ремёслами. Центрами организации "хождения в народ" стали университеты в Москве, Петербурге, Киеве.
Весной 1874 г. около 2 тыс. чел., в основном недоучившиеся студенты, а также демократическая интеллигенция отправились под видом учителей, врачей, инженеров в глухие деревни Московской, Тверской, Калужской, Тульской, Нижегородской, Ярославской, Самарской и др. областей. В общем народники охватили пропагандой 37 губерний Европейской части России. "Хождение" представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации. Среди участников были как сторонники П. Л. Лаврова, выступавшие за постепенную подготовку крестьянской революции путём социалистической пропаганды, так и сторонники М. А. Бакунина, стремившиеся к немедленному бунту. Практическая деятельность "в народе" стёрла различия между направлениями, фактически все участники вели "летучую пропаганду" социализма, кочуя по деревням. Народники хотели понять "загадочную душу" русского крестьянина: его психологию, настроения, потребности, разделить с ним все его беды и поднять его на бунт. Однако, пропагандистов ждало разочарование: они не знали ни опыта пропагандистской работы, ни психологии мужика, ни основ конспирации. Русский крестьянин оказался себе на уме. Он не захотел слушать недоучившихся студентов, распространяемые народниками брошюрки пускал на самокрутки. Единения интеллигенции с народом не произошло. Полиция легко переловила всех пропагандистов, тем боле, что зачастую крестьяне сами сдавали народников властям. К концу 1874 большинство пропагандистов было арестовано. Первое "хождение в народ" потерпело неудачу.
Но народники не отчаялись. Молодые юноши и девушки, отсидев в тюремных камерах небольшой срок, решили поселиться в деревне под видом учителей, медицинских работников, кузнецов и начать исподволь внушать крестьянам социалистические идеи.

В 1876 г. началось второе "хождение в народ". На этот раз на смену "летучей" пришла "оседлая пропаганда". Народники не переходили от деревни к деревне, а стали селиться в деревнях под видом врачей, учителей, кузнецов и т.д. Они вели беседы с крестьянами и исподволь пытались их настроить против власти. Но "стриженые девки" и "худосочные мужики" своими в деревне не стали. Для крестьян они оставались чужаками, которым не стоит доверять. С помощью крестьян полиция народников также быстро переловила. С 1873 по март 1879 к дознанию по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 чел.
"Земля и воля". "Хождение в народ" было разгромлено, но оно явилось переломным событием в истории революционного народничества. Неудачный опыт "хождения" убедил народников, что крестьянин вовсе не готов бунтовать, они разочаровываются во взглядах М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова и обращают свое внимание к доводам П.Н. Ткачева.

У них стала вызревать идея о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров с чёткой структурой и программой действий. Такая организация была создана в 1876 г. в Петербурге. Она получила название "Земли и воли". Ее создателями были М.А. Натансон, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер и др. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели можно только путем насильственного переворота. Для подготовки народного восстания предполагалось дезорганизовать деятельность правительства, в том числе и уничтожить наиболее "вредных" чиновников.
Землевольцам удалось осуществить несколько громких террористических актов против крупных государственных чиновников. В январе 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головной убор. В августе 1878 г. С. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н.В. Мезенцева. В феврале 1879 г. был убит генерал-губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. В марте 1879 г. было совершено покушение на нового шефа жандармов А.Р. Дрентельна. 2 апреля 1879 г. землеволец совершил новое покушение на жизнь императора Александра II.

Власти против революционеров предприняли жесткие меры. С августа 1878 г. до конца 1880 г. 22 террориста были казнены. В "Земле и воле" по поводу тактики борьбы возник кризис. В августе 1879 г. организация раскололась на "Народную волю" и "Чёрный передел". Группа "Чёрный передел" во главе с Г.В. Плехановым заявила о своём несогласии с тактикой террора. Вскоре чернопередельцы пришли к выводу о бесперспективности пропаганды среди крестьян. "Чёрный передел" испытывая кризис идеологии, и вскоре распался на отдельные кружки.
Руководителями "Народной воли" стали А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко и др. Это была строго централизованная и законспирированная организация. В её составе начитывалось более 500 чел. Программные требования "Народной воли": созыв Учредительного собрания, всеобщее избирательное право, постоянное народное представительство, свобода слова, вероисповеданий, замена постоянной армии народным ополчением, переход фабрик и заводов в собственность народа, предоставление народам России права отделиться или остаться в составе России.

Самодержавие играло активную роль в экономике России. Это дало основание народовольцам считать, что царь, правительство насильно насаждают капитализм, который несёт многочисленные бедствия народу. Если устранить царя, центральное правительство будет дезорганизовано, народ поднимется на восстание. В стране произойдёт социальный переворот. Развитие капитализма будет остановлено.
Так возникла идея цареубийства. В августе 1879 г. руководство "Народной воли" вынесло смертный приговор Александру II. Народовольцы начали настоящую охоту на царя. Царь пережил семь покушений. Наиболее дерзким был взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880г.. Зимой 1879-80 г. народовольцы начали подготовку взрыва в Зимнем дворце. Для этого народник С. Халтурин устроился во дворец столяром - краснодеревщиком. Комната столяров находилась под царской столовой. Небольшими партиями С. Халтурин носил взрывчатку, изготовленную вручную его единомышленниками, в Зимний дворец. Накопив достаточный запас, Халтурин взорвал его в обеденный час. Императора спасло то, что поезд ожидавшегося гостя - Александра Гессенского - опоздал на час, и начало обеда было перенесено на более позднее время. При взрыве пострадала прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено. В конце февраля 1881 г. был арестован один из руководителей "Народной воли" А. Желябов. Исполнительный комитет "Народной воли" принял решение ускорить очередное покушение.

1 марта в воскресенье 1881 г. царь по давно заведенному порядку направился на развод войск в Михайловский манеж. Царскую карету сопровождали 7 терских казаков. Террористы расставили бомбометателей по всем возможным путям следования царской кареты. Возвращался царь в Зимний дворец по Екатерининскому каналу. Вдруг раздался взрыв. Когда рассеялся дым, стало ясно, что император не пострадал. Но царь вышел из кареты, чтобы помочь раненым казакам. В это время другой заговорщик - И. Гриневицкий - бросил бомбу прямо под ноги царя. Через 9 часов после взрыва император скончался.

Убийство царя, вопреки надеждам народников, не стало сигналом к началу народного восстания. Более того, убийство царя вызвало в народе ненависть к народникам. В провинции толпы простолюдинов избивали помещиков и интеллигентов, подозревая в сочувствии к революционерам. Революционное народничество зашло в тупик.

Через 6 лет 1 марта 1887 г. эта организация совершила покушение на сына Александра II Александра III. В числе террористов был студент Петербургского университета А. Ульянов. Участники покушения были арестованы и повешены. Казнь А. Ульянова произвела неизгладимое впечатление на его младшего брата - В. Ульянова. Владимир, не помышлявший о революционной деятельности, решил стать революционером.
Остатки "Народной воли" были разгромлены. Революционное народничество в 90-е гг. себя исчерпало.

Ведущее положение в общественном движении начинает занимать либеральное народничество. Либеральные народники выступали за мирный путь социальных преобразований. Лидером либеральных народников стал известный публицист, главный редактор журнала "Русское богатство" Н.К. Михайловский. Либеральные народники критиковали тех, кто считал Россию обречённой на капиталистический путь развития. Они стремились найти в крестьянской жизни ростки нового, справедливого общественного строя. Н.К. Михайловский и его соратники доказывали, что крестьянская община и другие формы коллективной жизни вполне жизнеспособны, и если их поддержать, то русское крестьянство будет спасено.
В конце ХIХ в. либеральные народники выступили с теорией малых дел. Это теорию активно проповедовал публицист С.Н. Кривенко. Сторонники этой теории считали, что они будут гораздо полезнее народу в качестве врачей, учителей, инженеров, чем в качестве революционеров.

Народники оставили глубокий след в истории русской интеллигенции. Их лучшие черты - бескорыстие, стремление служить народу, готовность идти на жертвы, стали определяющими чертами психологии российской и советской интеллигенции в ХХ в.

Рабочее движение в 70 - 80 е гг. Одним из результатов земельной реформы стало резкое расслоение крестьянства. Разорившиеся крестьяне продавали землю и отправлялись в города. А город к приёму такого количества неквалифицированной рабочей силы был не готов - не хватало рабочих мест, город испытывал острый дефицит жилья. Отсюда - тяжёлое социально - экономическое положение российских рабочих. Новым явлением в общественной жизни России становится выступления рабочих. В 60-е гг. их было 51, а в 80-х - уже 446.

В 70 - 80 -е гг. в России возникло рабочее движение. Появились первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе Е. Заславский создал "Южнороссийский союз рабочих", в 1878 г. В. Обнорский создал "Северный союз русских рабочих". В кружки было вовлечено небольшое число рабочих. Стачечные требования рабочих были экономического характера. Но и правительство, и предприниматели вынуждены были считаться с этим новым социальным явлением в общественной жизни.
Марксизм. В ХIХ в. многие мыслители и политики задавали себе вопрос: какие силы движут историей?

Одно из решений принадлежит немецкому общественному деятелю Карлу Марксу (1818-1883 гг.). К. Маркс родился в 1818 г. в немецком городе Трире. Он получил прекрасное образование на юридических факультетах в университетах Бонна и Берлина. Он обладал обширными познаниями в области истории, философии, политической экономии. За революционную деятельность его высылали из Пруссии, Франции, Бельгии. Наконец, он осел в Англии. ХIХ в. Западной Европе - это время бурного развития капитализма. К. Маркс самым внимательным образом изучил развитие капитализма в Англии и сформулировал своё понимание движущих сил истории.
Вся история человечества трактовалась К. Марксом как постоянная борьба классов из - за собственности. К. Маркс делил современное ему общество на два основных класса: буржуазию, которой принадлежала частная собственность, и пролетариат, т.е. наёмных рабочих. Будущее всего человечества определит жестокая схватка между пролетариатом и буржуазией. К. Маркс принял сторону пролетариата. Он был уверен, что, захватив власть в свои руки, рабочие сразу же отменят частную собственность и используют накопленные богатства в интересах общества в целом.
Так, в 40-х гг. возник марксизм - теория построения справедливого общества. К. Маркс утверждал гибель капитализма, роль пролетариата как его могильщика, победу социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма.

Крупными теоретиками социализма были также Ф. Энгельс и В.И. Ленин.
Проникновение идей марксизма в Россию. В 1867 г. вышел главный труд К. Маркса - 1-й том "Капитала". Народники интересовались учением и личностью Маркса. В 1870 - 1872 гг. народник Г. Лопатин и учёный - экономист Н. Даниэльсон перевели на русский язык первый том "Капитала". Русское издание "Капитала" было совершенно легальным. Императорской полиции и цензуре казалось, что сложные экономические выкладки немецкого учёного не представляют никакой опасности для устоев самодержавия.

Народники ожидали, что после убийства Александра II народ поднимется на борьбу. Но чуда не произошло: народ на борьбу не поднялся. Разочарование тяжело отразилось на психике и тактике террористов. Лидеры народников испытывали кризис идеологии и начали пересматривать свои позиции. В 1880 г. глава "Чёрного передела" Г.В. Плеханов предложил создать в России новую массовую партию и выработать новую идеологию. В качестве новой идеологии был выбран марксизм.
В 1883 г. в Женеве Г.В. Плеханов создал марксистскую группу "Освобождение труда". В руководстве этой организации были также П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич. Группа поставила перед собой задачу пропаганды и распространения марксизма в России.

Отношение к марксизму в России. Учение Маркса Г.В. Плеханов воспринял как несомненную истину. Главные мысли К. Маркса - человеческая история - это история борьбы классов из - за собственности, и только пролетариат может положить конец этой борьбе - раз и навсегда уничтожив частную собственность - Г.В. Плеханов повторял из работы в работу, из статьи в статью. Г.В. Плеханов стал первым русским марксистом. Он утверждал, что в историческом развитии Россия следует по пути Европы, капитализм в России уже существует и успешно развивается. Русская буржуазия непременно вступит в борьбу с самодержавием за политические права. Рабочему классу России, по мнению Г.В. Плеханова, следует вместе с буржуазией свергнуть царя, а потом вступить в борьбу с бывшим союзником. Как и К. Маркс, Г.В. Плеханов не считал крестьянство революционным классом.
Другие представители народничества, в отличие от Г.В. Плеханова, критически относились к учению К. Маркса. Они подвергали сомнению тезис К. Маркса о неизменности законов исторического развития, также то, что в религии К. Маркс видел только орудие классовой борьбы, то, что крестьянство он считал отсталой и консервативной массой.

Группа "Освобождение труда" активно распространяла в России марксистскую литературу. В обществе возник интерес к этому учению. В университетской среде появилось множество кружков, в которых изучались работы К. Маркса и Ф. Энгельса. В одном из таких кружков с марксизмом познакомился В.И. Ульянов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты