Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура первой половины XIX века




На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. оказали влияние два события: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов. Они сыграли большую роль в формировании общественного сознания, существенно повлияли на политику правительства в области культуры. Под влиянием общенационального подъема в литературе и искусстве появляются романтические мотивы. В общем, в первой половине XIX в. русская культура прошла следующий путь: Классицизм - романтизм - критический реализм.
Просвещение. Рост экономического развития, увеличение аппарата управления требовали все большего числа грамотных людей в стране.
В 1802 г. впервые в истории России было создано Министерство народного просвещения. С этого времени просвещение народа становится заботой государства. Уже в первой четверти XIX в. была создана система государственного образования. Она включала следующие типы учебных заведений: одногодичные приходские школы, трехклассные уездные училища, семиклассные гимназии. При Николае I образование принимает сословный характер: приходские школы предназначаются для крестьян; уездные - для детей купцов, ремесленников и других обывателей; гимназии - для детей дворянства. Для дворян существовали и другие специальные средние учебные заведения - кадетские корпуса. Право поступления в университет давала только гимназия.

До XIX в. в России существовал только один университет - Московский. В первой половине XIX в. были основаны 5 университетов - Дерптский, Казанский, Харьковский, Петербургский, Киевский. Существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков, духовные, военные училища и академии.
В 30-40-е гг. в нашей стране было положено начало профессионально-техническому образованию: в Петербурге были открыты Лесной институт и Практический политехнический институт, из Строительного и Архитектурного училищ создан Институт гражданских инженеров, Горная школа преобразована в Горный институт. В Москве была открыта Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа и Техническое училище (1830, в наст. время - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

Сеть начальных и средних учебных заведений все время расширялась. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ (32 гимназии и 126 уездных училищ), то к середине века в только в каждой губернии было в среднем по 130 начальных школ. В начале XIX в. число учащихся низших и средних учебных заведений составляло 120 тыс., а в сер. 50-х гг. - уже 450 тыс. чел.

Но грамотность в основном была доступна привилегированным сословиям, основная масса населения России - крестьянство - была неграмотной. Удельный вес грамотных среди государственных крестьян составлял не более 5-7%, среди помещичьих - около 1%. Несмотря на создание системы государственного образования, уровень грамотности населения был по-прежнему невысок: к середине века в начальных училищах обучалось примерно 0,7% всех жителей; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5% всех жителей.

Книжное дело. В первой половине XIX в. продолжает расти интерес к книге, формируется система культурно-просветительских учреждений. Книгоиздательское дело сделало заметные успехи. С начала XIX в. и до середины века число названий издаваемых книг (в среднем за год) выросло со 143 до 700. Расширялась книжная торговля. В середине века в стране насчитывалось более 100 книжных лавок. Появились крупные отечественные книгоиздатели (братья И.И. и К.И. Глазуновы, С.И. Селивановский, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин). В 40-е гг. широкую известность получила издательская деятельность А.Ф. Смирдина (1795-1857). Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей, среди них - А.С. Пушкина, Н.В. гоголя, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова. Смирдин упрощал оформление, делал книги более доступными для населения. Его заслугой было издание журнала "Библиотека для чтения" (с 1834 г.), который продавался в основном в провинции. Тираж журнала - 5-6 тыс. был довольно большим для того времени.

Росло число периодических изданий. С начала XIX в. до 1850 г. число периодических органов печати возросло с 44 до 56, а с 1850 по 1860 гг. - до 230. В стране издавались общественно-литературные, научные, ведомственные журналы.

С 1838 г. стали в каждой губернии выходить "Губернские ведомости" (до 1917). Появилась ведомственная и расширилась специальная научная периодика.
Ширилась сеть литературных журналов. Среди них в 30-40-е гг. консервативно-охранительными были "Москвитянин" М.П. Погодина, "Северная пчела", "Сын Отечества" Н.И. Греча. Им противостояли журналы демократического направления - "Московский телеграф" Н.А. Полевого, "Телескоп" Н.И. Надеждина, позднее "Современник" А.А. Пушкина, "Отечественные записки" А.А. Краевского.

Ширится сеть библиотек. В некоторых губернских и уездных городах, благодаря усилиям общественности, открываются публичные библиотеки. Они содействовали распространению книг и журналов и во многих городах были важными центрами культуры.

Наука. Общие социально-экономические процессы, связанные с дальнейшим развитием капиталистических отношений, благотворно влияли на развитие науки. В первой половине XIX в. происходит дифференциация, выделение отдельных отраслей науки. Русские ученые достигли значительных успехов в развитии математики, физики, химии, агрономии, биологии, астрономии, географии, в сфере гуманитарных исследований.
Важнейшими научными центрами в то время были главным образом университеты - Московский и Петербургский. Среди ученых Московского университета были широко известны - основатель первой научной школы зоологов-эволюционистов К.Ф. Рулье, выдающийся геолог Г.Е. Щуровский, агробиолог и физик, "отец русской агрономии" М.Г. Павлов, астроном Д.М. Перевощиков - основатель университетской астрономической обсерватории, филолог Ф.И. Буслаев, историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев. Видными учеными Петербургского университета были - великий русский математик П.Л. Чебышев, правовед А.П. Куницын, экономисты и статистики К.Ф. Герман и К.И. Арсеньев, филолог-славист И.И. Срезневский. В 1854 г. в Петербургском университете был основан факультет восточных языков, и с этого времени Петербургский университет становится крупнейшим центром востоковедения в России.

Крупным научным центром в первой половине XIX в. стал Казанский университет, основанный в 1804 г. Ректор университета Н.И. Лобачевский совершил настоящий переворот в научных представлениях о природе, открыв в 1826 г. новую геометрическую систему, получившую название "неэвклидовой геометрии". Это открытие ученого создавало предпосылки для математических концепций современной физики. Одним из основателей школы первых русских химиков стал профессор университета Н.Н. Зинин. Его ученик, ректор Казанского университета в 1860-63 гг. А.М. Бутлеров сделал важнейшие открытия, положившие начало органической химии. Впоследствии оба стали профессорами Петербургского университета.
В Дерптском университете работали известный астроном В.Я. Струве и знаменитый хирург Н.И. Пирогова, впоследствии профессор Медико-хирургической академии, основоположник военно-полевой хирургии, впервые применивший наркоз при операциях.

Значительный вклад в развитие российской науки внесли ученые Академии наук. Академики М.В. Остроградский и В.Я. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, физики В.В. Петров, Э.Х. Ленц и Б.С. Якоби - в учении об электричестве, К.М. Бэр - в области эмбриологии. В 1839 г. академиком В.Я. Струве была основана Пулковская обсерватория под Петербургом.
По инициативе и при участии Российской академии наук в начале XIX в. были организованы многочисленные научные экспедиции, в результате которых были сделаны крупные географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах, проведены геологические, биологические и этнографические исследования в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Саянах. В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский осуществили первое русское кругосветное плавание, во время которого ими было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах, собраны ценные научные коллекции. В 1819-1821 гг. проведена на судах "Восток" и "Мирный" Ф.Ф. Беллингаузеном и М.П. Лазаревым экспедиция по направлению к Южному полюсу, и в ходе ее в 1820 г. была открыта Антарктида. Морские экспедиции 1815-1829 гг. О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля в Ледовитом и северной части Тихого океана установили точные очертания берегов Северной Азии и Северной Америки. В 1845 г. было создано Русское географической общество, одно из старейших географических обществ мира. Он внесло значительный вклад в изучение географии России и других стран.

Рост промышленности, успехи в области математики, физики, химии и других науках способствовали развитию технической мысли. Академик В.В. Петров в 1802 г. продемонстрировал явление вольтовой дуги и выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавления металлов. Б.С. Якоби плодотворно работал в области создания электродвигателя и гальванопластики. В 1832 г. П.Л. Шиллинг сконструировал и осуществил первую линию электромагнитного телеграфа между Петербургом и Царским Селом. Выдающийся металлург П.П. Аносов на Урале положил начало металлургии высококачественной стали и раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булата. В 30-е гг. на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостные механики братья Е.А. и М.А. Черепановы построили первый русский паровоз и небольшой участок внутризаводской железной дороги.
Значительные успехи в первой половине XIX в. были достигнуты в области медицины, в частности, в хирургии. Н.И. Пирогов , профессор Медико-хирургической академии стал основоположником военно-полевой хирургии. В период Крымской войны 1853-1856 гг. он впервые применил наркоз при операции на поле боя, неподвижную гипсовую повязку.
В развитии гуманитарных наук в первой половине XIX в. также были достигнуты значительные успехи. Эти успехи были связаны в значительной мере с историей. Все возраставший интерес к истории - характерное явление в культурной жизни России и западноевропейских стран в первой половине XIX в. Развитие исторической науки в России ознаменовалось появлением различных школ и направлений, возникновением и вспомогательных исторических дисциплин - археологии, археографии, палеографии, нумизматики, геральдики. Специально созданной Археографической комиссией при Академии наук началась широкая публикация русских летописей, исторических актов. В этот период в области истории плодотворно работает Н.М. Карамзин (1766-1826), с 1803 г. официальный историограф Александра I. В течение 1816-1829 гг. он работал над "Историей государства Российского" в 12-ти томах, первые 8 томов которого вышли в 1818 г. Н.М. Карамзин стал первым историком, сочинения которого стала читать публика. Этот труд выдающегося русского историка имеет непреходящее значение до наших дней. В первой половине XIX в. в Московском университете плодотворно работал первый русский медиевист (специалист по периоду средних веков) Т.Н. Грановский (1813-1855). В области российской истории в этот период начинал работать С.М. Соловьев (1820-1879), в будущем ректор Московского университета (1871-77), академик Петербургской Академии Наук (1872). Он представлял государственную школу отечественной историографии и занимался изучением истории Новгорода, эпохи Петра I, Александра I.
В области филологии большое внимание уделялось и изучению русского языка, произведений древнерусской и новейшей литературы, изданию переводов на русский язык античных авторов. К 30-40-м гг. XIX в. относится начало систематического изучения народного творчества. П.В. Киреевским собраны народные песни (изданные лишь в 60-70-х годах в 10-ти томах).
Общественно-политическая мысль. Отечественная война способствовала росту патриотических настроений в обществе, но также усилила идейное размежевание, привела к росту оппозиционных настроений к существующим порядкам, при которых русский народ, отстоявший независимость своей страны, продолжал оставаться в крепостной зависимости.
Основным вопросом идейной борьбы первой половины XIX в. стало отношение к крепостному праву и самодержавию. Мысль об ограниченном самодержавии, как наиболее приемлемой форме политической власти в России, была довольно распространенной в обществе в этой время. Эту идею изложил крупный государственный чиновник М.М. Сперанский в 1809 г. в "Плане государственных преобразований". Но идея М.М. Сперанского вызвала бурную реакцию в обществе и резкое сопротивление официального российского историографа Н.М Карамзина. В 1811 г. он подает императору "Записку о древней и новой России", в которой писал, что "самодержавие - есть палладиум России", оно "основало и воскресило страну и всегда было главным условием ее политического существования".
Первыми реализовать идею уничтожения крепостного права и самодержавия попытались декабристы, подняв 14 декабря 1825 г. восстание. Большую роль в своих воззрениях они отводили просвещению, как силе, способствующей социальному прогрессу. Но они считали, что прогресс при существовании крепостного права, невозможен.

Во второй четверти общественную мысль, помимо вопросов о самодержавии, крепостном праве, стали ставить вопросы о роли народа в общественном движении, взаимоотношениях России и Запада и об отношении к западноевропейскому политическому и социальному устройству. Ответы на эти вопросы были разными. Это привело к появлению различных течений общественной мысли и их размежеванию.
В целях противостояния революционным и либеральным идеям в 30-40-е гг. правительство стало искать пути усиления идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. Официальной идеологией николаевской России стала так называемая "теория официальной народности" министра просвещения графа С.С. Уварова: православие, самодержавие, народность. По мнению С.С. Уварова, эти три силы должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу воспитания в обществе и стать "последним якорем спасения" России.

Это было также "решение" вопроса о крепостничестве и самодержавии с точки зрения правительства. "Теория официальной народности" была положена в основу преподавания в школах и университетах, пропагандировалась в публицистике, литературе. Но противостоять проникновению революционных идей с Запада правительство не смогло.
Значительную роль в развитии русской общественно-политической мысли первой половины XIX в. сыграл русский религиозный мыслитель П.Я. Чаадаев (1794-1856). В 1829 - 1831 он создал "Философические письма", опубликованные в 1836 г. в журнале "Телескоп", - размышления о путях человечества к высшей свободе и великому единству, т.е. к царству Божию на Земле. Россия, полагал П.Я. Чаадаев, восприняла религию и культуру от Византии, находившейся вне Востока и Запада, и потому осталась вне истории мировой цивилизации. Изоляционизму и государственничеству православия П.Я. Чаадаев противопоставлял католицизм с его идеей всеобщности и надгосударственности. Резко отрицательная характеристика России ("Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас"; "Все народы мира выработали определенные идеи. Это идеи долга, закона, права, порядка"; "Мы ничего не выдумали сами и из всего, что выдумано другими, заимствовали только обманчивую наружность и бесполезную роскошь"). Высказанные П.Я. Чаадаевым в "Философических письмах" мысли, стали катализатором умственного движения, заставляли задумываться над вопросами, которые он поставил.
Мысль о необходимости социально-политических преобразований прочно входит в общественное сознание. В 30-40-е гг. формируются течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопический социализм, - различаясь по степени радикализма, философской основе.
Западничество и славянофильство были течениями раннего русского либерализма и знаменовали собой формирование либерально-буржуазной идеологии в России. К западничеству принадлежали историки и правоведы Т.Н. Грановский и С.М.Соловьев, Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин, публицисты В.П.Боткин, П.В.Анненков и др. Западники были сторонниками конституционной монархии, буржуазных преобразований в России, которые могли осуществиться, по их мнению, путем реформ. Славянофилы (А.С.Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф.Самарин и др.) выступали, в отличие от западников, за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. В основе его лежали самобытные нравственно-религиозные начала допетровской Руси, к возрождению которых призывали славянофилы. Они были убежденными противниками революции, но, как и западники, отстаивали мирный путь социальных преобразований, прежде всего отмены крепостного права.
К 30-м годам относится развитие идей утопического социализма. В России он распространялся в форме крестьянского или общинного социализма (А.И.Герцен), его особенностью было признание приоритета революционных методов борьбы.

В 40-50-е годы XIX в. формируется революционный демократизм. Оставаясь в рамках утопического социализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства.

Революционные демократы общественные преобразования считали необходимыми, а путь их видели в революционном свержении существующего общественного строя.

Литература. Основным направлением в русской художественной культуре в первые десятилетия XIX в. становится романтизм. Он возник в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX вв. Романтизм - это, прежде всего, особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве "духа" над "материей". По мнению романтиков, все духовное является истинно человеческим; напротив, все материальное, выдвигаясь на первый план, уродует подлинную природу человека, оно разобщает людей, становится источником вражды между ними, приводит к трагическим ситуациям.
Основоположником русского романтизма по праву считается В.А. Жуковский (1783-1852) - поэт, прозаик, переводчик, автор гимна "Боже, Царя храни!", воспитатель наследника российского престола великого князя Александра Николаевича (Александра II). В своем литературном творчестве В.А. Жуковский избрал главным предметом своей поэзии мир человеческой души. В романтизме Жуковского привлекала народная история, предания народной жизни, отозвавшиеся в сказках и песнях. В 1810-1820 гг. наступает расцвет в творчестве В.А. Жуковского. Он пишет свои лучшие "русские" романтические баллады: "Людмила" (1808), "Светлана" (1808-1812). "Людмила" - это вольный перевод. Взяв за основу сюжет баллады немецкого поэта Бюргера "Ленора", В.А. Жуковский создаёт своё оригинальное произведение. В основу его фантастического сюжета легли средневековые религиозные представления, вера в чудесное спасение или погибель души. Стихия народной жизни, фольклор становятся для В.А. Жуковского источником высокой поэзии при написании одной из его лучших баллад "Светлана" (1814). Сюжет баллады трактован в рамках бытовой сцены гаданий девушек "в крещенский вечерок", что дало возможность поэту воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов и так далее. Жуковский тонко и верно передал состояние души девушки, охваченной романтическим страхом перед возможными ночными чудесами и боязнью за жизнь любимого. Его перу принадлежат не только оригинальные "русские" баллады, но и талантливые переводы из зарубежной классики, например, "Лесной царь". Это перевод баллады Гете "Erlkonig", сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе. Обращаясь к богатой образами таинственного, потустороннего мира поэзии европейских романтиков, Жуковский всегда оставался поэтом-христианином. Идеализация зла, любование грехом, богоборческие мотивы - все это было Жуковскому чуждо. В его оригинальной и переводной лирике мы видим стремление открыть человеку путь чистоты, путь духовного восхождения.
В своем творчестве он также обращался к национально-патриотической тематике. Одним из первых его патриотических произведений стала ода "Песнь барда над гробом славян-победителей" (1805), написанная после Аустерлицкого сражения. Перед Отечественной войной В.А. Жуковский работает над переводом "Слова о полку Игореве", разрабатывает план исторической поэмы о временах кн. Владимира. После Бородинского сражения В.А. Жуковский, в то время офицер московского ополчения, пишет стихотворение "Певец во стане русских воинов" (1812), которое принесло ему всероссийскую славу. В звонких, торжественных стихах звучала хвала славным предкам, воспевались вожди русской армии.

Таких стихов в России еще не было. В том же 1812 Д. Бортнянский создал на основе "Певца…" патриотическую песнь для хора, ее исполняли в виде застольной песни с хоровым припевом. В.А. Жуковский много занимался литературными переводами Ф. Шиллера, Дж. Байрона, перевел "Одиссею" Гомера. Общеизвестно его участие в судьбе А.С. Пушкина. На руках В.А. Жуковского умер А.С. Пушкин, В.А. Жуковский стал опекуном его детей.

Творчество В.А. Жуковского оказало огромное влияние на становление А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других писателей.
Под влиянием творчества В.А. Жуковского, других поэтов-романтиков в русской литературе формируется понимание национальной самобытности и народности литературы. В 20-е гг. понятие "народность" отождествлялось с национальной самобытностью, т.е. с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т.д.

В 30-40-е гг. идейные искания приводят к более глубокому понятию народности. Развивая и углубляя понятие народности литературы, классики русской критики в качестве необходимого ее условия считали соответствие изображаемого писателем в своих произведениях жизненной правде. По мнению В.Г.Белинского, истинно народное произведение то, которое отвечает объективным интересам народа. Отражая реальную, тяжелую жизнь простых людей, художественное произведение должно призывать к борьбе за ее изменение. Этот тезис стал одним из главных положений революционно-демократической эстетики.

В 40-е гг. развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Огромную роль в развитии русской национальной литературы и культуры сыграл А.С. Пушкин (1799-1837) - великий русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка.
Уже в первых юношеских стихах, написанных в период обучения в Царскосельском лицее (1813 по 1817 гг.), проявились искренность, откровенность, прямодушие, непосредственность, честность и смелость натуры А.С. Пушкина. В 1815 г., на лицейском акте, Пушкин прочитал свое стихотворение "Воспоминания в Царском Селе" - в присутствии самого Г.Р. Державина. С этого замечательного дня можно считать, что юный Пушкин догнал самого крупного поэта XVIII в. - Г.Р. Державина. Эти стихи Пушкина не только равны державинским, но местами - совершеннее. Знаменитые строчки, где упомянут Державин, были следующие:

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громкозвучных лир.

16-летний Пушкин тремя словами охарактеризовал вся сущность поэзии Г.Р. Державина - одного из самых крупных поэтов XVIII в.
Первым большим по объему произведением А.С. Пушкина была поэма "Руслан и Людмила" (1820). В день окончания поэмы В.А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с искренней надписью - "Победителю-ученику от побежденного учителя". Это была правда: в 1820 г. А.С. Пушкин уже превзошел своего учителя - В.А. Жуковского (первого учителя - Державина он превзошел еще в лицее). В это же время и К.Н. Батюшков (третий учитель Пушкина) признал превосходство поэта и воскликнул: "Злодей, как он стал писать".

А.С. Пушкин хотел создать произведение шекспировского масштаба. Н.М. Карамзин из русской истории подсказал ему сюжет. В 1825 А.С. Пушкиным была закончена трагедия "Борис Годунов". К этому времени поэт достиг полной творческой зрелости и желаемой цели. В поэме А.С. Пушкин затронул не только основные проблемы русской литературы XIX в., но всей русской истории: народ и власть, роль личности и народа в истории. Характеры главных лиц этой трагедии: Бориса Годунова, Самозванца, Марины, Шуйского и др., - даны полно, цельно, в диалектической динамике и их личных переживаний, и их взаимоотношений друг с другом. Знаменитый монолог Бориса Годунова является, пожалуй, вершиной творчества А.С. Пушкина:

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе. –

Ах! Чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть.

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Огромную, решающую роль в этой трагедии играет невидимый главный герой - народ. Гениальна последняя фраза трагедии: "Народ безмолвствует".
В 1828 г. А.С. Пушкин пишет поэму "Полтава". В ней - два главных героя: Петр Великий и Мазепа. Основная идея поэмы заключается в противопоставлении этих личностей. Мазепа - носитель личного эгоистического начала, а Петр - носитель государственной идеи, идеи общего народного блага. Стих в "Полтаве" при всей своей простоте поражает исключительной силой и художественным совершенством. Описание украинской ночи, появление Петра Великого перед войсками, сам Полтавский бой, описание казни, характеристика Мазепы - все выражено незабываемыми стихами, предельно сжатыми, насыщенными глубоким психологическим содержанием, с шекспировской глубиной и ясностью.
Осенью 1830 г. поэт вынужденно проводит в имении Болдино, часть которого выделил ему отец ввиду женитьбы на Наталье Гончаровой. Эта "болдинская осень", проведенная в полном уединении, оказалась очень плодотворной для творчества. Такого прилива вдохновения и работоспособности у него еще никогда не было. В эту осень А.С. Пушкин написал: две последние главы "Евгения Онегина", "Домик в Коломне", четыре "малых трагедии" ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы" и "Дон Жуан", впоследствии названный "Каменный гость"), пять "Повестей Белкина" в прозе и около 30 прекрасных стихотворений, среди которых были такие шедевры, как "Бесы", "Осень", "Безумных лет угасшее веселье", "В начале жизни школу помню я", "Для берегов отчизны дальной".
Главным творением "болдинской осени" является роман в стихах "Евгений Онегин", над которым поэт работал семь лет (1823-31). В романе А.С. Пушкин поставил себе целью отобразить явление типично русского байрониста на фоне широкой картины русской жизни того времени, т. е. 20-х гг. XIX в. Главное лицо романа, конечно, Татьяна. Это - идеальный образ русской женщины, идеальный женский образ во всей мировой литературе.
По возвращении из Болдина в Москву А.С. Пушкин 18 февр. 1931 г. венчался с Н. Н. Гончаровой. В это же время А.С. Пушкин начинает писать свои несравненные народные сказки: "О царе Салтане" (1831), "О рыбаке и рыбке" (1833), "О мертвой царевне" (1833), "О золотом петушке" (1834) и "Песни западных славян" (1833). В 1833 г. Пушкин совершает путешествие в Оренбургскую губернию, чтобы собрать материалы для "Истории Пугачевского бунта". На основе собранного документального научного исторического материала о времени Пугачева А.С. Пушкин пишет свою замечательную историческую и в то же время психологическую повесть - "Капитанская дочка" (1833-1836). В 1833 А.С. Пушкин написал поэму "Медный всадник", вновь вернувшись к теме Петра Великого. Основная идея этой поэмы - противопоставление личных интересов интересам общегосударственным. Великим деяниям Петра, в частности основанию Петербурга, противопоставляются личные мечты молодого человека о семейном счастье с любимой девушкой; однако стихийное бедствие (страшное наводнение в Петербурге) беспощадно разрушает все его мечты: невеста гибнет от наводнения, а сам он сходит с ума. Т. о., несчастный Евгений является одной из жертв петровского дела - основания новой столицы, а Петр Великий - косвенным виновником его гибели. Пушкин с большим и искренним сочувствием описывает несчастья Евгения, но всецело становится на сторону Петра, понимая огромное значение петровских преобразований для России.

В художественном отношении это - лучшая поэма Пушкина. Самые характерные черты пушкинского творчества: сжатость, лапидарность, "сгущение мысли в слове", скульптурность образов, идейная насыщенность, глубина и ясность творческой мысли, гармония частей и целостная простота единства композиции - все присутствует в этой поэме. Этими же свойствами обладают и др. произведения А.С. Пушкина последнего периода его жизни: "Пиковая дама" (1833), "Египетские ночи" (1835) и др.
Одаренный гениальными способностями, А.С. Пушкин в течение всей своей краткой жизни был поставлен в крайне неблагоприятные условия, но сила и яркость его исключительного таланта побороли все препятствия и сделали его русским гением. Многообразие разработанных жанров и стилей (стихи, поэмы, баллады, проза), легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, "просвещенный гуманизм", универсальность поэтического мышления и самой личности А.С. Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности. Русскую словесность А.С. Пушкин поднял до уровня мировой. Известный литературный критик середины XIX в. Аполлон Григорьев очень емко в афоризме выразил значение А.С. Пушкина для русской цивилизации: "Пушкин - наше все". А.С. Пушкин безраздельно слился и затем не отделял уже себя от той России, в которой родился, вырос, возмужал и жил. Он принял свою Родину всю, целиком, с ее трудной историей, с ее необъятными далями, плохими дорогами, безудержной народной удалью и разлитой в русской жизни тоской. Он преклонялся перед русским прошлым, гордился им, видел в нем огромные духовные богатства, глубокие нравственные начала. Он верил в великое будущее России.

Вся образованная Россия знала, ценила и беззаветно любила своего национального гениального поэта. В оценке этой любви поэт Ф.И. Тютчев был прав: "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет".
В становлении реализма в литературе важная роль принадлежит русскому поэту М.Ю. Лермонтову (1814-1841). Непростые семейные обстоятельства (смерть матери в 1817 г., размолвка отца с воспитывавшей Лермонтова бабушкой) наложили отпечаток на мироощущение и творчество будущего поэта. Уже в своих ранних романтических стихах (1828-34), выходящих за рамки ученичества, М.Ю. Лермонтов пытается осмыслить свое внутреннее "я", личные отношения с окружающим миром и мирозданием. В них отразились трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы "жизни назначенья" (Поэт", 1828; "Русская мелодия"; 1829; "Нет, я не Байрон…", 1832). Но М.Ю. Лермонтов осознает свое высокое предназначение.
В 1835-39 гг. М.Ю. Лермонтов достигает творческой зрелости. В этот период он работает напряженно, создавая яркие образцы почти во всех жанрах: драма "Маскарад" (1835), поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837), "Мцыри" (закончена в 1839), большая часть романа "Герой нашего времени" (1840) и ряд выдающихся лирических шедевров, принесших поэту всеобщую известность ("Смерть поэта", 1837; "Дума", "Поэт", 1838; "Три пальмы", "Молитва", 1839 и др.). В эти годы М.Ю. Лермонтов близок к завершению своего итогового грандиозного труда - философской поэмы "Демон", которая будет окончена в 1839 году.

В этих произведениях М.Ю. Лермонтов сосредоточился на анализе соотношения в человеке света и тьмы, благородной силы и слабости, идеально-высокого и низменного и пошлого. В наибольшей отчетливостью эти признаки поэтического мышления поэта проявились в драме "Маскарад" (1835). Все в светских кругах - "маскарад", порою и сама человеческая честь. Главный вопрос драмы - как же жить? По совести, оправдывая свое появление на свет добродеянием и трудом, или - за счет изощренности, "обгона" других, считая, что человеческая жизнь - "игра", ринг, где побеждает лишь "сильный" да "изворотливый", пренебрегая законами чести?
М.Ю. Лермонтов поднял одну из самых злободневных социально-философских тем в жизни человека. Перипетии пьесы убеждают читателя, что жизнь - отнюдь не игра. Когда человек в своей жизни расходится с законами Мироздания, то его жизнь превращается в трагедию. В этом глубинная суть "Маскарада" и главная причина жизненного краха Арбенина. У него был выход из кризисной ситуации (поверить супруге), но он его отверг, т. к. считал, что все в жизни "игра". В игре же нет доверия, нет места "чувствам". На первом плане в игре ("карточной" и наяву) - диктат "ума", "опытности", "силы". А чтобы "здесь выигрывать - Вам надо кинуть все: родных, знакомых, честь". Это философия дьявольских искусителей, отвергающих Божью справедливость. Доверившись такой философии, Арбенин гибнет.

На смерть А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтов отзывается взрывным по тону и силе и глубоко патриотичным стихотворением "Смерть поэта" (1837). Поэт клеймит позором тех, кто прибывает в Россию "на ловлю счастья и чинов", кто презирает "земли чужой язык и нравы", кому ненавистна честь России и кто "жадною толпой" теснится у трона, дабы любой ценой, в т. ч. злословия и предательства, обрести земное благополучие. М.Ю. Лермонтов взывал не к "революции", а к "Божьему суду" с тем, чтобы поразить "наперсников разврата".

Вершиной литературного реализма М.Ю. Лермонтова стал роман "Герой нашего времени" (1840). Печорин "гоним" своим обществом и презирает его, находя в нем бездушие и пошлость. Выученик абстрактного философизма по западному образцу, Печорин лишен чувства отчизны, чувства России. Оторвавшись от отечественных традиций, герой не знает, что делать с собой. Действительная жизнь, которую он понимал в чем-то глубже окружающих его людей, нравственные ценности русского народа, - все это не затронуло героя, не вошло в плоть и кровь его деяний, чувств. По возвращении из Персии - многозначительная деталь: знак чужбины! - Печорин умирает.

В произведениях последнего периода жизни и творчества М.Ю. Лермонтова ("Пророк", 1839; "Казачья колыбельная песня", 1840; "Демон", 1840; Родина", 1841 "Выхожу один я на дорогу", 1841;) М.Ю. Лермонтов приходит к выводу о фундаментальности в жизни каждого человека таких понятий, как: Бог, Отчизна, дом родной.

Огромна роль Н.В.Гоголя(1809-1852) в русской литературе. "Мертвые души" (1-й том вышел в 1842 г.) - одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени.
В первой половине XIX в. русская литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни - общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей "натуральной школы" был "маленький человек" с его нелегкой житейской судьбой.
Новый мир русского купечества открыл для русского читателя А.Н. Островский. Героем литературных произведений становится крепостной крестьянин (повести Д.В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И.С.Тургенева).
Художественная литература в духовной жизни общества приобретает преобладающее влияние.

Театр. Все более заметную роль в общественно-культурной жизни общества в первой половине XIX в. играл театр.
В начале XIX в. сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись "министерством двора Его Императорского Величества". В России вплоть до 1882 г. действовала так называемая государственная театральная монополия, так как театр считался искусством идеологическим, требующим пристального надзора. В подчинении двора было два театра в Петербурге - Александринский Михайловский - и два в Москве - Большой и Малый. Репертуар этих театров почти совпадал, что объясняется не очень богатым выбором пьес и единым руководством.

В культурной жизни Петербурга в первой половине XIX в. пальма первенства переходит к Александринскому театру (ныне - Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина). К этому времени главный театр Петербурга - Большой каменный (1783) из-за плохой акустики постепенно приходит в упадок. С 1828 по 1832 г. архитектор К. России строит здание нового театра, который первоначально получает название "Малого". Торжественное открытие театра состоялось в 1831 г. патриотической трагедией М.В. Крюковского "Князь Пожарский". В честь жены императора Николая I Александры Федоровны театр получил название "Александринский".
В Москве в октябре 1824 г. на Петровской (ныне Театральной) площади открывается Императорский театр. В январе 1825 года на той же площади после пожара 1812 года был реконструирован и другой театр, который из-за его размеров стали именовать Большим(до этого он назывался Петровским), а первый театр стали именовать Малым. Вначале театры имели общую труппу и представляли вниманию публики оперные, балетные и драматические спектакли. Но постепенно Малый стал специализироваться на драматических постановках, а Большой - на опере и балете.
Долгое время на сцене господствовали каноны классицизма с его внешней импозантностью, парадностью и риторичностью, с преобладанием в репертуаре античных мифологичных сюжетов. Но уже в 20-30-е гг. XIX в. классицизм был оттеснен романтической школой, для которой характерна героико-трагедийная тематика, а в исполнительской манере актеров большое внимание уделялось внутренним переживаниям персонажей.
Одним из представителей романтизма на русской сцене был замечательный русский актер П.С.Мочалов (1800-1848). С 1824 г. его актерская судьба была связана с Малым театром. В своей актерской игре стремился в первую очередь к раскрытию конфликта героя с действительностью. Был наделен "пламенным" темпераментом, его игра отличалась бурной эмоциональностью, богатством оттенков, стремительными переходами от спокойствия к возбуждению. Его прославили роли Гамлета ("Гамлет" У. Шекспира), Карл Моор, Фердинанд ("Разбойники", "Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Чацкий ("Горе от ума" А.С. Грибоедова).

Драматургия А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, особенно А.Н. Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.
Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин (1788-1863). До 1822 г. он был крепостным, играл в крепостном театре. С 1824 г. - актер Малого театра. На сцене утверждал просветительское значение театра, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Его лучшие роли - в произведениях сатирической направленности: Фамусов ("Горе от ума" А.С. Грибоедова), Городничий ("Ревизор" Н.В. Гоголя), а также "униженных и оскорбленных" - Муромский ("Свадьба Кречинского" А.С. Сухово-Кобылина), Кузовкин ("Нахлебник" А.С. Тургенева).

На сцене русского театра появляется целая плеяда замечательных русских актеров - Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, ПС. Мочалов, М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов. В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.

Музыка. Отечественная война 1812 г. оказала огромное воздействие на развитие русской музыки. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К.А. Кавоса "Иван Сусанин", 1815).

Видным представителем романтизма в русской музыке был А.Н. Верстовский (1799-1862 года), российский композитор и театральный деятель - автор опер, романсов, баллад. А.Н. Верстовский был одним из основоположников русской оперы-водевиля. Его опера-водевиль "Бабушкины попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: "Карантин" (1820), "Новая шалость, или Театральное сражение" (1882, в сотрудничестве с Маурером и Алябьевым); "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" (1822). Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила" (либретто Загоскина), поставленная в Москве в 1835 г. со знаменитым Петровым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. А.Н. Верстовский - автор нескольких десятков романсов, в числе которых "Черная шаль" (сл.А.С. Пушкина), а цыганский романс "Старый муж, грозный муж" (сл. А.С. Пушкина) исполняла не раз Полина Виардо.
В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А. Дельвига, В.Ф.Одоевского. Большую популярность в Москве приобрел литературно-музыкальный салон княгини Зинаиды Волконской на Тверской (ул. Горького, 14), бывший, по словам Вяземского, "изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества". Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, где находился "Малый двор" наследника престола Павла Петровича. Находясь в натянутых отношениях с матерью и не простив ей смерть отца, Павел Петрович жил в отдаленной от Петербурга резиденции - Павловске. Эта резиденция была подарена Павлу Петровичу в честь рождения у него наследника Александра (будущий император Александр I). Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Федоровна были лишены права заниматься воспитанием собственных детей, их воспитанием занималась сама Екатерина II. Поэтому Мария Федоровна отдохновение находила в занятиях искусством. После проведения железной дороги из Петербурга в Царское Село в 1837 г., в Павловске устраивались постоянные концерты. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И.Штраус.
Основоположником русской национальной классической композиторской школы стал М.И.Глинка (1804-1857). М.И. Глинка - создатель русской музыкальной классики. Его музыка вывела русскую школу на мировой уровень по художественному совершенству и профессиональному мастерству. Он по-новому решил проблему национального в музыке. Он очень хорошо чувствовал национальный русский характер и выразил в музыке русский героический дух, а так же создал образцы русской национальной лирики. В 1836 на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера Глинки "Иван Сусанин". М.И. Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина-патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость русского народа. Оперу довольно сухо встретила великосветская публика, "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России восторженно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.С. Хомяков. В 1842 в том же театре состоялась премьера оперы "Руслан и Людмила". В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами. Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы А.С. Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику. Для творчества М.И. Глинки были характерны цельность, ясность взгляда на мир, стройность, уравновешенность форм, светлое восприятие мира, гармоническое равновесие между добром и злом. М.И. Глинка глубоко проник в суть русской народной песни, много изучал, но цитировал мало. Язык русской народной песни стал у него своим. В 1848 г. он создает свое значительнейшее симфоническое произведение - "Камаринскую", в которой, по словам П.И. Чайковского, "как дуб в желуде", - вся русская симфоническая школа. М.И. Глинка считается родоначальником русской классической музыки, зачинателем двух новых направлений русской оперы (народная музыкальная драма и опера-сказка), он заложил основы русского симфонизма, его романсы являются классическими образцами этого жанра.
Наряду с М.И. Глинкой основоположником русской классической музыки был А.С. Даргомыжский (1813-1869). Его главное произведение - опера "Русалка" (1855, по драматической поэме А.С. Пушкина) знаменовало рождение нового жанра русской оперы - народной бытовой психологической драмы. А.С. Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере "Каменный гость"). А.С. Даргомыжский оказал значительное влияние на композиторов "Могучей кучки" (М.А. Балакирев, П.И. Чайковский и др.).

Архитектура. Главенствующий художественный стиль начала века в архитектуре - зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, особенно начала XX столетия, часто именуемый русским ампиром. Русская архитектура этого периода решает большие градостроительные задачи: в Петербурге и Москве архитектурно оформляется центр города, Москва после пожара 1812 г., когда выгорело 70% зданий, по сути отстраивалась заново. Идеалом становится античность в ее греческом варианте. Широко используется дорический (более строгий) ордер, большую роль в облике здания играет скульптура, большое значение имеет цвет зданий (обычно колонны и статуи - белые, фон - желтый или серый). Сооружается очень много общественных зданий: учебные заведения, театры, ведомства и т.д.
Одним их архитекторов, работавших в стиле ампир, был А.Д. Захаров(1761-1811 гг.). В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Работы по упорядочению архитектуры города начались с архитектурного оформления центра Петербурга - возведения здания Адмиралтейства по проекту архитектора А.Д. Захарова.
А.Д. Захаров окончил Академию художеств с золотой медалью, и в 1782 г. оправился в пенсионерскую поездку во Францию. В 1805 г. он был назначен главным архитектором Адмиралтейства, а в следующем году приступает к перестройке коробовского (1727-1738 гг.) здания Адмиралтейства (1806-1823). Перестроив старое здание, он превратил его в главный ансамбль Петербурга. По сути А.Д. Захаров построил новое здание, состоящее из двух П-образных в плане корпусов, причем, один корпус как бы вложен в другой. Внутренний объем - это корабельные и чертежные мастерские, склады; внешний - ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и пр. Главный фасад Адмиралтейства - одно из самых длинных зданий в мировой архитектуре - 406 м., в центре которого находится триумфальная проездная арка со шпилем. А.Д. Захаров сохранил гениальный коробовский замысел шпиля, проявив такт и почтение к традиции и сумев его трансформировать в новом классицистическом образе здания в целом. В единстве с архитектурой находится декоративная пластика здания: Адмиралтейство - морское ведомство России, мощной морской державы. Вся система скульптурного убранства была разработана самим Захаровым и блестяще воплощена лучшими скульпторами начала века. Монументальный объем Адмиралтейства вместе со знаменитым шпилем стали одним из главных градостроительных акцентов центра Петербурга, который зрительно замыкает на себе три лучевых проспекта - Вознесенский, Невский и Гороховую улицу. Адмиралтейство А.Д. Захарова - едва ли не единственный памятник русской архитектуры, вошедший во все хрестоматии западноевропейского искусства начала XIX в.

Принципиальное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на Стрелке Васильевского острова, которое блестяще было осуществлено швейцарцем по происхождению Тома де Томоном (ок. 1760-1813). Он приехал в Россию в конце XVIII столетия, уже поработав в Италии, Австрии. В это время правительство решило архитектурно оформить Стрелку Васильевского острова. Петербург в это время был крупнейшим портом, торговым центром, а достойного здания для совершения торговых сделок, складов для товаров не было. Издавна своеобразным торговым центром был Васильевский остров. Был объявлен конкурс на оформление Стрелки, и его выиграл Тома де Томон. Биржа (1805-1810) имеет вид греческого храма - перипетра, т.е., здания, окруженного со всех сторон колоннами, на высоком цоколе. Декор почти отсутствует. Простота и ясность форм и пропорций придают зданию величественный, монументальный характер и позволяют противостоять обширному пространству водной глади. Берег Стрелки был выдвинут на 100 метров в Неву, облицован гранитными плитами, к воде были устроены удобные спуски. Таким образом, перед зданием Биржи появилась площадь. Тема господства над водой была развита в монументальной скульптуре. По обеим сторонам Биржевой площади были установлены ростральные колонны. Колонны украшены рострами - носовыми частями кораблей, согласно древнеримской традиции, и скульптурными аллегориями великих русских рек Волги, Невы, Днепра у подножия, созданными С.С. Пименовым. И.И. Теребневым и В.И. Демут-Малиновским.
Третьим великим зодчим, работавшим в стиле ампир, был А.Н. Воронихин (1759-1814). Он родился на Урале в семье крепостного графа А.С. Строганова - президента Академии художеств, одного из богатейших людей своего времени. Способности мальчика были замечены рано, и в 1777 г. граф отправляет его в Москву. Он учится у Казакова, Баженова, совершает пенсионерскую поездку в Рим, Париж. Главное его творение - Казанский собор (1801-1811). За основу проекта был взят собор святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини (1617 г.). Но Воронихин творчески развил римские ренесансно-барочные идеи, создав монументальный ансамбль с увенчанной куполом полукруглой, открытой к проспекту колоннадой. Классицистическая строгость общего замысла сочетается с триумфальной пышностью декоративного убранства. Новаторским является решение купола с внешней оболочкой, впервые в таком масштабе выполненной на чисто металлической основе. В 1813 г. в соборе был погребен М.И. Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Здесь хранились знамена и другие реликвии, отбитые у наполеоновских войск. Позже перед собором были поставлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, исполненные скульптором Б.И. Орловским. Площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная колоннадой, стала одним из средоточий общественной жизни города. Во второй половине XX в. здесь проводились митинги и демонстрации.

Ведущим петербургским архитектором "русского ампира" был К.И. Росси (1777-1849). Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности. К.И. Росси - автор планов реконструкции 13 площадей в центре Петербурга и 12 улиц.

В 1819-1825 гг. под его руководством возводится Михайловский дворец. Дворец получил название по имени своего владельца - четвертого сына Павла I - Михаила Павловича. Еще при своей жизни Павел I стал ежегодно откладывать из своих личных средств определенную сумму для строительства дворца для своего последнего сына Михаила. Уже после смерти Павла I император Александр I решил ко дню бракосочетания брата Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны построить дворец. Строительство дворца император доверил К.И. Росси. Главный корпус дворца, названного Михайловским по имени его владельца, Росси построил в глубине просторного двора. Знаменитый архитектор лично следил за работой специалистов, которым была поручена внешняя и внутренняя отделка здания. Под его руководством лучшие скульпторы того времени - С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский - оформили главный фасад дворца портиком с восемью коринфскими колоннами, поднятым над землей на высоту второго этажа, выполнили на наружных стенах фигурные барельефы и установили у центрального входа двух каменных львов, словно бы охраняющих здание. Барельефы и живописные панно, созданные художниками А. Виги, Д. Скотти и Б. Медичи, украсили и внутренние помещения дворца, среди которых особенно роскошно и оригинально был отделан Белоколонный зал. Он был разделен на три части рядами коринфских колонн, а его стены украсили барельефами и живописными панно, на которых А. Виги изобразил сцены из античных поэм "Илиада" и "Одиссея". Не забыл Росси и об обстановке будущего здания - мебель и хрустальные люстры Михайловского дворца были сделаны по его эскизам.
Одновременно (1819-1829 гг.) Росси занимается оформлением Дворцовой площади. На площади по проекту К.И. Росси в стиле классицизма было возведено здание Главного штаба. Перед зодчим стояла труднейшая задача - соединить в единое целое барочный дворец В.В. Растрелли и монотонный классицистический фасад здания Главного Штаба. Архитектор нарушил унылость последнего Триумфальной аркой, и придал правильную форму площади - одной из самых больших среди площадей европейских столиц. Триумфальная арка, венчаемая колесницей Славы, придает всему ансамблю высокоторжественный характер. На площади по проекту О. Монферрана была возведена 47-метровая колонна из гранитного монолита - памятник Александру I и одновременно - монумент в честь побед русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, в знак печали по безвременно скончавшемуся императору Александру , была выполнена Б.И. Орловским.

Одним из замечательных ансамблей К.И. Росси был Александринский театр, построенный по последнему слову техники того времени, прилегающую к нему Александринскую площадь. Театр получил название в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны.
Последнее творение К.И. Росси в Петербурге - здание Сената и Синода (1829-1834) на знаменитой Сенатской площади. Уже в этом творении великого архитектора видны новые черты, характерные для позднего творчества зодчего и последнего периода ампира в целом: некоторой дробности архитектурных форм, перегруженности скульптурными элементами, жесткости, холодности и помпезности.

"Самым строгим" из всех архитекторов позднего классицизма был В.П. Стасов (1769-1848). Выходец из небогатой дворянской семьи, он учился в гимназии при Московском университете. Участвовал в оформлении праздников при коронации императора Александра I.. В.П. Стасов был замечен императором и послан в пенсионерскую поездку во Францию, Италию, Англию. Одна из главных работ В.П. Стасова - Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге (1817-1821). Павловский полк был создан указом Павла I в 1796 г., принимал активное участие в Отечественной войне 1812 г., в 1813 г. был удостоен наименования "лейб-гвардии Павловский". Постройка казарм для Павловского полка оформила гигантскую городскую площадь, служившую для военных смотров, парадов, учений. Огромный по площади фасад - 144 м. - обработан тремя портиками из дорических гладких колонн, поставленных на высоком цокольном этаже. Средний портик увенчан ступенчатым аттиком, богато декорированным скульптурой. Скульптурное панно из воинских атрибутов подчеркивают назначение здания. Интерьеры Павловских казарм по-военному лишены художественного убранства.

В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. В войну 1812 г. было уничтожено более 70% городского жилого фонда - тысячи домов и более сотни церквей. Сразу после изгнания французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий.
Большая роль в восстановлении Москвы после пожара 1812 г. принадлежит О.И. Бове (1784-1834). Сын выходца из Италии, Бове учился в архитектурной школе в Москве. Работал помощником М.Ф. Казакова и К.И. Росси. С 1814 г. возглавил комиссию для строений г. Москвы "по фасадической части". О.И. Бове создал многочисленные типовые проекты жилых домов, на основе которых складывался облик регулярной жилой постройки и возник тип московского особняка первой трети XIX в. с присущими ему простотой, сочетанием парадности и интимности, уюта. К таким относился особняк С. Гагарина на Новинском бульваре (утрачен в 1941 г.). Бове также спроектировал ряд архитектурных ансамблей, превративших городской центр Москвы в целостную архитектурно-пространственную зону. На Красной площади им были возведены заново Торговые ряды. О.И. Бове создает ансамбль Театральной площади (1816-1825), строя Большой и Малый театры. Театральная площадь стала первой регулярной площадью в Москве. В 1828-1833 гг. на базе Голицынской больницы М.Ф. Казакова О.И. Бове создает здание Первой Градской больницы, которая стала первой общедоступной больницей Москвы, созданной на средства городского собрания "для пользования людей всякого состояния". В обстановке большого патриотического подъема О.И. Бове создает Триумфальные ворота у въезда в Москву со стороны Петербурга (1827- 1834, ныне на проспекте Кутузова).

В это время в Москве также работали Д.И. Жилярди (1788-1845) и А.Г. Григорьев (1782-1868). Жилярди перестроил сгоревший во время войны казаковский Московский университет (1817-1819). В результате перестроек более монументальными становятся купол и портик, из ионического превратившийся в дорический. Много Жилярди и Григорьев работали в усадебной архитектуре (усадьба Усачевых на Яузе, 1829-1831, имение Голицыных "Кузьминки", 20-е годы; дом Луниных у Никитских ворот, построенный Д. Жилярди, 1818-1823; дом Хрущевых, 1815-1817, ныне музей А.С. Пушкина, построенный А. Григорьевым).

К 40-м годам XIX в. классицизм утратил свою гармонию, утяжелился, усложнился, это мы видим на примере Исаакиевского собора в Петербурге, строившегося Огюстом Монферраном сорок лет (1818-1858). Исаакиевский собор - крупнейшее сооружение позднего русского классицизма, кафедральный храм Православной церкви. Его размеры грандиозны, его высота составляет 101,5 м., уступая только собору святого Петра в Риме и равняясь по величине собору святого Павла в Лондоне. В нем одновременно могут находиться 13 тыс. чел. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с Православной церковью. Огромный купол собора был собран из металлических конструкций, а снаружи покрыт золочеными медными листами.

К великим архитекторам середины XIX в. принадлежит К. А. Тон (1794 - 1881). В своем творчестве он попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал декор русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма.
Работы К.А. Тона понравились императору Николаю I. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1839 - 1849 гг. под его руководством и при участии архитекторов Ф. Ф. Рихтера, Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова, В. А. Бакарева и др.

На высоком Боровицком холме был построен Большой Кремлевский дворец. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. На этом месте ранее стоял дворец XVIII века, построенный архитектором В. Растрелли.

С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Во дворце имелись личные покои императора и его семьи из семи комнат, каждая из которых - Столовая, Гостиная, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет императора, Приемная - выдержаны в своем стиле и представляют художественное целое. Пространство на Собственной половине членится столбами на две части: на своеобразный коридор, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и другими элементами убранства. Расположение комнат анфиладой создает смену впечатлений, выделяет своеобразие каждого помещения. Дворец известен своими парадными залами, получившими названия в честь русских дореволюционных орденов (Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский). Из них самый торжественный - Георгиевский зал - украшен статуями (работы И. П. Витали), олицетворяющими области, вошедшие в состав России, барельефами с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона (скульптор П. К. Клодт), мраморными досками с именами Георгиевских кавалеров и названиями отличившихся в сражениях воинских частей. До 1917 Большой Кремлёвский дворец был московской резиденцией русских императоров и служил для парадных приёмов. После Великой Октябрьской революции и перенесения столицы Советского государства в Москву (март 1918) в бывшем Андреевском зале Большого Кремлевского дворца проводились заседания высших советских и партийных органов, конгрессы Коминтерна. Здесь многократно выступали В. И. Ленин, выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения. В 1933-34 гг. из Андреевского и соседнего Александровского залов по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица был создан самый большой во дворце Зал заседаний, рассчитанный на 2500 мест. Центром архитектурной композиции зала являлась монументальная статуя В. И. Ленина (скульптор С. Д. Меркуров). 5 декабря 1936 на Чрезвычайном 8-м съезде Советов СССР здесь была принята Конституция СССР. В Зале заседаний происходили сессии Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, всесоюзные совещания работников промышленности и сельского хозяйства, съезды творческих союзов; дипломатические и правительственные приёмы. В 1993-1995 гг. в Большом Кремлевском дворце был произведен капитальный ремонт, были восстановлены Андреевский и Александровский залы. В настоящее время Большой Кремлевский дворец является парадной резиденцией президента России.
В 1839 г. К.А. Тон приступил к строительству на берегу Москвы-реки храма Христа Спасителя. Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек. Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периме


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты