Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общественная жизнь при Николае I




В царствование Николая I многие образованные люди стали размышлять о причинах поражения декабристов, о прошлом России, ее настоящем, будущем, о пути ее дальнейшего развития.

На эти размышления существенное влияние оказывали наличие в России крепостнического строя, стремление власти упорядочить существующую организацию общества, опыт общественного и экономического развития западных стран, социальные и философские идеи западных мыслителей, идеи декабристов и опыт их поражения.
Так в обществе возникло общественное движение второй четверти XIX в. От общественного движения первой четверти XIX в. оно отличалось тем, что развивалось в условиях жесткого николаевского правления, становилось более демократичным (помимо дворян стало включать и разночинцев), испытывало сильное влияние немецкой философии Фихте, Гегеля, Шеллинга. В эти годы происходит оформление новых общественных течений и концепций: славянофильства, западничества, народничества, "теории официальной народности".

Кружки 20-30-х гг. В условиях жесткого николаевского правления основной формой общественного движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников. Следует отметить также, что большее, чем прежде, общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.

В 1823 г. в Москве среди молодежи возник кружок "Общество любомудрия", носивший по преимуществу философский характер. Организатором кружка был молодой поэт и философ Д.В. Веневитинов. В кружок входили И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков и др. "Любомудры" находились под сильным влиянием немецкой философии (Шеллинга), их "любомудрие" было направлено, главным образом, против французской и английской философии, против рационализма и эмпиризма во всех их проявлениях. Философские искания у многих молодых людей сочетались с либерально-политическими взглядами. На заседаниях члены общества читали и обсуждали рефераты по философии, истории, литературе. Общество было закрытым, имело устав и протоколы заседаний. После 14 декабря 1825 г. В.Ф. Одоевским протоколы заседаний были сожжены, члены общества приняли решение о самороспуске, но друзья продолжали встречаться. Начиная с 1827 г. "любомудры" решили взяться за издание журнала, назвав его "Московским вестником". В начале 1827 г. умер 22-летний Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский уехал за границу, В.Ф. Одоевский отдался службе. Кружок распался навсегда, "Московский вестник" перешел в руки историка и писателя М.П. Погодина (1827-1830). В 40-е гг. многие из "любомудров" составят лагерь славянофильства.
В 1826-1827 гг. в знак протеста против казни декабристов студенты Московского университета братья Критские создали тайный кружок из 6 человек. Члены кружка занимались анализом истории и перспектив развития России, пытаясь продолжить традицию декабристов. Участники кружка были арестованы в 1827 г. и приговорены к ссылке, где умерли.

В 1831 г. в Московском университете Н. Сунгуровым было создано тайное общество из 26 человек. Члены кружка намеревались продолжить дело декабристов, планировали подготовить вооруженное восстание. Его члены были арестованы в 1831 г. и сосланы в Сибирь.

В 1829 на словесное отделение философского факультета Московского университета поступает выходец из разночинской среды, сын военного врача В.Г. Белинский (1811-1848). В университете он увлекся литературой и театром, вокруг него сложился студенческий кружок "Литературное общество 11-го нумера", названный так по комнате университетского пансиона, где проживал Белинский. В 1832 г. за написание пьесы, которую цензурный комитет запретил к постановке, В.Г. Белинский был исключен из университета. Слабый здоровьем, В.Г. Белинский испытывает крайнюю нужду. Он перебивается случайными литературными заработками, дает уроки в дворянских семьях Друзья пытаются ему помочь. В марте 1833 г. его приглашают сотрудничать в изданиях Н.И.Надеждина - газете "Молва" и журнале "Телескоп". Это и определило дальнейшую судьбу Белинского. Как журналист и литературный критик он быстро стал непревзойденным.
В 1831-1834 гг. в Московском университете действовал студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева с участием А. Закревского, И. Оболенского, В. Петрова, Е. Челищева, П. Антоновича и др. А.И. Герцен (1812-1870) - незаконнорожденный сын богатого помещика И.А. Яковлева и Гааг Луизы Ивановны, уроженки Штутгарта. Он воспитывался иностранными гувернерами под огромным влиянием идей Великой французской революции 1789 г. Еще в детстве он подружился со своим дальним родственником Н.П. Огаревым, который стал спутником всей его жизни. В 1829 г. А.И. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета. Огромное воздействие на его мировоззрение оказало восстание 14 декабря 1825 г. и казнь декабристов. Началом его революционного пути можно считать их с Огаревым знаменитую клятву на Воробьевых горах 1827 г., в которой они поклялись посвятить свою жизнь великому делу борьбы за освобождение народа. Члены кружка решили серьезно заниматься политикой и социологией. Идеи свободы, равенства, братства, просвещения, идеи равноправия, в том числе женского, занимали внимание членов кружка. В глазах начальства Герцен прослыл смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества. В 1834 г. на одной из таких вечеринок был разбит бюст императора. Летом 1834 г. А.И. Герцен был арестован и сослан в глухую провинцию: сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. В 1840 А.И. Герцен вернулся в Москву, но вскоре (за "распространение необоснованных слухов" - резкий отзыв в письме к отцу о царской полиции) был отправлен в ссылку в Новгород, откуда вернулся в 1842 году. В это время Герцен знакомится с философией Гегеля. В 1847 г. А.И. Герцен уехал за границу.

Во главе русской общественной мысли тридцатых годов стояли два человека: философ и поэт Н.В. Станкевич и отставной офицер М.А. Бакунин. Н.В. Станкевич покорял обаянием своей личности, а М.А. Бакунин - силой своей отвлеченной мысли.

Единым целым по духу и направлению в 1831-1837 гг. был, так называемый, московский кружок Н.В. Станкевича. Членами кружка были литературный критик В.Г. Белинский, историк Т.Н. Грановский, литературный критик и писатель В.П. Боткин, студент московского университета К.С. Аксаков (сын писателя С.Т. Аксакова) и др. Кружок не был сформировавшимся, у него не было устава, не велись протоколы. Членов кружка объединяла исключительно общность эстетических, этических и идейных интересов. В кружке началось "передумывание и перечувствование умственной жизни Европы". Члены кружка приняли философию Шеллинга и пытались использовать ее для познания русской жизни. Наиболее ярким выразителем всех идей кружка был В.Г. Белинский. В этот период В.Г. Белинский руководствовался абстрактными понятиями добра и зла. Он призывал к преодолению разрыва между народом и интеллигенцией, к тесному, органическому врастанию России в контекст европейской культуры при сохранении своей национальной самобытности. В 1835 г. в состав кружка влился отставной офицер М.А. Бакунин. Он в этот период увлекался учением немецкого философа Фихте. Фихте в основу своего учения об обществе и государстве положил идею свободы, признавал право народа на революцию. С этого времени члены кружка увлеклись философией Фихте и находились под идейным влиянием М.А. Бакунина. Под влиянием В.Г. Белинского и М.А. Бакунина в кружке укрепилось критическое отношение к действительности. После отъезда Н.В. Станкевича за границу кружок распался.
Вскоре М.А. Бакунин увлекся другим выдающимся немецким философом Гегелем, гегельянцем становится и В.Г. Белинский (1837-39). Знаменитую формулу Гегеля "Все действительное - разумно, все разумное - действительно" Белинский истолковывал в духе политического консерватизма, как идею "примирения" с действительностью. Фактически В.Г. Белинский стал на позиции оправдания самодержавия и крепостного права. М.А. Бакунин этим не удовлетворился. Произошло их резкое расхождение. М.А. Бакунин уехал за границу, где стал свидетелем и участником великих революционных событий, оказавших влияние на дальнейшее развитие его мировоззрения. В.Г. Белинский в 1839 г. получил приглашение из редакции "Отечественные записки" и переехал в Петербург.
В 30-40-е гг. XIX в. оформились основные течения общественной мысли:
-консервативно-охранительное;
-либеральное;
- революционно-социалистическое
.

Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Оно отразило консервативные настроения в обществе. Сторонники этого направления выступали за сохранение существующего политического, социального, экономического порядка в обществе. Его наиболее значительными представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырев, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на "вечном начале, русском духе", обеспечивающем отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не знает сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии - "истинном просвещении", к которому необходимо вернуться после петровских реформ, приведших к возникновению социальных проблем. Действительную народность представители этого направления видели в приверженности православию и самодержавию, характерной для русского народа.
"Теория официальной народности". В 1833 г. министром народного просвещения был утвержден граф С.С. Уваров (1786-1855). Прожив за границей несколько лет, он критически воспринял западноевропейскую цивилизацию. Он считал, что в странах Западной Европы "порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный дух", и следствием этого явились народные потрясения. Сочетание глубоких познаний с системностью мышления и обостренным чувством современности позволили ему выработать оригинальное мировоззрение. Основу его мировоззрения составили два коренных принципа:
1. Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях, необходимо искать свой путь, исходя из исторического прошлого и особенностей современного состояния России.
2. Основа продвижения вперед в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Поэтому просвещение С.С. Уваров сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии. Одна из главнейших задач просвещения состояла в укреплении чувства национальной гордости.
Использовав некоторые положения из работ Н.М. Карамзина и М.П. Погодина, как министр просвещения, в 1832 г. С.С. Уваров сформулировал самобытную программу, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Основные положения этой программы были впервые изложены С.С. Уваровым в 1832 г. в отчете о состоянии Московского университета: "Православие, Самодержавие и Народность составляют последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества". Окончательно она была сформулирована в докладе Николаю I в 1833 году. Позже эта программа С.С. Уварова получит название "теория официальной народности". По глубокому убеждению С.С. Уварова, эта краткая и внешне простая формула могла и должна стать национальной идеей, вокруг которой могли бы сплотиться все слои общества на пути эволюционного (не революционного, как на Западе) развития России. С.С. Уваров считал, что в национальной идее особенно нуждался образованный слой русского общества, который в силу особенностей развития отошел от русской культуры, от православия и которому не доставало национального самосознания.
Прогресс человеческого общества С.С. Уваров связывал, прежде всего, с прогрессом человеческого духа (материальный прогресс низводит человека до уровня вещей), поэтому православие занимало первую позицию в его формуле. Вера ограждает человека и общество в целом от крайнего цинизма, скептицизма, материализма, безнравственности, обеспечивает единство русского народа. Вера незыблема. В самодержавном правлении С.С. Уваров видел главное условие политического существования России. Уваров считал, что обширная и разнообразная империя требует сильной центральной власти; что только сильная власть способна успешно осуществлять реформы, что самодержавное правление позволит России избежать экономических проблем, сопровождавших индустриализацию в Европе, и что промышленность может и должна развиваться не стихийно, а на основе государственного руководства, и тогда разумный экономический рост способен принести благо народу, привести к безболезненной ликвидации крепостного права. Любая попытка ослабить самодержавие неминуемо приведет к гибели России. Народность - это, прежде всего историческая самобытность: идея народности в понятии С.С. Уварова подразумевала бережное отношение к отечественной истории, литературе, родному языку, обычаям.
Публикация первого "Философического письма" П.Я. Чаадаева. Своеобразным ответом на пропаганду теории официальной народности стало первое "Философическое письмо", написанное П.Я. Чаадаевым еще в конце 1820-х гг., но опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп", издававшемся критиком Н.И. Надеждиным. Это письмо проникнуто глубоко скептическим взглядом на судьбы России. Указывая на изолированное положение России, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу, П.Я. Чаадаев говорил, что Россия не имеет никаких традиций, живет как бы вне времени, и каждый русский должен сам связывать разорванную нить, соединяющую его с человечеством. Корень зла, по мнению П.Я. Чаадаева, в том, что Россия восприняла новое образование не от западного католичества, создавшего "всю жизнь земную и общественную, семейство, отечество, поэзию и науку", а от Византии. Поэтому прогресс западного христианства прошел мимо России, а другие ветви христианства были бесплодны.
Это письмо вызвало своим антипатриотическим содержанием страшное негодование во всех кругах общества. Н.И. Надеждин был сослан в Усть-Сысольск, а П.Я. Чаадаев объявлен сумасшедшим и подвергнут домашнему аресту. Два других письма П.Я. Чаадаева, изданные через много лет в Париже иезуитом князем Гагариным, посвящены развитию тех же мыслей о роли католичества, как хранителя и продолжателя христианской культуры, и о централизующем влиянии папства.

Опубликование "Философического письма" вызвало обострение идейных споров среди русской интеллигенции. Коренные вопросы, поставленные П.Я. Чаадаевым, - о смысле исторического процесса вообще, о смысле и значении исторического процесса России в частности - в среде русской интеллигенции к 40-м гг. произвели "великий раскол": на славянофилов (славянолюбов) и западников. К 1839 г. сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 - взгляды западников. Вместе они составили либеральное направление общественного движения.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО В 1839 г. в московских великосветских салонах стала распространяться записка А.С. Хомякова "О старом и новом". Изложенные в ней взгляды на место России во всемирном историческом процессе, на пути дальнейшего развития России привлекли к нему единомышленников. Так стало оформляться славянофильство(такое определение им дали западники за особую симпатию ко всем славянам вообще, особенно к южным). Наибольшую роль в выработке системы взглядов славянофилов в 40-50-х гг. сыграли, кроме A.С. Хомякова, И.В. Киреевский, отчасти К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Средоточием славянофильства была Москва, ее литературные салоны А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых, где славянофилы общались и сталкивались в спорах с западниками.
Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Они исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый ее историей, положением в мире, огромностью территории и численности населения, географическим положением и особенно своеобразными чертами русского национального характера, русской "души". К этим чертам они относили: ориентацию на духовные (религиозные), а не материальные ценности, примат веры над рациональностью, первенствующее значение мотивов коллективизма - "соборности", готовность личности добровольно включать свою деятельность в деятельность целого - община, государство. Тремя основами особого исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность. Первенствующее значение они также отводили православию. Христианская вера и церковь, считали они, - фундамент человеческой жизни. Они одухотворяют жизнь, придают ей смысл, определяют историю, мораль, мышление, быт. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа. В России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые "сверху" под давлением общества по принципу "царю - сила власти, народу - сила мнения". По вопросу о крепостном праве славянофилы заняли вполне определенную либеральную позицию, уже с конца 30-х гг. выступая решительно за отмену крепостного права "сверху" с предоставлением общинам освобождаемых крестьян земельных наделов за выкуп в пользу помещиков. Славянофилы не отрицали достижений европейской культуры в сфере естественных наук, образования, культуры поведения. Однако они считали, что эти положительные моменты не есть главное в западной культуре, и что в ходе ее развития на первый план все более выходят негативные стороны: материализм, атеизм, индивидуализм, питающие эгоизм и мещанство. Славянофилы выступали, в противовес западникам, против широкого сближения с Западной Европой и быстрого усвоения Россией форм и приемов западноевропейской политической жизни и порядков. В то же время они высказывались за развитие торговли и промышленности, акционерного и банкового дела, за строительство железных дорог и применение машин в сельском хозяйстве. Славянофилы придавали большое значение общественному мнению, выступали за созыв Земского собора (Думы) из выбранных представителей всех общественных слоев, но одновременно возражали против конституции и какого-либо формального ограничения самодержавия. В духе либеральной идеологии славянофилы отстаивали свободное выражение общественного мнения, добивались развития гласности, устранения цензурного гнета, установления гласного суда с участием в нем выборных представителей населения, выступали против телесных наказаний и смертной казни.
Славянофилы критически оценивали преобразования Петра I. Они считали, что в результате его реформ Россия отклонилась от естественного пути развития, высшие слои общества оторвались от народа.
Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, П.Н. Кудрявцева, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. В то же время западничество отличалось оценкой характера развития страны и методов ее переустройства. Западники считали, что Россия движется в своем развитии по тому же пути, что и Запад. В своем историческом развитии она отстала от Запада, поэтому эту осталось необходимо ликвидировать, восприняв опыт и духовные ценности Запада. В России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию. В экономической области важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю. Они также как и славянофилы выступали за отмену крепостного права с передачей земли крестьянам землю за выкуп. Основными методами своей деятельности западники считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ "сверху". Для этого следует развивать образование и распространять научные знания.
В.Г. Белинский в "Отечественных записках". В 1839 г. Белинский уехал в Петербург для работы в журнале "Отечественные записки". Он все еще был поклонником философии Гегеля ("Все действительное - разумно, все разумное - действительно"). Уже в своих первых статьях он стал доказывать разумность устройства окружающего мира. Жизнь самого В.Г. Белинского была очень тяжела, много страданий он видел вокруг, и известная формула Гегеля уже не казалась ему абсолютно верной. Он искал "правильную" философскую систему и не находил Жизнь была намного сложнее и противоречивее, чем абстрактные системы великих немецких философов. И В.Г. Белинский отказывается от всяких философских систем и с 1842-46 гг. в своих критических статьях стал рассматривать мир с точки зрения социальности, фактически гуманизма, т.е. с точки зрения того, как живется в мире человеку. Он уже не считал разумным наличие в России самодержавия и крепостного права. Он стал считать, что существующее в России общественное устройство несовершенно и его надо улучшать. Вскоре В.Г. Белинский увлекся сочинениями французских социалистов. Он стал считать, что главным требованием времени было проведение принципа гуманизма во все стороны жизни. Так от социальности В.Г. Белинский переходит к социализму, популярность которого наблюдалась в Европе в то время. В.Г. Белинский знакомится с произведениями Сен-Симона, Прудона, Фурье, Маркса и др. В 1841 г. в письме к Боткину он пишет: "Социальность…вот девиз мой" "Я теперь в новой крайности - это идея социализма, которая стала для меня идеею идей, бытием бытия…".
Так в 40-е гг. XIX в. стало оформляться революционно-социалистическое течение в общественном движении. Приветствуя социалистический идеал истинно справедливого общества, где "не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди", Белинский вместе с тем скептически относился к реформаторским проектам некоторых западноевропейских социалистов. Белинский полагал, что новое общество вряд ли установится "временем, без насильственных переворотов, без крови". Белинский признавал прогрессивность буржуазных порядков по сравнению со средневековыми и считал, что ближайшей задачей преобразований в России является уничтожение патриархально-крепостнических форм жизни (прежде всего крепостного права), проведение ряда демократических реформ. Одним из лучших произведений В.Г. Белинского в революционно-демократическом духе является его "Письмо к Гоголю", написанное в 1847 г. за границей во время лечения. В конце 40-х гг. происходит духовное перерождение Н.В. Гоголя, он начинает пересматривать свое творчество с точки зрения религиозности. С новым душевным настроем в 1847 г. в Петербурге он опубликовал "Выбранные места из переписки с друзьями". Писатель излагал свои главные идеи - бороться с недостатками общественного устройства следует путем исправления самого человека, выражал сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, излагал программу выполнения своего долга перед всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя. Книга произвела тяжелое впечатление даже на личных друзей Гоголя своим тоном пророчества и учительства, проповедью смирения; осуждениями прежних своих сатирических трудов, в которых русская литература видела одно из своих лучших украшений; полным одобрением существующих порядков. Религиозно-философские идеи Н.В. Гоголя не были восприняты Белинским. Он стал доказывать, писателю ошибочность его новых взглядов. В.Г. Белинский писал, что Россия представляет из себя "ужасное зрелище страны, где торгуют людьми", где "нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". В 1848 г. В.Г. Белинский умер, но "Письмо к Гоголю" в тысячах списков без купюр разошлось по России.
На социалистические позиции в 40-е гг. переходит и А.И. Герцен. В 1847 г. он уехал за границу убежденным западником. Первое впечатление А.И. Герцена от Европы - "мелкий, бездушный, скаредный разврат торгаша", пропитавший западную жизнь, потрясло его. Очень скоро Герцен разочаровался в западной действительности. Он увидел, что капитализм не спасает от нищеты, и что западная демократия предоставляет своим гражданам формальные свободы. Когда он увидел, как жестоко западноевропейская буржуазия, на которую он возлагал такие большие надежды, так жестоко расправилась с парижскими рабочими в июне 1848 г., он оставил свои западнические настроения. В 1848-49 гг. он пишет книгу "С того берега", затем "Русский народ и социализм", "Старый мир и Россия", в которых А.И. Герцен разрабатывает новую теорию "русского социализма" (народничество).
Основные идеи Герцена заключались в следующем. Построить в России социализм (справедливое общество) можно, если в основе нового общества будет община (крестьянская с ее коллективизмом и самоуправлением). России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму. Если в России совершится революция, то она будет не политической, а социальной, так как русский народ чужд политике. Преобразования необходимо провести с помощью радикальных реформ сверху. Он осознал всю опасность "крестьянской революции", которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта. Крепостное право необходимо ликвидировать, дав землю крестьянам без выкупа, сохранив общину. Так же необходимо ввести гражданские свободы и демократическое правление.

Идеологами социалистического течения стали также Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин. В 1852 г. А.И. Герцен уехал в Лондон и основал там Вольную русскую типографию, в которой с 1855 г. стал издавать газету " Колокол ".

В последующие три десятилетия русский социализм будет занимать ведущее место в русском общественном движении.

Кружок М.В. Петрашевского. С 1845 г. в Петербурге чиновник Министерства иностранных дел М.В. Буташевич-Петрашевский стал собирать друзей на свои "пятницы". В его кружок входили студенты, преподаватели, офицеры, литераторы, чиновники, художники и др. Убежденный последователь французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Петрашевский пытался пропагандировать его идеи. Свою деятельность М.В. Петрашевский считал абсолютно легальной. Разрабатывал программы освобождения крестьян с землей, размышлял об образовании, организации республиканского государства, юридических новшествах. В 1849 г. Петрашевский и около 40 чел. были арестованы. Во время следствия более 250 чел. привлекались по этому делу, но смогли установить лишь "заговор идей", так как кружок не имел ни программы, ни устава. Это не помешало приговорить 21 чел. к смертной казни. После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой в 1856 г. на поселение в Иркутске.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты