Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Лекция 1. Введение.




Читайте также:
  1. I. Введение. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
  2. Антибиотиктер өндірушілердің селекциясы
  3. В.И. ЛЕНИН О ГОСУДАРСТВЕ ЛЕКЦИЯ В СВЕРДЛОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 11 ИЮЛЯ 1919 г.
  4. Введение.
  5. Введение.
  6. Введение.
  7. Введение.
  8. Введение.
  9. Введение.
  10. ВВЕДЕНИЕ.

Раздел 3 УМКД

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, финансов и менеджмента

Кафедра философии

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

По дисциплине «Концепции современного естествознания»

_______________________________________________________

(наименование дисциплины)

по направлению 080200.62 «Менеджмент»

профиль «Антикризисное управление» бакалавр

___________________________________________

(шифр и наименование направления, специальности)

 

Екатеринбург, 2012

 

Лекция 1. Введение.

1. Предмет концепций современного естествознания.

2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

3. Естественнонаучный и гуманитарный пути познания.

4. На пути к единой культуре.

5. Сциентизм и антисциентизм.

 

Предмет, объект и актуальность курса. Первоочередная цель образования — приобщить нового члена общества к культуре, созданной за тысячелетнюю историю человечества. Поэтому основное назначение КСЕ – повышение общекультурного уровня образования. Понятие «культурный человек» традиционно ассоциируется с личностью, свободно ориентирующейся в истории, литературе, музыке, живописи и пр. Акцент, таким образом, падает на гуманитарные формы отражения мира. Однако в наше время пришло понимание того, что неотъемлемой и важнейшей частью общечеловеческой культуры являются достижения естественных наук. Естествознание сегодня выступает одним из наиболее важных элементов духовной культуры общества. «Концепции современного естествознания» — это курс, призванный показать место и значение естествознания в культуре цивилизации, познакомить, на уровне общих представлений, с наиболее важными для понимания мира и человека в мире концепциями наук о природе в их развитии.

Современное образование включает гуманитарное, естественнонаучное и техническое знания. Если гуманитарное знание формирует общую культуру человека, делает гибким его мышление, позволяет найти устойчивые ориентиры в культуре и общественной жизни, то знание естественнонаучное составляет основу, базис для представления о мире в целом. Без данных естествознания рассуждения о мире и месте человека в нем превращаются в простые теоретические выкладки, а мировоззрение – в легенду о мироздании.



Естествознание, будучи целостным образованием, в то же время не является единой, самостоятельной наукой. Современное естествознание представляет собой систему научного знания, которое создаётся целым комплексом естественных наук о природе, таких как физика, химия, биология, космология и др. Но каждая наука видит мир по-своему, исходя из своих оснований, установок, объектов исследования и используемого категориального аппарата, с помощью которого описывается, артикулируется реальность. Существующая односторонняя специализация профессионалов, специалистов либо в физике, либо в биологии, определяет одностороннее видение мира.

Но чтобы понять объект, необходимо уточнить его границы, дойти до его предельных оснований, выявить их истинность и определить их потенциал. Но поскольку один и тот же объект, феномен реальности, может быть исследован различными науками, описан различными системами категорий, то для того, чтобы выйти на описание наиболее общих проблем реальности, необходим выход за границы частных наук. В отношении такого объекта как наука, это возможно лишь с позиций философии. Естественнонаучный анализ реальности должен дополняться метанаучной и философской рефлексией, что необходимо для критического осмысления результатов научных исследований и критического анализа предпосылок самих наук. «Концепции современного естествознания», как философское видение проблем научного знания, в концентрированном виде дает более многостороннее и многообразное представление о реальности. В курсе КСЕ анализируются концепции, выражающие суть и основные позиции различных наук в отношении фундаментальных проблем развития реальности.



Знание естественных наук, а, главное, научного метода, воздействуя на самый характер мышления, способствует выработке адекватного отношения к окружающему миру. Таким образом, изучение КСЕ формирует мировоззрение, логический и творческий аппарат мышления, способствует выработке навыков критического (познавательного и практического) отношения к окружающему миру, а также повышению уровня общей культуры и эрудиции.

Основная идея концепций современного естествознания заключается в том, что естественнонаучное и социогуманитарное знания рассматриваются не как взаимоисключающие, а как взаимно дополняющие, хотя и разные компоненты единой культуры. Этим обусловлена специфика курса, состоящая в том, что курс охватывает чрезвычайно широкую предметную область и является комплексной учебной дисциплиной, являясь неким примером интеграции различных наук.

Объектом концепций современного естествознания являются представления о мире, исходящие из достижений естествознания. Предметом курса КСЕ являются наиболее общие, фундаментальные представления о мире, складывающиеся в рамках основных направлений естественных наук и выражающие специфические особенности концепции картины мира, присущие данным конкретным наукам.

Курс «Концепции современного естествознания» предполагает изучение студентами наиболее важных для понимания окружающего мира концепций естественных наук, в которых раскрываются современные научные представления о целостности, многообразии, строении, эволюции, фундаментальных закономерностях и универсальных принципах природы, знакомит с актуальными проблемами современного естествознания, принципами и методами естественных наук. Знание современной картины мира, представленной в концепциях естествознания, представляет собой один из основных аспектов актуальности курса.

Актуальность курса также связана с исследованием проблемы человека. В рамках курса философии анализируются сущностные параметры человека, выявляется его роль как субъекта общественного процесса. Однако для понимания человека необходимы также и знания конкретных процессов развития Вселенной, интерпретация химических и физических процессов, законов генетического развития – т.е. осмысления взаимоотношений различных процессов – физических, химических, генетических и др.

Курс «Концепции современного естествознания» установлен в качестве обязательного государственными требованиями практически по всем гуманитарным и экономическим направлениям высшего профессионального образования. Этими же требованиями определено примерное содержание курса.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Понятие «культура» (cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) многосмысловое. Оно характеризует особенности жизнедеятельности людей в социумах в различных сферах общественной жизни, на разных этапах исторического развития, в определенных общественно-экономических условиях.

Естественнонаучная культура, как результат развития творческих сил и способностей людей, выражается в знаниях, добытых человечеством во взаимодействии с Природой, с окружающим миром, в материально-технических и рационально-духовных ценностях, аккумулированных в научно-технической цивилизации, отражаемых в научной картине мира, которая создается на основе объективных знаний и достижений.

Гуманитарная культура охватывает сферу духовно-образного мышления человека, отражает его эмоционально-нравственное, эстетическое отношение к природе, обществу, самому себе. Гуманитаристика как научно-познавательная деятельность затрагивает области морали, этики, искусства, мифологии и даже религии. Она выработала собственные методы исследования, свой научный инструментарий и т.п.

К сожалению, формирование тих двух сфер познания шло параллельно, изолированно и даже конфликтно по отношению друг к другу. Современную культурную ситуацию в мире можно представить в виде двух зон, следуя схеме Георгия Гачева.

Культура

Рационально-логическое мышление
Образно- эстетическое мышление
  человек


 

 

человек

 

 

Общество

 

Структура культуры (по Г.Д. Гачеву)

 

Проиллюстрировав эту мысль, писатель и ученый-культуролог Г.Д.Гачев добавил: «Целое мира призван постичь целостный человек и сделать это может целостным способом мышления, в котором научный (дискретный, дифференцирующий, аналитический) ко всему подход сопряжен с художественно-образным, синкретичным, или синтезирующим». В идеале эти два полюса должны дополнять друг друга, образуя единое целое. К сожалению, в реальности между ними сложились отношения не взаимодополнения, а противопоставления, и даже взаимоисключения.

Поэтому в последние десятилетия в мире активно обсуждается так называемая «проблема двух культур». По мнению английского писателя, ученого и философа Чарльза Перси Сноу, «сейчас в мире фактически существуют две культуры – естественников и гуманитариев, между которыми образовалась пропасть…». Он полагает, что пропасть эта постоянно расширяется, «поскольку духовное и физическое несоединимы».

Проблема разрыва между составляющими культуры была сформулирована Ч. П. Сноу в 1959 г. Основной его тезис: духовный мир интеллигенции раскололся на две части: на одном полюсе – художественная интеллигенция («лирики»), на другом – ученые («физики»). Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка. Каждая группа обладает своей особой культурой, и эти две культурычужды друг другу.

Причины этого разрыва многообразны: это и чисто физиологические (в структуре человеческого мозга), и общественно-исторические (в характере социальной эволюции людей) и др. Человеческое сознание складывается из двух составляющих: рациональное, на котором держится вся наука, техника и промышленность, и иррациональное, связанное с художественно-образным мышлением. Сейчас мы склонны выше ценить рациональное. Остается надеяться, что это временный перекос.

Ярче всего последствия отчуждения двух культур высвечиваются глобальным экологическим кризисом, который во многом обусловлен быстрым развитием технологии материального производства и ее теоретической базы — естествознания. Технологическое развитие оказалось не уравновешено таким же быстрым формированием новых этических и эстетических норм, социальных институтов и переориентацией системы образования.

Разлом в культуре порождает и массовые психологические проблемы. Фрагментарность внутренней картины мира, неспособность видеть связь и взаимообусловленность событий не дают возможности хотя бы краткосрочного предвидения и планирования и потому не позволяют людям приспособиться к жизни в условиях экологического, экономического и политического кризиса. Но человек не может жить подобно растению, без ориентиров — и неосвоенная цельная культура замещается эрзацами, костылями для разума. Возникает интерес к сектам, обещающим быстрый и легкий путь к абсолютной истине, но при этом запрещающим интеллектуальный анализ, сомнение, критическое сопоставление открываемых «истин» со знаниями из других источников. Этот путь приводит к деградации личности и, в конечном счете, оказывается тупиковым.

N.B! Одной из важнейших задач на сегодня является преодоление исторически возникшего разобщения естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры, их взаимообогащение, взаимопроникновение и поиска целостной культуры. В меморандуме международного симпозиума ЮНЕСКО (октябрь 1992) отмечается, что сложившаяся в мире ситуация делает актуальной проблему поиска новой парадигмы образования, сущность которой состоит в том, что она должна строиться на естественнонаучных и гуманитарных знаниях. Тем более, что у этих видов культур больше оснований для сотрудничества, чем для сепаратизма, поскольку:

- обе одинаково важны для людей;

- имеют одинаковую направленность – помощь людям в самосохранении общества и культуры;

- взаимосвязаны в историко-культурном процессе;

- являются разными сферами единой системы знаний – а это главное.

Естественнонаучный и гуманитарный методы познания.Противопоставление двух культур имеет корни в реально существующих различиях методов познания мира в научной и гуманитарно-художественной практике. Конечная цель и ученого и художника одна — понять мир и место человека в мире; средства ее достижения могут быть различными. В чем же состоят эти различия?

Ø Естественнонаучное знание объективно, гуманитарное — субъективно.

Ø Гуманитарное знание исторично, естественнонаучное — нет.

Ø Предмет гуманитарно-художественного познания индивидуален, предмет естественнонаучного познания типичен.

Ø Гуманитарный метод, в отличие от естественнонаучного, создает не только знание, но и мнение, оценку познаваемого предмета.

Ø Гуманитарий неизбежно участвует в исследуемом процессе, естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем.

Ø Гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная — на язык терминов и чисел.

Противопоставление научной и гуманитарной культур приводит к тому, что периодически на каждую из них начинают возлагать надежды, которые они в состоянии оправдать только в единстве. В течение столетия (примерно с середины XIX по середину XX века) наука многими воспринималась как волшебная палочка, которая разрешит все проблемы человечества в духе жюль-верновских романов. Закономерной реакцией на крушение этой наивной веры во всемогущество науки является рост во всем мире антинаучных настроений. Бурный расцвет переживают сейчас астрология, «биоэнергетика», парапсихология, уфология (от UFO — неопознанный летающий объект). Но все эти псевдонаукипомогают в разрешении реальных проблем цивилизации не более чем натянутое на голову одеяло. Известный физик и деятель культуры С.П. Капица считает, что есть сильная связь между антинаучными тенденциями и самыми реакционными проявлениями общественного сознания. «Хорошо известна связь национализма и фашизма с антинаучными выпадами. Интеллигенция, которой не хватает культуры и образованности, может стать такой же основой социального экстремизма, какой в прошлом был люмпен-пролетариат», - пишет он.

На пути к единой культуре: гуманитаризация естествознания.Научная и гуманитарная культуры противоположны, но противоположны диалектически. Они составляют единую общечеловеческую культуру и в равной мере движут ее развитием. Развитие же включает чередующиеся фазы дифференциации, обособления противоположностей, и интеграции, гармоничного объединения. Сейчас мы находимся на пороге фазы интеграции. В пользу этого говорит возникшее в ходе развития как естествознания, так и гуманитарной культуры, понимание их близости или тесной связи как раз по тем позициям, по которым обычно констатировалась их противоположность. Стоит заметить, что сближение происходит, главным образом, путем гуманитаризации естествознания. Встречное движение выражено менее ярко.

Ø Естествознание все больше интересуется уникальными объектами.

Ø Естествознание все больше интересуется сложными объектами.

Ø Современное естествознание стало эволюционным, историчным.

Ø Образное мышление, интуиция ныне признаются необходимыми элементами процесса научного познания.

Ø В современном естествознании признается, что исследователь не может полностью избежать своего влияния на исследуемый объект и влияния своей личности — на результат исследования.

Ø Идеалом классического естествознания была полная отстраненность наблюдателя, сведение к нулю влияния экспериментатора и его приборов на ход изучаемого явления, отсечение всех индивидуальных, невоспроизводимых и субъективных факторов. Однако этот идеал оказался недостижимым.

Развитие наук. Науки о природе находятся в процессе перманентного развития. Сфера научных исследований постоянно расширяется, распространяясь на явления и объекты все большей сложности (биоструктуры, открытые системы, необратимые процессы и др.), а также на проблемы, не имеющие прямого решения (концепция ноосферы, возникновение Вселенной и др.).

Однако сам результат развития, как в природе, так и в науке не запрограммирован однозначно. В природе и обществе выявлено три механизма эволюции: в неживом мире – это необратимые процессы в диссипативных структурах; в живой природе – естественный отбор и коэволюция; в человеческом обществе – культура и наука.

Становление нового – это непредсказуемый, уникальный процесс. Наука зачастую даже не способна его предугадать, поскольку обычно имеет дело с воспроизводимыми и повторяющимися процессами и явлениями. Столкнувшись с чем-то необычным, современная наука оперирует лишь вероятностными оценками. Но предсказать точно, какими будут новые открытия, она не способна.

Возникнув однажды, научное знание, по выражению немецкого философа И.Канта, будучи подобно растеканию горных рек с вершины, стало множиться на бесчисленное число областей. Такой процесс называют дифференциацией научного знания.

Дифференциацию, или разделение научного знания по отдельным отраслям, можно определять по следующим параметрам:

Ø по предмету исследования.

Ø по объекту исследования.

Ø по отношению к субъективному фактору.

Ø по рефлексивности.

Ø по методам исследования.

Развитие и дифференциация современной науки сопровождается интеграцией ее различных направлений и отраслей, воспроизводством единого научного знания. Интеграция – это собирание различных отраслей науки в единое целое.

Все фундаментальные направления взаимосвязаны, используют сходные методологические принципы и дополняют друг друга. Роль интегратора при этом выполняют так называемые «методологические науки»: логика, теория познания (гносеология), математика, синергетика, кибернетика.

Возможность существования общеметодологического знания является одной из характеристик единства научного знания. Единство научного знания проявляется также в наличии общей универсально-понятийной формы его существования, общих принципов строения знания, использования в различных науках общих методов познания и общих философских и метанаучных категорий, тенденциях интеграции наук и возникновении в поле их границ новых научных дисциплин, а также в возникновении комплексных отраслей научно-технической деятельности. Примерами интеграции научного знания могут послужить математизация экономики, психологии, возникновение социобиологии, социальной экологии и других современных наук.

Можно выделить следующие основные направления интеграции научного знания на современном этапе:

Ø перенос идей и представлений из одной области знания в другую;

Ø эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими;

Ø формирование комплексных, междисциплинарных проблем и направлений исследований. Особую разновидность комплексных проблем представляют собой глобальные проблемы;

Ø формирование новых научных дисциплин «пограничного» типа на стыках известных ранее областей знания;

Ø сближение научных дисциплин различных типов – фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и т.д.;

Ø сближение наук, различающихся своими предметными областями, усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных, общественных и технических наук;

Ø универсализация средств языка науки;

Ø выработка региональных и общенаучных форм и средств познания;

Ø усиление взаимодействия между философией и нефилософским (частнонаучным знанием, увеличение разнообразия каналов и форм связи между ними;

Ø усиление интегративной роли философии.

Сциентизм и антисциентизм. Существуют различные, иногда противоречивые позиции в отношении к науке: от веры в ее могущество до полного сомнения, либо представления, что наука ничем не отличается от мифа. Такие крайние позиции называются сциентизмом и антисциентизмом.

Сциентизмвера в науку как единственную спасительную силу, способную привести человека к познанию мира. Антисциентизмнаправление, в котором возможности объективного анализа действительности подвергаются сомнению.

Сциентизм исходит из рациональной идеи полной прозрачности для разума. В этом случае научный разум отождествляется со светом, способным осветить все темные закоулки познания. Расцвет естественных наук и их технических приложений приходится на период, когда уровень жизни большинства людей в обществе был крайне низким, светлое будущее представлялось миром материального достатка, который могли обеспечить только успехи науки и техники. Идеологиясциентизма (концепция философии ХХ века, отдающая первенство науке и научным знаниям), т.е. безоглядной веры в науку, как единственно верное мировоззрение, в ХХ веке переросла в безудержную гонку за научно-техническими достижениями. Все это привело к резкому снижению этического уровня общей культуры и возрастающему влиянию технократической психологии, поскольку сциентизм базируется на сугубо рациональном, прагматическом подходе, когда цель достигается любыми средствами, без оглядки на нормы морали и этики.

В конечном итоге, такой подход привел мировое сообщество к угрозе термоядерной войны, экологическим катастрофам, энергетическим кризисам. Между тем, в миропознавательном смысле сциентизм не может претендовать на право обладания истиной в последней инстанции. Сугубо научный подход ко всем явлениям природы и общественной жизни не может охватить их во всей полноте. Парадокс естественнонаучного мышления заключается в том, что, разрушая целостное представление о мире, даваемое философией или религией, подвергая сомнению каждый их постулат, само оно не может дать столь же целостного мировидения. Истины науки конкретны, но зачастую очень узки, поэтому она не в силах заполнить собой тот мировоззренческий вакуум, который сама же и создает. Конечно, естествознание – огромное достижение человеческой культуры, именно оно будет предопределять дальнейшее развитие мирового сообщества, однако, обожествление технических наук – это крайность, опасная для всего человечества. Не надо забывать, что наука и технология есть лишь средства для решения определенных проблем общества. В гармонично развитом социуме все сферы культуры должны сосуществовать и взаимно обогащать друг друга. Но никакой диалог культур не начнется спонтанно, если у них не возникнет потребности в общении.

Лекция 2. Наука и научное познание.

1. Наука как способ познания, как система наук и как деятельность. Функции науки.

2. Развитие наук. Дифференциация и интеграция наук.

3. Наука и псевдонаука. Корни и признаки псевдонаук. Критерии научности.

4. Этапы научного исследования. Научная проблема и проблемная ситуация.

5. Научная гипотеза. Научная теория. Научные понятия.

6. Понятие метода и методологии.

 

Наука как способ познания. В процессе своего развития человечество выработало несколько способов познания и освоения окружающего мира: мифологию, религию, искусство, философию, мораль,право и наконец, науку. Все они по-разному отражают окружающую реальность и являются частями общей культуры человечества. Взаимно дополняя друг друга, они выполняют общую задачу – совершенствовать уровень жизни людей. Так, искусство создает эстетические ценности; религия создает мир трансцендентных представлений, где человек общается с неким высшим существом – Богом; философия формирует представление человека о его месте в мире. Все они помогают постигать мир человеку. Наука же постигает бытие посредством научного метода исследования. Главная цель науки – установление объективных, истинных знаний о природе, обществе и человеке.

Наука – важнейшая часть современной культуры. Значение ее состоит в том, что она является особой формой познания мира, которая возникает лишь на определенном этапе развития общества. Пройдя целый ряд стадий от античности, эпохи Возрождения и до наших дней, наука в современном форме вобрала многие достижения других отраслей знания: истории, философии, теологии и др., но представляет собой качественно иное, особое явление. Ведущей формой культуры она стала в прошлом столетии, и останется таковой обозримом будущем. Большинство задач, стоящих перед современной цивилизацией, может быть решено только средствами науки и техники. Поэтому каждый культурный человек должен представлять, какие объективные законы управляют природой и обществом, а также сущность естественнонаучных концепций и методов. Системно-научный образ мышления необходим сейчас для специалистов любого профиля.

Обычно под термином «наука» понимают не просто способ познания, выраженный в системе знаний, а также деятельность по их получению и совершенствованию, и лишь во вторую очередь науку трактуют как величайшее достижение человечества. Наукаэто часть современной культуры, представляющая собой систему объективных знаний о бытии, а также совокупность методов получения таких знаний и их практического применения. Кредо подлинной наукистремление к истине.

Объектом науки являются процессы и явления, происходящие в природе, обществе, и человеке. Познавая объективно существующие закономерности природы и общества, наука раскрывает общее, устойчивое, повторяющееся и объективно обусловленное в природных и социальных явлениях. Наука выявляет законы развития реальности и формулирует их. Таким образом, предметомнауки являются явления окружающего мира, выраженные в законах.

Законыэто необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения реальности. Законы, существующие между предметами реальности, обладают четырьмя атрибутами: необходимостью, устойчивостью, существенностью, повторяемостью. Любой объект проявляется через отношение к другому объекту и не существует вне своих связей. Таким образом, любой объект включается в систему связей и отношений, в которой проявляются законы. Чем более разнообразны связи объекта, тем более он проявляет свой потенциал, развивается через отношения к другим объектам.

Наука – это еще и целенаправленный, осознанный способ познания мира, исходящий из возможности его понимания.

Пониманиеэто такое овладение знанием, в результате которого оно может быть выражено через понятие(существуют понятия единичные и общие). Создание понятий и их прояснение – одна из главных задач науки.

Наука как система знаний. Отражая реальность как целостное явление, наука сама образует единую систему знаний, которая разделяется на ряд направлений, изучающих отдельную сторону действительности, конкретную форму движения материи. В рамках единой системы знаний науки объединены по различным критериям, причем попытки классификации наук по предмету, методу, и др. критериям относятся к самому раннему периоду зарождения наук.

Еще древнегреческие философы разделяли знания на три сферы: природа (физика), общество (этика) и мышление (логика). Ф.Бэкон (XVIIв.) делил знания на три области: история (память), поэзия (воображение) и философия (рассудок). Т.Гоббс (XVIII) выделял две сферы знаний: дедуктивные (во главе с геометрией) и индуктивные (во главе с физикой). Г.Спенсер подразделял все науки на абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, геология и др.) и промежуточные, абстрактно-конкретные (физика, химия).

Самым общим делением наук является их отличие по предмету, которое делит их на естественные, гуманитарные и технические науки. Поскольку бытие включает в себя три главных компонента - природу, общество и человека – можно выделить три основных сферы научных знаний:

Естествознание – совокупность знаний о природных явлениях: физических, химических, биологических и др.; Естественные науки подразделяются в свою очередь по предмету познания на физику, химию, биологию, астрономию и т.д.

Обществознание – совокупность знаний о социальных процессах и явлениях жизни общества и человека как мыслящего существа (этот вид знания называют гуманитарным);

Науки о человеке как социально-биологическом существе.

Особую сферу знаний в современном обществе составляют технические и технологическиенауки. Техническое знание – это знание о системе и законах развития искусственной среды - «второй природы», созданной человеком.

Оформилось также довольно много комплексных отраслей: астрофизика, физическая химия, биохимия и др., а также направлений на стыке естественных и гуманитарных наук: биосоциология, социальная экология и др.

Поскольку главной особенностью науки является установка на познание, достижение истины, в этом смысле науки можно различить на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки часто ориентируются на достижение истины ради самой истины. Прикладные больше направлены на решение практических задач. Без фундаментальных исследований, ставящих целью выяснение основополагающих законов и принципов развития реальности прикладные науки заходят в тупик. Без прикладных наук фундаментальные теряют свою актуальность.

N.B! Фундаментальные исследования требуют больших затрат, чем прикладные, поскольку это связано, во-первых, с временными ресурсами. Речь идет о долговременности фундаментальных исследований, и, следовательно, связано с колоссальными затратами, далеко не всегда восполняющихся сразу. Иногда на то, чтобы найти применение результатам исследований, необходимы столетия. Например, практическое значение ньютоновских исследований пришло только спустя столетия.

Во-вторых, это имеет отношение и к взращиванию молодого поколения ученых. В среднем на воспитание научного специалиста идет около 25 лет и это тоже связано с огромными финансовыми вложениями, которые, впрочем, не всегда окупаются, поскольку большое количество специалистов уходит либо в бизнес, либо уезжает за границу.

Поскольку наука – это еще и деятельность, обособившаяся в процессе общественного разделения труда и связанная с получением объективных знаний о природе и обществе, то в качестве деятельности она представляет собой отдельную сферу приложения социума, которая связана с преобразовательно-практической ролью науки. С самого начала формирования в естественных науках в той или иной форме присутствовала цель применения получаемых знаний в интересах людей с целью преобразования природы. Ф.Бэкон писал: «Истинной и закономерной целью наук должно быть обогащение жизни человека новыми открытиями и новым могуществом». Причем на определенных этапах истории именно практические потребности общества ставили перед наукой проблемы, решение которых вело к созданию новых отраслей науки. И сами научные результаты все чаще ценились по степени эффективности их применения на производстве. Такая слишком прямая зависимость часто вредит науке, но, однако, такой союз привел к научно-технической революции ХХ века.

Приоритетными функциями науки в современном обществе являются:

- описательная: установление опытных фактов и направлений, выявление их существенных свойств и характеристик;

-систематизирующая: распределение знаний по группам, классам и иным структурам в соответствии с научными принципами;

-объяснительная: раскрытие сущности явлений, их природы, динамики развития и причин;

-производственно-практическая: применение полученных знаний на практике в интересах общества и человека;

-образовательно-мировоззренческая: включение естественнонаучных знаний в представления людей о бытии, мире и самих себя;

-прогностическая: предсказания направления развития процессов, прогноз на будущее и выдача рекомендаций.

Для обеспечения указанных функций в содержательном плане используются следующие группы знаний:

Теоретические(фундаментальные): системы теорий, законов, описывающих явления и процессы действительности;

Эмпирические(фактологические), как совокупности установленных фактов и наблюдений;

Технологические (прикладные): знания о практическом использовании научных разработок в производстве;

Праксеологические– системы оценок экономического или иного эффекта, который может быть получен в результате применения конкретных научных знаний.

Развитие наук. Дифференциация и интеграция наук. Науки о природе находятся в процессе перманентного развития. Возникнув однажды, научное знание, по выражению немецкого философа И.Канта, будучи подобно растеканию горных рек с горной вершины, стало множиться на бесчисленное число областей. Такой процесс называют дифференциацией научного знания.

Дифференциацию, или разделение научного знания по отдельным отраслям, можно определять по следующим параметрам:

1) по предмету исследования. Предметом естествознания является объективный мир без субъективного воздействия человека; предметом обществознания выступает общество и человек в их объективно-субъективном измерении; предметом наук о человеке выступает человек в его субъективном измерении; предметом технического знания выступает искусственный мир «второй природы».

2) по объекту исследования. Естественные науки изучают вещи, предметы, их отношения и состояния, т.е. объекты материального мира; обществознание имеет дело с людьми и их отношениями, т.е. с объектами духовной и практической деятельности человека. Объект техникознания – предметы, созданные человеком и развивающиеся во взаимодействии с ним.

3) по отношению к субъективному фактору. Естествознание рассматривает мир вне контекста морали, свободного выбора и ответственности за действия, здесь этический момент может присутствовать лишь в деятельности ученого. Обществознание исследует роль свободного выбора в становлении человека, занимаясь анализом ценностных систем и нравственных принципов, т.е. происходит оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого; техникознание также учитывает роль субъективного фактора.

4) по рефлексивности. Природа монологична, она являет себя молча, без речевой артикуляции. В обществе возникает диалог личностей, текстов, культур. Техника выступает как вариант диалога человека с природой и самим собой.

5) по методам исследования. В естествознании и техникознании используются преимущественно количественные методы. В обществознании объект исследования анализируется преимущественно со стороны качества.

Развитие и дифференциация современной науки сопровождается интеграцией ее различных направлений и отраслей, воспроизводством единого научного знания. Интеграция – это собирание различных отраслей науки в единое целое.

Все фундаментальные направления взаимосвязаны, используют сходные методологические принципы и дополняют друг друга. Роль интегратора при этом выполняют так называемые «методологические науки»: логика, теория познания (гносеология), математика, синергетика, кибернетика.

Возможность существования общеметодологического знания является одной из характеристик единства научного знания. Единство научного знания проявляется также в наличии общей универсально-понятийной формы его существования, общих принципов строения знания, использования в различных науках общих методов познания и общих философских и метанаучных категорий, тенденциях интеграции наук и возникновении в поле их границ новых научных дисциплин, а также в возникновении комплексных отраслей научно-технической деятельности. Примерами интеграции научного знания могут послужить математизация экономики, психологии, возникновение социобиологии, социальной экологии и других современных наук.

Можно выделить следующие основные направления интеграции научного знания на современном этапе:

1) перенос идей и представлений из одной области знания в другую;

2) эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими;

3) формирование комплексных, междисциплинарных проблем и направлений исследований. Особую разновидность комплексных проблем представляют собой глобальные проблемы;

4) формирование новых научных дисциплин «пограничного» типа на стыках известных ранее областей знания;

5) сближение научных дисциплин различных типов – фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и т.д.;

6) сближение наук, различающихся своими предметными областями, усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных, общественных и технических наук;

7) универсализация средств языка науки;

8) выработка региональных и общенаучных форм и средств познания;

9) усиление взаимодействия между философией и нефилософским (частнонаучным знанием, увеличение разнообразия каналов и форм связи между ними;

10) усиление интегративной роли философии.

Наука и псевдонаука. В человеческой культуре, помимо науки, существует феномен псевдонауки (или лженауки). К псевдонаукам относятся, например, астрология, алхимия, уфология, парапсихология, а также девиантная наука (примером которой служит деятельность печально известного академика Т. Д. Лысенко).«Девиантный» означает «отклоняющийся от нормы». Девиантная наука — деятельность, которой занимаются обладатели ученых степеней и званий в стенах признанных исследовательских и учебных заведений, но — с сознательным нарушением требований научного метода.

Массовое сознание либо не видит разницы между наукой и псевдонаукой, либо видит, но с большим интересом и сочувствием воспринимает псевдоученых, испытывающих, по их словам, гонения и притеснения со стороны закостеневшей «официальной» науки. Культурному человеку необходимо иметь представления об истинной ценности псевдонауки, ее исторических, психологических и социальных корнях и характерных признаках. Не будучи источником достоверных и практически эффективных знаний, псевдонауки умело мимикрируют под науку, причем часто претендуют на роль передовой области исследований, до которой традиционная и консервативная наука еще не доросла. Общим для всех псевдонаук является паразитирование на авторитете науки настоящей: не внося никакого вклада в создание высокого статуса науки в современном обществе и даже вредя ему, псевдонауки широко его используют для поддержания собственного существования. Этим они отличаются, скажем, от религий, которые, как правило, не стремятся создавать видимость своей научной обоснованности.

Псевдонаука — социально-психологический феномен, который, выполняя в обществе функции, не связанные с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки.

Корни и социальные функции псевдонауки. Популярность псевдонаук свидетельствует, что их существование обусловлено серьезными социальными и психологическими причинами. Каковы же они?

1) Важнейшая из потребностей человека, которую стремятся удовлетворить как наука, так и псевдонаука, — познавательная. Наука дает объективное и доказательное знание, но это знание общего. В повседневной жизни большую ценность имеет знание индивидуального, особенного, знание частных обстоятельств. Наука этого сказать не берется, более того, утверждает, что это принципиально невозможно, а, например, астрологи — берутся, и потому люди не слишком придираются к их методам и результатам.

2) Научная картина мира — сложная картина, ибо сложен тот мир, в котором мы живем. В природе есть гармония и созвучье, но чтобы уловить их, нужен достаточно изощренный «слух», нужна хотя бы элементарная подготовка и усилие мысли. Если этого нет, то человек склонен удовлетворяться псевдообъяснениями.

3) Наиболее фундаментальные законы природы часто формулируются как абсолютные запреты.

4) Существование девиантной науки связано с тем, что оценка научных результатов — дело сложное и в значительной мере субъективное. Поэтому общество вынуждено содержать науку не как сумму полезных знаний (трудно оценить полезность отдельного факта, особенно в отдаленной перспективе), а как вид деятельности. Но если оплачивается не столько результат исследования, сколько его процесс, возникает соблазн имитировать этот процесс, не производя результата.

Отличительные признаки псевдонауки. Псевдонаука отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания. Утверждения псевдонаук не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной практической проверки.

Во-вторых, псевдонаука отличается от науки структурой своего знания.

Псевдонаучные знания фрагментарны и не вписываются в какую-либо интегральную картину мира. Научная картина мира гармонична. В нее нельзя произвольно добавить и из нее нельзя вынуть ни одного кирпичика без того, чтобы не понадобилось серьезно перестраивать все здание.

В-третьих, легче отличить псевдоученого по используемой им методологии. Для псевдонаук характерны следующие методы получения, проверки и распространения знания:

1) Некритический анализ исходных данных.

2) Пренебрежение противоречащими фактами.

3) Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения.

4) Отсутствие законов.

5) Нарушение общепринятых этических норм. Это в наибольшей степени относится к девиантной науке. Подтасовывать результаты экспериментов, подгонять решения под заданный ответ означает не просто давать неверную информацию (от ошибок никто не гарантирован), но поступать аморально.

Чтобы понять лженаучный характер теорий крупнейшего псевдоученого XX века, академика Т. Д. Лысенко и его сподвижников, в течение нескольких десятков лет занимавших командные высоты в отечественной биологии и сельскохозяйственных науках, не обязательно быть профессиональным биологом. Достаточно было видеть, какими методами они расправлялись с теми, кого считали своими оппонентами. Если человек, представляющийся ученым, называет оппонента негодяем и вредителем, если его аргумент в научном споре — донос или жалоба в административные инстанции, то его научным результатам лучше не верить.

Но и другие разновидности псевдонауки (астрология, уфология и др.) также небезупречны в морально-этическом отношении. Обман и мошенничество, недобросовестная эксплуатация особенностей человеческой психологии, выявляются почти всегда, когда псевдонаучные утверждения подвергаются обстоятельной проверке. К сожалению, такие обстоятельные проверки случаются не слишком часто — серьезные люди с неохотой отвлекаются от своих дел, да и сами псевдоученые обычно добиваются не столько тщательного анализа их деятельности компетентными профессионалами, сколько благосклонности властей и популярности у широкой публики.

Критерии научности знаний. Критерии научности знаний – это оценочные показатели истинности знаний, полученных в результате исследования. Важнейшие из них:

1. Объективность. Итогом научного познания является установление объективных законов, адекватно отражающих реальность. Законы – это отражение объективных закономерностей в человеческом сознании; им присущи всеобщность, повторяемость, универсальность.

2. Истинность. Наука возникает только тогда, когда в обществе вызревают необходимые условия: социальный запрос на научные знания, выделение особой группы людей – ученых и др., но главное, что определяются цели познания: постижение истины ради истины.

3. Универсальность, т.е. применимость полученных знаний во всех сферах бытия, получение предсказуемых и идентичных результатов в определенных условиях, независимость этих результатов от «ненаучных» факторов.

4. Рациональность, т.е. теоретическая обоснованность и доказательность утверждений, принципов, научных результатов. В современном естествознании это проявляется чаще всего в логико-математическом обобщении получаемых знаний.

5. Системность. Наука – это всегда система знаний. Системность требует, чтобы отрасль знания характеризовалась внутренним единством, непротиворечивостью и взаимоувязкой всех структурных элементов: постулатов, гипотез, теорий и т.д. Сформировавшаяся наука – это и система методов получения новых знаний в данной области, а также система подготовки ученых, средства научной информации и др.

Стадии научного исследования.Технология научного исследования включает в себя три этапа: 1. Установление опытных фактов и явлений в результате наблюдения или эксперимента.

2. По мере накопления фактов наступает этап обобщения. Эмпирическое обобщение — это подсмотренная в природе закономерность, причины которой нам еще непонятны. Эмпирическое обобщение возникает путем индукции. Индукция — метод познания, основанный на выведении общих следствий из частных посылок. На этапе обобщения результаты наблюдений – факты – проходят предварительную оценку, подвергаясь систематизации и классификации. Идет аналитическая обработка собранной информации, выдвижение гипотез и их проверка.

3.Завершающий этап - установление закономерности явления, построение теории и выработка определенной научной концепции в рамках общепринятой парадигмы (концептуальной системы).

Научная проблема и проблемная ситуация. Научная проблемаэто противоречивая ситуация, выступающая в виде столкновения противоположных позиций при объяснении новых фактов и явлений и требующая адекватной теории для разрешения этого противоречия. Научная проблема – это сочетание двух аспектов:

- установление наличия и сущности противоречия – иначе говоря, знание о незнании

- предположение о возможности открытия объективной, но неизвестной пока закономерности.

Проблемная ситуация обычно выражается в несоответствии уровня знаний ученых (субъектов) реальному содержанию действительности (объекту).

Каждой исторической эпохе свойственны свои типичные формы проблемных ситуаций; в развитых науках проблемные ситуации осознаются учеными иначе, чем в направлениях исследований, которые еще только складываются и не имеют прочной основы. Это же можно сказать и о способах решения проблем. Решение проблемы (и разрешение проблемной ситуации) начинается с ее постановки, под которой понимается формулировка всего комплекса вопросов, возникающих в процессе анализа проблемной ситуации.

В науке далеко не каждая проблема сразу приобретает ясные очертания, часто поиск формулировки проблемы сам вырастает в отдельную проблему, требующую собственного решения. На способ постановки проблемы влияют два фактора: а) общий характер мышления ученых в эпоху возникновения проблемы, т.е. научно-исследовательская парадигма, в рамках которой они работают; б) объем и уровень знаний об объектах и явлениях, которых касается возникшая проблема. В постановке проблемы обычно уже содержатся зачатки ответов на вопросы, которые возникают при анализе проблемной ситуации.

Научная гипотеза. Первый этап создания теорий – выдвижение гипотез, промежуточного звена между знанием и незнанием.

Гипотеза — это предположение о причине той или иной закономерности, о сущности того или иного объекта или явления.Но далеко не всякое предположение можно назвать гипотезой. Научная гипотеза – это научно обоснованное предположение, отражающее достоверные, объективные знания, указывающие верное направление поиска решения. Она должна удовлетворять следующим требованиям:

1. обладать достаточной общностью

2. быть проверяемой

3. быть логически и фактически непротиворечивой.

4. обладать предсказательной силой.

Верификация, или проверка гипотез на истинность, осуществляется непосредственно (прямым опытом или расчетом) или косвенно (анализом вытекающих из гипотезы следствий) и по всему множеству объектов (явлений) предмета гипотезы. Результат верификации – подтверждение гипотезы, ее истинности. В противном случае имеет место фальсификациягипотезы, т.е. установление ее ложности. Однако в последнем случае должна выдвигаться альтернативная гипотеза, иначе фальсификацию нельзя признать осуществленной.

Если указанные требования к научной гипотезе выполнены, то на ее базе может быть построена научная теория.

Научная теория. Научная теория — высшая форма организации научного знания, дающая точное и целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

В рамках научной теории одни из эмпирических обобщений получают свое объяснение, а другие трансформируются в законы природы.

Закон природы — это выраженная словесно или математически необходимая связь между свойствами материальных объектов и/или обстоятельствами происходящих с ними событий.

С формальной стороны,теория – это совокупность допущений, постулатов, общих законов, описывающих объект теории, а также терминов и понятий, образующих язык теории. С содержательной стороны, теория состоит из:

- теоретического базиса, совокупности выверенных утверждений и доказательств, составляющих костяк теории.

- эмпирического базиса – совокупности опытных фактов, установленных в ходе экспериментов и требующих обобщения;

- логического аппарата, набора правил для логических выводов и доказательств, с помощью которых делаются заключения из опытных фактов;

Обычно выделяют три типа теорий: описательные, математизированные, дедуктивные.

Описательныетеории описывают объекты на основании большого числа опытных наблюдений, выявляя общие законы их поведения, динамики развития и т.д. и носят как правило качественный характер.

N.B! Язык их близок к обыденному с привлечением специальной терминологии из соответствующей области знания. Приводимые доказательства если и носят количественный характер, то лишь сугубо оценочный. Классическим примером такой теории является теория происхождения видов Ч.Дарвина.

Математизированные теории используют математические модели и методы, этот тип теорий самый распространенный в физике, химии, а также в технических науках.

N.B! В математической модели объект представлен в упрощенной, идеализированной форме, а сами теории построены на аксиоматическом принципе: вводится несколько базовых постулатов, принимаемых без доказательства, из них выводятся все остальные положения теории. Сами постулаты представляют собой опытные факты или обладают очевидной непротиворечивостью. Приоритет в этих теориях все же отдается практике, все они непременно проверяются физическими реалиями, поскольку весьма нередко математические выводы вступают в противоречие с физической картиной процесса. В этих случаях первенство отдается физике, математическое оснащение подстраивают под реальные объекты и явления.

Дедуктивные теории используются в логике и математике. Исходная база таких теорий формируется в виде набора аксиом, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые вытекают из аксиом. Логические приемы, используемые при выводе, строго соответствуют правилам, и доказательства не должны им противоречить. В дедуктивных теориях применяется особый, формализованный язык, они обладают большой степенью общности, что остро ставит проблему их практической интерпретации, которая могла бы перевести формализованные сведения в доступные знания.

Принципы теории образуют ее ядро, которое окружено «защитным поясом» правил, аргументов, вспомогательных положений и поправок. На определенном этапе развития теория может в противоречие с новыми научными фактами. В этом случае теория должна адаптироваться к новым данным, стать им адекватной. Первым принимает удар защитный пояс теории, в котором вырабатываются приспособительные механизмы – поправки, уточнения, добавления. Если он не справляется с напором новых данных, они атакуют уже ядро теории – ее базисные положения, постулаты и идеи. В таком случае теория либо модифицируется, либо исчезает и уступает место новой, более адекватной теории так происходит обновление теории.

Любая новая теория, претендующая на более полное описание физической реальности, на более широкую сферу применения должна не просто отвергать старую, но и включать ее в себя как некий предельный вариант, как частный случай. Так, релятивистская динамика тел (раздел квантовой механики, рассматривающей движение для скоростей, близких к скорости света) в области малых скоростей переходит в классическую. Этот принцип, выведенный Н.Бором, называется принципом соответствия. Принцип соответствия требует, чтобы новая и старая теории (если они достоверны и строго научны) должны давать в одинаковых условиях одинаковые результаты.

Понятия науки. Научным понятиемназывается форма абстрактного мышления, посредством которой объект, явление или процесс определяется по самым существенным и общим признакам, свойствам и отношениям. Научное понятие – продукт сложной мыслительной деятельности, в ходе которой свойства реальных объектов, устанавливаемые опытом, как бы просеиваются сквозь сито анализа, выделяются самые глубинные, зачастую ненаблюдаемые, свойства. Выработке понятия обычно предшествует формирование определенного представления об объекте или явлении, т.е. психический образ объекта, сформировавшийся в памяти. Представление – это как бы промежуточная ступень между чувственным восприятием объекта и мыслью о нем в момент, когда он сама отсутствует.

Научное понятие – результат абстрагирования и идеализации. Абстрагированиеэто отвлечение от свойств реального объекта и мысленное конструирование его абстрактного аналога, модели, обладающих лишь свойствами, самыми важными для данной задачи. Идеализация – результат предельно допустимого абстрагирования, когда таких характеристик остается минимум.

Научное понятие – эволюционизирующая, саморазвивающаяся категория. По мере развития науки почти каждое понятие уточняется, дополняется, отражая все более глубокие уровни содержания объекта, явления или процесса, которое оно обозначает. Развитие понятия – это отражение роста объема информации об объекте, перехода на более высокий уровень знаний о нем – при сохранении базисного содержания понятия, так называемого инвариантного стержня. Случаи смены инварианта содержания довольно редки и говорят об отказе от первоначального смысла понятия либо об изменении представления об объекте при появлении новой информации (см. на рисунке).

Эволюция научного понятия: а) без обрыва инвариантного стержня; б) с обрывом инвариантного стержня.

 


а) б)

 


Научные методы. Термин «метод» (от греч. μετοδος – путь к чему либо) означает совокупность приемов и операций, обеспечивающих достижение поставленной цели, т.е. это инструментарий исследователя, правильное использование которого обеспечивает достоверность научных знаний.

Овладение методом означает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения научно-исследовательской задачи. В принципе научные методы не зависят от типа решаемой задачи, но их сочетание, соотношение и значимость определяется уровнем исследования и формой познания: опытной, теоретической или научно-практической (технологической).

По степени применимости и широте охвата естественнонаучные методы исследований бывают общенаучные, специальные и частные. Общенаучные методы исследований используются во всех науках и по существу близки к логико-философским.

Анализэто метод, состоящий в изучении объекта познания путем расчленения его на части (элементы) для выявления структуры, свойств и взаимосвязей элементов. Анализ необходим и неизбежен в научном познании, занимает в нем важное место, особенно на начальных этапах исследования. Но есть ряд наук, где он является головным (аналитическая химия, физико-химические методы анализа и др.). Главная разновидность аналитического метода – редукционизм(стремлениеобъяснить сложное явление на основе свойств более простых процессов, изучаемых на более низком уровне организации).

N.B! Принцип «от простого к сложному» хорошо известен как классический метод постановки опытов. Многие ученые были убеждены, что все свойства макроуровней закодированы в моделях микроуровней. До недавнего времени ему придавался универсальный характер – до тех пор, пока для естествоиспытателей единственно верной считалась методология однофакторного исследования, когда из всех параметров выделялся один, наиболее важный, и отслеживалось влияние на него различных условий протекания процесса. Однако при однопараметрическом эксперименте результаты зачастую плохо соответствовали реальному протеканию процесса. Причина расхождения заключалась в неверном, упрощенном подходе к анализу системы.

Редукционизм и до сих пор является идеологией крупнейших исследовательских программ, таких как поиск «единой теории поля» или решение проблемы «необратимости времени». Но с появлением многофакторных методов эксперимента редукционизм перестал быть гегемоном в естествознании вследствие сложности современных задач, которые приходится решать ученым. И поэтому не всегда свойства макроуровня выводятся из свойств микроуровня.

Синтезэто метод, состоящий в объединении элементов, изучаемых путем анализа, в единое целое – т.е. конструирование свойств и функций объекта из свойств его частей. Обычно синтез – второй этап познания, когда дальнейшие исследования объекта осуществляются интегрально, как системы элементов. Результатом должна стать либо теория явления, либо программа дальнейших исследований объекта – на качественно новом уровне. Синтез устанавливает роль и значение каждого элемента в системе, выявляет их взаимосвязи, а также влияние на функционирование системы как целого, к сожалению, именно системные свойства и признаки могут быть утрачены при анализе. Поэтому в современном естествознании все активнее используются многофакторные методы исследования.

Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) – это умозаключение об общих свойствах объекта на основании частных предпосылок, т.е. вывод, опирающийся на наличие таких свойств у достаточно представительного множества объектов данного вида. Полная индукция зиждется на изучении всех объектов, частичная строится на основании ограниченного числа наблюдений и является в определенной мере вероятностной. Научная индукция широко используется в исследованиях и реализуется в следующих формах:

Метод единственного сходства, когда во всех случаях наблюдения изучаемого явления обнаруживается лишь один общий фактор, а все другие – различны; этот единственный фактор и является причиной данного явления;

Метод единственного различия, если обстоятельства проявления или непроявления какого-то свойства во всем сходны, за исключением единственного фактора, наличествующего лишь в одном опыте (наблюдении), в котором изучаемое свойство обнаружено, значит, этот фактор и является причиной проявления данного свойства.

Существуют и другие методы.

Дедукция (от лат. deduction – выведение) – это получение частных выводов на основе общих положений и ссылок, т.е. движение от общего к единичному. Строится по схеме: все объекты группы А обладают свойством Хa; объект Аn относится к этой группе, значит, и он обладает этим свойством. Особенно широко дедуктивный метод применяется в математических дисциплинах. Математика по сути единственная чисто дедуктивная наука.

Математическая формализация. Язык современной науки весьма отличается от бытового, естественного языка. Он содержит множество специальных терминов, понятий, определений, в нем широко используются средства формализации. Под формализацией понимается использование специальных символов (знаков, обозначений), позволяющих отвлечься от реальных объектов, их свойств и взаимосвязей и, обозначив их некоторым набором знаков, оперировать в дальнейшем этим набором символов. Самое широкое использование формализации – это математическое описание объекта или процесса. Достоинство математической формализации в том, что она обеспечивает четкость и краткость информации, однозначность понятий и определений, универсализацию научного знания. Современное естествознание не сводится к математике, но без нее оно беспомощно и бесперспективно.

Аналогия как метод познания используется тогда, когда вывод о наличии какого-либо свойства у изучаемого объекта делается на основании установленного сходства с другим объектом. Для умозаключения по аналогии характерным является перенос информации с одного объекта на другой. Поэтому метод аналогий является базой для широко используемого в естественных науках моделирования.

Специальные методынаучного исследования применяются на определенной стадии исследования и касаются обычно одной из сторон изучаемого объекта или


Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 20; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.045 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты