Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция. 14. Антропосоциогенез.




1. Антропология. Отличительные особенности человека.

2. Эволюция гомининов и гоминидов.

3. Антропогенез: факты и противоречия.

4. Этапы социогенеза.

5. Биологическое и социальное в онтогенезе человека. Социально-эволюционные теории и биосоциальные концепции.

6. Этология. Социобиология. Биоэтика.

 

Антропология. Попытки установить место человека в природе, объяснить его сходство с другими организмами, своеобразие и причины разнообразия человеческих типов на планете предпринимались в давние времена, с момента появления научного знания вообще. Зачатки эволюционных представлений о происхождении и месте человека имеются уже в трудах античных философов. Но основным событием в науке о человеке – антропологии – явилась работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Именно с нее начинается научная антропология как область естествознания, изучающая происхождение и эволюцию человека, процесс перехода от биологических закономерностей, определявших существование его животных предков, к закономерностям социальным, определяющим существование современного человека.

Человек как особь обладает всеми признаками, присущими животным, особенно млекопитающим. План строения человеческого тела соответствует плану строения позвоночных. Поэтому К.Линней и поместил человека в отряд обезьян-приматов, рядом с лемуром. Ж.Б.Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазания по деревьям к хождению по земле. С XIX в. биологии общепризнанна теория происхождения человека от предков современных ему обезьян, вытекающих из эволюционной теории Дарвина.

Целый ряд свойств указывает на то, что человек – результат длительной эволюции позвоночных. В эмбриональный период развития у зародыша человека закладываются двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей вплоть до возраста 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который потом редуцируется и превращается в копчик.

Вместе с тем человек имеет специфические, только ему присущие особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым большим пальцем, подвижную кисть руки, плечевой сустав, допускающий движения с размахом до 180°, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонту, очень большой и объемистый мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость и некоторые другие.

Основные черты строения и эмбрионального развития определяют положение вида «Гомо сапиенс»к типу хордовых, подтипу позвоночных,кклассу Млекопитающих, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных обезьян, семейству гоминид, роду человек.

Однако, несмотря на всю схожесть, отличия человека от животных настолько существенны и фундаментальны, что можно говорить о совершенно новой ступени в эволюции вида, по-видимому наивысшей (пока, по крайней мере).

Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга ребенок овладевает речью. Речь древних людей была примитивной, но она составляет качественное отличие высшей нервной деятельности человека от нервной деятельности животных. Слова, обозначающие действия, трудовые операции, предметы, а затем и обобщенные понятия, стали важнейшим средством общения между людьми.

Речь способствовала более эффективному взаимодействию стада в трудовых процессах, передаче накопленного опыта из поколения в поколение, развитию процесса мышления, совершенствованию общественных отношений и структур, формированию зачатков культуры.

Постепенно в борьбе за существование получили преимущество те первобытные сообщества, которые стали заботиться о стариках и поддерживать своих членов, ослабевших физически, но обладавших опытом и знаниями. Бесполезные ранее старики, спокойно съедаемые соплеменниками при нехватке пищи, стали ценными членами общества как носители знания.

Разум относится к основному отличию человека от животных. Содержание этой понятийной категории в последнее время изменилось. Изучение высших животных показало, что они обладают многими качествами из тех, которые раньше присущими только людям. Эксперименты с обезьянами показали, что они могут понимать слова, сообщать о своих желаниях, вести диалог. Но одним не обладают высшие животные – это способность к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных веществ. «Мышление» животных всегда конкретно, мышление людей – абстрактно, понятийно, логично. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Благодаря способности к понятийному мышлению человек сознает, что он делает, и постигает мир. Начиная какую-то деятельность, он имеет конкретный план, модель изделия, проект и т.п.

Такой вывод приводит к сущности третьего, главного отличия человека от животных – это способность к труду, и, прежде всего, способность человека создавать орудия труда. Поэтому животные, даже способные к какой-то деятельности, только приспосабливаются к природе, к окружающей среде, и только человек преобразует ее. Поэтому утверждение, что труд создал человека как социальное существо, совершенно обоснованно. Со способностью к труду связано прямохождение человека.

Итак, понятийное мышление, речь, труд – вот основные отличия, обособившие человека от остального животного мира.

Эволюция гомининов. Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. От примитивных насекомоядных млекопитающих в кайнозойскую эру обособился отряд Приматы. В палеогене в лесах обитали лемуры – хвостатые животные небольших размеров. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же, как и у человекообразных обезьян; от них произошли гиббоны, орангутанги и дриопитеки (древесные обезьяны). Последние дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.

Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые, в свою очередь, явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Передвижения на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, на разные расстояния, новой ориентировкой и новым «прицелом» перед прыжком привело к высокому развитию двигательных отделов мозга и появлению бинокулярного зрения.

Жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение плодовитости и численности потомства компенсировалась тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала более надежную защиту от врагов.

Во второй половине палеогена наступило похолодание – Великое оледенение – и тропические леса отступили на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору, перешли к образу жизни на земле, вынужденные приспосабливаться к новым условиям жизни и вести суровую, тяжелую борьбу за выживание. Они смогли выжить только благодаря стадному образу жизни.

Древнейший предок высших обезьян и человека рамапитек жил на территории Индии – 14-6 млн. лет назад. Примерно 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга сивапитек (остался в Азии). Одна из групп обезьян 10-12 млн. лет назад дала начало ветви, ведущей к человеку. Эти животные, ископаемые остатки которых были найдены в Южной Африке, получили название австралопитеки (от лат. australis – южный).

 

рамапитек 14 - 6 млн. лет назад
австралопитек 3,5 - 1,5 млн. лет
Человек умелый (homo habilis), президжантроп 2 - 1,5
Человек прямостоящий (homo erectus) питекантроп, синантроп 1,5 - 200 тыс. лет
Человек неандертальский 70-30 тыс. лет
Человек разумный (homo sapiens) кроманьонский человек 200 - 40 тыс. лет
Поздний неоантроп 40 – 80 тыс. лет

 

Австралопитеки жили 3,5-1,5 млн. лет назад. Они жили стадами, имели массу до 50 кг и рост 120-150 см. они также имели походку на двух ногах при выпрямленном позвоночнике и вертикальном положении тела, что освобождало их руки и для производства и применения орудий. Масса мозга «Homo erectus» составляла 550 г, и они имели хорошую двигательную координацию.

В 1960 году английский археолог Луис Лики открыл в Восточной Африке близ Олдовайского ущелья (в Танганьике, современной Танзании) «человека умного», жившего 2 млн. лет назад, объем мозга которого достигал 645-660 см3; в этих же слоях были обнаружены орудия труда из речной гальки, которые он изготовлял.

Близ оз. Рудольф в Кении (историческое название озера Туркана) в Кооби-Фора Ричард Лики нашел череп. Это был череп крупного гоминида ростом 150-160 см, емкостью 777 куб.см, очень сходный по строению с черепом олдовайской находки. Датировка находки - 1,88 млн лет. Вероятно, в Кении в это время возник очаг формирования высокорослых гоминид. К этим существам относят также находки из Эфиопии ( долина р. Омо ) древностью 2-1,6 млн лет и из Южной Африки.

После этих находок укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и обезьян.

Итак, 2-3 млн. лет назад жили существа, стоящие ближе к человеку, чем австралопитеки. Они имели массу мозга до 650 г, умели изготавливать орудия из камня, что, в свою очередь, влияло на совершенствование рук и на развитие высшей нервной деятельности (способности к обучению). Эти обезьянолюди получили название «Человек умелый».

Этапы эволюции людей.Можно выделить три стадии в процессе становления человека: 1) древнейшие люди 2) древние люди 3) современные люди.

Считается, что древнейшие люди возникли около млн. лет тому назад. Известно несколько их форм: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др. внешне они уже походили на современного человека, хотя отличались мощными надбровными валиками, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом. Масса мозга достигала 800-1000 см3. Мозг имел более примитивное строение, чем у поздних форм. Люди уже успешно охотились на животных, умели использовать огонь. Существовали одновременно несколько форм людей, эволюционизировавших в разных направлениях, в том числе и в направлении гигантизма. Наиболее перспективным направлением эволюции было дальнейшее увеличение головного мозга, развитие общественного образа жизни, совершенствование орудий труда, более разностороннее использование огня (для обогрева, приготовления пищи, отпугивания хищников). Все другие формы, в том числе гиганты, исчезли.

К древним людям, неандертальцам, относят группу людей, появившихся около 200 тыс. лет назад, промежуточную между древнейшими и современными. Проблема неандертальцев и их места в эволюции человека является одной из самых интересных проблем палеоантропологии (науки о происхождении человека).

Итак, неандертальцы были весьма разнородной группой, но в их эволюции можно выделить две группы, точнее, две линии. Одна шла в направлении мощного физического развития. Это были существа с низким скошенным лбом, чрезвычайно мощной мускулатурой, слабо развитым подбородочным выступом, крупными зубами. Масса мозга достигала 1300-1500 см3. По-видимому, неандертальцы уже пользовались членораздельной речью. Другая группа неандертальцев в общем физическом развитии уступала первой, но у них заметно увеличился объем лобных долей головного мозга. Эта группа боролась за существование путем развития внутригрупповых связей, через объединение сил отдельных особей. Этот эволюционный путь и привел к появлению 40-50 тыс. лет назад вида «Гомо сапиенс» - Человек разумный.

Примерно 30 тыс. лет назад неандертальцы были вытеснены современными людьми – кроманьонцами. Первые современные люди были высокого роста, до 180 см3, с высоким лбом, объем черепной коробки достигал 1600 см3. Они владели членораздельной речью, о чем свидетельствует наличие подбородочного выступа. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости человека от внешней среды, к попыткам в какой-то мере влиять на среду обитания, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей их действительности в художественных образах – наскальных рисунках, фигурных изображениях и др.

Кривая биологической эволюции во времени содержит несколько качественных скачков (бифуркаций), знаменующих развитие сознания как особого свойства живых существ. Эволюция органического мира началась с рубежа 1,8 млрд. лет (с эукариотов), но затем темпы ее стремительно нарастали.

ü Основные скачки в эволюции природы к сознанию и разуму:

ü -Отделение живой природы от неживой и усложнение биологических форм;

ü -Формирование биологических сообществ, характеризуемых коллективным сознанием при отсутствии индивидуального (стая, рой,…);

ü -Эволюционное усложнение биологических видов, характеризуемых развитием элементов индивидуального сознания (животные, приматы, ..)

ü -Появление биологического вида (человека), обладающего как сильно развитым индивидуальным, так коллективным, социальным сознанием; здесь оно выступает в своем апогее – Разуме.

Антропосоциогенез: факты и противоречия.Однако картина развития человека наталкивается на, казалось бы, кардинально противоречащие ей данные палеонтологии и антропологии.

Если верить Тейяру де Шардену, разум возникает при достижении материей определенного уровня сложности. В таком случае он должен был возникнуть - и, очевидно, возник - еще на стадии прокариот, которые в целом представляли собой достаточно сложное объединение в масштабах Земного шара. Но как тогда теория «усложнения» может объяснить уменьшение объема мозга у человека относительно его неандертальского предка, а заодно и наличие сложной мозговой ткани у дельфинов и т.д.?

Если прогресс - суть достижение гомеостаза, то почему он не остановился на уровне тех же прокариот? Можно, конечно, ответить, что достижению гомеостаза тогда помешал Великий экологический кризис, сама возможность возникновения которого показала, что до гомеостаза еще далеко. Но это, по сути, не снимает вопрос, который начинает теперь звучать так: почему гомеостаз возможен только на определенном, довольно высоком уровне усложнения структур существования разума?

Мы знаем, как экологический кризис стирал с лица Земли недостаточно усложненные биологические и социальные формации. Из этого можно было бы сделать вывод, что, усложняя структуру существования, мы отдаляем от себя угрозу кризиса. Можно было бы - если бы не наша повседневная практика да данные антропологии об уменьшении мозга «человека разумного» как раз тогда, когда он стал физически и физиологически неотличим от нас. Очевидно, есть в Природе некий оптимум, который оберегается с двух сторон, в том числе со стороны сверхусложнения материи (хотя бы в одном известном случае - когда эта материя создала разум на белковой основе..).

Многие признаки по логике своего воздействия лишь усложняли жизнь антропоидов и мешали достижению гомеостаза. Более того. Многие из них на первый взгляд вообще противоречат идее прогресса через усложняемость нервной ткани. Чтобы проверить это предположение, обратимся к антропологии и посмотрим, не обнаружим ли в ней еще некоторые загадочные явления, на первый взгляд не способствующие приспособляемости человека к экологическим условиям среды и, соответственно, вызывающие экологический кризис. Список этих явленийпредставил И. Ачильдиев (1990).

N.B! Прямохождение. На первых порах, когда антропоиды только переходили к прямохождению, оно должно было резко снизить их оборонительные и наступательные возможности. Бег на четырех лапах быстрее, чем на двух ногах, в драке четыре конечности устойчивее, чем две. Тем не менее антропоиды эволюционируют в сторону все большей стройности, плечи получают широкий разворот, спина - S - образную форму. Стройность и осанка как маяки полового отбора действуют и по сей день. Общий вывод, принадлежащий, кстати, Н. Дубинину, таков: "Перед нами поразительная картина эволюции, когда животное теряет явно приспособительные черты, его движения затрудняются, оно становится неуклюжим и явно уступает по способностям к движению своим врагам и своим предкам".

Эволюция руки. Большой палец у антропоидов стал четко и свободно противопоставляться остальным четырем. Это дало возможность держать в руке каменное рубило в обхват и как бы запирать его сверху большим пальцем в кулаке, превращая таким образом выпрямленную руку в подобие топора. Это делало удар рубилом более сильным, чем было необходимо, чтобы разбить раковину или срубить деревце, но менее сильным, чем надо было, чтобы победить, скажем, саблезубого тигра. Еще одно, казалось бы, никуда не ведущее эволюционное изменение...

Частичная безволосость. Надежная волосяная шкура могла бы предохранять антропоидов как от холода, так и от перегрева. Между тем человек - единственное животное, которое частично обезволосилось. Почему, например, у людей осталась шапка волос на голове?

Скрытые мускульные ресурсы. При волевом усилии даже у лучших атлетов мира сила сокращения мускульных волокон составляет не более 60 % возможностей (М. Залесский, 1983). Между тем под гипнозом, или в состоянии аффекта, стресса, или из-за приема допинга мышечная потенция людей может быть расконсервирована. Правда, в этих случаях подобная «расконсервация» происходит без участия воли человека, что опять- таки, кажется, противоречит логике борьбы за существование. И ведь мышечный ресурс человека не уменьшается - наоборот, люди становятся крупнее и сильнее, достаточно взглянуть на статистику спортивных достижений...

Излишки мозговых ресурсов. Мозг антропоидов за пять миллионов лет увеличил свой объем в три раза. Это - максимально известная нам скорость усложнения нервного вещества на нашей планете. И вдруг его объем падает с 1600 - 1900 куб. см до 1350 - 1500 куб. см у современного человека. Причем падение объема происходит во времена неолитической революции, когда происходит резкий скачок технологий, появляются земледелие, скотоводство, войны, речь, искусство, религия и т. д. Но это не самое странное. Главное - и пугающее - в том, что человек использует всего 4 % мощности своего мозга (по другим подсчетам - 10 %). Из 14 миллиардов клеток головного мозга в процесс накопления и развития опыта включаются всего около 0, 6 - 1, 4 миллиарда. Создается впечатление, что эволюция что-то спрятала в нашем мозгу от нас же самих... И опять же резервы мозга могут быть расконсервированы с помощью гипноза или наркотиков.

Отсутствие технического прогресса. За те же пять миллионов лет, в которые мозг антропоидов увеличился в три раза, каменная техника палеолита оставалась, по сути, представленной одним рубилом. Каменные ножи и скребла, ранее бывшие отходами при создании рубила, в конце палеолита тоже стали употребляться с пользой - но рубило продолжало оставаться основным орудием и оружием все это время. Исчезло рубило вместе с неандертальцами, в эпоху неолита, когда было изобретено оружие дистантного поражения - копье, дротик, стрела - и когда произошло резкое падение объема мозга у антропоидов.

Направленное изменение природной среды. Пещерный медведь весил примерно тонну, его массивный череп имел вытянутые вперед челюсти, снабженные клыками. Шерстистый носорог достигал высоты в холке более полутора метров. Огромные мамонты, гигантские олени, саблезубые тигры, гигантские денотерии - и против них слабая безволосая обезьяна с зажатым в кулаке камнем... И все же антропоиды победили. По костным останкам легко определить, кто кого в итоге съел. Во - вторых, крупные хищники и травоядные исчезли не на всей планете, а только в Старом Свете. В Новом Свете они сохранялись еще длительное время - но там не было первобытного человека.

Зато рядом с антропоидами появились животные, ведущие сходный с ними образ жизни, и были эти животные стайными (или стадными) - предки собак, лошадей, верблюдов... Постепенно сходство образа жизни и пересечение в трофических цепочках составили комплекс довольно устойчивой биологической цивилизации, объединяющей несколько разных видов живых существ.

Наркомания. В мозгу человека присутствует тип молекул, предназначенных для сцепления с молекулами опия и его производных. На выработку данного приспособления ушло не меньше миллиона лет. Ни один из народов не избежал дурманящих зелий, отравляющих наше сознание. Казалось бы, употребление наркотиков и алкоголя - явное зло. И все же это явление возникло на ранних стадиях становления людей и соответственно играло определенную положительную роль в эволюции.

Рассмотрим проявление этого принципа на примере воздействия наркотиков на организм. Мозг человека и высших животных в своей структуре имеет группы секреторных клеток, вырабатывающих вещества, которые по строению и функциям сходны с тяжелыми наркотиками. Эти вещества, получившие название эндоморфинов, вызывают обезболивание определенных участков тела или органов, а также обеспечивают общую релаксацию организма и обработку информации во время быстрого сна. Регулярное поступление наркотиков извне сначала замедляет, а затем и полностью блокирует биосинтез эндоморфинов. Тем самым на начальном этапе наблюдается привыкание, а последующем – трудно преодолеваемая наркотическая зависимость.

Снятие ограничений в половой жизни. Все млекопитающие, кроме человека, имеют свой ритм размножения, возможности вступления в половые связи. Он обычно подчинен задаче воспроизводства. Половые связи ограничиваются тем временем, когда в яичниках самок созревают яйцеклетки и становится возможным зачатие. Остальное время самки ни физически, ни психически не способны к половым связям. Отмена подобного ограничения для человека вызвала в антропоидном коллективе колоссальный прессинг, выражавшийся в постоянной борьбе за самку. Если в животном мире такая борьба носила ритуальный характер и была строго ограничена временными (сезонными) рамками, то здесь она приобрела вид постоянной борьбы всех против всех. Подобное новшество явно работало против приспособляемости к среде.

Исчезновение палеоантропов. Видимо, их перебили кроманьонцы. Но почему между двумя ветвями человеческого дерева развернулась борьба не на жизнь, а на смерть? И почему подобная борьба, с некоторыми модификациями, получив название "геноцид", имеет неуничтожимое свойство присутствовать в человеческой истории? В животном мире нет борьбы на полное уничтожение противника. А антропоиды начали с полного уничтожения крупных хищников и травоядных, а затем и сами оказались уничтоженными человеком. Привычка применять геноцид опять-таки не служит приспособляемости.

Повадки. Животные не мучают друг друга. Лишь человек наслаждается видом страдающей беззащитной жертвы. Во время армянского геноцида начала века в Османской империи турки, по свидетельству очевидцев, сбегались толпами посмотреть на пытаемых - иной раз по нескольку суток кряду - армян, возгласами одобрения или аплодисментами встречая каждые крики и корчи жертв. Близко к пыткам стоит инициация - тяжелые, порой мучительные испытания, которые необходимо преодолеть юношам, чтобы стать полноправными воинами. Стойкость под пытками или при инициации ценилась всеми народами и символизировала победу волевого начала над инстинктивными реакциями тела.

Возникновение речи. В возникновении человеческой речи есть несколько загадочных явлений. Во-первых, она возникла на фоне спада объема мозга у антропоидов. Во-вторых, слова ни в одном из языков сами по себе ничего не означают - сочетания звуков совершенно не схожи с оригиналом. Исключения очень редки и касаются слов позднего происхождения, которые вошли во все языки примерно одинаковыми и произошли, по - видимому, из одного этноса - например, слово "кошка". И наконец, главное. Словесно - звуковыми сигналами система стала тормозить проявление эмоций и чувств у человека. Он стал "проговаривать" действия вместо того, чтобы их совершать. Создается впечатление, что природе было необходимо затормозить излишнюю активность антропоидов.

Появление Войны. В природе войн на уничтожение нет. Откуда же у человека взялась способность к истреблению себе подобных, да еще с использованием разных видов боевых порядков, маневров, ведущемуся специально обученными мужскими коллективами?

Появление Религии. Почему Боги так похожи на людей, но более могущественны? Почему более могущественным надо приносить жертвы? Почему именно жертва помогает наладить отношения с Богами?

Появление Искусства. Какое значение в эволюции имеет эстетическая реакция? Откуда взялись виды искусства, не связанные со смысловыми задачами? Почему первоначальным видом Искусства стал ритмичный групповой бессодержательный танец-пение?

Появление Этноса. Почему возникли понятия экзогамии и рода? Каков эволюционный смысл в смене матриархата патриархатом? Сдерживание эволюции?

Появление Инакомыслия. Почему такое необходимое для технологического прогресса человечества Инакомыслие появилось так недавно - и как раз вместе с уменьшением объема мозга у антропоидов? Почему, несмотря на физическое уничтожение носителей Инакомыслия, оно все же вновь и вновь возрождается в новых поколениях? Заложено ли оно генетически в человеке?

Этапы социогенеза. Итак, под влиянием факторов биологической эволюции организм человека приобрел уникальные системно-функционирующие свойства, качества. Однако данные науки свидетельствуют о том, что биологическая эволюция перестает играть решающую роль. Сила естественного отбора ослабевает и в значительной мере проявляет себя только в эмбриональном периоде развития человеческого организма. С момента формирования Homo sapiens прошло 30-40 тыс. лет, некоторые авторы считают, что 200 тыс. лет. Как же осуществлялся филогенез человека в этот период? Как социальная жизнь, материальное производство и культура повлияли на биологическую эволюцию человека?

Есть множество гипотез антропосоциогенеза. Наиболее современной на сегодняшний день является, на наш взгляд, гипотеза Н.Моисеева, представленная в его труде «Человек и ноосфера». Согласно его концепции, поначалу развитие человека шло по биологическим законам. Постепенно эволюция человека вышла из-под ведущего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер. Этапы развития человека, приведшие к появлению общества, Моисеев считает единым процессом, результатом развития материи.

Все это говорит о том, что, кроме анализа эволюции человека как биологического вида, необходимо рассматривать и эволюцию его социальной культуры, прежде всего, ее цивилизационные аспекты: производство, образ жизни, социальное устройство.

Этапы формирования и развития социальной культуры людей принято обозначать в зависимости от видов орудий труда, созданных и изменяемых человеком.

Каменный век – эпоха изменения каменных орудий; в его пределах:

1) палеолит (древнекаменный век) с более мелким делением:

- нижний палеолит – появление галечных орудий труда, рубил и др.;

- средний палеолит – отколотые части камня;

- верхний палеолит – появление пещерного наскального искусства у «человека разумного»;

2) в среднекаменном веке(мезолите) преобладал охотничье-собирательный тип общественного устройства;

3) неолит – это одомашнивание диких животных, переход к выращиванию растений и оседлому образу жизни (появление важных построек). Хозяйство становится скотоводческо-земледельческим;

4) последующие стадии культуры связаны в так называемую «систему трех веков» - медный, бронзовый, железный. Они имели каждый свою хронологию, но потом выяснилось, что это скорее стадии развития отдельной культуры;

5) все пристальнее и активнее разрабатываются «цивилизационные» подходы к развитию социальной культуры (А.Тойнби). Цивилизация рассматривается, как совокупность мер и способов, которыми общество обеспечивает своих членов. Развитие цивилизации по Тойнби идет через подражание. Общество достигает цивилизованного состояния не вследствие благоприятных географических условий, а в процессе удачного решения проблем взаимодействия между социумом и природой, благоустройства жизни и производительных сил общества.

Это соответствует гипотезе, что способность к имитации поведения других видов имела большое значение на ранних стадиях человеческой эволюции для «вписывания» человека в природу и установление с ней гармоничных отношений. Способность к имитации, доставшаяся от обезьян, послужила основой социального развития человека: Р.Диккинс ввел понятие «мим» - единица подражания. Примерами мимов являются мотивы, идеи, фразы, моды, способы создания вещей или частей здания. Например по Тойнби, так называемых традиционных обществах, молодые подражают старшим, и такое общество консервативно и мало способно к развитию. В прогрессивных обществах подражают талантливым, и такое общество способно к более быстрому развитию.

 

 

Биологическое и социальное в онтогенезе человека.Когда говорят о различии естественных и гуманитарных наук, то предполагают, что естествознание изучает природные закономерности, а обществознание ориентировано на духовные достижения человеческой культуры. В каком же смысле, учитывая это разделение, можно определить человека, как предмет особой науки – человековедения? С одной стороны, человек по своей биологической природе – продукт эволюции живого, с другой – особенности его существования нельзя сводить лишь к биологической, естественной сущности. Человек – это биосоциальное существо, единство двух составляющих, биологической и социальной.

Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека рассматривается в науке неоднозначно. Э.Геккель абсолютизировал биологические факторы развития человека, среди которых главными он считал борьбу за существование и естественный отбор. Представитель евгеники Ф.Гамильтон в 1970 г. в книге «Наследственный гений» выступил с позиций расизма, утверждая, что северная (нордическая) раса превосходит все другие народы (негров и др) по свои интеллектуальным и другим качествам, и выступил против межрасовых браков. Эту же идею еще более радикально развивали П.Попенто и Р.Джонсон, книгу которых («Прикладная евгеника») назвали учебником по расизму.

Однако после разгрома германского фашизма – главного пропагандиста расизма – мировое общественное мнение стало изменяться. В 1950-е гг. ЮНЕСКО выступила с заявлением о том, что наука не располагает данными о различиях в умственных способностях различных рас и межрасовые браки безопасны. Научные исследования в ХХ в. свидетельствуют, что особенности генотипа проявляются на индивидуальном, а не на расовом уровне.

В индивидуальном развитии человека выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Академик Н.П.Дубинин так характеризует эти периоды: В эмбриональный период развитие организма происходит по жестко закрепленной программе и при сравнительно слабом (через организм матери) влиянии окружающей физической и социальной среды».

Развитие человеческого эмбриона и эмбрионов других млекопитающих очень сходно, особенно длительно сохраняются сходства эмбриона человека и обезьяны, что показывает их филогенетическое родство. Человек генетически уникален, его свойства в значительной степени детерминированы генотипом, и передача этих свойств последующим поколениям подчиняется законам наследственности. Индивид наследует от родителей телосложение, массу, рост, цвет кожи, глаз, волос, химическую активность клеток, конституцию (морфологические и функциональные особенности организма). Однако многие ученые считают, что наследуются не сами способности, а их задатки, которые входят в развитие как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и меняются.

Генетический потенциал человека реализуется во времени. Подтверждением этому служат факты, когда человеческие дети, младенцы, попадали в джунгли и несколько лет жили среди зверей. Необратимое отставание их в интеллектуальном, социокультурном развитии после их возвращения к людям невозможно было компенсировать, восстановить никакими самыми упорными усилиями врачей, педагогов, ученых. Это показывает, что человеческое поведение, язык, культура и различные формы социальной деятельности могут быть усвоены новым поколением только через социальное наследование, через передачу социальной программы в ходе обучения и воспитания в соответствующее, жестко обозначенное время.

Завершая анализ биологического прогресса людей как вида, отметим основные аспекты феноменологизма человека как итога эволюции. Современные представления о направлении эволюции зиждутся на концепции антропоцентризма и связаны в первую очередь с феноменом появления в результате развития органического мира мыслящего существа – Гомо сапиенса как венца природы. Этим утверждается не только его земное происхождение, но и единение с биосферой, эволюционизирующей в Космосе, в системе солнечно-земных связей.

Принцип антропоцентризма разделяется далеко не всеми учеными. Но как бы к нему не относились, именно силой своего разума Человек способен познать окружающий мир, воздействовать на него и выступать в качестве активного фактора природы.

Феноменологизм человека состоит в том, что благодаря коллективному разуму человечество становится важнейшим компонентом мироздания. Единство биологического и социального и есть суть феномена, как самого человека, так и сознания и разума.

Итак, с определенного времени ведущую роль в развитии человечества начинают играть социальные факторы, хотя по-прежнему жизнедеятельность человека подчиняется биологическим законам. Можно даже сказать, что накопление ряда крупных ароморфозов в процессе биологической эволюции привело к качественному скачку – социальной форме движения материи и возникновению человеческого общества.

Вне общества нет человека, свои истинно человеческие качества он приобретает в процессе социального общения. Человек, в отличие от животных, посредством речи и письма может сообщать другим людям о прошлом и настоящем, передавать им социальный опыт. Сам он использует опыт других поколений, получает знания о явлениях, с которыми сам непосредственно не встречался. Это дает ему возможность предвидеть будущее, предусмотреть последствия своих поступков и действий. Если биологическая природа человека наследственна, то социальная природа его строится по законам общественно-исторического развития и по наследству не передастся; человек – продукт общественных отношений, и социальная сущность человека формируется воспитанием, жизнью и отношениями в обществе.

Социально-эволюционные теории.Всеобщность, универсальность законов эволюции является главной предпосылкой того, что наукой будущего станет эволюционное естествознание, а его авангардом – биосоциальное направление. Базисом этого направления является эволюция человека, в которой выделяют два этапа: биологический и социальный.

Однако такое деление будет весьма упрощенным подходом. Законы эволюции, действующие в коллективе особей (стая, рой, племя), формируют у последних качества, которые прежде считались чисто «человеческими» - самопожертвование, альтруизм и др. это позволяет говорить о неких социально-эволюционных закономерностях, которые проявляются только в общественно-кооперативных формах жизнедеятельности. Иначе говоря, биологические эволюционные законы в социально-кооперативных структурах и биосистемах действуют также универсально, как и на нижестоящих уровнях. Поэтому логичным представляется рассмотрение этих «социально-эволюционных закономерностей. Изучением их занимаются такие современные отрасли биологии, как этология, биосоциология, биоэтика.

Очевидное превалирование социальных факторов в эволюции человеческого сообщества привело даже к возникновению своеобразных «естественных» теорий формирования государственных структур, как бы вытекающих из теории естественного отбора Ч.Дарвина. Хотя эти теории не выдерживают серьезной критики и отброшены современной социологией, их появление весьма симптоматично и не лишено логики. В то же время их недостоверность и спорность хорошо иллюстрирует то положение, что не следует механически переносить законы одной области знаний на другу, в данном случае, из биологии в социологию.

Биосоциальные концепции.Для того, чтобы понять сущность человека, необходимо говорить не только о егопоявлении как вида, важно выяснить отличия и сходства человека и животных.

Сходство определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной лестнице расположено животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии такие же стадии, по которым шла эволюция всего живого. И в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя ему и не нужны (например, аппендикс).

Важную информацию в этом плане дает и новая наука – этология (наука о поведении биологических особей). Оказывается, в поведении человека и животных очень много схожего. Животные, как и человек, испытывают чувство радости, горя, вины и т.п.; у них есть любопытство, память, воображение, т.е. эмоциональная ступень жизни. Основы этологии (от греч. «этос» - нрав, характер) были заложены в начале 30-х гг. австрийским зоологом Конрадом Лоренцом. Этология изучает животных преимущественно в свободных условиях естественного пребывания. С точки зрения этологии поведение животных зависит как от стимулов (внешних, главных раздражителей), так и от внутренних процессов (в частности, от гормонов, выделяемых в кровь органами внутренней секреции).

Инстинкты как форма поведения. Животные рождаются со значительной частью приспособительных форм поведения, которыеназываются инстинктами. Инстинкты – это врожденный реализующий механизм поведения. Инстинкты специфичны для каждого вида и отличаются от простых рефлексов степенью сложности. Это единицы поведения, определяемые генетикой данного вида.

Гипотеза механизма инстинктивного поведения такова: под действием энергии внешних и внутренних факторов в соответствующих нервных центрах происходит накопление энергии действия, специфической для определенного побуждения (например, голода). Ее увеличение выше установленного уровня ведет к возникновению поисковой фазы, которая состоит в активном поиске раздражителей, при помощи которых могло бы быть удовлетворено побуждение. При усилении накопления «энергии действия» завершающий акт может осуществиться и без ключевых раздражителей.

Инстинкты – результат воздействия внешнего мира на организм, и они могут совершенствоваться тем же путем, каким возникают и закрепляются за видом новые морфологические признаки. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют четыре вида инстинктов: голода, половой, агрессии и страха.

Агрессия, по Лоренцу, является подлинным первичным инстинктом, направленным на сохранение вида. Она проявляется, прежде всего, в конкуренции внутри вида.

Механизм торможения. Опасность инстинкта – в его спонтанности, непредсказуемости. Порог раздражения при недостатке врагов или нереализованности смещается, и животное может проявлять свою агрессивность немотивированно, к кому угодно. Полезный, необходимый инстинкт должен быть заторможен для определенных случаев. Должна существовать зависимость между действенностью оружия, которым располагает вид, и механизмом торможения, запрещающим применять это оружие против сородичей. Необходимый инстинкт остается неизменным, но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, вводится специальный тормозящий механизм.

Функцию перевода агрессии в безопасное русло,а также для укрепления союза двух и более собратьев по виду выполняет ритуализация поведения. Ритуалы возникают из так называемых переориентированных действий; так, в переориентированной церемонии умиротворения соединены две позы – агрессии и страха.

Этология еще до социобиологии показала, что в человеке много свойственного животным. Агрессивность человека соответствует агрессивности животных, а садизм имеет корни в инстинкте агрессии. Как и в животном мире, агрессивность больше присуща мужчинам.

Отбор в результате только внутривидовой борьбы, как считают этологи, может быть отрицательным для вида, а он играет все большую роль для человека, стимулируя войны и экологический кризис. К.Лоренц предостерегает, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития.

В культурно-историческом развитии народов имеется как агрессивность, так и механизм, ограничивающий ее. Именно поэтому важнейшее требование всяких заповедей – запрет (Христос запретил противиться злу насилием).

Образование ритуалов, безусловно, стояло у истоков человеческой культуры. Агрессивность нельзя исключить, избавляя людей от раздражающих ситуаций или наложив на нее запрет, т.к. она выполняет биологически полезную роль, и все инстинкты связаны между собой (смех, например, косвенно связан с агрессивностью). Необходима переориентация и объективное физиологическое исследование возможной разрядки агрессии. Спорт, искусство, наука, смех выступают как необходимый тормозящий механизм агрессии по отношению ко всем людям и всей природе.

Но, конечно же, полной аналогии между поведением человека и животных не может быть именно потому, что человек не только биологическое существо.

У дикого животного в естественных условиях не возникает конфликта между его внутренними склонностями и тем, что оно «должно» делать. Человек же почти утратил эту внутреннюю гармонию вследствие громадной роли в его развитии разума, интеллекта. Более высокий интеллект обеспечил человеку культурное развитие, и, главное, способность абстрактно мыслить, накапливать и передавать от поколения к поколению все возрастающие объемы знаний. В результате историческое развитие человека происходило в сотни раз быстрее, чем чисто органическое, филогенетическое развитие прочих живых существ. Однако инстинкты человека, его врожденные реакции по-прежнему связаны с намного более медленным органическим развитием и отстают от его культурно-исторического развития. Естественные склонности уже не вполне укладываются в рамки человеческой культуры, где их почти полностью заменил разум, интеллект это прослеживается и на примере домашних животных. В процессе общения с человеком собаки, например, «умнеют»: понимают язык хозяев, даже угадывают их мысли. Но весь этот рост интеллекта сопровождается угасанием инстинктов, все более слабой реакцией на внешние стимулы.

Большее значение, чем для животных, для человека имеет обучение и все, связанное с ним.

Но для того, чтобы что-то выучить, нужен интерес к этому. Способом стимулирования интереса служит игра. Потребность же в игре, по Лоренцу, присуща только наиболее психически развитым животным, поскольку игра – более высокий вид деятельности, чем соответствующие ей серьезные типы поведения, назначение которых – сохранять жизнь вида. Игра типична для развивающегося организма, ей присущ элемент открытия.

Современная психология утверждает, что человеку присуще стремление к новому, как способу обучения, причем мужчинам в большей степени, чем женщинам, основной функцией которых является сохранение и воспроизведение вида. В создании новых ситуаций проявляется и суть искусства.

Генотипы и поведение. Поведение – это эволюционный механизм. В тех случаях, когда животные сталкиваются с быстротечным изменением в окружающей среде, морфологические изменения (приспособления) не могут обеспечить выживания, т.к. изменения в организме происходят слишком медленно. В этих ситуациях животных спасают только изменения в поведении.

Обилие форм поведения определяется генетическими факторами и в такой же степени зависит от генетической однородности видов и популяций, как и многообразие телесных форм.

Более того, очень вероятно, что и различия в поведении представителей одной популяции также предопределены наследственно, по крайней мере, частично. Опыты показывают, что естественный отбор влияет на поведение, а поведение – на генотип. Поведение оказывает воздействие на групповой состав популяции и тем самым на судьбу возникающих в ней генотипических изменений. Так происходит поведенческий отбор (селекция) животных. Поведение конкретного организма определяется внутренним и внешним программированием: внешнее – в ходе накопления опыта и приспособления к окружающей среде, внутреннее – как результат постепенной эволюции вида.

Научение и поведение. Таким образом, ни одну поведенческую реакцию животных нельзя рассматривать лишь как инстинктивную. Целостный поведенческий акт животного – это переплетение врожденных и приобретенных комплексов.

Врожденные способности совершенствуются в результате научения. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения животного в результате освоения нового опыта. Оно основано на свойстве психики животного: многократное повторение одной и той же ситуации приводит к образованию определенной связи в психике. Закрепленное, приобретенное поведение превращается в привычное. Следовательно, появление психики у позвоночных животных – это новый мощный фактор адаптивной эволюции. Он позволяет им быстро менять привычки и навыки, что обеспечивает эволюционные преимущества млекопитающим и другим позвоночным. Устойчивость вновь приобретенных форм поведения зависят от памяти, хранящей полученную информацию, которая у них более емкая. Готовность к научению также предопределена генетически.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты