КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
N.B! Основные виды научения.
Социобиология. Анализом взаимосвязи между биологическим и специфически социальным в человеке занимается такая наука как социобиология, которая находится на стыке естественного и гуманитарного знания. Основоположник социобиологии американский ученый Э.Уилсон выпустил в 1975 г. книгу «Социобиология: новый синтез». Она представляет собой объединение популяционной генетики, эволюционной теории, этологии и экологии. Социобиология стремится объяснить биологические основы всех форм общественного поведения, включая человека как существа социального. Проблема выделения сущности человека – это проблема разграничения животного и собственно человеческого. В применении к человеку социобиология – наука о социальной организации, выявляющая сходство между социальным поведением человека и животных и механизмом генетической детерминации социального поведения человека. Задача социобиологии – создание биограммы человека, т.е. полного описания природно-биологических основ его жизнедеятельности с тем, чтобы объяснить эволюцию культуры изменениями на биоуровне. Проблема взаимосвязи природного и социального в человеке обозначается как проблема генно-культурной коэволюции. Социобиология изучает коэволюцию в самом человеке. Ее основная идея заключается в том, «Homo sapiens» есть обычный биологический вид с генетически разнообразным поведением. У человека, как у любого другого вида живого не может быть целей, которые возникали бы вне его собственной биологической природы. Поэтому социобиология отрицательно отвечает на вопрос: «Может ли культура изменять поведение человека, приближая его к альтруистическому совершенству?» В человеке имеется врожденная способность к взаимопомощи и коллективизму на основе морали. В той степени, в которой она наследуется, она социобиологична; в той, в которой приобретается – социокультурна. Проблема в том, может ли влияние цивилизации переходить на генетический уровень и становиться фактором искусственного отбора или имеет место только социальное наследование культуры? Социология вкупе с генетикой изучает вопрос о том, существуют ли гены эгоизма, альтруизма и др., т.е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием. Поведение и законы генетики. С установлением законов генетики любое исследование живых организмов неизбежно требует постановки конкретного вопроса: насколько те или иные данные о животных подкреплены генетикой? Центральный тезис социобиологии таков: каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая «заставляет» индивидов вести себя так, чтобы обеспечить успех для себя, и для сородичей. С этой точки зрения и агрессия, и страх, и альтруизм, который проявляется у только что родившейся особи, представляет собой генетически детерминированные и эволюционно отобранные образцы поведенческих реакций. Объясняя поведение животных генетической причиной, социобиологии выявили гены агрессивности, способностей к научению, альтруизму, эгоизму, склонности к общении и т.д. N.B!Так, У. Гамильтон установил, что закрепление коллективного образа жизни в двух отрядах – муравьев и пчел – связано с тем, что из этих насекомых каждая особь содержит до 50% одинаковых генов с родителями, братьями, сестрами, а у пчел – даже до 75%. Особь передает свои гены в следующее поколение через родственников. Поэтому в социобиологии наряду с понятием родственного отбора, ответственного за взаимопомощь в виде, рассматриваются и другие. В. Уинн-Эдвардс установил, что в процессе эволюции происходит отбор тех сообществ в популяции, у которых скорость размножения соответствует количеству ресурсов пищи, иначе бы популяция осталась бы без пищевых ресурсов. Такой вид отбора был назван групповым отбором, и обусловлен он уже социальной организацией в популяции и выходит за рамки родственных отношений. Социобиология объяснила различия в поведении, обусловленные полом животного. Например, главное назначение самок – обеспечит выживание потомства, поэтому самка при выборе самца руководствуется одной из двух линий поведения последнего: или генетическими качествами самца (здоровьем), или его помощью в заботе о потомстве. Преобладающий же интерес самцов – чисто репродуктивный, и в меньшей степени – организации семьи. Таким образом, верность, измена, выбор, по мнению социобиологов, детерминируется на генетическом уровне. Один из спорных моментов в социобиологии – выявление того, что в большей мере – эгоизм или альтруизм – является движущей силой эволюции. С одной стороны, эгоизм движет эволюцию, поскольку борьба за существование – это отстаивание собственной идентичности. Английский ученый Р.Докинс в книге «Эгоистичный ген» доказывает, что само воспроизводство жизни – результат и функции эгоизма, и все, что движет эволюцию, должно быть эгоистично, отсюда и борьба за существование как двигатель эволюции. Однако реальность такова, что в животном мире весьма распространен альтруизм как форма поведения, которая может быть либо результатом принуждения (вынужденный альтруизм), либо ожидания вознаграждения (взаимный альтруизм). Основной вопрос: как альтруистический тип поведения передается из поколения в поколение? Ответ, по-видимому, таков: если животное, рискуя жизнью, защищает сородичей, вид, то такое поведение должно быть сохранено отбором, так как дает преимущество родственным особям, а гены альтруистической особи сохраняются в них. С другой стороны, популяции, в которых индивиды или особи проявляют самопожертвование ради спасения других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых заботятся только о собственном благополучии. Следовательно, ген альтруизма – социально важный и общественно приобретенный ген. Сопоставляя разум и инстинкт, следует признать, что наличие и превалирование интеллекта не позволяет признать человека абсолютно приспособленным видом живого. К этому надо добавить опасение, что в человеческом обществе естественный отбор, помогавший предкам, ослаблен(благодаря заботе о менее приспособленных и выживании больных). Возникает пессимистическая мысль: а не находится ли человечество на пути вырождения? И вообще, не представляет ли оно тупиковую ветвь эволюции?
|