Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 2. Авторское право и смежные права




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Защита интеллектуальной собственности»

для специальности

 

 

Ростов-на-Дону

Содержание

Тема 1. Общие положения права интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав

Тема 2. Авторское право и смежные права

Тема 3. Патентное право

Тема 4. Право на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ и услуг.

Тема 5. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

Тема 1. Общие положения права интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав

Российское законодательство XIX в. относило права авторов и изобретателей к разновидности права собственности, однако в начале XX в. большинство российских специалистов высказывалось в пользу использования в законодательстве более точного термина — исключительные права.

В советское время даже робкие попытки воспользоваться «проприетарной моделью» в целях научного анализа расценивались как некритическое перенесение на советскую почву буржуазных юридических конструкций.

Наиболее веской причиной, оправдывающей появление термина «интеллектуальная собственность» в российском гражданском праве, являются международные обязательства России. Так, в соответствии с Конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.), интеллектуальная собственность включает в себя права, относящиеся к:

· литературным, художественным и научным произведениям;

· исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

· изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

· научным открытиям;

· промышленным образцам;

· товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

· защите против недобросовестной конкуренции и др.

Поскольку международные обязательства необходимо соблюдать, термин «интеллектуальная собственность», скорее всего, надолго вошел в российский правовой оборот и нет особенной нужды тратить силы на его изгнание, даже если он и не в состоянии точно и полно отразить функции всех видов интеллектуальных прав и создает вероятность смешения интеллектуальной собственности с собственностью материальной.

Принимая четвертую часть ГК РФ, законодатель существенно изменил понимание существа и содержания понятия «интеллектуальная собственность», в связи с чем прежние нормы ГК РФ с 1 января 2008 г. либо утратили свою силу (ст. 138), либо начали действовать в новой редакции (ст. ст. 2 и 128).

Термин «интеллектуальная собственность» с указанной даты исключается из п. 1 ст. 2 ГК РФ. Гражданское законодательство с этого момента определяет не «основания возникновения и порядок осуществления... исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности)», а «основания возникновения и порядок осуществления... прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав)».

А в соответствии со ст. 128 ГК РФ, после вступления четвертой части ГК РФ в силу к объектам гражданских прав относятся не «результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность)», а «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность)».

Термин «интеллектуальная собственность» с 1 января 2008 г. официально понимается как совокупность результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к этим результатам средств индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

По своему месту в российской классификации субъективных гражданских прав они могут быть отнесены к субъективным правам на нематериальные блага, поскольку их объектами выступают продукты интеллектуальной (т.е. психической, мыслительной и, как правило, творческой) деятельности, а не вещи, деньги либо ценные бумаги. Это права абсолютные, поскольку они реализуются действиями самого управомоченного лица (правообладателя), не нуждающегося для их осуществления в действиях какого-либо обязанного по отношению к нему лица. Все остальные лица одинаково обязаны воздерживаться от нарушения данного субъективного права.

В составе интеллектуальных прав законодатель на первое место ставит исключительное право, называя его правом имущественным.

Интеллектуальные права, наряду с исключительным правом, включают традиционно и права личные неимущественные. Правда, эти права, в отличие от исключительного права, признаются в случаях, предусмотренных ГК РФ. Это, впрочем, означает также то, что личных неимущественных прав, являющихся общими для всех «интеллектуальных объектов», не так много, и они могут различаться от объекта к объекту. Личными неимущественными правами принято считать права, связанные с личностью правообладателя, объектом которых являются нематериальные блага. ГК РФ различает в составе интеллектуальных прав личные неимущественные права автора, относя к ним право авторства, право на имя и иные неимущественные права (ст. ст. 1228, 1255, 1292, 1345, 1356, 1408). Можно также вести речь о личных неимущественных правах других лиц — правопреемников автора (ст. ст. 1267, 1316), обладателей смежных прав (ст. ст. 1315, 1323, 1333, 1338), организаторов создания «интеллектуальных объектов» (ст. 1240).

Остальные интеллектуальные права авторов и иных лиц могут быть как имущественными, так и неимущественными, вследствие чего законодатель в ст. 1226 ГК РФ употребляет по отношению к ним термин «иные права» , как бы давая понять, что в составе иных могут быть как неисключительные имущественные права авторов и других лиц — например, право следования (ст. 1293), право преждепользования (ст. 1361), право на получение вознаграждения (ст. ст. 1296, 1370, 1408), право использования результата интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (ст. 1542), право на созданную технологию (ст. 1544), — так и неимущественные права, не относимые законодателем к категории личных, — право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Интеллектуальные права и интеллектуальная собственность включают как права на результаты творческой деятельности (произведения, охраняемые авторским правом, результаты исполнительства, изобретения, селекционные достижения и т. п.), так и права на другие нематериальные результаты умственного труда, при создании которых творчество необязательно (фирменные наименования, товарные знаки, наименования места происхождения товаров, секреты промысла, известные как «ноу-хау», и т. п.).

В четвертой части ГК РФ подотрасль гражданского права — право интеллектуальной собственности или интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации — представлена следующими юридическими институтами:

1) авторское право (интеллектуальные права на произведения литературы, науки и искусства);

2) права, смежные с авторскими (на исполнения, фонограммы, сообщения передач эфирного или кабельного вещания, базы данных, произведения, обнародованные после перехода в общественное достояние);

3) патентное право (интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы);

4) право на селекционное достижение ;

5) право на топологию интегральной микросхемы ;

6) право на секрет производства ;

7) право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (интеллектуальные права на фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение);

8) право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (интеллектуальные права организатора единой технологии на единую технологию и входящие в ее состав результаты интеллектуальной деятельности).

Понятие и содержание исключительного права

В понятие исключительного права наукой гражданского права, а до недавнего времени и законодательством, вкладывался различный смысл. Общепризнано, однако, что, во-первых, само понимание исключительности права как правомочия, принадлежащего строго определенному лицу (в отдельных случаях, как исключение, — определенным лицам); во-вторых, что исключительным интеллектуальным правом является имущественное право на использование результата интеллектуальной деятельности в любой форме и любым способом.

В российском законодательстве до принятия четвертой части ГК РФ не было нормы, которая бы универсально закрепляла содержание исключительного права. Вместе с тем сопоставительный анализ норм специальных законов, регулирующих отдельные виды интеллектуальной собственности, позволял выявить общие свойства такого права. Исключительное право на интеллектуальный продукт — это, прежде всего, гарантированная законом юридическая возможность использовать интеллектуальный результат каким бы то ни было способом, и в какой бы то ни было форме.

Согласно ч. 1 ст. 1229 части четвертой ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную законодательством, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.

Законодательство позволяет различать в содержании исключительного права два аспекта: позитивный и негативный. Позитивный выражается в предоставлении обладателю права возможности самому использовать интеллектуальный продукт либо уступать это право другим лицам, негативный — в возможности запрещать всем другим лицам несанкционированное использование интеллектуального продукта.

В настоящее время содержание исключительного права закреплено в ст. 1229 ГК РФ: «Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное».

Исключительное право является основным интеллектуальным правом, гарантирующим его обладателю возможность использовать объект этого права по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Это «внутренняя» составляющая исключительного права, обращенная на самого правообладателя, к его собственным возможностям использования объекта исключительного права.

Усмотрение обладателя означает, что использование интеллектуального объекта зависит только от его свободного волеизъявления. Никто не вправе принуждать обладателя исключительного права к использованию его объекта, как никто не может предписывать ему объем и способ использования объекта этого права, за исключением случаев, прямо указанных в законе (исключительные права публичных образований). Правообладатель может публиковать произведение, а может распространить на него режим защищенной информации, публиковать произведение только на языке оригинала и только тиражами, которые сочтет для себя целесообразными, производить товары, воплощающие промышленные образцы, либо иные технические решения, только на определенной территории и т.д. Правда, это предельно широкое понимание исключительного права, как ничем и никем не ограничиваемой возможности использовать интеллектуальный продукт по своему усмотрению, представляет собой общий принцип, характеризующий исключительное право как наиболее абсолютную свободу действий в отношении «интеллектуального продукта», включая право запрещать всем иным лицам доступ к этому продукту и его использование в своей деятельности.

Такая степень свободы невольно заставляет вспомнить право собственности, как наиболее абсолютную власть над вещами и соответственно максимально возможную свободу действий в отношении этих вещей. Возможность эта, тем не менее, применительно к исключительному праву может быть ограничена законом, равно как и право собственности. И дело не только в косвенно выраженном общем запрете на способы, противоречащие закону. Исключительное право ограничивается правами других лиц на использование «интеллектуального продукта» без согласия правообладателя (см. об этом ниже). Закон устанавливает пределы осуществления исключительного права, за которыми его действие считается исчерпанным. Наконец, действие исключительного права ограничено сроком (ст. ст. 1281, 1318, 1328, 1331, 1335, 1340, 1363, 1424, 1457, 3491, 1531 ГК РФ), за исключением прав на секреты производства, фирменное наименование, общеизвестные товарные знаки и коммерческое обозначение (ст. ст. 1465, 1467, 1508, 1540 ГК РФ).

Признаки исключительного права

· Исключительное право всеобъемлюще. Его объектами выступают все разновидности интеллектуальной собственности. Правда, содержание и объем этого права от объекта к объекту меняются с учетом особенностей использования конкретного объекта в гражданском обороте (ст. ст. 1270, 1317, 1324, 1330, 1334, 1339, 1358, 1421, 1454, 1467, 1474, 1484, 1519, 1539 ГК РФ).

· Исключительное право универсально. Его обладателями могут быть как граждане, так и юридические лица, публичные образования. При этом содержание исключительного права не меняется и, как правило, не зависит от того, кто является правообладателем — автор или его правопреемник, за исключением прав и гарантий, предоставляемых законом авторам интеллектуальных продуктов.

· Исключительное право абсолютно. Его обладателю гарантируется возможность требовать от всех других лиц прекращения действий, нарушающих его право, и возмещения убытков, вызванных этими действиями.

· Исключительное право является имущественным (ст. 1226), а следовательно, способным к переходу от одного лица к другому как в результате гражданско-правовых сделок, так и по другим основаниям.

Система права интеллектуальной собственности

Совокупность гражданско-правовых норм об интеллектуальной собственности можно охарактеризовать как подотрасль гражданского права — право интеллектуальной собственности, которая представлена институтами авторского права, права, смежного с авторским, патентного права и права на средства индивидуализации субъектов и результатов их деятельности, а также иные объекты интеллектуальной деятельности (право, смежное с патентным).

В зависимости от вида творческой и иной интеллектуальной деятельности и, соответственно, особенностей содержания результата деятельности в качестве объектов интеллектуальной собственности выступают:

· произведения литературы, науки и искусства;

· результаты исполнительской деятельности артистов — исполнителей;

· результаты деятельности режиссеров-постановщиков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, режиссеров кинофильмов, радио- и телепередач, дирижеров оркестров;

· фонограмма (звукозапись) и запись изображения;

· передача радио- и телевизионных сигналов;

· изобретения, полезные модели и промышленные образцы;

· профессиональные секреты;

· селекционные достижения;

· фирменные наименования и коммерческие обозначения правообладателя;

· товарные знаки и знаки обслуживания;

· наименование места происхождения товара;

· другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в отношении которых законом предусматривается возможность приобретения исключительных прав.

Источники международно-правового регулирования интеллектуальной собственности

Правовое регулирование интеллектуальной собственности характеризуется развитой системой источников, представленных как внутренними нормативными правовыми актами, так и международными договорами.

Международные источники правового регулирования интеллектуальной собственности , число которых весьма значительно, отличаются высокой степенью унификации, уступая в этом отношении только институтам международной купли-продажи и международного коммерческого арбитража.

В число международных договоров Российской Федерации входят также действующие международные договоры, заключенные СССР, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — продолжателя Союза ССР.

Если международный договор устанавливает правила, отличные от тех, которые установлены каким-либо федеральным законом, то согласие Российской Федерации на обязательность такого международного договора должно быть выражено в форме федерального закона. При этом правила такого международного договора получают приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации.

Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. ст. 90, 113 Конституции РФ ).

Международные договоры Российской Федерации в области авторского права представлены следующими международными конвенциями.

· Прежде всего, это Всемирная Конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., к которой в мае 1973 г. присоединился еще Советский Союз, состоявший с 1968 г. во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) . Эта Конвенция к тому времени уже была пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. Россия присоединилась к этой редакции Конвенции 9 марта 1995 г.

· Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., участницей которой Российская Федерация стала с 13 марта 1995 г.

· Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.).

· Римская Конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Поскольку участие в ней является одним из необходимых условий для вступления России в ВТО, то Россия присоединилась к ней, и с 26 мая 2003 г. эта Конвенция вступила в действие на ее территории.

Важнейшими международно-правовыми актами общего значения являются также Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) и Конвенция об охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (Парижская Конвенция).

Конвенция, учреждающая ВОИС, распространяется на все объекты интеллектуальной собственности. Она призвана содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и, в соответствующих случаях, во взаимодействии с любой другой международной организацией.

Парижская Конвенция содержит перечень объектов, подпадающих под режим охраны промышленной собственности (объекты патентного права и средства индивидуализации юридических лиц и результатов их деятельности) и указывает на содержание понятия «промышленная собственность» : «Промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на область сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука».

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) должно повлечь за собой перемены в правовом регулировании интеллектуальной собственности, и прежде всего авторского права, поскольку условием вступления в ВТО является присоединение к Соглашению по торговым аспектам интеллектуальной собственности . Это Соглашение об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности, сокращенно именуемое ТРИПС (TRIPS — Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights), является приложением к Соглашению о создании Всемирной торговой организации. Соглашение вступило в силу с 1 января 1995 г. и обязательно для всех членов ВТО, в которой участвуют 144 государства.

Соглашение ТРИПС затрагивает пять сфер:

1) порядок применения основополагающих принципов международных соглашений по вопросам торговли и соблюдения прав интеллектуальной собственности;

2) порядок обеспечения достаточных мер по охране прав интеллектуальной собственности;

3) меры по охране прав интеллектуальной собственности на территориях отдельных государств;

4) порядок разрешения споров по вопросам интеллектуальной собственности между государствами — членами ВТО;

5) специальные мероприятия на переходном этапе к новой системе охраны прав интеллектуальной собственности.

Соглашением ТРИПС определена сфера интеллектуальной собственности:

· авторское право и другие смежные права;

· торговые марки, включая фирменные знаки сервисных компаний, данные о месте производства (географические названия), промышленный дизайн, патенты, дизайн полупроводниковых микросхем, информация, не подлежащая разглашению, включая профессиональные тайны.

Хотя международные конвенции уже в значительной мере распространяются на авторское и смежные права, тем не менее, эти конвенции были подписаны не всеми странами, и большинство не содержит ни положений, достаточных для обеспечения их соблюдения, ни правил, применимых для урегулирования споров. Соглашение ТРИПС, являющееся частью многосторонних соглашений по ВТО, гарантирует признание на международном уровне минимальных норм защиты прав интеллектуальной собственности — в частности, авторских и смежных прав. Эти положения основываются на положениях более крупных международных конвенций в этой области, а именно Бернской и Римской конвенциях. В соответствии с этим соглашением некоторое число развивающихся стран присоединилось к международному сообществу в деле охраны интеллектуальной собственности и применяет положения различных многосторонних конвенций ВОИС впервые.

Выполнение Соглашения ТРИПС для России считается одним из наиболее проблемных последствий вступления в ВТО, влекущих необходимость не только изменения российского законодательства, но и его последовательного выполнения.

Основные особенности действия положений международных договоров на территории Российской Федерации заключаются в следующем.

Охрана иностранных произведений в соответствии с международным договором возможна лишь постольку, поскольку таковая допускается в принципе по отношению к конкретному виду объектов авторского права. Международный договор, как правило, определяет круг объектов своей защиты (сферу действия) как по содержанию и форме, так и по моменту начала их охраны. Эти положения носят приоритетный характер по отношению к российскому законодательству в силу ст. 7 ГК РФ .

Так, в соответствии со ст. VII Всемирной Конвенции об авторском праве на территории России не охраняются иностранные произведения, впервые опубликованные за рубежом до 27 мая 1973 г. (дата присоединения к Конвенции СССР), поскольку на территории СССР эти произведения до этого не охранялись. Аналогичным образом в России не охраняются права на иностранные фонограммы, записанные за рубежом до 13 марта 1995 г. (дата присоединения России к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм) (Женева, 29 октября 1971 г.). Ст. 7 данной Конвенции (п. 3) освобождает ее участников от охраны на своей территории прав на ранее записанные фонограммы. То же самое правило действует и по отношению к иностранным исполнениям и передачам в эфир до 26 мая 2003 г. (дата присоединения России к Римской конвенции 1961 г.), поскольку в соответствии с п. 2 ст. 20 Конвенции защита объектов, первая запись которых была осуществлена до даты вступления Конвенции в силу для государства-участника, возможна только в силу прямого закрепления соответствующего положения в национальном законодательстве, поскольку государство-участник не обязано предоставлять такую защиту указанным объектам смежных прав.

Наряду с многосторонними международными договорами на территории России действуют двусторонние договоры в области охраны авторских и смежных прав, которыми могут устанавливаться нормы, отличающиеся от норм вышеупомянутых международных конвенций.

Источники внутреннего российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности

В части, не урегулированной международными договорами, действуют источники внутреннего российского законодательства . В соответствии со ст. 1256 части четвертой ГК РФ исключительное право распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками), а также за гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Конституция РФ определяет место норм об интеллектуальной собственности в российском законодательстве: они относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71). Это означает, что акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие отношения интеллектуальной собственности, не подлежат применению с момента принятия Конституции РФ (1993 г.).

Содержание юридического института интеллектуальной собственности составляют правовые нормы различной отраслевой принадлежности. Ведущее место среди них принадлежит нормам гражданского права.

Гражданско-правовые нормы определяют понятие и содержание интеллектуальной собственности, регулируют реализацию исключительных прав, а также договорные отношения по предоставлению прав на результаты интеллектуальной деятельности. На интеллектуальную собственность распространяются общие принципы наследования, устанавливаемые гражданским законодательством.

Административно-правовые нормы характеризуют систему управления интеллектуальными правами и контроля за их осуществлением, финансовые — определяют порядок финансирования государством и муниципальными органами государственного (муниципального) заказа в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

Большое значение в структуре интеллектуальных правоотношений принадлежит информационным, а также правовым отношениям по поводу использования памятников культуры и других культурных ценностей.

Трудовые нормы характеризуют отношения создателя творческого результата с администрацией предприятий, учреждений, организаций по поводу служебных результатов.

Процессуальные нормы направлены на осуществление в установленной законом форме защиты прав и законных интересов авторов и других правообладателей.

Внутреннее законодательство об интеллектуальной собственности до 1 января 2008 г. было представлено Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и подзаконными актами. Характерной чертой внутреннего законодательства России об интеллектуальной собственности до самого последнего времени была его внутренняя неоднородность и отсутствие единого нормативного акта, закрепляющего общие начала правового регулирования интеллектуальной собственности. Об единой подотрасли гражданского права можно было говорить только в теоретическом аспекте, только как об основе для законопроектных работ в этой области. Вместе с тем сказанное позволяет сделать вывод о многоотраслевом характере законодательства об интеллектуальной собственности, в составе которого акты гражданского законодательства образуют, несомненно, центральную область (ядро), а все остальные располагаются на периферии, играя вспомогательную роль по отношению к гражданско-правовому институту права интеллектуальной собственности. Новая (четвертая) часть ГК РФ упраздняет только двухуровневый принцип построения законодательства об интеллектуальной собственности, но не его комплексный характер.

Источники авторского права

С 1 января 2008 г., как отмечалось выше, вступили в силу нормы авторского права , сосредоточенные в четвертой части ГК РФ . Это гл. 70 «Авторское право», регулирующая основания возникновения, способы и порядок осуществления, перехода (передачи) и прекращения интеллектуальных прав на произведения литературы, науки и искусства, в том числе программы для ЭВМ и базы данных (ст. ст. 1255—1302). Гл. 71 «Права, смежные с авторскими» посвящена общим правилам регулирования смежных прав (§ 1), правам на исполнение (§ 2), на фонограммы (§ 3), на сообщения радио- или телепередач (§ 4), а также правам, вытекающим из факта организации создания баз данных (§ 5).

Закон об авторском праве и Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523—1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» с этого момента соответственно утратили свою силу.

Существуют федеральные законы, распространяющиеся либо на отдельные виды объектов, приравненных к произведениям, либо на отдельные, особые сферы создания и использования объектов авторского права. Это, например, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124—1 «О средствах массовой информации» , содержащий нормы, относящиеся к применению норм авторского права в деятельности СМИ (выход в свет продукции СМИ, порядок распространения, условия использования произведений и т.д.). Здесь следует упомянуть и другие законы, такие как федеральные законы от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» , от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» , от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» и некоторые другие.

Наряду с законами, источниками авторского права в России являются федеральные подзаконные акты, среди которых важную роль играют постановления Правительства РФ, акты Министерства культуры, Министерства юстиции, Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ.

Источники патентного права

Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы с 1 января 2008 г. регулирует гл. 72 «Патентное право» ГК РФ , закрепляющая основные положения о патентных правах, их объектах и субъектах (§ 1), виды и содержание патентных прав (§ 2), правила распоряжения исключительными патентными правами (§ 3), правовой режим служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также созданных по заказу и договору (контракту) (§ 4), порядок получения патента (§ 5), прекращение и восстановление действия патента (§ 6), особенности правовой охраны и использования секретных изобретений (§ 7) и защита прав авторов и патентообладателей (§ 8).

Принадлежность патентного права к гражданскому праву всегда требовала включения в состав источников патентного права ГК РФ, определяющего общие условия возникновения, изменения, прекращения, осуществления и защиты гражданских прав, возникновения и реализации права общей собственности, заключения, изменения, прекращения и исполнения договоров и ответственность за их нарушение. В ГК РФ установлено несколько видов обязательств, теснейшим образом связанных с объектами патентного права:

· договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38);

· коммерческая концессия (гл. 54);

· доверительное управление (гл. 53);

· простое товарищество (гл. 55).

Имущественные права патентообладателей и лицензиатов, кроме того, могут выступать объектами учредительных договоров и залоговых обязательств. Поэтому ГК РФ, безусловно, всегда был источником патентного права, хотя и не определял условий возникновения и прекращения исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Гражданский кодекс РФ в качестве главного источника патентного права заменил Патентный закон , который, соответственно, утратил силу с 1 января 2008 г.

Источниками патентного права являются постановления Правительства РФ.

Кроме Правительства РФ и Роспатента, подзаконные нормативные правовые акты по вопросам патентного права принимаются и другими федеральными органами государственной власти (Министерство юстиции РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ).

Международными договорами Российской Федерации в области патентного права являются:

· Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (на территории России действует с 1 июля 1965 г.);

· Вашингтонский Договор о патентной кооперации от 19 июля 1970 г. (для России вступил в силу 29 марта 1978 г.);

· Страсбургское Соглашение о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 г.;

· Локарнское Соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов от 8 октября 1968 г.;

· Гаагское Соглашение о международном депонировании промышленных образцов от 6 ноября 1925 г.;

· Будапештский Договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 г.;

· Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.).

Правовое регулирование оснований возникновения, содержания, способов и порядка осуществления интеллектуальных прав на объекты, близкие к патентным, а также на средства индивидуализации участников гражданского оборота и результатов их предпринимательской деятельности осуществляется ГК РФ, федеральными законами и федеральными подзаконными актами.

С 1 января 2008 г. законы РФ от 6 августа 1993 г. № 5605—1 «О селекционных достижениях» и от 23 сентября 1992 г. № 3526—1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» утратили силу. Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» в части, касающейся охраны прав на селекционные достижения в животноводстве, изменился, предоставляя регулирование этих отношений ГК РФ.

В четвертой части ГК РФ интеллектуальные права на селекционные достижения регулируются гл. 73 («Право на селекционное достижение»), построенной по структуре, аналогичной со структурой гл. 73 («Патентное право») Закона «О селекционных достижениях»: основные положения (§ 1), интеллектуальные права на селекционные достижения (§ 2), распоряжение исключительным правом на селекционное достижение (§ 3), селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное в порядке выполнения служебного задания или при выполнении работ по договору (§ 4), получение патента на селекционное достижение и прекращение его действия (§ 5), защита прав авторов селекционных достижений и иных патентообладателей.

Гл. 74 ГК РФ посвящена правовому регулированию интеллектуальных прав на топологию интегральной микросхемы (ст. ст. 1448—1464).

Особое место в четвертой части ГК РФ занимает гл. 75 (ст. ст. 1465—1472), которая впервые устанавливает правовую охрану доселе неизвестного гражданскому законодательству России объекта — секретов производства , или ноу-хау . Прежде интересы предпринимателей в этой области защищались в основном нормами о коммерческой тайне. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» сохранил свою силу, но в него внесен ряд существенных изменений, касающихся понятия коммерческой тайны, объекта коммерческой тайны и режима коммерческой тайны секретов производства (ст. 34 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» ). Интеллектуальные права на секреты производства в основном сводятся к исключительному праву, его использованию, распоряжению им, ответственности за нарушение и прекращению.

Источники регулирования прав на средства индивидуализации

С момента вступления в силу четвертой части ГК РФ в сфере регламентации рассматриваемых правоотношений применению подлежит гл. 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» ГК РФ, включающая в себя § 1 «Право на фирменное наименование», § 2 «Право на товарный знак и право на знак обслуживания», § 3 «Право на наименование места происхождения товара», § 4 «Право на коммерческое обозначение».

В числе международных договоров Российской Федерации в этой области следует назвать:

· Конвенцию об охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.);

· Договор о законах по товарным знакам (Женева, 27 октября 1994 г.);

· Международную Конвенцию по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.).

Четвертую часть ГК РФ завершает гл. 77, представляющая собой одну из новелл в правовом регулировании интеллектуальной собственности. Впервые в ней регламентируется право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта интеллектуальных прав — единой технологии, который включает в себя в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране (ст. 1542). В нормах указанной главы ГК РФ закрепляются:

· сфера применения правил о единой технологии;

· право организатора единой технологии;

· особенности реализации права на единую технологию, включая обязанность ее практического применения;

· права публичных образований в случаях, когда единая технология создается за счет средств или с привлечением средств соответствующего бюджета;

· распоряжение правом на единую технологию, приобретение прав на использование результатов, включаемых в состав единой технологии, регулируются иные вопросы.

Тема 2. Авторское право и смежные права

В рамках рассматриваемой темы необходимо обратится к анализу проблем судебной практики в сфере авторских и смежных прав. Следует отметить, что четкие и однозначные дефиниции правовых понятий, используемых в законодательстве об авторских и смежных правах, к сожалению, отсутствуют в нормах части четвертой Гражданского кодекса, посвященной правовому регулированию интеллектуальной собственности,

Если понятие автор раскрывается как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (исполнение), то что понимать под понятиями "творчество", "произведение". Понятия "фонограмма" нормами гражданского законодательства не установлено, вместе с тем, анализируя статью 1322 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод, что фонограмма есть "запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков". При этом, понятия "исполнения" и "звук" не тождественны друг другу, тем более в современной музыкальной сфере используются такие понятия как "семплеры" и "семплы" - представление звуков в виде цифрового ряда.

В результате "появление новых творческих возможностей за счет получения промежуточных высот звука между тонами и любых звуковых оттенков ставит вопрос о пересмотре критерия оригинальности в отношении музыкального произведения". В правоприменительной практике при разрешении конкретного дела имеет значение для правильной квалификации совершенного правонарушения, ввиду того, что ошибочное толкование существа нарушения в сфере интеллектуальной собственности приводит к незаконным, необоснованным решениям.

В соответствии со статьей 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Надо отметит в перечне указанной статьи, не упоминается цитирование произведений изобразительного искусства, графики, дизайна и других объектов творчества авторов. Вместе с тем, на практике возникают случаи. Так, А., обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Ю. в связи с допущенными нарушениями законодательства об интеллектуальной собственности. В типографии "Ф" тиражом 70 000 экземпляров по заказу Ю. был изготовлен печатный материал "Право и милосердие" со статьей и иллюстрацией А. Оригинал-макет листовки является произведением, авторские права на которое принадлежат А. Суд пришел к выводу о правомерности свободного использования Ю. части листовки А., не признал в его действиях нарушения законодательства об интеллектуальной собственности указав, цитирование - включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора, изображение титульного листа листовки А. может рассматриваться как цитата. Таким образом, суд устранил пробел в законе путем раскрытия понятия цитата как графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства, живописи, графики, дизайна[1].

Использования произведения автора путем переработки (создание производного произведения), обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного.

Согласно пункту 9 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, исключительное право на произведение, в том числе на его переработку, принадлежит автору произведения, при этом производное (переработанное) произведение признается объектом авторского права. Автор осуществляет свои права при условии соблюдения права автора произведения, используемого для создания производного произведения (ст. 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Изображение (схема проезда) рекламного агентства не может использоваться как карта и не является оригинальным, поскольку содержит в себе информацию об общеизвестных фактах, имеющих информационный характер, что, обусловливает как сходства, так и различия с объектом охраны истца. В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ отмечено, правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание"[2].

Карта-схема издательства подлежит охране как производное произведение, использование которой должно осуществляться создателями с учетом прав ранее созданного и обнародованного объекта права[3]. Изображение площади Победы свободно используется в различных печатных изданиях, открытках, интернет-сайтах, является фоном для основного изображения лица и интеллектуальные права не нарушает[4].

Из смысла пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вытекает то, что авторским правом не охраняется информация, изложенная в обычной (неоригинальной) форме, поскольку не создается самостоятельного произведения[5].

Остановимся на рассмотрении материалов судебных дел, связанных с участием таможенным органов. По статистические данные, приведенные Федеральной таможенной службой РФ, свидетельствуют о том, что наиболее часто судом рассматриваются именно споры, связанные с нарушением ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ. В 2006 г. таможенными органами по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ было возбуждено 226 дел об административных правонарушениях. Назначены наказания по 144 делам, прекращено - 26, что составляет 11% от количества возбужденных дел об административных правонарушениях[6].

Нередко должностными лицами таможенных органов составляются протоколы об административных правонарушениях, предметом которых выступают товары, реализуемые на внутреннем рынке. В отношении их не установлен факт перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Так, по делу об административном правонарушении № 10309000-543/2005 к административной ответственности привлечено общество с ограниченной ответственностью за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, выразившегося в продаже контрафактных видеофильмов, записанных на DVD. Согласно полученным от директора общества объяснениям, данная продукция была приобретена в городе Москве и городе Ростове-на-Дону. Сведения о перемещении указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации отсутствуют. Не рассматривая вопрос о компетенции таможенных органов, Октябрьский районный суд города Краснодара назначил административное наказание в виде конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

В качестве программ для ЭВМ начинают восприниматься и любые видео, аудио, литературные произведения на материальных носителях, совместимых с персональным компьютером и способные к самостоятельному воспроизведению. Художественные фильмы на DVD-дисках вместе с элементами программного обеспечения (DVD-меню) воспринимаются как неотъемлемая часть, так как являются аудиовизуальным отображением работы воспроизводящей программы[7].

Такая тенденция судебной практики затрудняет попытки распространения на программные продукты квазипатентной регистрируемой процедуры, основанной на открытости исходного кода, так как наличие программы не исключает отсутствие патентоспособной технологии в её основе и не препятствует самостоятельному патентованию отдельных программных операций. Наличие у компьютерных программ статуса объектов авторского права приводит к необходимости чёткого определения в содержании договора объёма передаваемых прав.

Лицензионные соглашений является норма ст. 1241 Гражданского кодекса Российской Федерации. Формулировка нормы совмещением принципа территориального исчерпания прав на продукцию, маркированную товарным знаком, и принципа возможности однократной уступки прав из договора о полной или частичной передаче исключительных имущественных прав. Применительно к рассматриваемому случаю норма ориентирована на бумажные носители информации, которые затруднительно копировать, сохраняя качество, с целью дальнейшей коммерческой выгоды от реализации. Но в случае с программами для ЭВМ, как и любая информация может быть скопированы в полностью тождественном варианте.

Иск ЗАО «1С Акционерное общество» к ЗАО «Мир компьютеров» осуществляло продажу CD-ROM с лицензионными программами истца и одновременно предоставляло всем своим покупателям права обмена этого диска с доплатой в течении неопределённого времени, «самостоятельный способ использования объекта авторских прав». Такой способ использования, по своему экономическому и правовому содержанию является коммерческим прокатом, и поэтому подлежит обязательной договорной передаче.

Прокат подразумевает обязанность арендатора возвратить вещь, но именно программы для ЭВМ как результат творческой деятельности имеют двойственное — материальное и идеальное воплощение, которые не тождественны в правовом отношении, и поэтому, передавая права на лицензионное программное обеспечение и продавая его материальный носитель ЗАО «Мир компьютеров» поступал правомерно. К тому же, в рассматриваемом правоотношении обязанность продавца принять обратно материальный носитель – CD-ROM корреспондируется правом, а не обязанностью покупателя, то есть обязанность продавца не является кредиторской обязанностью арендодателя по принятию вещи, и поэтому возникшее обязательство не может быть прокатом.

Важную роль в правовом регулировании оборота интеллектуальных прав на произведения литературы, науки и искусства, в том числе программы для ЭВМ и базы данных играет часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие ча

сти четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[8], в силу которой, часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации применяется правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Конституция Российской Федерации регулирование прав на результаты творческой деятельности, в силу пункт "о" статьи 71, относит к исключительному ведению федерального законодательства, исключая возможность принятия. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, признаётся приоритет международно-правовых договоров и общепризнанных норм международного права над внутренним законодательством, что распространяется и на исключительные права.

Важнейшими источниками авторского права являются международные договоры Российской Федерации: Всемирная Конвенция об авторском праве; Конвенция по охране промышленной собственности[9]; Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций[10]; Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений[11]; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм[12].

Наряду международными актами, среди источников авторского права следует выделить акты судебных органов: Решение Европейского Суда по правам человека от 09 июня 2005 г. по делу «Кузин против России» (Case of Kuzin, Russia) жалоба № 22118/02[13]; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Конфетти" и гражданки И.В. Савченко»[14]; Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»[15]; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»[16].

При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо иметь в виду, что отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и другие произведения.

В рамках рассматриваемой темы целесообразно остановится на анализе вопросов толкования и применения законодательных норм судами при разрешению споров, связанных с защитой исключительных прав на музыкальные произведения и аудиовизуальные произведения.

Представляется целесообразным обратить внимание на вопросы, выяснение которых судом имеет принципиальное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта.

В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации, аудиовизуальное произведение - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К таким произведениям относятся кинематографические произведения, теле- и видеофильмы и другие подобные произведения.

Нужно указать на то, что понятие музыкальное произведение Гражданским кодексом Российской Федерации не раскрывается, но под ним понимается такое произведение, в котором действительность и определенные образы отражаются при помощи звуков, воспринимаемое на слух при его исполнении или при помощи технических средств.

В соответствии со статьей 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение) принадлежит автору произведения или иному правообладателю. Правообладатель исключительного права вправе использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом путем отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности (лицензионный договор).

В силу статьи 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации автором музыкального произведения без текста признается гражданин, творческим трудом которого оно было создано (композитор). В случае, если музыкальное произведение имеет текст, то авторами этого произведения являются гражданин, создавший музыку, а также гражданин, творческим трудом которого созданы слова к этому произведению. Нужно отметить, исключительные права являются имущественными правами, в силу статьи 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В то же время согласно пункту 4 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. Возникает вопрос: возможно ли применение норм § 1 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам передачи исключительных прав?

Из анализа судебных решений можно сделать вывод о том, что применение общих положений о купле-продаже при передаче исключительных прав допустимо[17].

Кроме того, по своей природе лицензионный договор представляет собой договор продаже прав, к которому в соответствии с пунктом 4 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются общие положения о купле-продаже, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав[18]. Аналогичная позиция судов, в силу которой, лицензионный договор как договор о продаже прав, регулируемый общими положениями о договоре купли-продажи (п. 4 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации)[19].

В качестве доказательства принадлежности лица исключительного права на музыкальное произведение могут выступать договоры на создание произведения, заключенные с авторами слов и музыки; договоры о передаче исключительных авторских прав на: музыкальные произведения, фонограммы произведений[20]. Если истец ссылается на приобретение исключительных прав на использование фонограмм произведений на основании лицензионного договора, то суду должны быть представлены доказательства обладания лицензиаром соответствующих прав, которые он передает истцу[21].

Согласно пункту 2 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого произведения.

В качестве доказательств принадлежности лица исключительного права на аудиовизуальное произведение (художественные и мультипликационные фильмы) могут выступать договоры на создание произведения; договоры опередаче исключительных имущественных авторских прав на обнародование аудиовизуального произведения.

Исключительные права лица могут подтверждаться договорами, в соответствии с которыми правообладатель разрешил лицу обнародовать мультфильмы в составе сборника. Права правообладателя на эти мультфильмы должны подтверждаться договором на создание аудиовизуального произведения, заключенным со сценаристом; договором о создании оригинальной музыки[22].

Если исключительные права приобретаются не у первоначального правообладателя, то истец должен доказать наличие передаваемых прав у правообладателя, с которым был заключен договор[23].

В качестве доказательств наличия переданных исключительных прав у лица или предыдущего правообладателя могут быть представлены прокатное удостоверение[24], удостоверения национального фильма[25], акт приема-передачи исходного материала, видеоносителя и материалов для художественного оформления. Однако, наличие данных документов не может выступ


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты