КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русские народные музыкальные инструменты.Судьба русских народных инструментов складывалась трагически. Игра на музыкальных инструментах во времена Древней Руси считалась грехом, а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой достойной христианина. Строгие законы были направлены на борьбу с музыкантами, которых называли скоморохами. Решив разом освободиться от скверны, патриарх Никон в сентябре 1654 года велел собрать и сжечь на берегу реки Москва все инструменты. Только усилиями настоящих преданных энтузиастов русские музыкальные инструменты и традиции игры на них не исчезли и возродились для новой жизни. Именно таким человеком был Василий Васильевич Андреев (1861 – 1918) – музыкант, виртуоз на балалайке, игравший, кроме того, на фортепиано, скрипке, гармонике, жалейке и свирели. Он изучал русское народное творчество, собирал и совершенствовал инструменты. Сначала он организовал «Кружок любителей игры на балалайках» - ансамбль из 8 музыкантов, из которого позже вырос «Великорусский оркестр». Знакомство с его составом начнем с балалайки– трехструнного щипкового инструмента, который давно стал русским национальным символом. Само название, типично народное, и передает характер игры на инструменте. Слово балалайка созвучно русским словам: балабонить, балагурить, которые произошли, в свою очередь, от татарского слова балалар – дети. Действительно звучание балалайки легкое, бренчливое, забавное и не всегда серьезное. Самые ранние сведения о балалайке относятся к 1715 году. Современный облик инструмент приобрел благодаря В. В. Андрееву. В русском народном оркестре существует балалайки различных размеров, с разным диапазоном звучания: прима, секунда, альт, бас и другие. Самым популярным скоморошьим инструментом была домра. Хотя первые упоминания о ней относятся к XVI веку, точного описания и изображения домры не сохранилось, даже само название не находит объяснения в русском языке. В. В. Андреев воссоздал домру по старинному инструменту, который ему привезли из Вятской губернии. Сейчас существует две разновидности домры: трехструнная и четырехструнная. Играют на ней при помощи медиатора. Современная домра – виртуозный инструмент, на котором исполняют не только обработки русских народных песен, но и произведения специально для нее написанные и переложения классических произведений. Так же, как и балалайки, домры в оркестре существуют разных размеров. Гусли еще один русский струнный щипковый инструмент. Первое упоминание о нем относится к VI веку. Название их происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, поэтому гусли – гудящие струны. Древний гусляр был не только музыкантом, но и поэтом, и рассказчиком. Существовало несколько разновидностей гуслей: крыловидные (звончатые), шлемовидные. Позже всех (в конце XVI века) были созданы прямоугольные (столообразные) гусли, которые и сегодня входят в состав многих оркестров русских народных инструментов. Гитара – струнный щипковый инструмент. Ее название происходит от древнегреческого «кифара». Изобретение гитары приписывают Испании – там инструмент получил свою современную форму, хотя распространен он был во всех странах Европы. В России гитара стала известна с 1769 года. Но настоящая популярность пришла к ней, когда она попала в руки цыган, певших под ее аккомпанемент русские и цыганские народные песни. За этой семиструнной разновидностью гитары закрепилось название «русская». В то же время в России получила распространение шестиструнная, как ее называли «испанская» гитара. Хорошо известный сегодня баян –клавишно-пневматический язычковый инструмент был назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна. Но его история началась в Германии в 1822 году с инструмента гармоники. В считанные годы гармоника стала популярной по всей Европе, за свою удивительную возможность играть и мелодию, и аккомпанемент, оставаясь при этом компактной и легкой. В России гармоники делали во многих местностях. Название инструмента определялось местом, где ее сделали: «тульская», «бологойская», «саратовская» и другие гармоники. Современный баян сконструировал русский мастер Петр Стерлигов в 1907 году. Аккордеон –гармоника с правой клавиатурой фортепианного типа появилась в России в XIX веке, ранее, чем за рубежом. Разнообразно представлены русские духовые инструменты: свистульки, свирель, жалейка, рожок, кугиклы и многие другие. Самобытны русские народные ударные инструменты, они рождены самой жизнью, многие тесно связаны с бытом простых людей: ложки, трещотка, бубенцы, рубель, коробочка, дрова. В современном мире русские народные инструменты занимают достойное место, пользуясь заслуженным интересом у исполнителей и слушателей .
|