КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема тема тема темаВариации на три темы называются тройными. Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.
Задания:
1. Придумайте образные сравнения с вариационной формой. Например: - актер в различных ролях, используя грим, костюмы, перевоплощаясь, он каждый раз предстает перед зрителями другим человеком; - пейзаж за окном изменяется со сменой времен года; - в домашних альбомах хранятся фотографии, на которых один и тот же человек снят в течение всей жизни от младенчества до старости, его порой трудно даже узнать на снимках и т.п. Нарисуйте то, что вы придумали. 2. Найдите в своем репертуаре произведение, написанное в вариационной форме. Определите тип вариаций. 3. Пользуясь диаграммой, найдите даты жизни и смерти В. А. Моцарта.
Куранта – французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно-быстрый в трехдольном метре. Сарабанда– старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный. Жига – старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 6 , 12 . Танец исполнялся под 8 8 аккомпанемент старинной скрипки, которая за необычайно выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово и стало названием танца. К началу XVIII века, когда писали музыку великие немецкие композиторы И. С. Бах и Г. Ф. Гендель эти танцы уже устарели, их не танцевали, а только слушали. Как правило, между сарабандой и жигой вставляли добавочные танцы, реально бытовавшие в то время: менуэт, гавот, бурре, полонез, паспье, ригодон и другие. Со временем в сюиту включаются и нетанцевальные части: увертюры, прелюдии, токкаты, фантазии, арии и даже пьесы с собственными названиями (например «Сельское рондо»). Классическая танцевальная сюита на протяжении XVIII века имела ведущее значение среди крупных инструментальных произведений. Сюитные циклы писали для клавесина, инструментального ансамбля или небольшого оркестра. К концу XVIII века классическая танцевальная сюита уступает место сонате и симфонии, но вновь возрождается в XIX веке. Это уже иной цикл. В сюиту объединяются разнохарактерные пьесы любого содержания, жанров и форм. Часто сюита бывает программной: композиторы дают название всей сюите или отдельным ее частям. От старой сюиты сохраняется принцип контрастного чередования частей, но они не пишутся больше в одной тональности. Во второй половине XIX века возник особый вид сюит из музыки оперы, балета или музыки к спектаклю, а в ХХ веке – из музыки к кинофильмам. Задания:
1. Найдите в тетради по музыкальной литературе сюиты, которые вы слушали на уроках. Выпишите их названия и авторов. 3. Вспомните, как различался характер следующих друг за другом частей, их темп, лад? 4. При помощи диаграммы найдите даты жизни И. С. Баха.
Урок 6 Сонатно–симфонический цикл. Сонатная форма. Экспозиция.
Сонатно-симфонический цикл – это очень сложная многочастная музыкальная форма. В этой форме композиторы пишут симфонии, сонаты, концерты и инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и другие). Классический сонатно-симфонический цикл сложился в творчестве композиторов венской школы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. За каждой частью сонатно-симфонического цикла закрепляется определенный характер, темп и тональность. Все части имеют свое место в цикле и исполняют в нем определенную роль. Обычно хотя бы одна часть сонатно-симфонического цикла (чаще всего первая) пишется в сонатной форме. Эта форма занимает особое место среди музыкальных форм, ее называют высшей музыкальной формой. Только сонатная форма дает композитору возможность отразить сложные жизненные явления. Сонатную форму часто сравнивают с драмой – литературным произведением, которое предназначено для постановки в театре. Действие в драме развертывается так: завязка – знакомство с главными героями; развитие сюжета – определенные события, которые заставляют героев действовать, совершать поступки и таким образом раскрывать свою сущность; развязка – итог, результата, к которому приходит действие. Сонатная форма, в свою очередь, состоит из трех крупных разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция (от латинского «изложение») – представляет основные темы. Разработка - изменяет, развивает темы экспозиции. Реприза – возвращает основные темы экспозиции, но с обязательными изменениями. В сонатной форме пишутся первые части симфоний, сонат, концертов, квартетов, хотя возможно ее использование и в других частях этих циклических произведений. В сонатной форме пишутся также увертюры и отдельные симфонические пьесы. Экспозицияпредставляет два основных, обычно контрастных, образа: Главную партию (Г П) и Побочную партию (П П). Дополняют их две вспомогательных партии: связующая (св п) и заключительная (з п). Полностью строение экспозиции выглядит так:
|