Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Программно-изобразительная музыка.




К. Сен-Санс Зоологическая фантазия «Карнавал животных».

Камиль Сен-Санс (1835 - 1921) – французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик, педагог и общественный деятель был очень серьезным и уважаемым человеком. Но при этом он обладал тонким чувством юмора, которое и проявилось в этом произведении, написанном в 1886 году. Уже название - «зоологическая фантазия» заставляет нас улыбнуться. Эта сюита из четырнадцати небольших пьес – миниатюр предназначена для непривычного ансамбля инструментов: двух роялей, струнного квинтета, флейты, флейты-пикколо, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.

«Королевский марш львов», «Курицы и петухи», «Антилопы», «Кенгуру», «Ослы», «Кукушка», «Птичий вольер»- пьесы, в которых композитор, искусно и остроумно подбирая элементы музыкальной речи, подражает повадкам этих животных.

В пьесах «Слон», «Черепахи», «Пианисты», «Ископаемые»композитор прибегает к музыкальной пародии. Пользуясь очень известными мелодиями, Сен-Санс изменяет их, вызывая улыбку слушателей. «Слон» изображен при помощи двух фрагментов: первый - мелодия «Балета сильфов» Г. Берлиоза из оратории «Осуждение Фауста», а второй - Скерцо Ф. Мендельсона из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Изящные и «воздушные» темы оригиналов Сен-Санс перемещает в низкий регистр и поручает контрабасам.

В пьесе «Черепахи»композитор цитирует популярный танец канкан, но в очень медленном темпе. «Пианисты» изображены при помощи гамм. А в пьесе «Ископаемые» Сен-Санс «уверяет» нас, что бывают не только ископаемые животные, от которых остались только косточки (тембр ксилофона), но и мелодии. Прошло больше ста лет, но и мы с вами все еще поем французскую мелодию «Слышишь песню у ворот». На слуху у нас и вторая мелодия, принадлежащая Дж. Россини из оперы «Севильский цирюльник».

Есть в цикле две лирические пьесы, без всякого оттенка насмешливости. «Аквариум»- волшебный водный мир с золотыми переливающимися рыбками – создан при помощи тембра челесты. И «Лебедь»- одна из самых известных пьес цикла. На ее музыку выдающийся русский балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой – легендарной русской балерины.

Зажигательная мелодия «Финала» напоминает жизнерадостный танец галоп, под который перед слушателями еще раз проносятся персонажи «Карнавала животных».

Задания:

1. Какими элементами музыкальной речи пользуется композитор «рисуя портрет» каждого героя.

2. Почему некоторые пьесы в этом произведение можно назвать пародией? С каким литературным жанром можно их сравнить?

3. Нарисуйте рисунок к любой, из понравившихся вам пьес.

 

Урок 4


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты