КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыка и театр. Союз театра и музыки уходит своими корнями в глубокую древность, к античной драме (от гречЭ. Григ Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Союз театра и музыки уходит своими корнями в глубокую древность, к античной драме (от греч. «действие» - вид серьезной, конфликтной пьесы или наименование пьесы вообще), где на равных правах объединялись слово, музыка и танец. До сегодняшнего дня музыка играет немаловажную роль в драматическом спектакле. Она способна создать определенную эмоциональную атмосферу, подчеркнуть основную идею пьесы, уточнить время и место действия, охарактеризовать персонаж, повлиять на темп спектакля, выделить основные кульминации, придать единство спектаклю. Музыка может быть созвучна тому, что происходит на сцене или контрастировать с ним. Музыка может быть составлена из фрагментов уже известных произведений или написана специально к спектаклю. Таким примером является музыка к пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена, написанная его соотечественником Эдвардом Григом (1843 - 1907). Премьера пьесы состоялась 24 февраля 1876 года в Христиании (столица Норвегии - ныне Осло). Успех окрылил композитора, и он создал из музыки к спектаклю две сюиты для оркестра, которые принесли ему всемирную славу. Пьеса Г. Ибсена рассказывает о молодом крестьянском парне Пере Гюнте, который изгнан из деревни за то, что он соблазнил и бросил чужую невесту. Да и все поведение героя – фантазера и мечтателя не согласуется с принятыми нормами морали. Два человека дороги Перу: мать Озе и Сольвейг – девушка из деревни. Эта любовь и дар сказочника – лучшее, что есть в душе Пера. Но в погоне за счастьем он все теряет. Умирает от горя мать. Убегая из лесной избушке, которая стала приютом для него с Сольвейг, он бросает ей: «Жди меня!». Она отвечает: «Буду ждать!» Пер отправляется в дальние странствия, несколько раз он добивается сказочного богатства и каждый раз теряет все. Потерял он и свой дар – перестал быть поэтом, разучился доставлять людям радость своими сказками. Забыл он и Сольвейг. Через сорок лет он усталый, измученный и нищий возвращается на родину. Все эти годы ждала его в избушке Сольвейг. Последние слова пьесы полны глубокого отчаяния – жизнь растрачена попусту: Она сохранила, а он расточил. О, если б можно начать все с начала. Пьесой-пейзажем «Утро» начинается первая сюита. В мелодии Григ использует особый лад – пентатонику(от греч. «пять» и «тон») – пятиступенный звукоряд, в котором нет полутонов. К указанию темпа композитор добавил слово «pastorale» (пастораль - от фр. «пастушеский»). Так в музыке называют пьесы, рисующие картины природы или картины сельской жизни. Услышим, какими музыкальными средствами пользуется для этого Григ. «Смерть Озе»- вторая пьеса сюиты. Пер застает свою мать в последние минуты ее жизни. Он начинает рассказывать ей одну из своих самых красивых сказок. Под эту сказку мать умирает спокойная и умиротворенная. Именно поэтому пьеса делится на две части: скорбную траурную и волшебную сказочную. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер попадает в племя бедуинов. Там он объявляет себя пророком – посланником бога на земле. Дочь вождя - Анитра – пытается очаровать гостя своей красотой. «Танец Анитры» -музыкальный портрет очаровательной танцовщицы. Чудом спасается Пер из подземного царства Горного короля, где ему предлагали стать троллем. Наступающие из мрака тени злобных существ изобразил Григ «В пещере горного короля»- сегодня самой популярной пьесе цикла. Из второй оркестровой сюиты наиболее известна «Песня Сольвейг», которая звучала в спектакле несколько раз, как символ любви и верности героини. Самый светлый персонаж пьесы - Сольвейг обладает особым даром: преданностью и верностью. Ее имя переводится с норвежского языка – «светлый путь». Сольвейг ждет Пера и поет, сидя на пороге своей избушки. Зима пройдет и весна пробежит, И лето завянет, и год пролетит. Ко мне ты вернешься и будешь со мной, Тебе поклялась и верна я душой. Самыми известными музыкальными произведениями, написанными к спектаклям, стали: Увертюра Л. ван Бетховена к драме И. В. Гете «Эгмонт», музыка Ф. Мендельсона к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», Ж. Бизе к драме А. Доде «Арлезианка», М. Глинки к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский», П. Чайковского к весенней сказке А. Островского «Снегурочка».
Задания: 1. Пользуясь Приложением 3подберите эпитеты для характеристики прослушанных пьес. 2. Определите, каким способом развития темы Григ пользуется наиболее часто. Почему? 3. Нарисуйте рисунок или напишите сочинение к любой из прослушанных пьес.
Урок 6
|