КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сонатно-симфонический цикл.Нам уже известно, что сонатно-симфонический цикл сложился к концу XVIII века. Особенно ярко он представлен в творчестве венских классиков – Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Классический сонатно-симфонический цикл – это многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно первая) написана в сонатной форме. Произведения, которые пишутся в этой самой сложной музыкальной форме, отличаются различным составов исполнителей и количеством частей: Симфония пишется для симфонического оркестра (4 части); Соната – для одного или двух инструментов (3 части); Камерный ансамбль – для трех или более инструментов (названия этих произведений заимствуют обозначения самого ансамбля: например, Трио – это и ансамбль из трех исполнителей, и произведение для него; так же Квартет и т. д.) (4 части); Концерт – для солирующего инструмента с оркестром (3 части). Изучая формы музыкальных произведений, мы не раз сравнивали их с литературными формами: период – с абзацем, сонатную форму с драмой. Сонатно-симфонический цикл по сложности содержания и количеству ярких тем-образов можно сравнить с многотомным романом. Конечно, подобное сравнение условно. Ведь в каждом новом томе романа развивается действие, и описываются герои предыдущего тома. 4жечасти сонатно-симфонического цикла воплощают четыре «точки зрения» композитора на отображаемое явление. Иногда их сравнивают с четырьмя философскими определениями существования человека. 1 часть– определяет характер всего цикла. Здесь заключена основная драматургическая линия произведения – столкновение главных контрастных образов. Пишется она чаще всего в сонатной форме и быстром темпе. Эта часть самая важная – она представляет «человека действующего». 2 частьпереключает слушателя в мир лирических, созерцательных настроений. Обычно она звучит в медленном темпе, а ее форма может быть любой из известных нам. Во второй части перед нами раскрывают образ «человека размышляющего» 3 часть- вносит в яркое танцевальное или игровое начало. Сначала это был менуэт(самый популярный танец XVIII века). Бетховен заменил его скерцо. А в XIX веке французский композитор Г. Берлиоз ввел в сонатно-симфонический цикл танец своего времени – вальс. Но, как правило, эту часть писали в трехчастной форме (простой или сложной). «Человек играющий»- образ, который представляет эта часть. 4 часть– стремительный финал. Часто он возвращает слушателей к образам первой части, подводя итог их развитию. Формы последней части цикла: сонатная, рондо или рондо-сонатная. Финал воплощает образ «человека общественного». Как правило, первая, третья и четвертая, а иногда только первая и последняя части цикла пишутся в одной тональности. Опираясь на общую идею передачи слушателю через музыку сложного, глубокого содержания, композиторы каждый раз создавали различные разновидности сонатно-симфонического цикла. Вторую и третью часть часто меняли местами или вообще пропускали. Количество частей свободно варьировали, сжимая или расширяя цикл. В музыке XX века смысловой центр произведения часто смещали из первой части в финал. Но на протяжении всего своего более чем двухвекового существования сонатно-симфонический цикл неизменно оставался самой важной музыкальной формой для выражения мыслей, чувств, образов всех без исключения композиторов.
Задания: 1. Какую музыкальную форму можно сравнить с драмой? 2. Запишите в тетрадь фамилии не менее пяти композиторов, которые писали произведения в сонатно-симфоническом цикле. Приведите примеры по одному произведению. 3. При помощи диаграммы найдите даты жизни Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Сравните их и скажите, кто из «венских классиков» был старше всех, а кто самым молодым?
|