КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыка и театр.П. Чайковский Балет «Щелкунчик» Балет (от лат. «танцую») можно назвать «братом» оперы – они оба появились в эпоху Возрождения из попыток воссоздать древнегреческую трагедию. Предками балета были маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, народные игры и пляски, придворные представления. На уровень профессионального искусства балет поднялся во Франции в XVII веке - в произведениях Жана-Батиста Люли он надолго объединился с оперой. Лишь во второй половине XVIII века балет стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства. Балет – это музыкальный спектакль, в котором содержание передается при помощи танца. В нем соединяются музыка, танец и сценическое действие. В создании балета участвуют: сценарист - он пишет либретто, композитор пишет музыку, балетмейстер (от нем. «мастер балета») сочиняет хореографию (от греч. «пляска» и «пишу»), художник придумывает костюмы действующих лиц и декорации. Хореография состоит из танца и пантомимы. Танцы в балете принято делить на классические и характерные. Классический танецисполняется на пуантах (от франц. «остриё, кончик») – специальной обуви, с твердым носком, который изготовляют из розового атласа и закрепляют лентами на ноге танцовщицы. Классический танец включает элементы придворного этикета: поклоны, реверансы, торжественную поступь. Для него необходимы: выворотность ног, отточенная техника прыжков и вращений. Классический танец бывает быстрый, виртуозный - Аллегро или медленный, плавный, лирический – Адажио. Характерный танецвыражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный. Пантомима– немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Она, подобно оперному речитативу, связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. Пантомима и танец объединяются в особом «действенном танце», или па д’аксьон. Музыка в балете подчинена четким танцевальным ритмам. В классических балетах звучат вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды, национальные танцы – итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка и др. Издавна применяются ритмы марша. Есть место в балете и для программно-изобразительной музыки, которая обрисовывает картины, объясняет сценические ситуации. П. И. Чайковский сравнивал музыку балета с симфонией – многие герои имеют темы-характеристики. Их называют лейтмотивами (от нем. «ведущий мотив»). По своему строению балет похож на оперу – он делится на действия, картины, сцены и номера. Чаще всего балет заканчивается апофеозом – заключением, в котором участвуют все исполнители. Балетные номера бывают сольные, ансамблевые и массовые. Сольные номера исполняются только солистами балета. Вариация – танец одного солиста, состоящая из трех частей. Па-де-де – танец двух солистов. Он состоит из общего выхода – антре, лирического дуэта – адажио, мужских и женских вариаций и заключения – коды. Па-де-труа – танец трех солистов. Па-де-катр- танец четырех солистов. Ансамблевые номера исполняют корифеи – ведущие артисты кордебалета (от 4 до 8 исполнителей). Массовые номера исполняет кордебалет (от франц. «корпус балета») - коллектив танцовщиков – от 8 до 30 человек. Главный принцип композиции в этих танцах – симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды, кресты и другие геометрические фигуры. Часто в балетное действие включается ряд танцев, расположенных в определенном порядке, который заканчивается балетной кодой. Подобная сюита называется дивертисмент (от франц. «развлечение»). П. И. Чайковский в содружестве с балетмейстером Мариусом Петипа создал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,«Щелкунчик» (1892) - все они стали шедеврами мировой балетной музыки. Сюжетом для последнего послужила новелла немецкого писателя-романтика Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». В балете два действия. Увертюравводит слушателей в волшебство рождественской истории. Маршсопровождает раздачу подарков. Рост елки– чудо, которое видит героиня, попадая в мир сказки. Сцена сражения – кульминационный эпизод 1 акта балета - почти настоящее, но все-таки кукольное сражение игрушек и мышей. Дивертисмент из второго действия изображает праздник в волшебном царстве сластей Конфетюренбурге. Все эти танцы характерные:Арабский танец (Кофе),Китайский танец (Чай),Испанский танец (Шоколад),Русский танец (Трепак). Завершает дивертисмент Вальс цветов. Далее следует главный лирический номер балета – Па-де-де, но здесь его исполняют не главные герои – Клара и Щелкунчик, как это обычно принято, а хозяйка сказочного сахарного дворца - фея Драже и принц Коклюш. Это адажио стало смысловым центром балета, его кульминацией. Вариацией танцовщицы стал знаменитый номер - Танец феи Драже. Задания: 1. Вспомните и запишите названия не менее 5 балетов русских или зарубежных композиторов. 2. Пользуясь диаграммой Приложения 4,найдите даты жизни П. И. Чайковского. Какие композиторы жили с ним в одно время. 3. Вспомните, какие произведения вы слышали, в которых использовался тембр челесты? Чем схожи эти произведения?
|