КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыка и театр. М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»
Родина оперы (от итал. «труд, сочинение») – Италия. На рубеже XVI – XVII веков во Флоренции содружество писателей, художников, музыкантов и просто любителей музыки – «камерата» (от итал. «компания») задумали возродить древнегреческую трагедию, в которой объединялись драма, музыка и танец. Стараясь сочинить музыку, которая делала бы выразительнее текст и передавала чувства героев, они создали новый мелодический стиль – гомофонно-гармонический (в отличие от господствовавшего тогда в Европе стиля хоровой полифонии). Новые мелодии пелись соло с инструментальным сопровождением. Так появилась опера – музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является музыка. Первые в истории музыки оперы были написаны на античные сюжеты: «Дафна» и «Эвридика». Вскоре после своего зарождения опера распространилась сначала в Италии, а потом и по всей Европе. В каждой стране она приобрела свои характерные черты, национальные особенности. Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Ария (от итал. «песня, воздух») – сольный номер, в котором дается основная характеристика героя. Чтобы полнее раскрыть образ героя, композитор пишет для него несколько арий. Выходная ария героя, его первый сольный номер называется каватина(от итал. «извлечение»). Различают еще типы вокального высказывания героев: ариозо, ариетта, монолог, песня, романс. Речитатив –род вокальной музыки, основанной на речевых интонациях. Назначение оперного речитатива – соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета. Ансамбль(от франц. «вместе») – музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами: дуэт, терцет, квартет и т.д. Хоровые номерапишутся для коллектива певцов. Все голоса певцов делятся на высокие, средние и низкие. Мужские - тенор, баритон, бас. Женские - сопрано, меццо-сопрано, контральто. Оркестровые номера – законченные эпизоды для инструментального исполнения. К ним относятся: увертюра (иногда вступление), музыкальный антракт, балетные сцены и музыкальные картины. Оперный спектакль разделяется на несколько действий (актов), которые в свою очередь состоят из картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Сюжетами для оперного спектакля становятся литературные произведения: сказки, поэмы, повести, романы, пьесы. На их основе пишется текст оперы – либретто(от итал. «книжечка»). Создателем классической русской оперы стал Михаил Иванович Глинка. В Большом театре Петербурга (ныне Мариинский) состоялись премьеры двух его опер: «Жизни за царя» (1836) и «Руслана и Людмилы» (1842). В основу второй легла юношеская поэма А. С. Пушкина. Глинка мечтал работать над своей оперой вместе с поэтом, с которым был близко знаком. Но роковая дуэль оборвала жизнь Пушкина. В создании либретто Глинке помогали его друзья. Опера «Руслан и Людмила» стала первой русской эпической оперой. В ней пять действий, развитие событий в каждом течет неторопливо. Познакомимся с некоторыми номерами оперы. Увертюра (от лат. «открытие, начало») – задает тон всему спектаклю, настраивает нас на будущие события. Обе темы увертюры прозвучат потом в опере. Главная партия – в финале, а Побочная – в арии Руслана со словами: «О, Людмила, Лель сулил нам радость». В коде у тромбонов прозвучит и тема Черномора – специально придуманная Глинкой целотоновая нисходящая гамма. Каватина Людмилы– музыкальный портрет княжны. Легкий подвижный тембр колоратурного (виртуозного) сопрано оттенен тембром флейты. Сцена похищения Людмилысостоит из двух контрастных эпизодов. Первый только оркестровыми красками рисует фантастическую сцену похищения. Во втором – все присутствующие погружены в оцепенение. Руслан, Ратмир, Фарлаф и Светозар вступают друг за другом, как эхо. Так образуется канон (проведение одной и той же мелодии в разных голосах), передающей одно общее состояние героев. Хвастун Фарлаф думает только о своем будущем торжестве, поэтому и написана его ария в форме рондо. Рондо Фарлафа звучит в очень быстром темпе с болтливой скороговоркой (традиция изображать комические персонажи захлебывающейся скороговоркой пришла из оперы-buffa). В основуПерсидского хораГлинка положил персидскую (Персия – старинное название Ирана) народную мелодию. Хор написан в форме вариаций на неизменную мелодию. Варьируется только оркестровое сопровождение, создавая завораживающую атмосферу чар волшебных дев. Марш Черномора– главный музыкальный номер, который обрисовывает злобного карлика (в опере у Черномора нет вокальных номеров). Две темы чередуются в марше: характеристика самого Черномора и его волшебного царства. Задания: 1. Составьте из оперных терминов, которые вы узнали, кроссворд. 2. Какой персонаж оперы Глинки остался «немым» и почему? 3. Вспомните и запишите не меньше пяти известных вам опер русских или зарубежных композиторов.
Урок 7
|