КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной вектор развития деонтологииДеонтология как учение о долге и должном поведении пока еще один из самых «молодых» разделов научного знания в области этики. Анализ ее нынешнего состояния показывает, что множество ее вопросов требует если не разработки, то доработки и уточнения. То же самое можно сказать и о деонтологии социальной работы как центральной части профессионально-этического учения. Предстоит решить множество теоретических и практических задач в области деонтологии вообще и деонтологии социальной работы в частности. Необходимость более глубокого осмысления и уточнения компонентов ее структуры задает основной вектор ее развития. Анализ факторов, детерминирующих развитие деонтологии, позволяет сделать вывод о наличии определенных тенденций в ее развитии. С одной стороны, деонтология как учение о долге будет неизменно развиваться в сторону фундаментализации и систематизации своего содержания, поскольку это соответствует общим тенденциям в развитии научного знания. С другой стороны, в уточнении нуждаются и прикладные аспекты деонтологии социальной работы, и в частности содержание долга и ответственности специалиста. К сожалению, реализация данных тенденций может быть затруднена неоднозначным восприятием деонтологии специалистами, тем более членами общества. Поэтому не менее важной является пропаганда этических ценностей в обществе и профессиональной группе с целью повышения значимости профессионального долга и ответственности, что необходимо в условиях дегуманизации общественных отношений, эгоизации населения страны. Можно предположить, что решение этой задачи окажет положительное влияние на общее качество кадров социальных служб и социальное и профессиональное самочувствие специалистов. Однако повышение значимости долга и ответственности специалиста в профессиональной деятельности не должно трансформироваться в гиперболизацию этого значения и подмену в практике социальной работы долга и ответственности государства перед обществом и человеком долгом и ответственностью перед ними социального работника. Поэтому одной из задач деонтологии становится обоснование пределов долженствования и ответственности. Обретение деонтологией высокого научного статуса, несомненно, окажет влияние и на деонтологическую практику. Вместе с тем тенденции, уже в настоящее время проявляющиеся в развитии деонтологии социальной работы, несмотря на свою противоречивость, демонстрируют ее высокий созидательный потенциал. Являясь одним из действенных средств и условий формирования человека, в первую очередь его социальных качеств, социальная работа может оказать существенное влияние на направленность и темпы социального прогресса, качество социальных отношений. Усложнение жизни современного общества, перспективы его развития предъявляют все более высокие требования к качествам личности, содержанию и результатам ее деятельности. В этой связи деонтология социальной работы может оказать существенное влияние на развитие как социальной работы, так и через ее посредство — на развитие общества. Воздействие социальной работы на человека и отношения, в которые он вступает, значительно — однако, к сожалению, именно это, социальное, измерение социальной работы отражено в общественном сознании крайне слабо. Адекватное понимание социальной работы имеет место отчасти на теоретическом уровне, тогда как на практике социальная работа еще не раскрыла полностью своего созидательного социального потенциала и, соответственно, будучи оцениваемой обществом по результатам, не может приобрести в общественном сознании статуса ценности высокого уровня. Вследствие этого ее этика и ее часть — деонтология пока еще не рассматриваются общественным и профессиональным сознанием как фактор общественных отношений. Деонтологии социальной работы еще только предстоит обрести в сознании теоретиков и практиков ту ценность, которая объективно присуща ей. Немаловажным в этом отношении является отношение социальных работников к своей профессии вообще, своему профессиональному долгу и ответственности в особенности. Опыт деятельности Международной федерации социальных работников свидетельствует о том, что на смену национальным нормам и ценностям социальной работы приходят общие для социальных работников всех стран подходы к пониманию их целей и задач, общие ценности, единое содержание долга и ответственности. Несмотря на разницу в условиях, статусе, возможностях национальных моделей социальной работы, основой взаимопонимания специалистов разных стран становится диалог свободных, равноправных и заинтересованных друг в друге субъектов социальной работы, в процессе которого происходит совершенствование их этических взглядов и вырабатывается единая позиция в отношении основных элементов профессиональной этики. Эти процессы в международном профессиональном сообществе свидетельствуют о глубоком понимании специалистами разных стран их ответственности за судьбы человечества. Поэтому можно предположить, что тенденция к повышению значимости деонтологии в теории и практике социальной работы, приобретение ею статуса фактора повышения эффективности деятельности и, следовательно, преобразование личности, общества и их разнообразных взаимосвязей в их интересах в ближайшее время проявится лишь в незначительной степени. Однако в немалой степени это зависит от того, насколько специалисты готовы выполнить свой долг и нести ответственность за результаты своей деятельности. Это требует разработки определенной программы действий, направленной на решение основных вопросов в области долга и ответственности социальных работников. Основой данной программы может стать понимание социальной работы как средства социальных преобразований в интересах человека, предложенное Международной федерацией социальных работников. Такое понимание социальной работы является, с одной стороны, долгом социального работника, а с другой — накладывает на него дополнительные обязательства и ответственность перед обществом и профессией. Лишь на основе единого понимания и выполнения всеми специалистами своего долга возникает возможность реального согласования действий национальных ассоциаций социальной работы. Развитие деонтологии как учения о долге и должном поведении в конечном итоге определяется объективными законами развития и функционирования общества. Если позиция социальной или профессиональной группы отражает прогрессивные тенденции развития общества и интересы большинства населения, она, оставаясь формально групповой позицией, вносит свой вклад в моральный прогресс общества в целом и участвует в формировании элементов общественной морали. Это в полной мере может быть отнесено к этике профессиональной социальной работы и в особенности к ее деонтологии. Однако если на уровне обыденного сознания долг и должное поведение представляют собой прежде всего феномен повседневности, проявляющийся в поведении, действиях и отношениях членов общества, то на теоретическом уровне происходит выявление и уточнение онтологических оснований деонтологии, социокультурных и профессиональных аспектов долженствования. Раскрывая истоки долженствования, заключающиеся в наличии у личности, группы, общества противоречивых интересов, деонтология способствует устранению этих противоречий. Деонтология раскрывает общие корни эгоизма и альтруизма, обосновывая выбор между общим и частным необходимостью их частичного сочетания в каждом конкретном случае таким образом, чтобы обеспечить в конечном итоге их единство. Достижение этой цели является этическим оправданием самопожертвования, необходимость в котором возникает в противоречивых и кризисных ситуациях. Таким образом может быть реально обеспечена практическая реализация идей гуманизма в социальной работе и совокупной деятельности общества. Изучение деонтологии помогает человеку выявить свои интересы в структуре общественных, увидеть свою зависимость от общества и зависимость общества от своих решений и действий. Осознание себя членом общества может стать одним из значимых факторов обеспечения стабильности общества и его прогрессивного развития. Таким образом, решение проблем долженствования и ответственности в деонтологии социальной работы имеет не только теоретическую значимость. Устранение противоречий между общим и частным в рамках деонтологии является объективно необходимым для общества и профессии и, что очень важно, объективно возможным. Это и определяет основной вектор развития деонтологии социальной работы.
|