КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ограничение для преследование христиан. Требование обвинителя ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Самое важное в рескрипте Траяна то, что инициатива у президов была отнята: они могли возбуждать процесс только тогда, когда являлся обвинитель. Этот пункт освещает всю дальнейшую историю отношений к христианам. Римское право гласило, что тот не может быть подвергнут суду, у кого были враги, но не было обвинителя. У христиан много было врагов, но не оказывалось храбреца, который выступил бы обвинителем. Рескрипт Адриана Минуцию Фундану. Серенний Граниан спрашивает, нельзя ли обойтись без обвинителя, нельзя ли президу взять на себя инициативу преследования. Адриан ответил категорически. Если христианство и есть преступление, то и в этом преступлении нужно обвинить и доказать обвинение. Практически этим открывалась возможность относительно спокойного существования для христиан даже в эпохи преследований. Только при этом ограничении и возможно такое положение, что, например praeses тарраконский Эмилиан (259) епископа и диаконов отправляет на костер, а у себя дома терпит рабов заведомо христиан. Их никто не обвинял и Эмилиан их не преследовал. Если бы явился обвинитель, praeses отправил бы и их на костер или ad bestias. История указывает отдельные частные случа, в к-х действие рескрипта продолжалось до времен Диоклетиана, не смотря на то, что в гонение Декия уже само правительство брало на себя инициативу в деле преследования христиан.
Существует легенда, впервые упоминаемая в манускрипте VIII века, по которой Папа Григорий Великий однажды, проходя мимо Траяновой колонны, был «уязвлён в самое сердце» мыслью о том, что справедливейший из правителей мучается в аду. Григорий предался усиленной молитве, проливая потоки слёз, и в конце концов был извещён ангелом о том, что язычник Траян обрёл спасение. Эта легенда по-разному трактовалась средневековыми авторами, некоторые воспринимали «крещение в слезах» Григория Великого буквально, вплоть до того, что Траяну была возвращена жизнь, дабы он мог стать христианином и получить таким образом прощение. Их оппоненты утверждали, что император был лишь освобождён от адских мук. Мученики при Траяне. – Св. Игнатий Антиохийский. – Симеон Иерусалимский. – Климент Римский. Единственным известным священномучеником времен Траяна считается святой Игнатий. Однако в православном житии святого священномученика Климента император Траян указывается непосредственным инициатором гонений на христианскую общину Херсонеса и казни святого Климента около 100 г. Мученическая кончина св. Игнатия Антиохийского между 104 и 116 гг. (Евсевий) Два подробных сказания (редакции) об его кончине (martyria) в Риме. 1) martyrium Colbertinum св. Игнатий в самой Антиохии императором Траяном осужден был на съедение зверям, и уже осужденный, отправлен в Рим, где скончался мученически в цирке в 107 году 20 декабря. 2) martyrium Vaticanum Св. Игнатий отправился в Рим еще до процесса над ним, в Риме представлен на суд императора, посрамил императора и сенат, осужден и скончался мученически в римском цирке. 3) третье предание – св. Игнатий Богоносец скончался мученически в самой Антиохии. Сохранившееся послание Игнатия к Римлянам и тот факт, что предание антиохийской церкви времени Златоуста говорит о мученической кончине Игнатия в Риме, отстраняют последнее предание. То и другое мученичество (Colbertinum и Vaticanum) указывают, как на время встречи Игнатия с императором, на 9-й год царствования Траяна, т. е. на 106 г. Во время пребывания в Антиохии Траяна в 115 г. случилось землетрясение. Император едва спасся. Ожесточенный бедствием народ мог потребовать смерти «безбожникам». Непонятна отправка в Рим св. Игнатия. Остается одно предположение: не заявлял ли аппеляции за него другой. Мученическая кончина епископа иерусалимского Симеона, 120-летнего старца (106 – 107 г. Chronicon Eusebii) Обвинен пред проконсулом Аттиком как христианин и как давидид, т. е. претендент на иудейский престол. После истязаний был распят на кресте. Больше оснований предполагать, что временем преследования его были последние годы (115 – 117) Траяна, когда вспыхнуло восстание иудеев. Происхождение от Давида должно было сильно отягчить положение епископа, принадлежащего к христианскому (недозволенному) обществу. Мученичество Климента Римского. Предание о Клименте, епископе римском, как мученике – позднего происхождения, не подтверждено историч. Источниками (398 г.): Руфин называет его martyr. В хронике Евсевия не упоминается (История Евсевия: «Климент в третий год Траяна скончался»). Св. Ириней Лионский, перечисляя римских епископов, также не упоминает о мученичестве Климента. Первоучители славянские нашли в Крыму мощи св. Климента и его ученика. Сами по себе нетленные мощи не удостоверяют исторической личности. Это могли быть мощи другого Климента, отождествленного с Климентом римским. Послание Климента Римского к Коринфской церкви.
Рескрипты с именами Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия. – Доверие христианских писателей к подложным рескриптам. – Рескрипты, приписанные Марку Аврелию и Антонину Пию. – Рескрипт Адриана и его подлинность. Вопрос о подлинности некоторых рескриптов императоров в пользу христиан, которые сохранились до нашего времени. «ответное письмо», «ответ» — в Древнем Риме имевший силу закона ответ императора на поставленный ему вопрос. Непосредственные преемники Траяна шли в своей политике в отношении христиан по тому же пути. Юридическое положение церкви. Христиане подвергались гонению, и гонению за одну только принадлежность к обществу, которое не было признано правительством. Апологии к императору образованных христиан. Кодрат, Аристид, Мелитон, Иустин Философ. Указ Траяна и установившаяся практика не были отменены. Тенденциозное освещение истории христиан. Тертуллиан: для христиан весьма лестно, что их гонителями выступают такие люди, как Нерон или Домициан. Напротив, Траян до такой степени убежден был в невинности христиан, что запрещает даже разыскивать их. Доверие христиан к слухам о том, что императоры издают ограждающие христиан от преследования черни эдикты. Рескрипт Марка Аврелия (подложен). Император рассказывает сенату, что во время его похода 174 г. римская армия во время засухи подвергалась смертельной жажде. Но по молитве христиан пошел дождь. В благодарность з а это, император запрещает преследование против христиан. После такого эдикта гонение в Галлии в 177 было бы невозможно. Рескрипт Антонина Пия (подложность, искажен христ. рукой). Христиане поставляются в пример надежде на Бога, доказывается, что гонения укрепляют христиан в их религии. Рескрипт Адриана. Адресован на имя проконсула Каппадокии Минуция Фундана. «Минуцию Фундану.Я получил послание светлейшего Серенния Граниана, твоего предшественника, и не считаю возможным оставить этот доклад без ответа [Евс.: без расследования], чтобы и людей [Руф.: и невинных людей] не подвергать тревоге, и клеветникам не дать повода грабить [Евс.: делать зло]. Если жители провинции желают открыто вести дело против христиан и в состоянии будут на суде уличить их в чем-нибудь, я этого не воспрещаю им. Но только просьбы и только вопли не дозволяются. Во всяком случае, если кто пожелает обвинить их, то гораздо справедливее тебе расследовать взводимые на них обвинения. Таким образом, если кто-нибудь обвинит вышеупомянутых людей и докажет, что они делают что-нибудь противозаконное, то ты наложишь наказание смотря по силе преступления. Но если кто-нибудь обвинит кого-нибудь из них и окажется клеветником, то, клянусь Геркулесом, ты обязан строго наказать его за такое негодное дело» Выводы: Серенний Граниан было поставлен в такое положение, что против христиан являлось много врагов, но не было доносчиков. В Инструкциях, которые давали государи правителям отдельных провинций – проконсулам, президам, повелевалось преследовать сакрилегов. Должностные лица обратились к императору, чтобы он изменил практику Траяна и разрешил преследовать христиан. Но Адриан не желает отступить от практики своего предшественника, не дозволяет coercitio в смысле права инициативы самого правителя в преследовании христиан, но настаивает на формальном судебном разборе дела. Рескрипта Траяна Адриан не отменяет, а подтверждает лишь тот его пункт, который предписывает и христиан судить не иначе, как по законам. Император требует лишь, чтобы христиан судили и осуждали с соблюдением законных формальностей. Слово «christani» в рескрипте может означать просто «обвиняемые в принадлежности к христианскому обществу». Христианские императоры от языческой эпохи заимствовали тот принцип, что нужно признавать невинным того, против кого есть враги, но нет обвинителя.
Мученики при Адриане, Антонине Пие и Марке Аврелии. – Вопрос о времени кончины св. Поликарпа Смирнского и рассказ о его мученичестве. – Мученики в Риме при Антонине Пие. – Мученичество св. Иустина Философа и его учеников. – Гонение при Марке Аврелии и мученики в Галлии. При Адриане – епископ римский Телесфор в 135 или 137 г (по словам св. Иринея) На царствование Антонина Пия (138 – 161) – два мученичества: 1) епископа Поликарпа в Смирне (155) и 2) нескольких мучеников в Риме. 1) Мученичество св. Поликарпа первое в истории, о котором имеются надежные сведения. Св. Поликарп говорил, что «обращался с Иоанном и прочими видевшими Господа». Св. Ириней: «Поликарп не только бывший учеником апостолов и обращавшийся со многими видевшими Христа, но и от апостолов поставленный в Асию епископом в смирнской церкви». Сам св. Поликарп в тексте мученичества говорит «восемьдесят шесть лет я служу Христу». Т. е. в 69 г. он обратился в христианство. Процесс против св. Поликарпа имеет неправильный вид. Не имея налицо обвинителей, власть под давлением воплей толпы сама принимает на себя инициативу процесса. Но это не против более общего заключения, по которому на обязанности проконсула лежало sacrilegos conquirere. В его отношении ко власти не имеется ничего вызывающего или раздражающего. Он не хочет напрашиваться на мученичество, насколько возможно в пределах христианской совести, старается отклонить опасность. Проконсул требует от св. Поликарпа не жертвы богам, а лишь клятвы гением кесаря. Вместо поклонения богам для очищения от подозрения в безбожии, проконсул предлагает сказать: «смерть безбожным». Поликарп осужден вследствие юридического процесса, который прямо предполагает действие рескрипта Траяна, или такого процесса, которым был вызван рескрипт Адриана. 2) мученики в Риме (предпоследний год царств. Антонина, 160 г.). Процесс дал повод к написанию апологии св. Иустина Философа. Столкновения личные приводили христиан к мученичеству.Одна знатная римлянка, будучи язычницею, вышла замуж за развратного человека. После обращения в христианство, раскаялась и просила мужа изменить образ жизни. После требования развода, муж обвинил ее в христианстве, ее учителя Птолемея. Птолемей был заключен, на суде признал себя христианином и был осужден на смертную казнь. Присутствовавший при этом суде христианин Лукий протестовал: «ты поступаешь недостойно наших императоров, одного благочестивого, другого – философа; ты осудил на казнь человека, которого ни в каком преступлении не обвиняют, осудил только за то, что он признал себя христианином». Префект спросил: мне кажется, что и ты христианин», и когда тот признал себя христианином, осудил и его. Третий, признавший себя христианином, тоже был казнен. Формула Траяна, обрекавшая на казнь за nomen ipsum, применялась при процессах против христиан. Признание в христианстве считается совершенно достаточным для окончания процесса. Марк Аврелий: на первые годы царствования (165 г.) падает мученическая кончина св. Иустина Философа и 6 его учеников. Следствие над св. Иустином проводил учитель Марка Аврелия, префект Рима Квинт Юний Рустик, один из образованнейших людей своего времени. Как сам св. Иустин, так и все его ученики осуждены за то, что исповедали себя христианами. Их martyrium представляет собою применение рескрипта Траяна против nomen ipsum. Последние годы правления Марка Аврелия (177 ) (охота на христиан) – существенная перемена в состоянии христианства. Апологеты жалуются на новый указ, которым христиане подвергнуты гонению и отданы на жертву всем проходимцам и клеветникам, которые пользуются процессами против христиан, чтобы нажиться насчет их имущества и гонение имеет повсеместный характер. Оно затрагивает переднюю Азию и Галлию. Христиан разыскивают всюду, чтобы отдавать их на смерть. Послания галльских церквей (лионской и вьеннской) к асийским церквам (177). Христиане объявлены в этих галльских городах лишенными всех гражданских прав, поставлены вне закона. Запрещено показываться на улицах. Мученики в Лионе. Новый местный презид, наводя общественный порядок, устроил массовые аресты, допросы, жестокие пытки. Даже отпадшие не освобождались. Епископ лионский Пофин. Проконсул спросил: «кто такой Бог христианский?» – Узнаешь, если будешь достоин. Диакон вьеннской церкви Санкт во время пыток не говорил ничего кроме: christianus sum. Он был обезображен так, что не походил на человека. Но когда его через несколько дней снова выводили, он оказался как будто здоровым. Христианка Бландина (молодая рабыня) в продолжении дня выдерживала целый арсенал пыток, так что палачи устали. Во время пыток, она ничего не говорила кроме слов: «я христианка и у нас ничего не делают худого». Мученик Аттал заявил, что он римский гражданин, и презид обратился к императору. Марк Аврелий ответил: твердых в христианстве казнить, римских граждан мечем, прочих отправить ad bestias, а отступников отпустить на свободу. Самого Аттала в угоду народу презид все-таки отдал зверям. Пятнадцатилетний брат Бландины Понтик и прочие мученики скончались в амфитеатре. Их останки были сожжены и брошены в реку. Траянов рескрипт в это время имел значение основного закона: новый эдикт Марка Аврелия (которым открылось гонение), дополнял и видоизменял его.
Положение христиан при Коммоде. – Характер императора и влияние на него Маркии; улучшение положения христиан. – Мученики исхлиские (scilitani). – Аполлоний. – Отношение к христианам проконсулов и других должностных лиц. Со смертью Марка Аврелия в 180 г. в положении христиан наступила перемена к лучшему. Коммод Антонин (180 –192) – один из самых недостойных кесарей, вместо того, чтобы родиться гладиатором, родился императором. Выходил в одиночку на льва и копьем пробивал насквозь слона. Жестокость в обращении с людьми. Коммод распорядился, чтобы жрецы Беллоны серьезно обрубали себе руки, а жрецы Исиды били себя в грудь до смерти. Коммод не обращал внимания на государственные дела и еще менее заботился о римской религии. В последние годы на него влияла конкубина, христианка Маркия. Некоторым сословиям законный брак был запрещен (конкубинат). Марк Аврелий, овдовев, счел неприличным жениться вновь и предпочел конкубинат. Положение конкубин было настолько почетно, что они получали звание императриц и пользовались большим влиянием. Положение Маркии в качестве конкубины Коммода ничего скандального для христианства не представляло, явление это было тогда нормальным и неизбежным. Эта Маркия благоприятно влияла на императора для судьбы христиан. При Маркии, христиане, сосланные за веру в рудники, получили освобождение. От римского епископа Виктора (189-198) потребован был список этих христианских исповедников и все были возвращены. Рескрипт Траяна был в силе и при Коммоде, положение христиан не изменилось радикально. Если президы хотели преследовать христиан, они имели юридическую возможность. Были случаи мученичества. Исхлиские мученики (martyres scilitani) в Нумидии. От них требовали клятвы гением кесаря. Отказ и казнь. В Риме при Коммоде пострадал высокообразованный христианин сенаторского сословия Аполлоний вследствие доноса раба. Речь Аполлония в сенате в защиту христианства. Было решено, что принадлежность к христианству должна быть рассматриваема и в отношении к сенатору, и Аполлоний был осужден. Сенат остался на почве «древних законов» (рескрипт Траяна). Казнен был по закону, запрещавшему такие доносы и сам обвинитель: ему переломлены были голени. В провинциях положение христиан и род казни зависели часто от личного произвола президов. У Тертуллиана собрано несколько примеров, что проконсулы Африки ограждали христиан от ярости черни. (за отказ христиан участвовать в гладиаторских зрелищах, толпа кричала, что они «hoste populi romani, irreligiosi in caesares»). От произвола проконсулов и даже низших должностных лиц зависело и начать гонение и прекратить его. Один из этих проконсулов (Сincius Severus) сообщил христианам формулу, как должны были отвечать обвиняемые пред его трибуналом христиане, чтобы быть освобожденными.
Положение христиан при императорах восточного происхождения и их преемниках до гонения при Декии. – Септимий Север и его отношения к христианам. – Мученики в Александрии. – Мученичество Перпетуи cum sociis. – Каракалла. – Гелиогабал. – Покровительство христианам Александра Севера. – Гонение при Максимине Фракиянине. – Положение христиан при Гордиане и Филиппе. Септимий Север (193 – 211) – optimus imperator. Так как этот государь был связан с востоком, то естественно не должен был иметь предрассудка в пользу римской религии, какого держались чистокровные римляне. Еще как правитель Африки, Север освободил нескольких лиц сенаторского звания, признавшихся в христианстве, и не обратил внимания на вопли черни. Тертуллиан уверяет, что Септимий Север был благосклонен к христианам потому что один христианин Прокул, исцелил его елеем от болезни. Но 10-й год правления СС отмечен поворотом. В этот год Септимий Север издал закон, под страхом тяжкого наказания воспрещал принимать как иудейскую, так и христианскую религию. Указ против пропаганды. Принцип – каждый должен следовать отечественной вере, а не менять ее по произволу. Для христиан проповедь Евангелия являлась священным долгом. Александрийские мученики. Леонид (отец Оригена), девственница Потамиена. Карфагенские мученики. (203) Из числа оглашенных (крещены в темнице пресвитерами). Матрона Перпетуя и раба Фелицитата. Отец Перпетуи, язычник умолял ее не признавать себя христианкою. Отец не давал ей кормить грудного ребенка в темнице. Судья убеждал Перпетую пожалеть отца и ребенка и совершить жертвоприношение во здравие императора. Но Перпетуя сказала: «non facio». «Ты христианка?» – спросил прокуратор. Она ответила: «christiana sum». Фелицитата была беременна и боялась, что казнь ее будет отложена. Преждевременные роды были трудны, и солдаты говорили: если теперь ты так страдаешь, что же будет, когда отдадут тебя зверям? Она отвечала: в настоящее время я страдаю потому что терплю за себя, а тогда я буду страдать за другого и этот другой будет во мне и будет страдать за меня. Антонин Каракалла (211 – 217), Макрин (217 – 218) – от них лично христиане не подвергались никаким преследованиям. Наступила мирная эра для христиан до Декия 249 г. Антонин Гелиогабал (Elagabal) (218 – 222) был жрецом в храме бога Эль-габала (финик. бог солнца). Один из самых позорных, деморализованных императоров, каких только знала история. Превзошел Коммода и Каракаллу в этом отношении. Напоминал собою скомороха. Шутил над приближенными. На трапезе сыпался дождь цветов и паразиты задыхались. Оставлял соучастников оргий ночевать во дворце, ночью выпускал на них зверей. Гелиогабал всерьез хотел уничтожить не только римскую религию, но хотел объединить все религии под главенством Эль-Габала. Рассчитывал в этом на иудеев, христиан как монотеистов. Аврелий Александр Север (222 – 235) человек восточного происхождения. Эклектик. Религиозный синкретизм походил на культ гениев. В его домашней молельне были бюсты богов и знаменитых людей. Бюст Орфея, Авраама и Христа. Языческое обожествление Христа Александром Севером. Его мать может считаться покровительницею христианства. Во время пребывания в Антиохии в 226 г. она слушала христианские беседы Оригена. При Александре Севере христиане могли выступать и в Риме довольно открыто. Любил изречение: чего не желаешь себе, того не делай и другому. Христиан рекомендовал на общественные должности. Этот император был решительным покровителем христиан, хотя не издавал никакого закона, который бы легализовал их положение в римской империи. Все его действия имели характер лишь временных распоряжений. Максимин(235 – 238) убил Севера. Обнаружил против христиан особую ненависть. Бегство Оригена из-за близости двору Александра Севера. Преследование предстоятелей церкви. Правительство отличает христианскую иерархию от обыкновенных мирян. Гонение Максимина имеет значение как предвестие приближающегося шторма, но имело характер спорадический и затронуло не всех христиан. Для многих мест время Максимина было лишь продолжением сравнительно мирной эры, которая наступила для христиан со смертью Септимия Севера. Гордиан(238 – 244) и Филипп (244 – 249) то же самое положение дела. Тем ужаснее был переворот в положении христиан, когда корона перешла в конце 249 г. к Декию. Правление Деция Траяна было недолгим — оно длилось всего лишь около двух лет (по сообщению Хронографа 354 года — 1 год, 11 месяцев и 18 дней[57]). После восхождения на престол целью императора стало возрождение былой мощи Римского государства, а также возвращение к старинным традициям[58]. По всей видимости, получив власть, Деций приступил к реализации некой программы, направленной на восстановление славы Рима. В религиозной политике Деций проводил курс на возвращение к старому «божьему миру», к обыкновенному принесению жертв богам; официальной идеологией его правления было следование традициям великих римских императоров. В древнеримском религиозном сознании важное место занимало представление о «pax deorum» — божьем мире: римляне почитали богов согласно традиционным ритуалам, принося им жертвоприношения, а боги, в свою очередь, не только охраняли Рим, но и гарантировали ему власть над всем миром. Нарушение pax deorum, то есть пренебрежение богами, якобы влекло за собой катастрофические последствия. Поэтому Деций решил восстановить почитание традиционных святынь и возродить древние культы. Многие надписи называют императора «восстановителем святынь». Не позже января 250 года (скорее всего, ещё в конце предыдущего года)[36] Деций издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ (лат. libellus), удостоверявший этот акт[31]. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь[31]. Оригинальный указ Деция утерян, но в распоряжении историков есть свидетельства Евсевия и Лактанция, сохранившиеся до нашего времени, а папирологисты обнаружили ряд «libelli»[2]. Из «libelli» удалось многое узнать о природе указа, что дало историкам возможность представить цель Деция
|