КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЭКСКУРСИИИнтересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника. При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. Среди них — обратить внимание детей на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя — научить детей видеть и чувствовать в природе гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и методически увязать все это с конкретным видом учебных занятий — тематическим рисованием ("Осень в лесу", "Лыжная прогулка" и т. п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе растительных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические переживания, а следовательно, содействуют развитию художественноговосприятия. В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т. п. Например, на уроке декоративного рисования преподаватель решил познакомить учащихся с различными видами прикладного искусства и показать специфику изготовления предметов. Иллюстративного материала для этого мало, но в районе школы имеется несколько предприятий, выпускающих предметы декоративно-прикладного искусства: артель игрушек, ковроткацкая фабрика, мастерская косторезного промысла. В таком случае учитель имеет возможность не только рассказать о декоративно-прикладном искусстве, но и показать сам процесс создания вещей. Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой. Предварительно учитель согласовывает экскурсию с предприятием или музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанавливает удобные день и часы, договаривается с экскурсоводом, знакомит его с задачами экскурсии и с учебной программой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы. БЕСЕДЫ Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога. Например, учитель проводит урок по теме "Ознакомление с отдельными произведениями искусства эпохи Возрождения" (один час). Согласно требованиям программы он показал четыре репродукции произведений великих художников и при этом упомянул, что Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем и архитектором. Ребята заинтересовались и попросили рассказать об этом художнике более подробно. Если учитель хорошо подготовлен и имеет достаточный иллюстративный материал, то он может остаться после уроков в этот же день и провести беседу с желающими (предварительно согласовав это с классным руководителем). Если же преподавателю нужно подготовиться к беседе и он не имеет под рукой необходимого иллюстративного материала, то он договаривается с учащимися о дне, когда можно будет провести эту беседу. Другой пример. Учитель, проводя урок по теме "Ознакомление с отдельными произведениями зарубежной живописи XVII—XIX веков", несмотря на составленный план и конспект урока, так увлекся рассказом о творчестве Рембрандта и увлек ребят, что не успел полностью охватить подготовленный материал. Заканчивая урок, он говорит, что не хватило времени подробнее рассказать о других художниках и он хотел бы продолжить беседу о них после уроков (в тот день, когда это не мешает другим школьным мероприятиям). Обычно в таких случаях все учащиеся с охотой остаются прослушать окончание заинтересовавшей их беседы. Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания. Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возможность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться более подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разбираются. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону. Нередко, проводя беседы об искусстве, учитель анализирует с учениками произведения лишь с точки зрения раскрытия их идейно-сюжетного содержания, забывая рассказать о художественных достоинствах картины, скульптуры, образца декоративно-прикладного искусства. Во время беседы, анализируя вместе с учениками ту или иную картину, учителю следует раскрыть значение использования художником законов перспективы (высокий, низкий горизонт), их влияние на построение всей композиции, на цветовое решение.Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.. Ошибка начинающего педагога состоит обычно в том, что он начинает урок с изложения основного материала. Например, на внеклассных занятиях в четвертом классе учитель решил познакомить более подробно ребят с творчеством В. М. Васнецова. Свой рассказ он начал с сообщения биографических данных о художнике. Все как будто правильно, но завоевать внимание детей этими сведениями он не смог. Давать такой материал надо, но не в начале урока. Это лучше сделать тогда, когда внимание детей уже достаточно возбуждено. Такую беседу можно было начать так: "В детстве я очень любил слушать сказки про Кащея Бессмертного, царевну Несмеяну, спящую царевну и с большим интересом рассматривал иллюстрации к этим сказкам. В дальнейшем я увидел и картины на тему этих сказок, которые выполнил художник В. М. Васнецов..." Такое начало сразу привлечет внимание детей, и учителю уже будет легко перейти к изложению того материала, который он хотел дать. Другой пример. На внеклассных занятиях учитель решил провести беседу с учащимися шестого класса о творчестве И. Е. Репина. Подобрал интересный иллюстративный материал, хорошо подготовился к беседе, но излагать материал начал формально. В результате беседы не получилось, учащиеся пассивно слушали, высказываться не решались, хотя учитель все время задавал вопросы и просил выступить.Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. А это во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать учащихся с самого начала. Если педагог начнет с биографических сведений о художнике, то он рискует уже в самом начале наскучить ребятам. Беседу можно начать так: "Ребята, обычно мы проходим мимо, не замечая красоты природы, красивых поступков людей, равнодушно смотрим на предметы и окружающих нас людей. Художник же всегда замечает красивое в жизни, он не может быть равнодушным и к безобразному, он не только умеет это подметить, но и передать свои чувства в картинах, чтобы и мы на это обратили свое внимание. Более того, хороший художник своими картинами заставляет нас переживать: при несправедливости мы негодуем и возмущаемся ("Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Арест пропагандиста"), хорошему радуемся (портрет Л. Н. Толстого, "Садко"), веселому смеемся ("Запорожцы"), великим гордимся. Таким художником и был И. Е. Репин". Далее следует переход к основному материалу. ЛЕКЦИИ В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в среднем звене (четвертый — шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием. Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашенным специалистом — искусствоведом, художником, архитектором и т. д. Если учитель имеет возможность пригласить опытного специалиста, то он должен заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Помещение, в котором будет читаться лекция, должно быть тщательно подготовленным. Нужно предусмотреть все до мелочей: место для лектора, проекционный фонарь, указку и т. д. Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).
|