КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА-КОНЦЕРТЫВ последние годы отечественная школа стала искать новые пути и методы эстетического воспитания. В эту работу включились не только учителя рисования, но и учителя истории, литературы, иностранных языков, музыки и пения, физкультуры и труда. В некоторых школах они объединяются и совместными усилиями устраивают очень интересные мероприятия: диспуты, театрализованные лекции, спектакли о выдающихся деятелях науки и искусства, вечера-концерты. Для учителя рисования, если он желает быть организатором подобных мероприятий, больше всего подходят вечера-концерты, посвященные выдающимся художникам. Главную роль в проведении вечеров-концертов играют дети: они и организаторы, и исполнители. Они сами, конечно под наблюдением взрослых, распределяют между собой обязанности: кому-то поручают быть ведущим, организуют музыкантов для участия в самодеятельном оркестре, подбирают чтецов-декламаторов, художников-оформителей, техников-осветителей. Эта работа вдохновляет их, обостряет интерес к тому художнику, которому посвящается вечер, заставляет глубоко изучить его биографию, его эпоху. Кроме того, такие вечера дают возможность приобщать детей к различным видам искусства в комплексе. Здесь привлекается одновременно и живопись, и литература, и музыка. Это оказывает особенно сильное воздействие на эмоциональный мир ребенка, дает яркое, образное представление об искусстве той или иной эпохи. Ведь, к сожалению, нередко бывает такое: когда с юношей начинаешь говорить, например, о хорошо знакомом ему композиторе, он проявляет подлинное понимание, но как только переходишь к художникам, писателям, ученым, жившим в то же время, этот юноша становится совершенно беспомощным, он не может представить их всех вместе, связать их во времени. Вечера-концерты помогают ликвидировать этот разрыв, они содействуют всестороннему и гармоничному развитию личности. Вечера-концерты, где живое слово соединено с музыкой и красочной картиной, создают волнующую и торжественную атмосферу в зале. Дети, затаив дыхание, слушают своих товарищей. Даже те, кто раньше с пренебрежением относился к занятиям по искусству, теперь начинают ощущать на себе силу его воздействия, переживать моменты сотворчества. Вот как описывает фрагмент вечера-концерта, посвященного творчеству И. Е. Репина, С. И. Дембинский: "Постепенно звуки мелодии Рубинштейна замолкают, и, словно на смену им, откуда-то издалека несется протяжное пение "Дубинушки". Это под аккомпанемент оркестра за сценой поет хор. Звуки "Дубинушки" усиливаются, уже отчетливо слышатся слова "Эй, ухнем!", и в этот момент медленно открывается занавес. Взоры присутствующих переносятся на сцену, на освещенное яркими желтовато-золотистыми лучами света панно с изображением почти в полный рост репинских бурлаков. Раздаются аплодисменты. Их заглушает могучая русская песня, с глубоким чувством исполняемая хором и оркестром. Затем музыка так же медленно затихает, и на фоне ее отчетливо звучат слова из стихотворения Некрасова "Размышления у парадного подъезда". "Выдь на Волгу, чей стон раздается над великою русской рекой..." — выразительно читает мальчик, с которым немало потрудился Илья Николаевич в дни напряженной подготовки к вечеру" '. В дальнейшем устройство вечеров-концертов может привести к организации школьного театра. С методикой подготовки школьного театра можно познакомиться по книге А. Н. Прийменко "Опыт эстетического воспитания в школе-интернате" (М., Просвещение, 1964). В последние годы к внеклассной работе учителей рисования прибавился новый ее вид — проведение факультативных курсов с учащимися старших классов. Хотя он и входит во внеклассную работу, мы его выделяем в специальную главу, так как материал здесь большой, сложный и разговор о факультативах должен быть особый.
|