Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


А. Рабовладельческое государство и право




Рабовладельческое государство - первый исторический тип государ­ства, возникший на рубеже IV и III вв. до н.э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Афри­ки вплоть до III-V вв. н.э. В Китае он был заменен феодальным строем раньше, чем в других странах (еще во II-I вв. до н.э.), а высшего (классического) развития достиг в Древней Греции и в Древнем Риме. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, по­этому они миновали рабовладельческий строй.

Рабовладельческое государство является предметом изучения ряда наук. Если история государства и права рассматривает особенности от­дельных рабовладельческих государств, то теория государства и права выявляет общие закономерности различных рабовладельческих госу­дарств, раскрывает сущность и основные черты этого типа государства.

Актуальность изучения рабовладельческого государства и права обу­словливается не только необходимостью анализа прошлого для выясне­ния закономерностей развития государственно-правовых явлений в на­стоящем и будущем, но еще и тем, что в современном мире рабство сохранилось. В связи с этим был образован специальный Комитет по

вопросам рабства в ООН, в 1956 г. была созвана Международная кон­ференция по борьбе с рабством, принявшая дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством.

Экономическую основурабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собст­венностью рабовладельца были не только орудия и средства производст­ва, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д. В Китае рабов называли "чу-минь", что в переводе означает "скот и раб".

В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный про­дукт, создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Толь­ко при помощи физического воздействия, бича можно было заставить раба работать на хозяина. Как вол не продает своей работы крестьяни­ну, так и раб не продает свой труд рабовладельцу. Раб вместе со своим трудом принадлежит своему господину. Он - товар, который может пе­реходить из рук одного собственника в руки другого, но труд не являет­ся его товаром.

Рабовладельческое хозяйство строилось на отношениях господства и подчинения. Быстрое изнашивание рабочей силы рабов и их массовая гибель вследствие беспощадной эксплуатации не беспокоили рабовла­дельцев, так как в период расцвета рабовладельческого строя "гово­рящее орудие труда" легко и быстро могло быть заменено новым. Ис­точниками пополнения рабов были войны, превращение должников в рабов (долговая кабала), провинции и колонии также поставляли "живой товар". Это обеспечивало относительную дешевизну рабочей силы. Количество рабов во многих городах Греции и Рима превосходи­ло количество свободного населения. В Спарте на 32 тыс. свободных граждан было 220 тыс. рабов.

Рабство широко применялось как в частном, так и в государствен­ном хозяйстве (строительство ирригационных сооружений, дорог, работа на золотых и серебряных рудниках). Рабовладельцы все больше пере­кладывали на рабов тяготы физического труда и в конечном счете отка­зались от производительной деятельности. Таким образом, рабовладель­ческий строй породил противоположность между умственным и физи­ческом трудом, которая с самого начала носит антагонистический ха­рактер. Отрыв умственного труда от физического, превращение умст­венной деятельности в монополию господствующих классов нанесли огромный ущерб интеллектуальному развитию человечества.

Другой конкретной формой непримиримых противоречий рабовла­дельческого общества была противоположность между городом и де­ревней, порожденная вторым крупным разделением труда - отделением ремесла от земледелия и скотоводства. В городах население преимуще­ственно занималось ремеслом, торговлей, ростовщичеством.

Отделение города от деревни стимулировало динамику производи­тельных сил прежде всего тем, что содействовало расширению торгов­ли, но вместе с тем являлось тормозом общественного развития, так как привело к разорению и жестокой эксплуатации крестьянства и мелких производителей, которые облагались большими налогами. Обезземели­вание крестьян и разорение мелких ремесленников привели к образова­нию многочисленного слоя нищенствующего населения - люмпен-пролетариев, порвавших с производством.

Но самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.

Производственные отношения рабовладельческого общества харак­теризовались тем, что важнейшей отраслью хозяйства было земледелие. Собственность на землю являлась приоритетной формой собственности, куда входили публичные (государственные имения, рудники, храмы и т.д.) и частные земли. Имелась и государственная общинная собствен­ность.

Таким образом, рабы являлись основным производящим классом ра­бовладельческого общества, противостоящим классу собственников орудий прризводства и рабочей силы - рабовладельцам. Помимо них, в рабовладельческом обществе были и другие социальные группы, слои со своими интересами: ремесленники, мелкие землевладельцы (крес­тьяне), люмпен-пролетарии. Эти слои формально были свободными, но их отношения с рабовладельцами были антагонистическими.

Из всего сказанного о рабовладельческом обществе можно сделать вывод: рабство - основа всего производства, рабы - главный произво­дящий класс, противоречие между рабами и рабовладельцами - цен­тральное противоречие общества.

Основной экономический закон рабовладельческого общества выра­жается в производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях полной собственности рабовладельцев на средства производ­ства и на рабов.

Возникает вопрос: каким образом относительно малочисленный класс рабовладельцев мог так беспощадно эксплуатировать огромные массы рабов и держать их в повиновении? Это достигалось посредством создания и использования специальной организации, особой силы, стоящей над обществом и все более и более отчуждавшейся от него, -государства.

Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями - крестьянами и ремесленниками. Это была гигант­ская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами,

аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.

Основная задача рабовладельческого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, по­давлении сопротивления огромной массы рабов и неимущей части сво­бодного населения. С помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев производственных отношений.

Классовая сущность государства проявлялась в его функциях.

Первая внутренняя функция рабовладельческого государства - по­давление сопротивления рабов - осуществлялась главным образом вне­экономическим принуждением: методом открытого вооруженного по­давления восстаний рабов, физическим уничтожением непокорных без суда и следствия. Практиковались массовые, подчас регламентируемые истребления рабов просто "для профилактики". В Спарте это было убийство илотов (фактически государственных рабов) без всякого пово­да. В Риме в 10 г. н.э. был принят закон, по которому убийство рабом своего господина каралось уничтожением всех рабов, проживающих в данном хозяйстве. Эта сторона деятельности рабовладельческого госу­дарства выражает его социальное назначение по отношению к классу рабов и другим слоям населения.

Вторая функция - охрана рабовладельческой собственности на ору­дия и средства производства - была направлена на обеспечение эконо­мической основы рабовладельческого государства - на поддержание рабства, рабовладельческой системы хозяйства, рабовладельческих про­изводственных отношений. Эта сторона деятельности обеспечивала эко­номические интересы господствующего класса, способствовала преум­ножению его богатства. Осуществлялась эта функция методом правовой регламентации имущественных отношений между свободными гражда­нами при помощи права, методом организации работорговли, общест­венными работами по строительству ирригационных и иных сельскохо­зяйственных сооружений, без которых рабовладельцы не могли увели­чивать свои доходы.

Третья функция рабовладельческого государства - идеологическое воздействие и создание культурных ценностей - рассматривается в ка­честве самостоятельной потому, что духовное порабощение осуществ­лялось системой специальных мероприятий. Наибольшее значение име­ла система отправления религиозных культов, на которые расходова­лись огромные средства. Особую роль играли жрецы, входившие в госу­дарственный аппарат. Так, в Риме религиозные нововведения устанавли­вались Сенатом, в Афинах не было свободы совести, религия носила государственный характер и обеспечивалась государственным принуж­дением. К этой функции относится и организация зрелищ для люмпен-пролетариев, имевшая классовую подоплеку. Большую роль в реализа­ции данной функции играло то, что для идеологического порабощения

 

народных масс существенное значение имело культивирование взглядов на физический труд как на удел только рабов и трудового люда. Эта деятельность проводилась в широком объеме и имела своим предметом выгодное рабовладельцам идеологическое воспитание населения.

Идеологическое обслуживание класса рабовладельцев осуществля­лось в ходе развития науки, в создании древней культуры. Причем эта деятельность носила преимущественно публичный, а не частный харак­тер. Содействие рабовладельческого государства развитию науки и культуры выражало его прогрессивную роль в процессе общего истори­ческого развития.

Таким образом, в сфере внутренней жизни рабовладельческое госу­дарство осуществляло следующие функции: подавление сопротивления рабов и других слоев общества, организация эксплуатации трудового населения; охрана и преумножение частной собственности рабовладель­цев, поддержание системы рабства; идеологическое воздействие на уг­нетенные массы и создание древней культуры, развитие науки; в госу­дарствах восточной деспотии осуществление общественных работ. Все эти функции реализовывались в единстве и взаимосвязи.

В области внешней деятельности рабовладельческое государство осуществляло следующие функции: оборона страны и мирный контакт с другими народами; захват чужих территорий (провинций); управление захваченными провинциями.

Функция обороны страны и мирного контакта с другими народами была направлена на деятельность по укреплению армии и проведению в ней реформ, которые заключались в замене военного ополчения, сохра­нившегося как пережиток родового строя, постоянной или наемной ар­мией. Сюда следует отнести и имевшую в рабовладельческих государст­вах большое значение внешнюю торговлю, а также дипломатическую деятельность, широко практиковавшуюся рабовладельческими государ­ствами для приобретения союзников в последующих военных столкно­вениях с другими рабовладельческими государствами.

Функция захвата чужих территорий включала деятельность рабовла­дельческих государств по организации и проведению военных походов с целью захвата не только новых земель, но и самого главного - военно­пленных для пополнения армии рабов, а следовательно, поддержания системы рабства. Кроме того, посредством завоевания других земель имелась возможность увеличить средства государственной казны.

К третьей внешней функции рабовладельческого государства следует отнести деятельность по управлению завоеванными территориями, кото­рые не вошли в собственные земли данного рабовладельческого госу­дарства. В основном это были города-полисы. Завоеванные территории превращались в провинции, управляли которыми наместники - ставлен­ники центральной власти. Эти провинции имели большую самостоя­тельность, свой быт и свои органы. Управление ими заключалось глав-

ным образом в организации сбора налогов и податей. Отметим, что дан­ная функция не являлась постоянной. В период осуществления центра­лизации и образования рабовладельческих империй эти провинции включались в их состав не как внешние земли, а как часть собственной территории.

Подчеркнем, что внутренние и внешние функции рабовладельческо­го государства осуществлялись комплексно, выражали его классовую сущность как организации класса рабовладельцев.

Для практического осуществления функций рабовладельческого го­сударства необходимы были государственные органы, государственные учреждения, специальные органы насилия и подавления, которые в сво­ей совокупности составляли механизм рабовладельческого государства. Он представлял собой, во-первых, совокупность преимущественно угае-тательных органов: вооруженные силы, полиция, тюрьмы, суды, а также органы государственной власти, управления, жреческие и другие орга­низации рабовладельцев.

Занятие должностей в государственном аппарате было доступно лишь знатной, состоятельной части населения. Должности (назначаемые и выборные) были безвозмездными. Рабы не могли занимать никаких должностей и даже состоять в армии. Солдаты рекрутировались из не­имущей части свободного населения.

Во-вторых, отличительной чертой механизма рабовладельческого го­сударства является его эксплуататорский характер, ибо все органы го­сударственного аппарата служили цели закрепления классового нера­венства и эксплуатации рабов, а также неимущей части свободного на­селения.

В-третьих, механизм рабовладельческого государства отличался про­стотой. Он не был таким громоздким, как это свойственно, например, механизму современного государства. Применительно к рабовладельче­скому государству можно выделить три ведомства: военное, финансовое и общественных и сельскохозяйственных работ. Несложность механиз­ма рабовладельческого государства объясняется тем, что соотношение классовых сил было явно в пользу рабовладельцев, несмотря на их от­носительную малочисленность по отношению к количеству рабов. Кро­ме того, простота механизма объяснялась также и относительной одно­родностью политических сил, стоящих у власти, отсутствием различных группировок и подразделений, что не вызывало потребности в много­численных органах, выражающих их интересы.

Механизму рабовладельческого государства не были известны пред­ставительные органы (парламент, муниципалитеты и т.д.). Их отсутствие объясняется открыто классовым характером диктатуры рабовладельцев. Следует оговориться относительно такого пережитка родового строя, как народные собрания. Некоторое время они еще сохранялись, хотя содержание их деятельности уже изменилось. Они охватывали лишь

свободное население, причем только его мужскую часть. Как правило, вопросы выносились не решением общества, а по инициативе магист­ров. Постепенно они были вытеснены органами собственно государст­венного аппарата. Народного представительства как такового эпоха ра­бовладения не знала, там, где была демократия, она была демократией лишь для малочисленного слоя населения - рабовладельческой знати.

Анализируя отдельные части механизма рабовладельческого государ­ства, отметим, что наибольшую роль играли вооруженные силы, кото­рые в первую очередь использовались для подавления сопротивления трудящихся масс, а также пополняли армию рабов военнопленными. Господствующий класс всеми силами стремился укрепить армию и сформировать общественное мнение в пользу службы в ней. В Риме, например, только служба в армии могла открыть дорогу к карьере на политическом поприще. Огромное значение имела воинская дисципли­на, которая поддерживалась суровыми мерами, особенно в походе. Ши­роко применялись телесные наказания, вплоть до смертной казни. Не­малую роль играла заинтересованность солдат в пополнении числа сво­их рабов и и увеличении своих земельных владений.

С развитием рабовладельческого государства совершенствовалась и армия. Наиболее крупной реформой была военная реформа Мария (Рим, 107 г. до н.э.), вводившая добровольную вербовку наемников в постоянную армию вместо прежнего гражданского ополчения из сво­бодного населения (землевладельцев). Добровольцами пошли люмпен-пролетарии, так как им стали платить жалованье и давать полное сна­ряжение. Это, несомненно, повысило боеспособность армии, освободив ее от пережитков первобытного строя, обеспечив рабовладельцев по­слушной наемной силой.

Другой не менее важной частью механизма рабовладельческого госу­дарства был чиновничий аппарат, который состоял из различных учреж­дений, ведающих отдельными областями управления. Должности в нем, как уже отмечалось, занимали лишь имущие. В Риме к органам адми­нистративного аппарата относились Сенат и магистратуры, в афинском государстве - Совет пятисот. В Риме, например, Сенат осуществлял и законодательную, и судебную власть. В магистратурах особое значение имели должности претора, эдила, квестора. Претор мог командовать войсками, но главной его обязанностью была охрана порядка в городе, уголовная и гражданская юрисдикция, ставшая впоследствии основной его деятельностью. Цензор ведал финансами, а также производством общественных работ. Появление эдилов и квесторов свидетельствует о расширении бюрократического аппарата. В их ведение входили: забота о продовольствии, наблюдение за рынками, устройство общественных игр, вопросы пополнения государственной казны, ведение архивов и приходно-расходных книг, распределение военной добычи.

Основная тенденция развития механизма рабовладельческого госу­дарства - создание централизованного аппарата на принципе назначе-

ния. Процесс централизации наиболее ярко выражен в рабовладельче­ских государствах восточной деспотии. В руках монарха-царя сосредо­точивалась вся полнота власти, причем он был одновременно предста­вителем и светской, и духовной власти, главнокомандующим и высшей судебной инстанцией. Главные ведомства возглавлялись высшими са­новниками. В Китае, например, один из них ведал армией и назывался "укротителем повстанцев", другой - "начальником земледелия" и ведал работами и повинностями в пользу государства.

Все рабовладельческие государства были одинаковыми по классовой сущности, но отличались друг от друга по форме организации диктату­ры рабовладельцев: это была либо монархия, либо республика - демо­кратическая или аристократическая. Несмотря на то что формы прав­ления различались, суть оставалась одна: рабы не имели никаких прав и были угнетенным классом. Разнообразие форм рабовладельческого го­сударства объясняется наличием при одинаковой экономической основе и классовой природе отдельных конкретно-исторических условий суще­ствования каждого государства (соотношение классовых сил, внешняя обстановка, географические и климатические условия, способствовав­шие, например, развитию большого ирригационного хозяйства в мас­штабах всей страны, созданию сильной централизованной власти).

Рабовладельческие монархии имели место в большинстве государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), где сложились так называемые восточные деспотии. Их особенности заключались в нали­чии сельской общины, отсутствии частной собственности на землю, установлении сильной централизованной власти для проведения общест­венных работ по строительству ирригационных сооружений. Древние общины составляли в течение тысячелетий основу самой грубой госу­дарственной формы - восточного деспотизма, где вся полнота государ­ственной и духовной власти сосредоточивалась в руках монарха.

Таким образом, в государстве древнего Востока с пережитками пер­вобытно-общинного строя в виде сохранившейся земельной (сельской) общины, слабым развитием частной собственности на землю, коллек­тивным рабовладением (государственные, храмовые рабы), которое дол­гое время существовало параллельно с частным владением, требовалась неограниченная власть деспота (фараона, царя т.д.). Развитие монархи­ческой формы правления во многом связывается с совершенствованием частной собственности, вытеснением совместной собственности на зем­лю и рабов, обострением классовой борьбы; структура общества, а вме­сте с ней и народовластие приходят в упадок в той же мере, в какой развивается недвижимая частная собственность.

Рабовладельческая демократическая республика в наиболее типич­ной форме сложилась в Древней Греции (V в. до н.э.). Соотношение классовых сил требовало от господствующего класса объединения всех слоев свободного населения против рабов и метеков. Эта демократия была демократией для ничтожного меньшинства, для кучки рабовла-

дельцев, составлявших 10—12% населения. Да и в отношении свободных граждан допускались изъятия: лишались политических прав женщины, фактически не пользовались ими неимущие слои (крестьяне и ремес­ленники). Для занятия должностей был установлен высокий имущест­венный ценз.

Афинская демократия характеризовалась такими чертами, как все­общее (для граждан) избирательное право, ежегодное переголосование всех законов и переизбрание должностных лиц, выборность и оплата всех должностей, наличие института народного собрания.

Рабовладельческая аристократическая республика была известна Древнему Риму и Спарте. В выборах высших органов участвовала толь­ко привилегированная часть рабовладельцев.

Древнегреческие и древнеримские политические деятели, философы, юристы отстаивали естественность рабства. В работе "Республика" Платон, хотя и отмечал несправедливость состояния рабства, тем не менее не предлагал его уничтожить. Он считал его полезным, поскольку рабский труд обеспечивал досуг людям, занимавшимся умственным тру­дом. В другом произведении - "О Законах" он ратовал за сохранение рабства, но советовал лучше обращаться с рабами, чтобы они приноси­ли больше пользы и в то же время были безопасны для рабовладельцев.

Аристотель рассматривает рабство как порождение природы, разде­ляя людей на две группы: на людей, избавленных от унизительных забот о средствах существования, и на людей низшего сорта - рабов, являю­щихся лишь орудиями производства, вынужденных заниматься произ­водством средств к существованию. По мнению Аристотеля, как приро­да знает деление на высшие и низшие существа, так и человеческое общество закономерно делится на рабовладельцев и рабов. Среди сво­бодных он выделяет особый слой людей - граждан. Государство, заме­чает Аристотель, - понятие сложное. По своей форме оно представляет известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство.

Среди современных западных ученых получили распространение теории под названием "модернизм исторического процесса", где рабо­владельческое общество рассматривается как капитализм древнего ми­ра. По их мнению, в древних государствах Греции, Рима господствовал капитализм, как и в современном западном обществе. Смысл этих взглядов состоит в том, что поскольку капитализм якобы вечен, по­стольку бессмысленна всякая борьба с ним, борьба за прогрессивное развитие, за общество без эксплуатации. Другая разновидность совре­менных взглядов на рабовладельческое государство состоит в его идеа-

лизации. Приверженцы этой точки зрения признаки афинской и рим­ской государственности ищут в современных государствах.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты