Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИИ




Познание государственно-правовых явлений требует поиска общих принципов подхода в их исследовании, отражающих переход государств и правовых систем из одного состояния в другое.

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необ­ходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов госу­дарства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и пра­ва1.

Категория "тип государства и права" занимает самостоятельное ме­сто в теории государства и права, так как дает возможность более пол­но отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический про­гресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

Первые попытки рационально-теоретической типизации государства и права с позиции их социально-политической характеристики были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными крите­риями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государст­вом цель. Он различал правление одного, правление немногих, правле­ние большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели)2.

Право же, как и государство, Аристотель рассматривает как явление политическое, он считает невозможным существование неполитическо­го права. "Политическое право" есть частью естественное, частью ус­ловное (волеустановленное, позитивное) право. Естественное право -то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право - то, которое устанавливается законами (писаными и неписаными) и всеобщими соглашениями3.

1 Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Юрид. лит., 1996. С. 87.

2 Политические учения: история и современность. М., 1976. С. 145-156.

3 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юрид. лит., 1997. С. 53-58; Нерсесянц B.C. Философия права. М.: Инфра - М, 1997. С. 416-418.

Попытку соединить формально-догматическое и социологическое понимание государства и права предпринял Г. Еллинек, утверждая, что государство и право имеют разные аспекты и определения. Он писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно устано­вить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где пер­вое - это мыслимое государство, которое в реальной жизни не сущест­вует, оно лишь должно существовать, выступая мерилом реального государства. То, что соответствует этому критерию, "имеет право воз­никнуть и существовать, что не соответствует ему, должно быть отверг­нуто и упразднено"1. Практическая значимость идеального типа госу­дарства и права усматривается в том, что он выступает в качестве не­коего эталона для подражания и совершенствования. Что же касается его теоретической значимости, то она фактически приближается к ну­лю. "Теоретически научному познанию ... идеальные типы государства и права дают весьма мало". Ибо объектом научных исследований служит и всегда будет служить сущее, а не должное, а именно "тот мир, кото­рый уже дан, а не тот, который еще имеет быть созданным"2.

Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных го­сударств друг с другом (древневосточное, греческое, римское, средневе­ковое и современное).

Понимая, что не существует типов государства и права в чистом ви­де, Г. Еллинек вводит понятие "среднего типа", которое сможет снять противоречия в процессе типологизации государственно-правовых явле­ний. Кроме этого, он выделяет типы развития и типы существования государственно-правовых явлений (динамические и статические типы государства и права)3.

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы,поэтому выделяются два типа госу­дарственности: демократия и автократия. Отождествляя государство и право, считая, что государство как организация принуждения идентично правопорядку, Г. Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрасти­ровал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в кото­рых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитар­ным политическим режимам4.

1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 26.

2 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. I. Теория государства. М.: Зерцало, 1998. С. 115.

3 Там же. С. 116.

4 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юрид. лит., 1997. С. 553-554.

Л. Гумплович классифицировал современные ему государства в за­висимости от размеров территории и численности населения, подразде­ляя их на мировые с территорией более 1 млн. кв. км и населением более 50 млн. человек, великие - от 200 тыс. до 1 млн. кв. км и насе­лением от 30 до 50 млн. человек, малые - с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн. человек1.

Американский профессор Р. Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и не исключено неравенство, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизо­ванное общественное бытие.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты