Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ТИП СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА




Какой же тип связи характерен для соотношения государства и пра­ва? Думается, что здесь точнее всего будет говорить о взаимодействии,а не об отношении, которое отражает ту или иную степень определяе-мости или неопределяемости явлений друг другом, не о связи, конста­тирующей только зависимость одной вещи от другой, соответствие из­менений одного объекта изменениям другого. Не будет, конечно, ошиб­ки, если при этом пользоваться понятием "отношение" или "связь". Од­нако в силу своей большей общности и абстрактности (односторон­ности), чем понятие "взаимодействие", они менее адекватно и менее приближенно отражают реальные контакты между государством и пра­вом.

В своём движении государство и право со многими социальными, духовными, экономическими, политическими факторами вступают в различные связи, в которых (связях) так или иначе проявляются их при­рода и сущность. Но их взаимодействие друг с другом имеет свою спе­цифику. Государство и право в лице социально-экономической и духов­ной структуры общества имеют единую причину, которая, так сказать, вообще очень плодовита и не может однажды исчезнуть, исчерпав свои возможности. Социальные и духовные потребности (и по своему содер­жанию и по времени существования), экономические основания, вы­звавшие и вызывающие к жизни государство и право и определяющие их дальнейшее развитие в рамках данной общественной системы, одни и те же. В этом плане государство и право "изготовлены" из одного мате­риала, из цельного куска, в котором не было трещины. Потребности функционирования общества, необходимость организации материально­го и духовного производства, политического управления, поддержания и укрепления порядка в общественной жизни, регулирования отношений между людьми, установления связей между общественными и политиче­скими институтами, отношения с иными государственными системами -вот основные факторы, определяющие главное во взаимодействии (сущность, характер, масштаб) государства и права. Последние - это материализованное следствие реализации разнообразных общественных потребностей и интересов. Они образуют собой единую сферу, распа­дающуюся в процессе деятельности на два самостоятельных, но взаимо­действующих явления. В рамках же политико-юридической системы -соответствующие институты, идеи, нормы, ценности, отношения - госу­дарство и право выступают в качестве составных элементов, связи меж­ду которыми и их деятельность во многом определяют сущность и ос­новные тенденции развития данной системы. Государство и право сами по себе, видимо, обладают меньшей самостоятельностью, чем их соеди­нение в нечто единое целое.

Являются ли причинные связи, отношения стороной, частью взаимо­действия между государством и правом? Нередко на этот вопрос дается

отрицательный ответ, исходя при этом из того факта, что государство и право сами являются производными от одной, общей для них причины. Однако, как представляется, это несколько упрощенное решение про­блемы. В строго детерминистском плане, конечно, государство и пра­во - не причина и следствие друг для друга. Если же взглянуть на про­блему причинности шире, то на поставленный вопрос можно ответить положительно, рассматривая в данном случае причинные отношения только как один из аспектов детерминации. В процессе "производства" государства и права имеет место не простое причинение, предполагаю­щее порождение одной причиной одного следствия (данная абстракция значительно упрощает действительную ситуацию). Обычно (и не без оснований) говорят о внешних и внутренних причинах, о сумме причин, об условиях-факторах, без которых не может возникнуть следствие.

Поверхностное рассмотрение отношений государства и права может привести к выводу, что первопричиной возникновения и развития, на­пример, права есть государство, что именно правотворческая деятель­ность государственных органов - подлинный и единственный источник права. Так выглядит эта связь на первый взгляд. Более глубокий анализ показывает: право возникает и существует не потому, что есть государ­ство, что есть государственные законодательные органы, а потому, что определенные общественные отношения, потребности, интересы не мо­гут быть выражены, структурированы, реализованы нормально вне и помимо правовых форм. Они являются первой объективной и историче­ски-логической причиной возникновения, существования и функциони­рования права.

Право, однако, настолько сложное явление, что оно не может иметь только одну-единственную причину, например, в лице экономики. Для его возникновения объективно необходим еще ряд причин и условий социального, духовного, политического, идеологического характера, среди которых выделяется государство. Последнее не является причи­ной, не прибавляющей к праву ничего нового, кроме того, что произве­дено, например, экономикой или социальной структурой общества. Нельзя сказать, что государство только юридически оформляет опреде­ленные общественные потребности и интересы. Это "только" порой имеет решающее значение во всем сложном и противоречивом процессе правообразования. Государство непосредственно творит право, его нор-мотворческая деятельность есть источник права, которое в этой дея­тельности приобретает свои формы, а в самом государстве - гарантию своей реализации.

"Материал", из которого "делается" право, - воля, интересы, моти­вы, цели, идеи, доктрины, общественное мнение, ценности - государст­во обрабатывает, систематизирует, "подгоняет", "шлифует", придает ему нужную форму, определяет его юридическую силу (закон, подзаконный акт) и, наконец, предлагает вновь это обществу, напомнив заодно о го-

•^

сударственном принуждении, если последует отклонение от нормы пра­ва. Социальные и иные отношения можно охарактеризовать как внеш­нюю причину (это вовсе не означает ее второстепенность) права в том смысле, что они есть нечто отдельное, внешнее по отношению к нему. Государство - внутренняя причина права, если их рассматривать как составные элементы политико-юридической системы общества.

Если во взаимодействии общественных отношений - причины и пра­ва-следствия - рассматривать государство как опосредствующее звено, то оно не является поводом, провоцирующим фактором или своего рода спусковым крючком, способствующим появлению права-следствия. Го­сударство, видимо, можно по такой схеме считать условием, так как "обусловленность" - это вид детерминации. Оно также, если не наравне (а такое вполне возможно), то наряду с внешними причинами, продуци­рует право, обусловленное по отношению к государству-условию. Без последнего право не может возникнуть и сформироваться. В ходе со­вместного причинения со стороны общественных отношений и государ­ства право приобретает известную независимость. Вообще весь процесс становления права есть процесс приобретения им относительной само­стоятельности. Государство в своем развитии, естественно, может изме­няться (например, его форма), в то время как его социально-экономическая основа остается относительно постоянной. Но изменение в нашем примере формы государства обязательно повлияет на содержа­ние права. Здесь будет иметь место тот случай, когда государство-условие непосредственно меняет характер права-следствия, минуя при­чину.

В юридической литературе отношение между государством и правом иногда характеризуют как функциональную связь. Все-таки функцио­нальная зависимость не тождественна причинной связи (последняя вы­ражает более глубокую зависимость), так как она не указывает причину изменения действия, не выражает временную последовательность, а про­сто устанавливает факт зависимости равноправных явлений, выясняя главным образом количественную сторону их соотношения. Характер­ная для данного типа связи, в частности, точная количественная опреде­ленность не присуща для отношений как между государством и правом в целом, так и для их свойств. Нельзя, например, делать такую характе­ристику государства, как властность, или права, как нормативность, переменной величиной. Они не могут быть властными или нормативны­ми больше или меньше. Считать же связь государства и права функцио­нальной потому, что их функции в общем-то подчинены единым целям и задачам, что сама реализация функций одного невозможна без функ­ционирования другого, - это, как представляется, облегченный подход к решению проблемы. Вероятно, подлинная познавательная ценность в данном случае состоит не в противопоставлении, но в правильной ком­бинации и соподчинении причинно-следственных и функциональных связей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты