Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества 22 страница




ПАБЛО ПИКАССО, художник (1881-1973 гг.), — 92 года.

Эти люди занимались активной творчес­кой деятельностью до конца своей долгой жизни.

В старости происходит насыщение внешней жизнью, но возможно погружение в более глубокие слои собственной души, осмысление и даже обновление внутренней жизни. Внешне старость ассоциируется с тишиной, но в ней есть внутреннее звуча­ние, и оно гармонично.

Душевная гармония старости — это очи­щение от аффекта, взвешенность мысли, глу­бина чувства. Если бы жизнь завершалась старостью-катастрофой, старостью-дегра­дацией, то она не имела бы смысла. Жизнь может и должна завершиться старостью-гармонией, старостью-мудростью, и для это­го стоит жить.

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.

Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.1.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. — Воронеж: МПСИ, 1996.

Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал, 1994, т. 15, №3, с. 99 - 105.

Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. // Психологический журнал, 1996, т. 17, №6, с. 60 — 71.

Белоусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти. // Психология зрелости и старения, 1998, №4, с. 47—64.

9. Биксон Т.К., Перло Л.Н., Рук К.С., Гудчайлдс Ж.Р. Жизнь старого и одинокого человека. // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989, с. 512—551.

Болтенко В.В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах. — Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст. // Психолого-педагогические и философские ас-

пекты проблемы смысла жизни. М.: ПИРАО, 1997, с. 91—109.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. Т.2.

Выготский Л.С. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.

Выготский Л.С. Соб. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 1.

Выготский Л.С. Проблема возраста / Хрестоматия по детской психологии. М: ИПП, 1996, с. 4-20.

Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.

Гроф С, Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

Давыдовский И.В. Что значит стареть. М.: Знание, 1967.

Калиш Р. Пожилые люди и горе. // Психология зрелости и старения, 1997, №3, с. 38— 42.

Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека. // Психология зрелости и старения, 1997, №3, с. 8-12.

Кларк М., Гэллатин Б. Одиночество в старости // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, с. 453—485.

Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии, 1999, №2, с. 80-96.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

Красальская Т.В., Шаталов А.Т. Философские проблемы геронтологии. М.: Наука, 1978.

27. Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей. // Психология зрелос­ти и старения, 1997, №3, с. 68—84.

Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии. // Мир психологии, 1999, №2, с. 96-106.

Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000.

Лабиринты одиночества. // Под ред. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.

Лаврин А.П. Что такое смерть. // Психология смерти и умирания. Минск: Харвест, 1998, с.135—181.

Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии. // Вопросы философии, 1972, №9, с. 95—108.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, с. 20—27.

Лидере А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей. // Психология зрелости и старения, 1998, №4, с. 13—22.

Материалы 1-й Международной конференции памяти А.Р. Лурия. // Психология зрелости и старения, 1997, №4, с. 115—116.

Медведев В.И. О проблеме адаптации. // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984, с. 3-16.

Медведева Г.П. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей. // Мир психологии, 1999, №2, с. 164—168.

Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.: МПСИ НПО «МОДЭК», 2000.

Милентьев А.С., Гасилин B.C., Гусев Е.И., Мартынов И.В., Рылова А.К. Гериатрические аспекты внутренних болезней. М.: Med: Net, 1996.

40. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в

позднем возрасте и проблема психологичес­кого витаукта. // Мир психологии, 1999, №2, с. 133-141.

Моуди Р. Жизнь после жизни. // По ту сторону смерти. М., 1994, с. 70—76.

Пезешкиан Н. Психоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина, 1996.

Пепло Л.Н., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка. // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989, с. 169—191.

Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. // Мир психологии, 1999, №2, с.111-123.

Психология смерти и умирания. Минск: Харвест, 1998.

Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.Н. Реана. СПб: Прайм-Еврознак, 2001.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 1998.

Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2000.

Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1990.

Рук К.С., Пепло Л.Н. Перспектива помощи одиноким людям. // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989, с. 512—551.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: «Школьная пресса», 2000.

Смит Э. Д. Стареть можно красиво. М.: Кром- Пресс, 1995.

Старость. Справочник. Пер. с польского/ Под ред. Л.И. Петровской. М., 1966.

Уотсон Л. Ошибка Ромео. // Жизнь земная и последующая. М., 1991, с. 209—356.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: МПСИ, «Флинта», 1999.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фролькис В.В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения. // Геронтология и гериатрия. Киев, 1985, с. 12—23.

Хамитов Н.В. Философия и психология пола. Киев: Ника-Центр, 2001.

Холодная М.А., Маньковский Н.Б., Бачин- ская Н.Ю., Лозовская Е.А., Демченко В.Н. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте. // Психология зрелости и старения, 1998, №3, с.5—13.

Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: ПИРАО, 1997, с. 57-71.

Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии, 1992, №2, с. 74—80.

Чхартишвили Г.Ш. Писатель и самоубийство. М: Новое литературное обозрение, 1999.

Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М.: Медицина, 1996.

Шахматов Н.Ф. Старение — время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей. // Психология зрелости и старения, 1998, №2, с. 14 - 20.

Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Ле- нато,1996.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М.:Владос, 1999.

Что такое строптивость?

 

Словом «нет» человек выражает свое несогласие с кем-либо или с чем-либо. Ребенок растет, познает мир и переживает возраст строптивости. Дети этого возраста замечают, что они могут не обращать внимания на требования и просьбы взрослых, и открывают для себя волшебное слово «нет». Это детское «нет», которое достаточно часто приходится слышать родителям, обычно является отказом малыша на родительское требование быть послушным или вести себя хорошо. Нередко упрямство детей выглядит совершенно бессмысленным. Ребенок неожиданно становится непослушным. Возраст строптивости обычно сопровождается приступами злобы, плача и крика. Ребенок неожиданно падает на пол, неистовствует, бьется. Таким поведением малыш выражает свое желание и пытается заставить родителей уступить.

 

Причины строптивости

 

Строптивость

Строптивость является протестом, своеобразным бунтом ребенка против родительских требований. В период кризиса 3-х лет малыш должен научиться выражать свою волю, но одновременно и согласовывать ее с желаниями и потребностями окружающих. Строптивость нередко является ответом на авторитарное родительское поведение. Однако и либеральное воспитание не исключает этих проблем.

 

Является ли строптивость психическим отклонением?

 

Если строптивость проявляет трехлетний малыш, то оснований для волнении у родителей нет. Это совершенно нормально: ребенок таким образом пытается обратить на себя внимание родителей. Сомнения возникают лишь в том случае, если строптивость проявляют взрослые, желая во что бы то ни стало достичь своей цели, например, требуя чего-либо от своего партнера или друга, выдвигая при этом условия.

 

Действия родителей при строптивости ребенка

 

Все родители, воспитывающие строптивых детей, задаются вопросом: «Как реагировать на такое поведение ребенка?». Если ребенка воспитывают в особой строгости, часто бьют, бранят, то он может вырасти слабохарактерным, неспособным отстоять, защитить свое мнение, такой человек будет постоянно бояться всех и всего. Другая крайность - позволять ребенку неистовствовать до тех пор, пока он сам не успокоится. Так поступать также не следует, потому что именно строптивому ребенку требуется родительское внимание, любовь, тепло и в то же время строгость.

 

Наказание при строптивости не поможет

 

Слишком быстрое удовлетворение необоснованных требований ребенка и соглашение с ним также является ошибкой. Таким образом можно вырастить тирана семьи, который всю жизнь, действуя наперекор всем и угнетая других, будет добиваться своей цели. Наказывать строптивого ребенка - огромная ошибка, потому что он, в действительности, никому не желает зла. Поэтому лучше было бы не драматизировать ситуацию, связанную со строптивостью, но попытаться спокойно поговорить с малышом, позволив объяснить, чего он хочет (ведь протест ребенка может быть оправданным). Строптивость и приступы злобы иногда удается смягчить, переключив внимание ребенка на другой объект или иную тему разговора. Главное - не напоминать ребенку о проступке. Если приступ злости внезапно прошел, то лучше о нем не говорить и вести себя как обычно доброжелательно.

 

Обратите внимание на волю своего ребенка

 

Иногда и родителям бывает крайне трудно, но они обязаны стараться не ломать волю своего ребенка. Необходимо всегда обосновывать свои запреты и не переусердствовать. Наказание не имеет никакого смысла, т.к. у ребенка нет цели оскорбить или разозлить родителей, он только желает им что-то доказать.

 

Кризис трех лет, или возраст строптивости, не проходит за один день. В ситуации, когда ребенок чувствует свое бессилие, его вновь охватывают приступы злобы. Они становятся более частыми, если в семье появляется младенец, а старшему вменяется в обязанность его оберегать.

 

Строптивость подростка

 

Подросток в период полового созревания пытается освободиться от родительской опеки и стать самостоятельным. Чем сильнее действительные и предполагаемые тиски, не позволяющие оторваться ему от дома, тем более тяжелой и острой будет его реакция. Строптивость подростка проявляется неучастием в жизни семьи, в упреках родителям и в своеобразном способе сопротивления: необычной одежде или прическе; иногда - истериками с криком и слезами.

СУТЬ СТРОПТИВОСТИ

 

Энциклопедия "Пороки человека: Суть строптивости

Суть строптивости в том, чтобы поступать вопреки. Строптивцем владеет демон несогласия. Он не терпит над собой ничьей воли и восстает против всякой власти, которая хочет над ним возобладать. Даже себе самому он подчиняется не вполне. Истинный руководитель его поступков -- дух неповиновения. Строптивость нельзя оправдать. Как можно обелять стремление всему стать поперек и поступать вопреки, даже не разобравшись: правильно или ошибочно то, против чего направляется протест? Строптивость ужасно утомительна. Она вечно создает препятствия, превращая простое в сложное, бесспорное -- в недостоверное, общепринятое -- в неприемлемое. Все вещи и положения строптивый выворачивает наизнанку, а что открыто и доступно -- сворачивает внутрь. Как хочется бежать от строптивца к его противоположности -- покладистой натуре. Там на всякое наше "да" мы услышим желанное "конечно", на любое "нет" -- успокаивающее "разумеется". Покладистость многим по душе. Покладистый человек, дескать, приятен в общении; он надежен, как прочный стул; он охотно взваливает на себя любое дело, не особенно вникая в его смысл и даже не сочувствуя ему. О, да! покладистая натура мыслями и чувствами всегда с Вами! Как важно и полезно для психического здоровья почувствовать себя частичкой внушительного целого. Это действует подобно освежающему душу, который смывает усталость, копоть жизни, паутину забот и обстоятельств, омертвевшую кожу озабоченности. Ставший частью массы погружается в экстаз. Человек опьянен общим настроением, и это делает его безотказным и покладистым. Подобно верблюду -- да простится мне это сравнение! -- везет покладистый человек любую ношу. Безропотность его просто поразительна! Покладистость приемлет все; в свете ее крайних проявлений вещи, кажется, вообще теряют отчетливые контуры и границы. "Пусть будет так",-- "хорошо"; "а, может быть, этак?" -- "тоже неплохо". Мы начинаем замечать, что в обществе покладистых людей незаметно теряем свою волю. Она, как и все остальное, утрачивает свою форму и направленность. Раз все равноприемлемо, то все едино, как и чему быть. Мы обмякаем, избавленные от труда самоутверждения. Наша мысль становится немного ленивой, реакции -- замедленными, а чувства -- вялыми. В ком еще жив инстинкт самосохранения, вскоре с испугом заметит, что окружающая нас покладистость оказывается удивительно едкой, разлагающей средой. Она лишает душу усилий, стремлений, потребности выбирать и, в конце концов, уничтожает основу основ личности -- способность желания. И тогда, устрашенные вязкой, добродушной, бесстрастной покладистостью, всасывающей наше "я" с неотвратимостью трясины, мы бросаемся в стихию строптивости. Она -- как освежающий порыв ветра в застоявшемся воздухе; как капли дождя, разрывающие духоту жаркого дня. В строптивой натуре воплощается крайняя, нерассуждающая форма утверждения личностью своей независимости. Нужда в этом душевном свойстве чрезвычайно велика. Ведь окружающий мир непрестанно посягает на нас. У него всегда находится, чем занять каждого, и он с усердием предписывает всякий наш шаг. Склонный к покладистости даже не замечает этой агрессивности внешней среды. Всего сильнее в нем оказывается страх оторваться от других, ["Проявить свою самостоятельность. Даже если навязываемое поведение ему претит и даже тягостно, то все равно он кротко принимает его, мечтая о лучшей доле. Разве что легкое раздражение, да некоторая усталость возникнут в покладистой душе, никогда не поднимаясь, впрочем, до решительного протеста и гневного возмущения. Напротив, строптивец всегда готов поступить наперекор, и в этой готовности -- одна из гарантий свободы личности. Строптивый человек не боится оторваться от массы, общепринятой нормы, от всеобщего мнения. Нет ничего безусловного и святого, никакого авторитета, которому он не посмел бы оказать сопротивление. Он не страшится одиночества и жаждет самостоятельности. Даже против собственного суждения он способен вознегодовать; для этого достаточно лишь с ним сразу согласиться. Тогда с той же беспощадностью, с какой строптивец, противился чужому воздействию, он начинает обличать себя. Бестрепетного, добросовестного воителя за своеобразие и независимость личности представляет собой тот, кто строптив! Со строптивыми мы никогда не будем знать покоя. Но одного ли покоя жаждет наша душа? Мы родились, чтобы узнать, на что мы способны. Как поймешь это, если избегать препятствий и испытаний? Именно их -- препятствия и испытания, -- в изобилии воздвигает перед нами строптивость. Подчас они вздорные, пустые. Пусть! Одолевая их, закалится наша воля, тверже станет характер. Мы научимся терпению и выдержке, стойкости и гибкости. И еще мы научимся улыбаться. Ведь строптивость не одолеть, если все в ней принимать всерьез. Ирония, шутка, чувство юмора незаметно станут свойствами нашей души и речи. Сколько приобретений! и все благодаря строптивости. Нет тверже воли, чем та, которая смогла одолеть строптивость. Неужели не стоит ее за это поблагодарить?

Строптивость— это безличная поведенческая реакция, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Выражается строптивость в своеобразном детском недовольстве — бунте против того, с чем ребенок имел дело раньше. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, одеваться.

 

Хотелось бы узнать, были ли у Вашего (ваших детей) такие проявления на 3м году жизни. Как Вы обычно поступаете при проявлениях строптивости со стороны ребенка. И как бы на самом деле хотели поступать.

 

Ситуацию, которую я предложу — это лишь пример, возможно у вас эта ситуация и не возникала, но что-то подобное могло быть.

115Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

 

Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определённые участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определённые представления о нём, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, то есть испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Простые и сложные суждения[править | править вики-текст]

Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.

 

Сложные суждения — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.

 

Состав простого суждения[править | править вики-текст]

Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.

 

Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).

Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).

Логическая связка — мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).

Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

Состав сложного суждения[править | править вики-текст]

Сложные суждения состоят из ряда простых («Человек не стремится к тому, во что не верит, и любой энтузиазм, не подкрепляясь реальными достижениями, постепенно угасает»), каждое из которых в математической логике обозначается латинскими буквами (A, B, C, D… a, b, c, d…). В зависимости от способа образования различают конъюнктивные, дизъюнктивные, импликационные, эквивалентные и отрицательные суждения.

 

Дизъюнктивные суждения образуются с помощью разделительных (дизъюнктивных) логических связок (аналогичных союзу «или»). Подобно простым разделительным суждениям, они бывают:

 

нестрогими (нестрогая дизъюнкция), члены которой допускают совместное сосуществование («то ли…, то ли…»). Записывается как a \lor b;

строгими (строгая дизъюнкция), члены которой исключают друг друга (либо одно, либо другое). Записывается как a \dot\lor b.

Импликационные суждения образуются с помощью импликации, (эквивалентно союзу «если …, то»). Записывается как a \to b или a b. В естественном языке союз «если …, то» иногда является синонимом союза «а» («Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня ни одной тучи») и, в таком случае, означает конъюнкцию.

 

Конъюнктивные суждения образуются с помощью логических связок сочетания или конъюнкции (эквивалентно запятой или союзам «и», «а», «но», «да», «хотя», «который», «зато» и другим). Записывается как a \land b.

 

Эквивалентные суждения указывают на тождественность частей суждения друг другу (проводят между ними знак равенства). Помимо определений, поясняющих какой-либо термин, могут быть представлены суждениями, соединенными союзами «если только», «необходимо», «достаточно» (например: «Чтобы число делилось на 3, достаточно, чтобы сумма цифр, его составляющих, делилась на 3»). Записывается как a \equiv b, a \leftrightarrow b, a b (у разных математиков по-разному, хотя математический знак тождества всё-таки \equiv).

 

Отрицательные суждения строятся с помощью связок отрицания «не». Записываются либо как a ~ b, либо как a b (при внутреннем отрицании типа «машина не роскошь»), а также с помощью черты над всем суждением при внешнем отрицании (опровержении): «не верно, что …» (a b).

 

Классификация простых суждений[править | править вики-текст]

По качеству[править | править вики-текст]

Утвердительные — S есть P. Пример: «Люди пристрастны к самим себе».

Отрицательные — S не есть P. Пример: «Люди не поддаются лести».

По объёму[править | править вики-текст]

Общие — суждения, которые справедливы относительно всего объёма понятия (Все S суть P). Пример: «Все растения живут».

Частные — суждения, которые справедливы относительно части объема понятия (Некоторые S суть P). Пример: «Некоторые растения хвойные».

По отношению[править | править вики-текст]

Категорические — суждения, в которых сказуемое утверждается относительно субъекта без ограничений во времени, в пространстве или обстоятельствах; безусловное суждение (S есть P). Пример: «Все люди смертны».

Условные — суждения, в которых сказуемое ограничивает отношение каким-либо условием (Если А есть В, то С есть D). Пример: «Если дождь пойдет, то почва будет мокрая». Для условных суждений

Основание — это (предыдущее) суждение, которое содержит условие.

Следствие — это (последующее) суждение, которое содержит следствие.

По отношению между подлежащим и сказуемым[править | править вики-текст]

 

Логический квадрат, описывающий отношения между категорическими суждениями

Субъект и предикат суждения могут быть распределены (индекс «+») или не распределены (индекс «-»).

 

Распределено — когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется в полном объеме.

Не распределено — когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется не в полном объёме.

Суждения А (обще-утвердительные суждения) Распределяет свое подлежащее (S), но не распределяет свое сказуемое (P)

 

Объем подлежащего (S) меньше объема сказуемого (Р)

 

Прим.: «Все рыбы суть позвоночные»

Объемы подлежащего и сказуемого совпадают

 

Прим.: «Все квадраты суть параллелограммы с равными сторонами и равными углами»

Суждения Е (обще-отрицательные суждения) Распределяет как подлежащее (S), так и сказуемое (P)

 

В этом суждении мы отрицаем всякое совпадение между подлежащим и сказуемым

 

Прим.: «Ни одно насекомое не есть позвоночное»

Суждения I (частно-утвердительные суждения) Ни подлежащие (S), ни сказуемые (P) не распределены

 

Часть класса подлежащего входит в класс сказуемого.

 

Прим.: «Некоторые книги полезны»

Прим.: «Некоторые животные суть Позвоночные»

Суждения О (частно-отрицательные суждения) Распределяет свое сказуемое (Р), но не распределяет свое подлежащее (S) В этих суждениях мы обращаем внимание на то, что есть несовпадающего между ними (заштрихованная область)

 

Прим.: «Некоторые животные не суть позвоночные (S)»

Прим.: «Некоторые змеи не имеют ядовитых зубов (S)»

таблица распределения подлежащего и сказуемого

 

Подлежащее (S) Сказуемое (P)

о-у А распределено нераспределено

о-о Е распределено распределено

ч-у I нераспределено нераспределено

ч-о О нераспределено распределено

Общая классификация:

 

общеутвердительные (A) — одновременно общие и утвердительные («Все S+ суть P-»)

частноутвердительное (I) — частное и утвердительное («Некоторые S- суть P-») Прим: «Некоторые люди имеют черный цвет кожи»

общеотрицательное (E) — общее и отрицательные («Ни один S+ не суть P+») Прим: «Ни один человек не всеведущ»

частноотрицательное (O) — частное и отрицательное («Некоторые S- не суть P+») Прим: «Некоторые люди не имеют черного цвета кожи»

Другие[править | править вики-текст]

Разделительные -

1) S есть или А, или В, или С

 

2) или А, или В, или С есть Р когда в суждении остается место неопределенности

 

Условно-разделительные суждения -

Если А есть В, то С есть D или Е есть F

 

если есть А, то есть а, или b, или с Прим: « Если кто желает получить высшее образование, то он должен учиться или в университете, или в институте, или в академии»

 

Суждения тождества — понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объём. Пример: «Всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник».

Суждения подчинения — понятие с менее широким объёмом подчиняется понятию с более широким объёмом. Пример: «Собака есть домашнее животное».

Суждения отношения — именно пространства, времени, отношения. Пример: «Дом находится на улице».

Экзистенциальные суждения или суждения существования — это такие суждения, которые приписывают только лишь существование.

Аналитические суждения — суждения, в которых мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится.

Синтетические суждения — суждения, расширяющие познание. В них не раскрывается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое.

Модальность суждений[править | править вики-текст]

Основная статья: Модальная логика


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты