Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Системно-ролевая теория формирования личности ребенка. Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор пе­дагогических наук Николай Михайлович Таланчук




Читайте также:
  1. A) Естественно-правовая теория
  2. F60 Специфические расстройства личности.
  3. F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности.
  4. F62.0 Хроническое изменение личности после переживания катастрофы.
  5. F62.1 Хроническое изменение личности после психической болезни.
  6. I. Теория общества в социологии
  7. Quot;Трудовая" теория Ф. Энгельса
  8. q]1:1: Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства на мировом рынке являются объектом изучения
  9. VI уровень вовлеченности в употребление алкоголя — конечный уровень алкогольного распада личности.
  10. VI этап. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор пе­дагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изло­жены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесо­юзной ассоциацией работников профессионального обра­зования.

Понятие«воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исхо­дит из того, что формирование личности происходит благо­даря социальному механизму наследования и приумноже­ния социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом пре­дыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде зна­ний, идеалов, норм поведения и отношений между людь­ми, жизнедеятельности человека и т.д.».

Однако их наследование невозможно без проявления чело­веком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует со­циальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем опреде­ленные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли.

Социум (сфера жизнедеятельности) Социальные роли
Семы (семейная сфера жизнедеятельности) Супружеская Отцовско-магерияская Сыновне-дочерняя
Трудовой коллектив (профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности) Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая
Общество (общественная сфера деятельности) Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая
Мир (геосоциальная сфера жизнедеятельности) Геосоциальная Интерсоциальная
Я-сфера (эгосфера) Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Псикосаморегулятивная Целеутверждающая

Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечислен­ных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объек­тивно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний доят, супругом, воспитателем своих де­тей; профессионалом, способным на высоком уровне мастер­ства выполнять работу, совершая ее по законам экономичес­кой целесообразности, участвуя в коллективном самоуправ­лении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; граж­данином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению сво­ими психическими состояниями и намерениями в достиже­нии поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое со­знание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становит­ся личностью. «Личность, — по утверждению Н.М. Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, кото­рое выражается мерой освоения и выполнения системы со­циальных ролей». А следовательно, воспитаниерассматривается как процесс человековедения(человековедение — значит вес­ти к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса ста­новления и дальнейшего развития человека обусловили на­звание концепции воспитания «Системно-ролевая теория фор­мирования личности».



Цель воспитания.Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной дея­тельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей.Профессор Н.М. Таланчук подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдает­ся, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объек­тивного социогенеза, можно понять истинную миссию челове­ка в жизни, цель его воспитания».



Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности — это мера, уровень освоения и выполнения ею системы социальньк ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и выполнения социальных ролей, и мера соответствия этой воз­можности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически раз­витой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в буду­щем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к фор­мированию у учащихся готовности и способности выпол­нять социальные роли, взятые в конкретных условиях жиз­ни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:



Социум Социальные роли Задачи воспитания и самовоспи­тания
Семья Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя Формирование супружеской культуры Формирование педагогической культуры Формирование чувства долга и ответственности перед родите­лями и родными
Коллектив Профессионально-тру­довая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая Формирование профессиональ­ных знаний, умений, навыков и трудолюбия Формирование экономической культуры Формирование организаторской культуры Формирование коммуникатив­ной культуры Формирование педагогической культуры
Общество Патриотическая Национально-интерна­циональная Политическая Правовая Классово - интерклассовая Нравственная Экологическая Воспитание патриотизма Воспитание национально-интер­национальной культуры Формирование политической культуры Воспитание правовой культуры Формирование классово-интерклассовой культуры Воспитание нравственности Формирование экологической культуры
Мир Геосоциальная Интерсоциальная Формирование геосоциальной и интерсоциальной культуры (по­литической, правовой, эстетиче­ской, коммуникативной, педаго­гической, экологической)
Я-сфера Материально-потреби­тельская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая Воспитание здоровых матери­альных потребностей Воспитание духовных потребно­стей Формирование умений самооб­разования Формирование знаний, умений, навыков самовоспитания Формирование творческих спо­собностей Формирование знаний, умений и навыков психической саморегу­ляции Формирование умений и способ­ностей ставить жизненные цели и достигать их

Содержание воспитательногопроцесса. Его основу состав­ляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятель­ности, по мнению Н.М. Таланчука, является педагогическое обес­печение усвоения растущим человекам знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жиз­недеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответ­ственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие соци­альные институты призваны целенаправленно готовить подрас­тающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, про­фессор Н.М.Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовно­сти детей к выполнению социальных ролей в профессиональ­но-трудовой сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для под­готовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общетрудовыми и профессиональными знаниями, для формирова­ния у детей и подростков экономического мышления. Разуме­ется, педагогам надо позаботиться оразвитии самоуправленчес­ких начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуни­кативных умений и навыков, основ педагогической культуры.

Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности. Чтобы с полной отдачей выполнять гражданско-патриатическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством люб­ви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаи­мосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражда­нином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаи­вающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что фор­мирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подра­стающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, ка­кие бы политические и социально-экономические преобразо­вания ни намечались, главной действующей силой всегда оста­ется человек с его определенными нравственными убеждения­ми и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и эколо­гической культуры человека.

Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной ча­стью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интере­сов. Это он объясняет следующими причинами:

— во-первых, формирование личности в духе интерсо­циальных ценностей — это необходимость, имеющая зако­номерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

— во-вторых, дополнение задач общественного воспита­ния задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без вся­ких доказательств понятно, что воспитательная система, вы­строенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односто­ронностью, однобокостью, поскольку оторвана от общече­ловеческого опыта и прогресса;

— в-третьих, личность, воспитанная на гармонии обще­человеческих и конкретно социальных ценностей, сама об­ладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отно­шении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способ­ствует воспитанию здоровых материальных и духовных потреб­ностей, формированию знаний, умений и навыков самообра­зования исамовоспитания, развитию творческих способнос­тей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели идостигать их.

Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности пол­ноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной дея­тельности составить следующим образом:

Сферы жизнедеятельности учащихся Основные дела и мероприятия
    1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Семья        
Коллектив        
Общество        
Мир        
Я-сфера        

Механизм воспитания. Он заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования по­средством оказания педагогической помощи учащимся в освое­нии и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в свой внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Действие такого механизма воспитания возможно лишь тогда, когда педагог успешно реализует систему воспитательных функций:а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспи­тания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей изадач); в) планирования (определение содержания и спосо­бов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) орга­низаторскую(организационное обеспечение процесса воспи­тания); д)мобилизационно-по6удительную (формирование го­товности учащихся к решению поставленных задач); е) ком­муникативную(обеспечение психологического контакта исотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (пере­вод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) кон­трольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и оценка эффективности воспитательных усилий, хода фор­мирования личности); и) координации и коррекции (согласо­вание воспитательных усилий всех участников процесса вос­питания и их коррекция); к) совершенствования (творчес­кий поиск новых форм и методов воспитания).

При осуществлении перечисленных функций, педагог, как полагает Н.М. Таланчук, может использовать .следующие методы воспитательной деятельности:

- диагностические(наблюдение, анкетирование, интер­вью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);

- целеориентационные (отбор, ранжирование, диффeренциация воспитательных задач);

- планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия);

- организаторские(организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);

- моблизацонно - побудителъные(актуализация значи­мых целей, социального субъектного «опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психоло­гическое подкрепление, внушение);

- коммуникативные (выборопорных позиций, адапти­рование отношений и выработка их норм, поэтапное услож­нение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);

- формирующие (формированиесознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);

- контрольно – аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);

- координационно - коррекционные(выбор ивыработка единых и персонифицированных требований кучащимся, к организации воспитательной работы, корректирование дей­ствий и усилий),

Оценка эффективности процесса воспитания в соответ­ствии с перечисленными критериями позволяет оценить ре­зультативность деятельности педагогов по обеспечению гар­моничного развития воспитанников.

Критерии н показатели эффективности воспитательного процесса. Профессор Н.М. Таланчук утверждает, что крите­риями эффективности воспитательного процесса выступа­ют показатели готовности и способности личности выпол­нять объективно существующую систему социальных ролей. Критерии воспитанности личности, по его мнению, произ-водны от социальных ролей: сколько объективно существу­ет присущих человеку социальных ролей, столько и должно быть критериев (см. таблицу).

 

Социум Социальные роли Критерии эффективности процесса воспитания
Семья Супружеская Отцовско – материнская Сыновне - дочерняя Супружеская культура Педагогическая родительская культура Выполнение сыновне – дочернего долга
Коллектив Профессионально – трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая Профессиональное мастерство и компетентность, трудолюбие Экономическая культура Организаторские способности Коммуникативная культура Педагогическая культура в коллек­тиве
Общество Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая Патриотизм Национально-интернациональная культура Политическая культура Правовая культура Классовая и интерклассовая культура Этическая культура и нравственный образ жизни Экологическая культура
Мир Геосоциальная Интерсоциальная Геосоциальная культура Иитерсоциальная культура
Я-сфера Материально-потребительская Духовно – потребительская Субъект учения. Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая Здоровые материальные потребности Развитость духовных потребностей Активность и успешность самообразования Активность и успешность самосо­вершенствования Развитость творческих способностей Психосаморегулятивная культура Деловитость

Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями; позволяет оценить ре­зультативность деятельности педагогов по обеспечению гар­моничного развития воспитанников.


Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 20; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты