Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философская антропология как раздел философии




Человек изучается весьма разветвленной системой научных дисциплин, поэтому достаточно велик объем сведений о человеке, накопленных в разных науках. Конечно, каждая из специальных научных дисциплин исследует только какую-то одну часть или аспект изучаемого объекта или системы явлений. Такое исследование односторонне и таит опасность потери целого. А ведь человек, хоть и включен в многообразные связи и отношения с действительностью, живет и действует он как единое целое. В связи с этим задача синтеза знаний о человеке, накапливаемых в разных науках становится одной из важнейших [Ломов Б.Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. - М.: Наука. 1989. - 504 с. С. 5-12.]

Попытки такого синтеза знаний были сделаны с помощью системного подхода и некоторых других методов, однако еще более двух тысяч лет назад крупнейший софист Протагор (ок. 480-ок. 410 гг. до н.э.) провозгласил: человек есть мера всех вещей. На протяжении всего своего развития философия постоянно обращалась к выявлению сущности человека, но только после второй мировой войны окончательно сформировалось философское учение о человеке, которое получило название - философская антропология (греч. anthropos - человек и logos - учение, слово). Его задача - на основе данных частных наук о человеке (биологии, психологии, социологии и т.д.) воссоздать целостное понятие о человеке.

Однако до сих пор задача вычленения собственно антропологической темы в комплексе философского знания остается крайне трудной. Размышление о человеке затрагивает очень широкий круг проблем. Объект философской антропологии - человек - никак не ухватывается в его целостности. Можно, разумеется, рассуждать о телесности, духовности, разумности, иррациональности. Но все эти темы будут лишь фрагментами постоянно меняющейся картины.

Все многообразие философских подходов к окружающему миру может быть типологизировано. Например, можно проследить в истории философии различные мировоззренческие установки, в зависимости от того, какому феномену отдается безусловный приоритет - Богу, природе, социуму, Логосу, человеку. Соответственно возникают следующие мировоззренческие направления: теоцентризм, природоцентризм, социоцентризм, логоцентризм, антропоцентризм [Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии, 1995. № 8. С. 92 – 102.].

Религиозные философские направления рассматривают в качестве высшей ценности Бога. Разумеется, понимание Бога в философии в известном смысле отличается от этой идеи в религиозной антропологии. Для философии, как подчеркивал Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Бог есть проблема. В то же время в своем искании истины философия свободна от данности Бога, потому что философ исследует, сомневается, вопрошает. Логоцентрическая картина мира связана с утверждением приоритета Логоса. В нем сплетены две концепции: мир понимается как система, связанная логикой и методом, и как структура, состоящая из задач, которые заставляют людей неустанно и систематически заботится о порядке в этом мире [Гуревич, С. 95].

Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Человек воспринимается в основном как живое существо, наделенное рядом отличительных особенностей. Космология в традиционных версиях, разумеется, толкует человека как часть природы, ее неотторжимый компонент. Однако антропологическая тема в природоцентризме рассматривается как второстепенная [Гуревич, С. 96].

Социоцентрическое направление в философии устанавливает приоритет социума, культуры. Примером социоцентрической установки может служить марксизм, который родился как антропологическое учение. А потом эволюционизировал в сторону такой социальной философии, где значим общий план истории, большие социальные общности [Гуревич, С. 96].

Наконец, многие философы оценивают мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания - антропоцентризм.

Идея специального выделения собственно антропологических исследований родилась в XVII в. Иммануилу Канту (1724-1804) принадлежит мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. Человек - предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его тайны нужны самостоятельные и нетривиальные средства. В этом значении философская антропология противостоит традиционным сферам философского знания - логике, теории познания, этике, эстетике, аксиологии, истории философии [Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии, 1995. № 8. С. 92 - 102.].


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты