КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От меня»); зона 3 — «диагональная стратегия» (преобладающая позиция «всезависит от случая, преподаватель — это потенциальная опасность»)
прячутся за спины своих уверенных товарищей). Это еще одно доказательство в пользу необходимости использования нетрадиционных схем размещения учебных мест в классе, для того чтобы увеличить возможности предпочитающих позицию «лицом к преподавателю», а также для того, чтобы избежать создания больших «мертвых зон». Если перестановка невозможна по каким-либо причинам, то учителю стоит чаще приближаться к «мертвой» зоне либо просто неоднократно заходить вглубь класса. Обычно климат школы, влияющий на ее образ жизни, способен создавать цвет. Цвет обладает определенным физиологическим воздействием. Так, например, сочетание зеленого и красного может вызвать нервное напряжение, беспокойство; монотонный серый или грязно-зеленый будут действовать угнетающе; контрастные цвета в помещениях длительного пользования, яркие пятна в комнатах временного пользования позволяют снять эмоциональное напряжение, зрительную усталость; белый цвет угнетает и порождает ассоциации с больницей, болезнью, болью; и т. п. Окраской стен в соответствующие цвета можно оптически регулировать размеры помещений. Так, длинное пространство может быть «укорочено» при окрашивании торцовых стен более светлыми тонами, чем боковых. Высокое помещение можно «понизить», если окрасить потолок в теплые цвета. Цветотехнологи советуют учитывать, что каждый человек реагирует на цвет по-своему, и то, что одного бодрит, другого раздражает. По-своему реагирует и каждая возрастная группа. Поэтому полезно, чтобы первоклассник смотрел на красную стену: тогда он будет лучше усваивать и меньше уставать. Для второклассника рекомендуются оранжево-красный или оранжевый, для третьеклассника — оранжевый или желтый, четвероклассника — желто-зеленый, пятиклассника — зеленый. Только потом в небольшой дозе можно использовать темно-синий, который рядом с желтым не будет казаться слишком мрачным и холодным. Каждый цвет имеет собственные «возможности». Белый — расширяет помещение, поднимает потолок, немного осветляет, но это безжизненный цвет, пустота, «бездонное отверстие», он гасит раздражение, но быстро утомляет. При плохом освещении становится серым. Серый (белый в смеси с черным) — мертвый, беспросветный, успокаивает, но отдаляет перспективы, советуя ни во что не вмешиваться. Черный — «бесконечная стена», давит, угнетает, страшит, но в малой дозе помогает сосредоточиться. Красный — цвет силы, здоровья, учащает пульс и дыхание, протягивает руки, дразнит, возбуждает, воодушевляет на сиюминутные действия, срывает с места и ускоряет бег, но слабых и уставших он раздражает, особенно в большом количестве. Розовый (красный с белым) возбуждает в меньшей степени, не способен стимулировать на реальные результаты. Оранжевый — опасный цвет, потому что возбуждает и никуда не ведет, и тогда энергия становится источником раздражения, но при строгой дозировке оранжевый цвет согревает, радует и оду- хотворяет. В его смешении с черным получается коричневый цвет — защищающий, уютный, но если все стены окрашены им, то ученики становятся вялыми, инертными, апатичными, а когда раздражены, их долго не удается успокоить. Желтый тоже возбуждает и уводит в будущее, заставляя надеяться, верить, фантазировать и мечтать; в окружении этого цвета становится светло, весело, все кажется простым и хочется разговаривать. Зеленый (чисто-зеленый, не желто-зеленый — оптимистичный и не сине-зеленый — сдерживающий порывы, дисциплинирующий) — успокаивает, обезволивает, усыпляет. По этой причине запрещается красить ступени лестниц в зеленый цвет, иначе люди (как установлено статистически) чаще спотыкаются, падают и ломают ноги. Синий — тоже успокаивает, понижает давление и делает более редким дыхание, и тогда хочется полежать, отдохнуть, погрустить, пофилософствовать. Чем он более светлый, вплоть до голубого, тем мечты становятся более безмятежными, безответственными, порхающими, хочется ни с кем не ссориться, путешествовать и вообще жить в свое удовольствие. Фиолетовый — смешение активного красного с пассивным синим — рождает скрытую активность («В тихом омуте черти водятся»), этот цвет вызывает внутреннее возбуждение, делает человека более внушаемым. При разбавлении белым (лиловый) действует слабее и способствует меланхолическому настроению. Размеры школы должны оптимально сочетаться с количеством учащихся. И дело не столько в неудобстве обучения в две или три смены, сколько в нехватке необходимого для нормального полноценного развития воспитанников эмоционально-психологического климата («эмоционально-психологической зоны развития»). Как каждый человек нуждается (в идеале) в отдельной комнате в квартире, так и каждому ребенку необходимо определенное пространство в школе, ограниченность которого прежде всего сказывается в недостатке эмоционального развития. Классная комната — основной вид школьного помещения для занятий с учащимися. Важные требования: 1) достаточные размеры; 2) хорошее освещение (свет слева, световой коэффициент 1:5); 3) достаточные вентиляция и отопление; 4) изолированность от внешнего шума; 5) сугубо строгое соблюдение требований к любым жилым помещениям. Нормальные размеры класса на 42 места: длина 8,5—10 метров, глубина 6,5 — 7 метров, высота 3,5 метра. На одного учащегося должно приходиться не менее 1,25 квадратного метра площади. Ю. С. Мануйлов выделяет условия, при которых воспитательный потенциал архитектурно-планировочной и предметно-пространственной среды школы будет реализован более эффективно: - архитектура и оформление школы должны «работать», а не просто украшать; - среда учебного заведения организована удачно, если она позволяет сосуществовать миру взрослых и миру детей (обустраивая пространство вестибюля, о ребенке обычно вспоминают лишь
определяя высоту вешалок, но для ребенка вестибюль — место встреч, ожиданий, игр, радости); - школа, классная комната должны иметь свое «лицо», свою индивидуальность; - значима достоверность и художественная убедительность атрибутов и аксессуаров, аккуратность их исполнения, тщательность оформления деталей. Механизмом реализации данных условий выступают традиции. Традиция — форма и установление жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от одного поколения ее членов последующим. Традиции во многом определяют формирование мировоззрения, организуют жизнь человека в предметной, природной, социальной, знаковой реалиях. Они существуют как минимум в двух плоскостях: внутренней (ценностно-нормативной, зна-ково-символической и т.п.) и внешней (ритуально-обрядовой, предметной и т.п.). Отечественный философ П.Сорокин писал: «Люди, поставленные в необходимость жить совместно, волей-неволей должны выработать какой-либо порядок сосуществования. Никакая продолжительная совместная жизнь их невозможна, если их отношения сегодня будут одни, завтра — другие, если каждый из людей не будет знать, что он должен делать, как должен относиться к другим людям, на что он имеет право и что он обязан делать...» Повторяющиеся взаимоотношения становятся привычными, а привычные поступки становятся с течением времени традициями и обычаями, соблюдение которых постепенно становится правилом. Стандартизация социального поведения и действия, с одной стороны, ограничивает возможности свободного проявления личности, с другой — обеспечивает прогнозируемость, устойчивость, типизацию поведения и деятельности. Стандартизированное, типичное социальное поведение и действие человек начинает признавать в качестве нормального и правильного. Школа как воспитательная организация является частью традиции и носителем традиций. Кроме того, в силу внутренней организации она формирует свои традиции, которые находят выражение в прямых и косвенных формах. Прямые формы: - краткие девизы, в том числе как самый убедительный и крат «Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай»; «Лучше трудно, чем нудно»; «Правда, но без громких фраз, красота, но без прикрас, и добро не напоказ — вот что дорого для нас!»); - развернутые документы школы (заповеди, летописи, кодек Отечественный исследователь Н. П. Садкович предлагает следующие рекомендации по организации музея истории школы: - начинать необходимо с создания таблицы предварительных фактов, среди которых: а) даты появления школы (или всех школ, ее составивших после объединения, если школа сборная), а также даты реорганизаций, переездов, переименований и т.п.; б) адрес школы и фото здания; в) значимые для школы события (основная проблема — выделить значимые события из будничного перечня вех школьной жизни); г) персоны, сыгравшие в истории школы значимую роль (количество упомянутых лиц не может быть более сотни). Необходимо соотнести историю школы с другими сопряженными историями (всемирная история; история государств или народов; история населенного пункта; история предприятий и организаций, сыгравших определенную роль в истории школы; история отдельных семей и генеалогия; отдельные биографии. Каждый факт размещается на своей карточке: дата и краткое описание без пояснений; - подборка документов, необходимых для создания истории школы, в том числе: а) школьная учебная документация за период существования школы; б) распорядительная документация самой школы, а также руководящих для школы органов; в) книжные, журнальные и иные публикации, а также воспоминания педагогов и выпускников школы; г) книжные, журнальные, газетные и иные публикации; д) устные воспоминания педагогов и выпускников школы; - план текста истории школы основывается на хронологическом наборе фактов. Дополнительно в план вносятся фрагменты о знаменитых или любимых педагогах, выпускниках или иных значимых для школы личностях. Целесообразно отразить процессы, у которых нет начала или конца, но они были характерны и занимали существенное место в жизни школы. Образование в рамках детского музея общедоступно, вариативно, присвоение знаний происходит в свободной форме, самостоятельно: - деятельность музея ориентирована на конкретную социальную группу детей, подростков и взрослых (адресность); - создаются условия для проявления активности детей. Принцип интерактивности предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир; - основой музейно-педагогической деятельности выступает диалог. Музей должен привлекать внимание. Пространство музея выстраивается с учетом «естественного зонирования», т.е. выделения функциональных зон: творческой, зоны игры и адаптации, экспозиционной зоны, зоны отдыха (зеленый и/или живой уголок). Кроме традиционных фондов детский музей должен иметь интерактивный и игровой. Интерактив-
ный состоит из музейных материалов, знакомство с которыми происходит в процессе непосредственного манипулирования с ними (подлинные объекты, технические устройства и механизмы с движущимися частями; копии, новоделы; специально сконструированные дидактические, демонстрационные макеты, тренажеры и т.п., моделирующие или имитирующие объекты, процессы и явления реальной жизни). Игровой фонд моделирует не сами объекты окружающего мира, а формы общественных отношений, опосредованные (или обозначаемые) соответствующими предметами. Если музей не является узкопрофильным (например, боевой славы или интернациональной дружбы), то может использоваться разнообразная классификация коллекционного материала: профильно-тематическая (естественно-научные коллекции; бытовые вещи; коллекции игр и игрушек; произведения изобразительного искусства; книги, семейные письма и т. п.) и тематическая («Мой город», «Моя семья», «Моя будущая профессия» и т.п.). Программа работы музея может и должна включать различные методы и формы. При этом рекомендуется обратить внимание на следующие общие черты: - основное внимание должно уделяться интерактивным выставкам; - к работе необходимо привлекать учителей, детей, родителей; - основа любых проектов — создаваемые в музее выставка или экспозиция, вокруг которых разворачивается разнообразная деятельность. Одновременно могут существовать несколько разнопрофильных образовательных проектов, каждый из которых реализуется на основе стационарной экспозиции или временных выставок; - на материалах одной и той же экспозиции могут опробоваться сценарии работы с детьми различных возрастов и уровней развития, или каждый проект адаптируется для определенной возрастной группы посетителей; - мобильность, трансформируемое^ («быстрое реагирование») экспозиции на основе специальных диагностических процедур. Педагоги Н. Макарова, Т. Чичканова дают описание возможных стратегий работы музея: традиционная стратегия — используются традиционные методы работы (беседа, экскурсия, рассказ, музейные праздники, интерактивные элементы экспозиции, организация работы по путеводителю и т. п.). Учебная деятельность разнообразна: от узнавания о существовании каких-то предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. Используя возможности музея, педагоги побуждают детей самим искать ответы на вопросы, наблюдать и устанавливать связи между предметами и явлениями, решать проблемы, определять свои предпочтения. Одна из продуктивных методик — вопросы, заставляющие детей более пристально взглянуть на предмет — «сократовский способ» интерпретации экспонатов; исследовательская стратегия — предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверку и поиск фактов, ее подтверждающих. Дети активно осваивают материал, взаимодействуют с предметной средой музея и друг с другом; сенсорная стратегия — организация прямого опыта общения с предметами, когда главными становятся не сами предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации детей в процессе активного освоения музейного пространства. Практически все предметы в музее должны быть доступны детям. Физические и эмоциональные ощущения от общения с предметом (его фактура, вес, запах, специфические черты, ценностный смысл, переживания по их поводу и т.п.) больше, чем слова, дают представление об особенностях материалов, сходстве или различии, способах освоения; персонифицирующая стратегия — предполагает широкое использование документальных источников (свидетельства о рождении, письма, дневники, старые семейные фотографии и т.п.), обращение к индивидуальной истории, событиям и фактам, оказавшим влияние на других людей; деятельностная стратегия — использование ролевых игр и других форм креативной деятельности («строительство» города, «изготовление» бумаги и т. п.). Музей школы можно отнести и к косвенным формам представления и трансляции традиций. Основная функция такого музея — образовательная. Все направления деятельности (формирование и организация коллекций, создание экспозиций и приемы экспонирования, проведение исследований, методы и формы работы с аудиторией, задания и т. п.) рассматриваются как элементы его образовательной политики («принцип концентрации вокруг ребенка всех элементов детских музеев в образовательных целях»). Косвенные формы (многочисленнее, тоньше по замыслу, сильнее по общему эффекту воздействия): - «символы», к которым относятся вывешенные на стенах школы рисунки детей, «талисман» (например, в школе Дж. Шейн интересным и своеобразным символом стал большой плюшевый мишка, Теодор Справедливый, имя и легенду которому придумала директор) и т.п.; - ритуалы и церемонии, свойственные данной школе (например, утреннее приветствие директором школы всех учащихся и педагогов в школах В. А. Сухомлинского, Дж. Магерген); обязательное нахождение директора в коридорах школы во время перемен (Дж. Магерген); встречи «тайного клуба» в составе директора и нуждающихся в его совете учащихся (школа М. Росса); форма начала общих собраний у А. С. Макаренко; ритуал прощания с выпускниками у В.А.Караковского и др.); - «герои» школы (портреты педагогов и учащихся или, например, как в Павлышской школе В. А. Сухомлинского, портреты матерей выдающихся деятелей истории и современности, что подчеркивало роль и значение матери как основополагающей ценности для человека). Традиционным становится и набор правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (этикет).
Он понимается не просто как стандарт поведения, а как ритуали зированная форма общения. Объектами «ритуализации» выступа ют отношения в рамках взаимодействия учитель—ученик, отн шение к делу, отношение к коллегам и школе как к месту рабо ты, жизни. Дети являются не пассивными, а активными потребител предлагаемых внешних условий. Приходя в помещение класс-первоклассник стремится понять, что ждет его здесь, как буд строиться его школьная жизнь. Стройный порядок одинаков стульев и парт, обращенных к доске, сообщает ему о необходи мости быть таким же, как все, соблюдать дисциплину, не раз! варивать впустую с другими детьми и внимательно слушать учит ля. Висящие на стенах учебные пособия, стенды и планшеты оформленные заботливыми руками учителя, закрытые дверца полки и стеллажи с дидактическими пособиями и материалами все это дает ребенку основание ощущать себя гостем в «царстве учителя. Д.Дьюи отмечал: «Если представим перед своим мыслен ным взором обычную школьную комнату с рядами уродливых па: и если добавить к этому стол для учителя, голые стены... то сможем реконструировать лишь одну образовательную работ которая может идти в подобном месте. Здесь все приспособле для слушания, здесь все указывает на зависимость одного ума другого». Внутренний мир личности есть своеобразное отражен того жизненного пространства, в котором происходит ее стано" ление. Однако маленький ребенок приходит в класс не только тем, чтобы учиться и слушать, усваивать новые знания и умен Он ждет в этом классе живой и серьезной жизни — хочет де литься с другими своими мыслями и переживаниями, соверша открытия и активно влиять на то, что и как он изучает. Перв классник испытывает естественную потребность в безопасное и комфорте, в уважении к своим индивидуальным особенн стям и интересам, в общественном признании успехов и дос жений. Структурная организация помещения класса, используемые* работе с детьми материалы и оборудование являются не пр< случайным набором различных предметов, но хорошо сплани ванным и продуманным средством достижения определенных разовательных целей. Планировка и оборудование, по мнею отечественных исследователей, должны соответствовать трем нейшим принципам: безопасности и личного комфорта для дого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств материалов; изменчивости развивающей среды. Так, у первоклассника должно рождаться ощущение и увере ность в том, что «это место для меня». Здесь ребенок чувств-себя в безопасности, ему удобно и приятно работать, он яс понимает и разделяет те требования, которые к нему предъявляются. Чтобы приспособить помещение класса не только для «учебы», но и для жизни ученика начальной школы, нужно: - обеспечить необходимые условия освещения и вентиляции; столы и стулья, а также полки и шкафы с материалами для детей должны соответствовать росту малышей. Хорошо, если в классе есть большая емкость с кипяченой водой для питья, а также раковина и мыло, чтобы можно было помыть руки; - учитывая стремление многих детей приносить с собой в школу личные вещи, в классе можно предусмотреть для каждого ребенка отдельную полочку или ящик, где могли бы храниться его полотенце, стаканчик для питьевой воды и т. п. Тем самым мы не только отвечаем потребности каждого ребенка в «личном пространстве», но и стимулируем детей соблюдать правила личной гигиены; - для обеспечения потребностей детей в игре целесообразно отвести в помещении класса небольшое пространство и застелить его паласом. Здесь же можно оборудовать небольшой стеллаж или просто поставить картонную коробку с различными играми и любимыми игрушками. Такой игровой уголок хорошо помогает детям отдохнуть и расслабиться на перемене. Как правило, он отвлекает определенную их часть от того, чтобы просто бегать «сломя голову» по коридору. Но нельзя забывать, что потребность в активном движении свойственна младшим школьникам и не стоит принуждать детей проводить перемену именно в игровом уголке; - дети чувствуют себя в классе уверенно и спокойно, если хорошо знают, где находятся и как применяются те или иные пособия и материалы. Для этого можно использовать открытые полки и шкафы; - планировка класса должна иметь четкую структуру и понятную детям организацию. Для этого надо сгруппировать предметы по темам или назначению и хранить их на полках в определенном порядке и с соответствующей маркировкой. Все это приучает детей к порядку, стимулирует их к овладению навыками чтения и классификации. По мере реализации учебных программ часть пособий и материалов может меняться, а значит, будут изменяться и их расположение и маркировка. Важно, чтобы дети всегда были в курсе таких перемен. Это позволит им чувствовать себя уверенно в динамичной среде. Учащиеся не просто пребывают в классе, они в нем растут и изменяются, у них появляются иные интересы, развиваются новые возможности. Они все больше начинают нуждаться в специально обозначенных зонах активности (спортивные площадки, Уголки с тренажерами, помещения для репетиций и т.п.), зонах отдыха с обязательным условием ненаблюдаемости.
При наличии достаточного количества помещений в школе ребенок должен в ней хорошо ориентироваться. Это особенно важно для первоклассников и новичков. Одновременно можно использовать символический механизм социализации — прикрепить к дверям классов не только таблички с номерами, но и символы классов, сделать «читаемыми» коридоры и лестницы. Обязательным элементом быта должно стать самообслуживание как систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению условий жизни, которое, как правило, включает: - поддержание в чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием и инвентарем; - посильный ремонт помещений, оборудования, инвентаря; - участие в организации приема пищи и уборке посуды; - изготовление наглядных пособий, спортивного и иного инвентаря, оформление помещений, реквизита для проводимых мероприятий. Проблема современной школы заключается в наличии негативного стереотипа: физический труд учащихся в школе — это в основном малосодержательная примитивная деятельность по обслуживанию, они относятся к ней отрицательно, часто с отвращением. «Решением» проблемы стала практика привлечения специального технического персонала для ежедневной уборки классных помещений, но это лишь закрепляет отрицательное отношение к труду по самообслуживанию. Порядок в классе — забота самих детей. Хорошо, когда они приучены следить за ним и обеспечивать его самостоятельно и с удовольствием, — если они научились принимать на себя определенную долю ответственности за то, как выглядит их класс. Педагог, учитывая возраст и потребности детей, должен помочь им научиться этим важным вещам. Для этого можно обсудить и составить вместе с детьми «График дежурства по классу», представляющий набор необходимых обязанностей. При этом важно убедиться, что школьники ясно понимают свои обязанности и критерии оценки их выполнения. Особую роль играет внешний вид учителя и учащихся. Психологи, комментируя пословицу «по одежке встречают», подчеркивают, что определенное впечатление друг о друге рождается в течение первых пяти секунд знакомства. Внешний вид учителя необходимо воспринимать как существенную часть подготовки к общению с детьми. Американский педагог Дж. Маллой в исследовании «Одежда преподавателя и ее воздействие на учеников» пришел к выводу, что один и тот же костюм подходит для одного учителя и совершенно не годится для другого. Например, преподавательницы 40—50 лет, которые выбирают мягкие, женственные фасоны одежды, производят на учеников впечатление авторитетных мам, что вполне приемлемо для успешной работы. Но такой же костюм на молоденькой учительнице произведет скорее неблагоприятное впечатление. Школьная форма учащихся — дискуссионная тема современной педагогики. Выводы и противников, и поборников школьной формы заслуживают внимания. Очевидно, что введение формы и символики для учеников может иметь позитивный смысл, являясь фактором, формирующим чувство гордости за свою школу и одновременно средством отличия от других. При решении этого вопроса необходимо учитывать мнение педагогов, родителей, самих школьников. При положительном решении возможно проведение общешкольного конкурса на лучшую модель формы, лучшую символику школы. Аналогичная деятельность может стать интересным и полезным делом для конкретного класса. Школьная общность вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии «должного» поведения. При этом каждый член сообщества сам выбирает «золотую середину», которая определяется требованиями общества, школьного сообщества и собственными критериями возможного. Так, первоклассники приходят в школу со своими привычками и представлениями, которые часто существенно отличаются от норм и правил, принятых в школе. Например, там нужно стоя приветствовать вошедшего учителя, поднимать руку, если хочешь что-то сказать, и дожидаться, пока тебя спросят. Маленькому ребенку трудно сразу усвоить их все, поэтому важно постепенно вводить эти правила в жизнь детей, вместе с ними обсуждать и работать над их соблюдением. Очень важно как для первоклассников, так и для новичков их индивидуальное представление в классе, чтобы они могли поведать другим о своих интересах, достижениях, идеалах и замыслах, своей семье и друзьях. Средства для этого могут быть самыми разными. Это может быть составление книг и альбомов о себе (рисунки, фотографии, описание своих интересов, увлечений, фантазий и мечтаний). Книгу (альбом) можно дописывать, открывать в ней «гостевые страницы» (превращая ее тем самым в столь любимые детьми личные дневнички). Лучше хранить эти книги в классе, чтобы дети, читая их, могли лучше узнать друг друга. Можно время от времени составлять подборки сведений, содержащихся в книгах, по тем или иным разделам, например «Что мы любим» или «Что мы не любим». В книге могут быть заданы некоторые разделы, например: «Кто я?» (как меня зовут, где и когда я родился, как зовут моих родителей, каким я был — подборка фотографий, какой я сейчас: рост, вес, цвет глаз и т.п.); «Моя семья и мой дом» (мой адрес, планировка моей комнаты, мои родители — фотографии и описания, кто еще живет в нашем доме: бабушки, дедушки, сестры, братья, мои питомцы и т.п.);
ПО «Я могу» (перечислить, все что умеешь делать, можно приложить фотографии или некоторые результаты своего труда); «Какой я?» (что я люблю делать после школы и в выходные дни, что меня огорчает и что радует, что мне в себе нравится, а что не нравится, кем я хочу стать, когда вырасту, и т.п.); «Что я люблю и что не люблю» (книга, еда, цвет, место на Земле, время года, дело и т.п.); «Мои друзья» (как их зовут и их описания, где и с кем они живут, фотографии, чем мы любим заниматься вместе и т.п.). Успехи и достижения должны стать общим достоянием класса (а может быть — и школы). Каждому ребенку хочется, чтобы его успехи были признаны окружающими, стали предметом внимания не только его самого, но и учителей, родителей, других детей. Для демонстрации достижений можно организовать в классе и в школе специальное место, где будут регулярно выставляться «достижения» детей (лучшие рисунки, доклады, поделки, сочинения и т.п.). Каждый ребенок сам может решать, какая из его работ достойна занять место на выставке. Помимо индивидуальных работ могут быть выставлены и коллективные, семейные «д о-стижения». Для младших школьников, младших подростков удачной формой может стать работа над индивидуальной «цепочкой успехов». По предложению учителя, родителей, самих детей достижение ребенка может быть записано на узкой полоске бумаги, концы которой закрепляются так, чтобы получилось звено цепочки. Индивидуальные цепочки должны быть на виду, к их увеличению регулярно можно возвращаться, организуя разговор о победах и планах на будущее. При этом рост достижений одного ребенка не должен стать средством «назидательного стимулирования» другого, не столь успешного. Таким образом, будучи основой повседневности, быт школы должен быть устойчивым, достаточно информативным каналом передачи социального опыта.
|