КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хабаровск, 2009Стр 1 из 5Следующая ⇒ Дальневосточный юридический институт МВД России Кафедра государственно-правовых дисциплин «Утверждаю» Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин ДВЮИ МВД РФ подполковник милиции Д.А.Баринов «____» __________ 2009г. ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ По дисциплине: «Теория государства и права» Тема № 8 «Понятие, принципы и функций права» Хабаровск, 2009 Обсуждена и одобрена на заседании предметно методической секции № кафедры государственно-правовых дисциплин ДВЮИ МВД России Протокол № _ _ от «__ __» ___ ____ 2009г.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ДВЮИ МВД России Протокол № __ __ от «__ __» __ ___ 2009г.
Выполнил: преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ДВЮИ МВД России капитан милиции Сытников Д.О.
Рецензенты: Доцент кафедры конституционного, административного и финансового права юридического факультета ГОУ ВПО ХГАЭП, кандидат юридических наук, доцент Астапов В.А. Заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин ДВЮИ МВД России, кандидат юридических наук, подполковник милиции Еремина И.С.
СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Понятие права, его сущностные характеристики и признаки. Проблемы правопонимания в отечественной юриспруденции. 2. Принципы права. 3. Функции права. 4. Причины, основные направления и цели правовой реформы в России. Заключение Список используемой литературы
Введение Для понимания сущности права как сложного, многоаспектного образования необходимо глубокое теоретическое осмысление всех его сущностных характеристик. Право, как проявление ментальной рефлексии выступает объектом активного обсуждения и бесконечных дискуссий. Будучи полифункциональной категорией, право является неотъемлемой частью бытия как человека, так и разного рода политических институтов и государства в частности. Осмысление данного феномена не сводится просто к его теоретическому описанию. И хотя на сегодняшний день накоплен огромный исследовательский описательный потенциал, предоставляющий возможность многостороннего изучения существующего многообразия подходов к пониманию права, многие вопросы в изучении этого многогранного понятия остаются открытыми. Структура права имеет множественный, многоаспектный характер. Будучи понятием сферы гуманитарных наук, термин «право» по определению не имеет жесткого дефиниционного наполнения. Однако это не означает, что право предстает неким нерегулируемым институтом, не имеющим под собой научно обоснованных исследований, поскольку в достаточной степени описана его сущность, структура, параметрические характеристики и т.д., но это не позволяет говорить об исчерпывающей изученности данного вопроса. Задачами данной лекции является рассмотрение таких вопросов, как: - понятие права, его сущностные характеристики и признаки, а также проблемы правопонимания в отечественной юриспруденции; - принципы права; - функции права; - причины, основные направления и цели правовой реформы в России.
1. Понятие права, его сущностные характеристики и признаки. Проблемы правопонимания в отечественной юриспруденции Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени понятие права менялось. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо одним признаком или значением. По мнению римского юриста Павла, право употребляется в нескольких смыслах: Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым» - таково естественное право. Во-вторых, право - это то, что «полезно всем дли многим, в каком либо государстве», - таково цивильное право. Многозначность определений права, неутихающие споры о его сущности привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще». Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключена его сущность? Известно, что сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права –это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Сущность права –это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. Правопонимание –это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек. Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. Многолетние дискуссии о праве в отечественной юридической науке выявили три основных подходов к пониманию права (три концепций права): 1. Нормативный. 2. Социологический. 3. Нравственный. 1. Нормативная концепция основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. В соответствии с нормативной концепцией под правом понимаетсясистема общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих волю общества или отдельных социальных групп, обеспеченных государственным принуждением и регулирующих наиболее важные общественные отношения. На основе данного определения нужно раскрытьпризнаки права: 1) представляет собой возведенную в закон волю; 2) является системой норм; 3) носит общеобязательный характер; 4) имеет формально-определенный характер (в основном в форме нормативных актов); 5) связано с государством и им охраняется; 6) регулирует наиболее важные общественные отношения. Таким образом, правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Данный подход имеет положительные стороны: Во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства. Во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений. В-третьих, содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан. В-четвертых, обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения. В-пятых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении. Отрицательная сторона нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему. 2. Социологическая концепция правазародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции, были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Согласно социологической концепции право -это урегулированные правилами поведения (нормами) общественные отношения. То есть право это - совокупность только тех норм, которые воплощаются в действиях и поведении людей. Нормы, содержащиеся в текстах законов и их осознание есть масштаб права, но не само право. Ряд норм закона не реализуется на практике. Эти «мертвые» нормы не могут считаться правом. По мнению сторонников этого подхода право следует искать не в нормативных предписаниях, а в самой жизни. Данный подход имеет положительные стороны: а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти. Критически же в этой теории надо относитьсяк отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права - интереса - с самим правом. 3. Нравственная (философская) концепцияберет свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон,– подчеркивал Демокрит,– стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон – только свидетельство их собственной добродетели». С позиции нравственной концепции правотрактуется как нормативно закрепленная справедливость. Исходя из этого подхода к праву несправедливые идеи, закрепленные в законе правом не становятся. Задача государства заключается в познании господствующих в обществе представлении о справедливости и адекватном воплощении их в праве. По своей сущности российское право должно отражать идеалы справедливости. Справедливость - это понятие обобщающее общечеловеческие ценности (свобода, равенство, неприкосновенность личности и т.д.). Данная концепция имеет положительные стороны: Во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; Во-вторых, благодаря этой концепции стали различать право и закон, естественное и позитивное право; В-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной концепции может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности. Не всякая справедливая идея получает нормативное закрепление, но получив такое закрепление справедливая идея становится правом. 4.Интерес представляетпсихологическая концепция права и возможности ее использования в юридической практике. Советская правовая теория отвергала психологический подход к праву за его приверженность к субъективному идеализму. Однако в первые годы советской власти даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию. А практика (в том числе расстрелы на месте) основывалась на «социалистическом правовом – сознании». Психологическая теория,родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Петражицкий делит право наобъективное и субъективное, интуитивное и позитивное, официальное и неофициальное. Представляется, что наша практика могла бы использовать некоторые его выводы. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида. Практический юрист не должен игнорировать того факта, что люди часто осуществляют свою деятельность, не зная законов, вопреки законам, в обход законам, при пробелах в законе и т.д. Важно знать психологический механизм действия правовых норм. Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида. Недостатками данной концепции можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений. Знакомство с разными подходами к праву обнаруживает так же много ценного и приемлемого в каждом из них. И в связи с этим возникает соблазн объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающиеинтересам правоприменительной практики. Опасность одна: где гарантии, что этот выбор не будет субъективен, что он не объединит все недостатки все пороки? 5.В заключение вопроса следует отметить важность интегративного подхода к пониманию права (то есть с учетом всех названных концепций права, содержащих много ценного и приемлемого), который отражает современный уровень развития юридической науки и весьма продуктивен для решения практических задач, стоящих перед цивилизованным обществом. Право согласно интегративному подходу –это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет. По-видимому, есть такие качества, отсутствие которых делает право несовершенным, ущербным, консервативным, реакционным и т.д. Вряд ли в действительности мыслимо вполне совершенное право, но уж если и искать существенные признаки права, то делать это надо отдельно по отношению к содержанию и к форме права. И тогда справедливые меры свободы будут характеризовать содержание права, а формальным свойством существенного характера будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны главенствующей структуры данного социума. Таким образом, для практика (судьи, прокурора, работника милиции, юрисконсульта) не столь уж важно, где содержатся нормативы, которыми он должен руководствоваться, – в писаных актах-документах, в правовых отношениях, правосознании (интеллектуальной или чувственной его части), – главное, чтобы решение выражало ту меру свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе. В противном случае неизбежны конфликты, попрание всякой справедливости. Каждая из названных концепций правопонимания имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.
|