Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Консуетал




Консуетал — нормальное,не отрефлексированное состояние любой интенсив­ности, субъективное ощущение нормальности протекания осуществляемой че­ловеком деятельности. Противопоставляется виртуалукак состоянию созна­ния, воспринимаемому как необычное, измененное в ту или иную сторону (например, сон или любое иное измененное состояние сознания).

Космос

Система, противостоящая хаосу, упорядоченность, вместилище жизни людей, отвоеванное у хаоса «окультуренное» и цивилизованноепространство.

Культура

«Культура — это социальная информация, которая сохраняется инакапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» (А. С. Кармин).

«Культура — сверхиндивидуальный интеллект, представляет собой механизм, восполняющий недостаток индивидуального сознания и, в этом отношении, представляющий неизбежное ему дополнение» (Ю. М. Лотман).

В культуре вырабатываются идеальные (мыслительные) модели мира;она оп­ределяет динамизм, смену представлений о мироустройстве.

Культурный образец

Использование его — методический прием, позволяющий увидеть вещь или сложный комплексный объект в их социально-культурный и художественно-эстетической проекции, воссоздать весь смысловой контекст их бытия.

Не прототип(привлекаемый для технологического проектирования) и не ана­лог,осуществляющий сходные потребительские функции (привлекаемый для функционального проектирования).

«Место»

Не географический локус и не реально обозримое пространство, это — инту­итивное переживаниеопределенной части неохватного окружения как «своего», наблюдаемого внутренним взором. Топология «места» может быть весьма сложной.

Методология дизайна

Уровень обобщения, близкий к теоретическому и философскому, содержит фундаментальные парадигмы профессионального мышления, актуальные для всех направлений дизайна.

Миф

Символы, организовавшиеся в сюжет, становятся мифом. Миф организует культурную память, по-своему осмысливает человеческий опыт, это — создан­ная на его основе новая реальность.

«...Миф есть явление языкового порядка». Свойства такого языка «имеют бо­лее сложную природу, чем свойства языковых высказываний любого друго­го типа» (К. Леви-Строс).

Мифологемы (мифемы)

Структурные единицы мифов. Мифопоэтическая модель мира содержит мно­жество первообразов (мифологем или мифем), обладающих чрезвычайно силь­ным эмоциональным зарядом. Для средосозидания особенно важны образы пространственные и природные.

Мифологический плут (трикстер, медиатор)

Один из сквозных персонажей мировой мифологии, комический дублер Ге­роя, добывающего культурные блага, его сниженная версия.

Наделен чертами плута-озорника, его оружие — интрига, травестия, окольные пути к цели. Сочетает в себе свойства обоих полюсов оппозиции «хаос — кос­мос», что позволяет ему в созидательном процессе выступать посредником, медиатором.

Может служить мифопоэтической модельюдизайна. Идея медиации, нели­нейности и интрижности мышления (Г. Н. Лола), значительность забавы и шутки как атрибута творчества (Дж. Нельсон) — признанные характеристи­ки дизайна.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты