КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общее представление о риторикеКаждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против нас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. Если справедлива пословица «по одежке встречают, по уму провожают», то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова «одежки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы неверно судить о человеке только по его словам, но в то же время невозможно правильно оценить человека, – не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древнейших времен: "Заговори, чтоб я тебя увидел" (Сократ). Аристотель в своей "Риторике" писал, что все люди некоторым образом причастны риторике, "так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять". Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения. Перед всяким человеком, готовящимся выступать публично, неизбежно встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи: - Для кого говорю? - Что хочу им сказать? - Зачем хочу им это сказать? А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, "техническую" сторону речи: - Как сказать правильно? - Как сказать понятно? - Как сказать интересно? - Как сказать убедительно?
Помочь ему призвана риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации). У этой науки есть и другие названия "ораторское искусство", "красноречие", "мастерство устного публичного выступления", "элоквенция". Они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но нам удобнее сейчас рассматривать их как синонимы. Главным, центральным понятием риторики является оратор ( от лат. огаге - говорить) - человек, произносящий публичную речь. (Греческий синоним rhetor - ритор). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи (от лат. audlre - слышать).
2. Классификация красноречия Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. При этом следует подчеркнуть также, что термин "публичная речь" предполагает общественно-значимое, социально обусловленное содержание выступления. Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетания мысли и чувства, рационального и эмоционального аспектов речи дают нам разнообразие жанров ораторского искусства. На схеме 1 представлена одна из классификаций красноречия, так называемая жанрово-тематическая. Это самая распространенная и традиционная классификация.
У каждого жанра своя специфика, он ориентирован на определенную ситуацию общения, и существуют довольно четкие каноны построения речей и их произнесения в конкретных жанрах. Внутри жанров можно выделить виды речей. Например, -в социально-политическом красноречии – политическая речь-политический доклад, агитационная речь, политический обзор, митинговая речь; -в академическом – лекция (эпизодическая и цикловая), доклад на научной конференции, симпозиуме, научное сообщение; -в социально-бытовом – юбилейная, поздравительная речь, застольная речь (тост), надгробное слово. Классифицировать ораторские выступления можно и по другим критериям: -намерения оратора, -цели речи, стили красноречия и др. Например, с точки зрения намерений оратора можно выделить такие вида речей: -информационные, - декларативные, -аргументированные, -императивные; с точки зрения конкретной цели – -разъясняющие, -убеждающие, -развлекающие, -побуждающие и т.д. При этом, конечно, следует иметь в виду, что любое подобное разделение весьма условно и "чистых" видов и жанров практически не существует.
3. Риторика? Это наука или искусство. Мы определили риторику как науку о законах публичной речи. Но часто заменяем это название другим словом - "ораторское искусство. " Что же все-таки это такое – наука или искусство? - В античности риторику называли "царицей всех искусств" и связывали ее теснее всего с поэзией (литературой) и сценическим мастерством. - В наши дни она чаще рассматривается как наука, ее иногда определяют как "теорию убеждающей коммуникации". Противоречия здесь нет, оба подхода оправданы. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга. Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления. Особенно близки ораторское искусство и литература, ораторское искусство и театр. Настоящий оратор всегда выступает как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей. -Выдающийся русский судебный оратop и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме; -общее между красноречием и поэзией находил Аристотель; -актерскими приемами пользовались в ораторском искусстве все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона. -В то же время уже с античных времен на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Особенно очевидна связь риторики и логики; в древности они даже рассматривались в неразрывном единстве. : "Красноречие – дитя знаний",– говорили древние. Цицерон полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом (lngenlum), навыком (usus), и знаниями (doctrina); причем, важнее всего наука, т.к. первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие ее части, как логику и этику) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.
:Развитие этой мысли мы находим в работах М. В. Ломоносова. Он определяет красноречие, как "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению"; тут же он указывает: "К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - «знание других наук.» При этом «наука» состоит в познании «нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию» (собственна) риторика), а среди «других наук» Ломоносов особо выделяет историю и этику. Эти требования и сегодня не утратили актуальности; мы лишь пополняем этот перечень необходимых оратору наук, исходя из современных представлений о месте риторики в системе духовных ценностей. Чтобы нагляднее представить, какие же другие науки" нужны, чтобы стать красноречивым, обратимся к двум схемам поэтапной работы оратора над речью. В классических риториках обязанностью оратора было: 1) найти, что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему подходящую словесную форму; 4) утвердить все это в памяти: 5) произнести речь. Этому соответствовали пять основных частей риторики (см. схему 2).
Кроме того, по Цицерону, в задачу оратора входит: -расположить к себе слушателей, - изложить сущность дела, -установить спорный вопрос; -опровергнуть мнение противника; -в заключительной части речи закрепить свою победу. В работах современных авторов основные этапы подготовки и проведения публичного выступления выглядят следующим образом (см. схему 3)
В сущности, это конкретизация классической модели с добавлением методически важной, посткоммуникативной фазы.
У начинающих ораторов, а также у тех, кто сам пока не испытал на себе всех трудностей публичного выступления, иногда складывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий и строгий план, без анализа результатов. Обе приведенные здесь схемы говорят о прямо противоположном: ораторская речь – это сложный1 процесс, продукт длительного творческого труда, и лишь тот оратор добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, независимо от цели, жанра и продолжительности выступления. И короткая речь на митинге, и полуторачасовая вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме. Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления, мы обнаружим, что для успешного, осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук, опирается на их категории и законы, пользуется проверенными на практике методическими правилами, применяет широкий диапазон умений и навыков. - На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса (основной мысли), обеспечения доказательности и аргументированности речи. Логический аспект речи этим не исчерпывается; категории и правила этой науки понадобятся и во время выступления, особенно если в ходе его завяжется спор и на этапе подведения итогов выступления, анализа ошибок и промахов, допущенных во время речи. Логическая культура оратора – важнейший элемент его речевого мастерства.
Другой существенный аспект – языковая культура оратора, умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления. Работа над языком и стилем – обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура оратора проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста. Чем глубже и обширнее знания оратора в области общего языкознания и его конкретных разделов, тем выше культура его речи. Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена.
Весьма существенный элемент ораторского мастерства – техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук, на первый, взгляд далеко отстоящих друг от друга, но на самом деле обеспечивающих благозвучность, четкость, ясность и интонационное богатство публичного выступления.
И в момент, когда только формируется замысел речи, и на других этапах подготовки выступления и, особенно, в ходе репетиции будущей речи оратор ориентируется на определенную аудиторию, создает ее мысленный образ. В первую же минуту его выступления этот образ "оживает", наполняется конкретным содержанием, слушатели и оратор вступают в непосредственный контакт, начинается увлекательный поединок мотивов, установок, ценностей, волевых качеств и намерений, эмоций. Чтобы максимально точно предугадать характер этого состязания и победить в нем, чтобы достичь всех трех целей, которые ставили перед оратором еще в древности (убедить, усладить, увлечь аудиторию), оратор должен хорошо ориентироваться в вопросах общей и социальной психологии, педагогики, владеть мето дикой публичного выступления. Иными словами, ему должна быть присуща высокая психолого-педагогическая культура.Эти же науки помогут оратору выработать, развить, отшлифовать необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией, помогут найти свой стиль, преодолеть возможные недостатки характера.
Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушателями, методы управления их вниманием, также пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения оратора и аудитории, определяются не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой ораторского труда, каков у него уровень культуры общения (коммуникативной культуры).
|