КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античные риторикиРиторика (греч. rhetorike) – теория и искусство красноречия. Совсем не случайно родиной красноречия считается Древняя Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории. В Древней Элладе (Греции) с VIII в. до н.э. были распространены полисы – гражданские общины с правами самоуправления. Их называют еще городами-государствами. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таких городах было народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом. Роль народного собрания была велика независимо от того, какой политический строй существовал в государстве: демократический или олигархический. Хотя демократическая система, безусловно, предоставляла больше возможностей для публичного выражения своих мыслей и чувств. Публично решались не только политические вопросы, но и вершился суд. При этом обвинителем мог выступить любой человек, а обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей в Афинском государстве, например, составляло 6000 человек, а в судебном процессе одновременно их могло участвовать до 500. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто умел расположить к себе слушателей. На V- первую половину IV вв. до н. э. приходится расцвет греческих полисов. Именно это время получило название классического периода в истории Древней Греции (лат. classicus – образцовый), периода, оставившего человечеству, наряду со многими другими достижениями античной культуры, наследие таких выдающихся политических деятелей (а, следовательно, и ораторов) как Перикл, Фемистокл, Алкивиад, Демосфен. Греческие риторы мастерски владели правилами составления и формами устной речи, законами логики. Они умели внушать собственные мысли и чувства массе людей, побуждая их к практическим действиям. 1.1. Софисты Особого искусства красноречия достигли софисты (греч. sophistes – мудрец) в V в. до н.э. За плату они обучали практическому красноречию и составляли речи для нужд граждан. Софисты (Протагор, Горгий и др.) как представители философской школы и как учителя-практики мастерски владели всеми формами ораторской речи, искусством спора, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия, именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора состояла не в раскрытии истины, которая относительна, а в убеждении слушателей в своей правоте. Убеждать же может только искусно составленная речь, в которой допустимо применение ложных умозаключений, основанных на нарушении законов логики, но выдаваемых за истинные, поскольку это нарушение замаскировано внешне правильной формой высказывания. Такие умозаключения получили название софизмов. В период кризиса демократических полисов в IV в. до н.э. софистические приёмы широко стали использоваться в речах некоторых политических деятелей, стремившихся к достижению личных целей. В связи с этим нейтральное по своей окраске слово демагог (греч. demagogos – вождь народа) приобретает принципиально иное значение, а под демагогией начинают понимать преднамеренное извращение фактов, использование лживых обещаний для привлечения масс на свою сторону. Этос Против утверждения софистов об относительности истины выступал Сократ, для которого абсолютная истина имела божественное происхождение и была выше всех человеческих суждений. Благодаря Сократу одним из главных оснований любой речи стал рассматриваться этос – нравственное начало, заложенное в слове. Идеи Сократа, не оставившего письменных трудов, дошли до нас в сочинениях его ученика Платона. Он развил искусство диалога, сделав его совершенной формой устно – публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей. Центральным персонажем многих диалогов Платона является Сократ, который демонстрирует особый метод приближения к истине: постановка вопросов и ответы на них самого слушающего. Свои идеи по теории красноречия Платон излагал не только в своих сочинениях, но и читая учебные курсы в основанной им школе – Академии.
1.3.Риторика – наука Одним из слушателей Академии Платона был Аристотель – выдающийся мыслитель, внёсший свой вклад в различные отрасли знания, начавшие выделяться из собственно философии и заложившие основы современных наук. Аристотель первым в истории сделал мышление предметом науки и по праву считается основоположником науки логики. Значителен вклад Аристотеля и в риторику, которую он считал наукой всеобщей, то есть необходимой в любой сфере профессиональной деятельности человека. Риторике посвящён специальный труд Аристотеля, состоящий из трёх книг. Первая книга «Риторики» определяет её предмет как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…» Эти способы зависят от характера говорящего, от настроения слушающего и от самой речи, её содержания и формы. Во второй книге речь идёт о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему»: оратору даются конкретные рекомендации по выработке таких качеств как «разум, добродетель и благорасположение», а также по оценке состояния аудитории. Многие из рекомендаций Аристотеля лежат в основе современной психолингвистики. Третья книга «Риторики» большое внимание уделяет стилю речи. Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. 1.3.1. Марк Туллий Цицерон Расцвет римского красноречия приходится на I век до н.э., последний период существования республиканского строя. Оратор (от лат. orare –говорить) – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью, а также обладает даром красноречия. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – один из крупнейших древнеримских политиков и писателей. Его имя стало нарицательным. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют, прежде всего, три книги: «Брут, или О знаменитых ораторах» – истории красноречия; «Об ораторе», в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; «Оратор» – произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный риторический идеал. Это памятники античного гуманизма, оказавшие огромное влияние на всю европейскую культуру. Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие – нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Человек может хорошо сказать, когда ему есть что сказать. Во всех трактатах Цицерона постоянно звучит мысль о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклонно приходит к выводу о подчинении всех наук главной ораторской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (вспомним Сократа и Платона) утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Обязанности оратора заключаются в следующем: 1) найти, что сказать (инвенция – первый раздел классической риторики); 2) найденное расположить по порядку (композиция); 3) придать ему словесную форму (элокуция); 4) утвердить все это в памяти (меморио); 5) произнести (акцио) Цицерон придерживается установившейся в античном миреклассической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс – весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение аргументами; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и нанести окончательный удар позиции оппонента. 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан Теоретические выкладки Цицерона уже в новых исторических условиях были дополнены и систематизированы Марком Фабием Квинтилианом (ок.35-ок.100 гг. н.э.). Квинтилиан был не только практикующим оратором, но и первым учителем риторики, получавшим государственное содержание. Его трактат «Об образовании оратора» стал самым подробным сохранившимся курсом античной риторики.
|