КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стилистические фигурыАнафора (единоначатие) - повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков (стихов, строф, из которых состоит высказывание. Например:
Жди меня, и я вернусь, Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера, Жди, когда из дальних мест.. (К. Симонов). сем не придёт... Параллелизм- одинаковые синтаксические построения соседних предложений или отрезков речи. Например: Молодые дубки выросли вдоль дороги, вековечные ивы расположились у реки. Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляется понятия, явления, предметы. Например: «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет» (пословица).
Парафраз (греч. paraphrases — описательный оборот, описание) — описательная передача смысла какого-либо выражения, замена названия лица, предмета или явления путём описания их существенных признаков: пишущий эти строки (вм. я), царь зверей (вм. лев). Антитеза(греч. antithesis — противоположение) — стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: "Где стол был яств, там гроб стоит" (Г.Р. Державин). Бессоюзие— стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями, передающая стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины или использующаяся для создания впечатления быстрой смены событий: "Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон..." (М.Ю. Лермонтов). Градация (лат. gradatio - постепенное усиление )- расположение слов во фразе в порядке возрастающею (реже убывающего) значения. Пример возрастающей градации: Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин). «Пришел, увидел, победил». Инверсия(греч. inversio — перестановка) — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок с целью усилить выразительность речи: "Сначала очень была огорчена" (А.С. Пушкин). «Душа к высокому тянется» (В. Панов). Каламбур (фр. calembour — игра слов) — фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов: "Шёл дождь и два студента". Многосоюзие— стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения или частей сложносочинённого предложения для усиления выразительности речи: "Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр" (Н.В. Гоголь). «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность...» (Короленко). Оксюморон(греч. oxymoron — остроумное-глупое) — стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий; противоречащих друг другу: горькая радость, звонкая тишина.
Параллелизм (греч. parallelos — одинаковое синтаксическое построение (расположение) соседних предложений или отрезков речи: "Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы" (В. Брюсов). Когда волнуется желтеющая нива И свежий след шумит при звуке ветерка... Когда росой обрызганный душистой... Когда студёный ключ играет по оврагу... (М.Ю. Лермонтов) Риторический вопрос— стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению: "Знаете ли вы украинскую ночь?" (Н.В. Гоголь). ... Россия, Родная наша мать! Каким высоким словом Мне подвиг твой назвать? Какой высокой славой Венчать твои дела? Какой измерить мерой Что ты перенесла?.. (М. Исаковский) Риторическое обращение— стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи: "Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер!" (В.В. Маяковский).
Умолчание— оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (слушателю) самому догадываться о невысказанном: "Нет, я хотел... быть может, вы... я думал... Что уж барону время умереть" (А.С. Пушкин). Эллипс(от греч. ellepsis — опущение, недостаток) — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого): "Мы сёла — в пепел, грады - в прах, в мечи — серпы и плуги" (В.А. Жуковский). Эпифора(греч. epi — после, phoros — несущий) — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н.В. Гоголь).
Морфология
|