КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОНЦЕПЦИЯ БОГА В СИКХИЗМЕ
Определение Бога дано в очень ёмком по содержанию стихе Гуру Грантх Сахиб. Этот стих называется Мул-Мантар (зачин Джапджи):
Есть только Один Бог; Он — Вечная Истина, Создатель, Всепроникающий Божественный Дух, Неустрашимый, Не знающий ненависти и вражды, Бессмертный Сущий, Нерожденный, Сам Собой Существующий, Постигаемый по Своей Собственной Милости.
Медитируй на Него, Того, Кто был Истинным до Сотворения, Того, Кто был Истинным в начале Творения, Того, Кто Истинен ныне, И, о Нанак, Того, Кто пребудет Истинным вовеки.
И действительно, вся книга Гуру Грантх Сахиб представляет собой разъяснение приведенного выше определения. Гуру развивает концепцию Бога в Раг Соратх:
“Невидимый, Бесконечный, Недосягаемый, Непостижимый Бог неподвластен смерти или предопределению. Он не принадлежит ни к какой касте, нерожденный, существующий сам по себе, не знающий страха или сомнения. Я — жертва Истиннейшему из истинных. Он не имеет формы, цвета и очертаний; Он являет Себя через истинное Слово. Он не имеет ни матери, ни отца, ни сына, ни родственников; Он не испытывает вожделения и не имеет жены и семьи; Он — чистый, нескончаемый и беспредельный; всякий свет — Твой, о Господь. Бог сокрыт в каждом сердце; Свет Его — в каждом сердце. Тот, чьи адамантовые врата понимания открываются благодаря наставлению Гуру, обращается взором к Неустрашимому Единому. Сотворив животных, Бог сделал их смертными и оставил все замыслы в Своей власти. Тот, кто служит Истинному Гуру, обретает подлинное благо и освобождается через повторение Слова. Истина содержится в чистых сосудах; мало их, тех, чьи деяния чисты. Душа, которая ищет Твоего покровительства, говорит Нанак, сливается с Высшей Душой.” (Соратх Мохалла 1, с-597)
Бог одновременно и имперсонален (Ниргун), и личностен (Саргун). Имперсональный Бог не имеет форм и недосягаем для человека. Когда же Он являет Себя в Своем Творении, Он становится личностным и доступным. Это происходит подобно тому как солнце испускает свои лучи. Исток не имеет форм, а весь мир есть Его Личностная форма. Никакая форма, сколь бы уникальной она ни была, не является независимой от Него. Бесконечный Бог может проявлять Себя в неисчислимом множестве конечных вещей, но ни одно множество конечных вещей, само по себе или вместе с другими, не может быть эквивалентно Бесконечному. Поэтому никакой конечной форме нельзя поклоняться как Богу, Который Бесконечен и Не имеет форм:
“Бог — Не имеющий форм, цвета, внешних признаков; Он не имеет касты, класса, вероисповедания. Никто не может описать Его форму, цвет, черты и одеяние. Он — Дух Вечности, Самоизлучающийся, Он сверкает в Своем Великолепии.” (Гуру Гобинд Сингх)
Бог не рождается и не умирает:
“Тому бы языку сгореть, Который молвит, что Господь Рожден и должен умереть.” (Бхайрон Мохалла 5, с-1136)
Гуру подчеркивал, что сам он — не Бог, и предостерегал, что люди, называющие его Богом, попадут в преисподнюю:
“Всякий называющий меня Богом Рискует попасть в преисподнюю.” (Гуру Гобинд Сингх)
i) Бог оберегает от опасностей Своих святых и преданных, кроме тех случаев, когда по Его воле их страдания и мученичество должны служить некоей высшей цели. Защита праведников — Его Царственный Атрибут (Бирдх). Столкнувшись со смертельной опасностью, святые молили Бога вмешаться и помочь им в несчастье. Бог приходил им на помощь и защищал их чудесным образом. Истории Прахлада, Дхру и других, а также автобиографические заметки Намдева и Кабира, включенные в Гуру Грантх Сахиб, показывают, как Он Своей Царственной Властью спасает праведников. Подобные чудеса составляют неотъемлемую часть доктрины божественного Провидения и Охранительства. Такие случаи сверхъестественного вмешательства Бога следует отличать от тех чудес, которые творятся существами человеческой природы при помощи собственных оккультных способностей и которые рассматриваются сикхизмом как опасные и неподобающие человеку.
ii) Поговорка “что посеешь, то и пожнешь” подводит к теории “кармы”, добрых и злых деяний, суть которой состоит в том, что человек получает вознаграждение за добрые поступки и бывает неминуемо наказан за злодеяния. Согласно теории кармы, абсолютный грешник всегда будет страдать из-за своих поступков и никогда не обретет спасения. Гуру Нанак отверг эту теорию, утверждая, что прощение даже худшего из грешников составляет Царственный Атрибут (Бирдх) Бога:
“Патат паван прабх бирдх тумаро.” (Билавал Мохалла 5, с-829) В переводе:
“Прощение кающегося грешника является Твоим Атрибутом.”
Гуру подчеркивает, что если грешник, которому никто во всем мире не оказывает покровительства, смиряется перед Всемогущим, он становится чистым и Милостью Бога обретает блаженство:
“Джис папи кау милаи на дхоии Саран ааваи та нирмал хоее.” (Бхайрон Мохалла 5, с-1141)
В переводе:
“Грешник, бесприютный в мире, Смиряясь перед Богом, обретает освобождение.”
Гуру многократно повторяет, что спасение святых, защита праведных и даже прощение раскаявшихся грешников — все это составляет Первостепенный Атрибут Бога.
|