КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИМЕЧАНИЯ. 1 Ср. Цицерон, “Письма к брату Квинту”, III, 1, 1 (145)1 Ср. Цицерон, “Письма к брату Квинту”, III, 1, 1 (145). Фибрен, приток реки Лирис, делился на два рукава, один из которых протекал вблизи от усадьбы Цицерона. 2 Ср. Гораций, Оды, II, 18, 1 сл. 3 Еврип – пролив между островом Евбеей и материком; в течение суток в нем несколько раз менялось направление течения. Богатые римляне проводили в своих усадьбах каналы. 4 Ср. Цицерон, “Речь в защиту Планция”, 20 и 22; “Письма к Аттику”, II, 11, 2. (39) 5 Маний Курий Дентат был консулом в 290, 284, 275 и 274 гг. Ср. Цицерон, “О государстве”, III, 6 и 40; “О старости”, 55. 6 Одиссей. См. Гомер, “Одиссея”, I, 55; V, 135. Ср. Цицерон, “Об ораторе”, I, 196. 7 Ср. Цицерон, “О пределах добра и зла”, V, 4. Римские законы не допускали двойного гражданства; поэтому Аттик не принял предложенного ему афинского гражданства. См. Цицерон, речи: “По делу Цецины”, 100; “В защиту Бальба”, 28; Корнелий Непот, “Аттик”, 3. 8 См. Цицерон, “Письма к Аттику”, II, 15, 13 (42). 9 Имеется в виду Марк Порций Катон Цензорий (234 – 149). Ср. Цицерон, “Речь в защиту Планция”, 20. См. “О государстве”, прим. 36 к кн. I. 10 Согласно мифу, царь Тесей объединил городские общины Аттики и переселил их в Афины. См. Фукидид, II, 15; Плутарх, “Тесей”, 24. 11 “Великий” (Magnus) – прозвание Гнея Помпея. Тит Ампий Бальб – трибун 63 г., претор 58 г., во время гражданской войны сторонник сената и Помпея. О его процессе сведений нет. См. Цицерон, письма: “К Аттику”, VIII, 11b, 2 (327); “К близким”, II, 16, 3 (390); VI, 12 (489). 12 Родом из Арпина были Гай Марий, победитель кимвров и тевтонов (102 – 101 гг.), и Цицерон, “спасший Рим” подавлением движения Катилины. См. Цицерон, речи: “В защиту Суллы”, 26, 33, 83; “В защиту Гая Рабирия” (63 г.), 27 слл.; “К квиритам после возвращения из изгнания”, 19 сл.; “О доме”, 92, 132; “В защиту Сестия”, 50; “Против Писона”, 43; “Письма к Аттику”, IX, 10, 3 (364). 13 Палестра (греч.) – место для гимнастических упражнений, имевшее помещения для переодевания и отдыха; на палестрах философы вели занятия с учениками. 14 При усыновлении (адопция, адрогация) усыновляемый получал личное и родовое имя усыновителя. Здесь шутка. 15 См. Платон, “Федр”. 230 В. 16 Аттик владел в Эпире, на реке Тиаме, имением, где он устроил “Амальтей”, храм нимфы Амальтеи. См. Цицерон, “Письма к Аттику”, I, 13, 1 (19); 16, 15 слл. (22). 17 См. Цицерон, “О государстве”, I, 22, 56, прим. 63 и 131. 18 Цитата из закона Двенадцати Таблиц: “Если человека зовут в суд, он должен идти; если не пойдет, надо призвать свидетелей, а затем взять его силой”. Имеется в виду процедура in iure; см. прим. 43 к кн. I. 19 Эпизод на свайном мосту через Тибр (pons Sublicius) во время войны с этрусками (508 г.). См. Ливий, II, 10. 20 См. Цицерон, “О государстве”, II, 46. По традиции, это послужило поводом к восстанию и изгнанию царей (510 г.). 21 Ср. Платон, “Законы”, I, 631. 22 Имеются в виду стоики. См. Цицерон, “Тускуланские беседы”, III, 13. 23 Имеются в виду законы трибуна Луция Аппулея Сатурнина – земельные, о распределения хлеба и об оскорблении величества римского народа (100 г.) и земельный закон трибуна Секста Тиция (99 г.). Сатурнин встретил сопротивление нобилитета; восстание Сатурнина было подавлено консулом Гаем Марием; Сатурнин и претор Главция были убиты. См. Цицерон, “Речь в защиту Гая Рабирия (63 г.), 18 слл.; “Брут”, 224; “Об ораторе”, II, 48. 24 Законы, предложенные в 91 г. трибуном Марком Ливием Друсом младшим: по судебному закону сенат, пополненный римскими всадниками, должен был получить судебную власть; по земельному и хлебному законам плебс должен был получать дешевый хлеб и быть наделен землей в Италии и Сицилии; по закону о гражданстве италики должны были получить права римского гражданства. Сопротивление нобилитета привело к восстанию италиков против Рима (Союзническая, или Италийская, война, 91 – 88 гг.). Друс был убит. 25 Возможно, имеется в виду senatus-consultum ultimum. См. “О государстве”, прим. 146 к кн. I. Ливиевы законы были объявлены недействительными по формальным причинам: они охватывали разные вопросы (в нарушение Цецилиева – Дидиева закона 98 г.). См. ниже, § 31. 26 См. Платон, “Законы”, IV, 722 D слл. 27 См. выше, I, 57; Диодор Сицилийский, XII, 19, 3 – 21. 3. 28 См. Диодор Сицилийский. XII, 11, 3 – 19, 2. 29 См. Платон, “Законы”, IV, 718 В – С, 720 A,722 В. 30 Сицилийский историк IV – III вв. См. Цицерон, “О государстве”, III, 43. 31 Цицерон был патроном локрян. См. “Речь в защиту Планция”, 97; “О государстве”, прим. 105 к кн.I. 32 См. выше, I, 18 слл. 33 См. Платон, “Законы”. IV, 722 D. 34 См. Платон, “Законы”, IV, 715 Е слл. 35 Законы об учреждении трибуната и о неприкосновенности личности плебейских трибунов; по традиции, они были приняты в 494 г., в связи с первым “уходом” плебса. См. “О государстве”, прим. 144 к кн. I. 36 В Риме были приняты иноземные культы Изиды, Сераписа, Сабазия, Эскулапа, Кибелы. 37 Имеются в виду лары перекрестков (Lares compitales, L. publici). См. “О государстве”, прим. 6 к кн. V. “Святилище.” (delubrum) – участок земли с храмом. 38 Двенадцать главных божеств (dii maiorum gentium): Юпитер и Юнона, Нептун и Церера, Аполлон и Диана, Вулкан и Минерва, Марс и Венера, Меркурий и Веста. См. Энний, “Анналы”, фр. 426 – 7 Мюллер. Они составляли “совет богов” (dii consentes). 39 Возможно, намек на деятельность плебейского трибуна Публия Клодия Пульхра, который в 58 г., после изгнания Цицерона, построил на его участке на Палатинском холме в Риме храм Свободы, который Цицерон ниже (§ 42) называет храмом Своеволия. См. ниже, § 36 и прим. 95. 40 “Годовой круговорот”, по-видимому – зимнее солнцестояние (в декабре, когда справлялись Сатурналии). Упоминаемое здесь предписание могло относиться к празднованию Компиталий и Сатурналий. См. “О государстве”, прим. 6 к кн. V. Цицерон, “О предвидении”, I, 102; Овидий, “Фасты”, I, 71 слл.; Гораций, Сатиры, II, 7, 4 сл.; Макробий, “Сатурналии”, I, 7, 26. 41 Понтифики – коллегия жрецов, наблюдавшая за соблюдением требований религии; со времени Суллы она состояла из 15 жрецов. Верховному понтифику были подчинены прочие коллегии жрецов – фламины, “царь священнодействий” и девы-весталки. О фламинах см. “О государстве”, прим. 44 к кн. II; о весталках – прим. 46 к кн. II. 42 Таким образом, Цицерон подразделяет жрецов на: 1) служителей культа, 2) истолкователей пророчеств, признанных государством (книги Сивиллы), т. е. квиндецимвиpoв, 3) истолкователей воли богов, т. е. авгуров и гаруспиков. См. “О государстве”, прим 11 и 26 к кн. II; о гаруспиках см. ниже, прим. 45. Ср. Тацит, “Анналы”, VI, 12. 43 Авгур своим посохом разделял небо на четыре части и, обратившись лицом к югу наблюдал знамения, из которых благоприятными считались появлявшиеся слева, особенно молнии. Участок неба, в пределах которого авгур совершал наблюдения, назывался templum (“храм”); так же назывался и соответствующий участок на земле; различался “большой храм”, т. е. участок, в пределах которого авспиции были действительны (в городе Риме его границы совпадали с померием, т. е. сакральной городской чертой), и “малый храм”, или авгуракул, возвышенное место, где стоял авгур. Авгуру должен был быть обеспечен свободный обзор, и он был вправе требовать сноса зданий, мешавших ему. Авгур производил также инавгурацию (посвящение, наделение властью, объявление неприкосновенными) понтификов и магистратов и совершал моление о ниспослании урожая (авгурация виноградников и молодых побегов). См. Цицерон, “II филиппика”, 110; Ливий, I, 18, 6. Об “очищении” места падения молнии см. ниже, прим. 46. 44 Жизнь, а также совокупность гражданских прав (caput). 45 См. Цицерон, “О государстве”, II, 31 и прим. 53. 46 Гаруспициной называлось сложившееся в Этрурии учение о знамениях и о предсказании судьбы. Гаруспики объясняли значение удара молнии, гадали по внутренностям жертвенного животного (необычное расположение или необычный внешний вид внутренностей, особенно печени, считался дурным знаком) и истолковывали знамения. Гаруспицина была уделом патрицианских родов. Гаруспики входили в состав когорты полководца или наместника в провинции. В городе Риме были странствующие гаруспики, к которым могли обращаться частные лица. См. Цицерон, “Письма к близким”, VI, 6, 3, 9 (491). Место падения молнии ограждалось четырьмя камнями и накрывалось двускатной кровлей; этим оно исключалось из мирского использования: эта процедура называлась “похоронить молнию” (fulgur condere). 47 Имеется в виду жертвоприношение древнему италийскому божеству Доброй богине (Bona dea): бдение римских матрон, совершавшееся в ночь с 3 на 4 декабря в доме магистрата с империем; присутствие мужчин в доме в эту ночь запрещалось. См. ниже, § 36 и прим. 95. 48 Его совершали жрицы-гречанки родом из Кампании. См. Цицерон, “Речь в защиту Бальба”, 55; Дионисий Галикарнасский, II, 19. 49 См. ниже, II, 38; “Речь об ответах гаруспиков”, 21 сл. 50 Фригийский культ Идейской матери (великой Матери богов Кибелы) был перенесен в Рим в 204 г., во время второй пунической войны. В ее честь справлялись игры Мегалесии (4 – 10 апреля); в эти дни на форуме приостанавливались все дела. См. Цицерон, речи: “В защиту Целия”, 1; “Об ответах гаруспиков”, 22 слл.; Овидий, “Фасты”, IV, 350 слл.; Ливий, XXIX, 14. 51 Parricidium – убийство римского гражданина, отца, главы ветви рода (pater familias); это преступление каралось так называемой poena cullei, носившей сакральный характер: убийцу зашивали в кожаный мешок и топили в реке или в море. См. Цицерон, “Речь в защиту Секста Росция”, 28 слл. Цицерон относит к этому преступлению также и святотатство. 52 Ср. Цицерон, “О государстве”, IV, 6; “Об обязанностях”, III, 111; Платон, “Законы”, XII, 948. 53 В данном случае инцест – обольщение девы-весталки. В широком смысле инцест – кровосмешение и оскорбление религии. 54 Консекрация – официально совершаемая передача имущества (участка земли, здания) во власть божества, т. е. из области применения ius humanum в область применения ius divinum; такое имущество становилось res sacra. См. ниже, прим. 151. 55 Обожествленные души умерших родичей, младшие божества. 56 Ср. Цицерон, “О государстве”, I, 70. 57 Uti rogas. Обычная формула согласия при голосовании подачей табличек. См. ниже, III, 34 сл. 58 Ср. Цицерон, “О природе богов”, II, 71. 59 Имеются в виду очистительные обряды. См. прим. 68 к кн. I. 60 Ср. Цицерон, “О государстве”, II, 26 сл. 61О Пифагоре см. Цицерон, “О государстве”, прим. 50 к кн. I. 62 См. Цицерон, “О государстве”, прим. 42 к кн. 1. 63 См. Исократ, “Апофтегмы”, 7; Сенека, Письма, 94, 42. 64 См. выше, § 19. Ср. Цицерон, “Речь в защиту Сестия”, 143. 65 В 612 г. евпатрид Килон пытался захватить власть в Афинах. После подавления заговора сторонники Килона были убиты в храме Афины, где они искали убежища. Для отвращения гнева богов Эпименид совершил очистительные обряды. См. Фукидид, I, 126; Плутарх, “Солон”, 12. 66 См. выше, § 19. 67 Авл Аттилий Калатин – консул 259 г., диктатор 249 г., во время первой пунической войны завоевал Панорм. 68 Ср. Цицерон, “О природе богов” II, 61. 69 Ср. Цицерон, “О предвидении”, I, 102. 70 Ср. Марк Порций Катон, “Земледелие”, гл. 2. 71 Согласно традиции, при Ромуле год состоял из 10 месяцев, царь Нума Помпилий прибавил январь и февраль месяцы. Календарь был лунный, в году было 355 дней, с дополнительным месяцем (mensis intercalaris) – 377 или 378 дней, при четырехлетнем цикле. Календарем ведали понтифики; интеркалация производилась ими небрежно, иногда ею злоупотребляли из политических соображений. В 46 г., при Гае Юлии Цезаре, была произведена реформа календаря с введением солнечного года. См. Ливий, I, 19; Светоний, “Божественный Юлий”, 40. 72 Ср. Цицерон, “О государстве”, II, 26 сл.; Ливий, I, 20. 73 Έστία – Vesta. Оба имени имеют общий корень. Ср. Цицерон, “О природе богов”, II, б7. 74 Весталки. См. Цицерон, “О государстве”, II, 14. 75 См. выше, § 20. Платон (“Законы”. X, 909 D) запрещает отправление религиозных культов в домах частных лиц. 76 См. Цицерон, “Речь в защиту Сестия”, 96 слл. 77 Ср. Цицерон, “О природе богов”, III, 5; “О предвидении”, II, 112. 78 Цицерон был кооптирован в коллегию авгуров в 53 г. См. Цицерон, “Брут”, I, 1. 79 Alio die! Формула обнунциации. См. Цицерон, “О государстве”, прим 11 и 26 к кн. II. 80 Право магистратов обращаться с речью или с предложением к народу (в древнейшее время к патрициям) в комициях и к плебсу на сходках (ius agendi). 81 См. выше, § 14. Луций Mapцuй Филипп – консул 91 г., противник Марка Ливия Друса. См. выше, прим. 24; Цицерон, “Брут”, 173, 186. 82 Гай Клавдий Марцелл – пропретор Сицилии в 70 г., член коллегии авгуров. Аппий Клавдий Пульхр – консул 54 г., автор “Авгуральных книг”. См. Цицерон, “Брут”, 267; “Письма к близким”, 111, 4, 1 (194). 83 Т. е. предсказывать грядущее. См. Цицерон, “О предвидении”, I, 105; II, 75. 84 Легендарные герои Греции. О Полийде см. Гомер, “Илиада”, V, 148; о Мелампе – Гомер, “Одиссея”, XV, 225; Мопс, жрец Аполлона, участвовал в походе аргонавтов. Амфиарай – герой фиванского цикла. О Калханте см. “Илиада”, I, 68; II, 29'9; о Гелене – “Илиада”, VI, 76; Вергилий, “Энеида”, III, 294 слл. 85 См. Цицерон, “О государстве”, II, 5 слл. 86 См. Цицерон, “О государстве”, II, 36. 87 См. Цицерон, “О предвидении”, I, 75. 88 См. выше, § 21 (о фециалах). 89 См. выше, § 20; “О государстве”, III, 35. 90 См. выше, § 21; “О предвидении”, II, 28 слл. 91 См. выше, § 21. 92 Иакх – божество из цикла Деметры, отождествлявшееся с Дионисом – Вакхом. Мистериями в его честь, справлявшимися в Афинах, ведали Евмолпиды, потомки жреца Евмолпа. В честь Деметры устраивалось ночное шествие женщин с факелами в руках; оно происходило на Пниксе в Афинах; затем участницы шествия направлялись в Элевсин. См. Цицерон, “Письма к Аттику”, 1, 9, 2 (5). 93 Имеются в виду Элевсинские мистерии, посвященные Деметре; присутствие на них разрешалось только избранным. Римляне, находясь в Греции, добивались этой чести. См. Исократ, “Панегирик”, 28. 94 Имеется в виду распущенность нравов. См. Менандр, “Суд”, 234 слл.; Плавт. “Клад”, 36. 95 Имеется в виду кощунство Публия Клодия, проникшего в декабре 62 г. в дом верховного понтифика и претора Гая Цезаря, когда там происходило жертвоприношение Доброй Богине (см. выше, прим. 47). См. Цицерон, речи: “Об ответах гаруспиков”, 8, 37, 44; “О консульских провинциях”, 24; “Письма к Аттику”, I, 13, 3 (19); 16 (22); Плутарх, “Цезарь”, 9; “Цицерон”, 28. 96 В Риме был храм божеств Цереры, Либеры и Либера, построенный в 496 г. См. выше, § 21. О приобщениях сведений нет. Игры в честь Цереры справлялись 19 апреля. 97 Оргиастический культ Вакха, покровителя земледелия, проник в Рим из Этрурии н распространился в Кампании. Вакханалии были запрещены постановлением сената в 186 т. (бронзовая доска с его текстом до нас дошла). См. Ливий, XXXIX, 13. 98 Сабазий – фракийское божество. См. Аристофан, “Осы”, 9; “Птицы”, 874; “Лисистрата”, 389. 99 В цирке происходили скачки и бега, а иногда также и священнодействия. См. Цицерон, “Речь об ответах гаруспиков”, 21 слл. Для устройства цирка обычно использовали ложбину между холмами. Места для зрителей устраивались на возвышении. Беговая дорожка имела продолговатую форму и была разделена по длине невысокой стенкой или насыпью (spina), по концам которой было по тройному столбу (meta). При состязаниях возницы старались направить колесницы возможно ближе к мете. “Большой цирк” (Circus Maximus) находился между Палатинским и Авентинским холмами. Физические упражнения были введены в Риме в 186 г. См. Ливий, XXXIX, 22. 100 См. “О государстве”, прим. 11 к кн. IV. 101 См. Платон. “Государство”, III, 398 слл.; 401 сл.; IV, 410 С; 424 D. 102 См. Платон, “Законы”, VIII, 800. 103 См. Платон, “Законы”, III, 700. 104 См. Платон. “Государство”, IV, 424 С. 105 Грек Луций Ливий Андроник (около 275 – 200) – был привезен в Рим как военнопленный и стал рабом Ливия Салинатора; он перевел “Одиссею” на латинский язык сатурническим стихом и переделал для римской сцены ряд греческих трагедий и комедий, в которых играл сам; во время второй пунической войны сочинил песнопение в честь Юноны с мольбой об отвращении опасности. См. Цицерон, “Брут”, 72; Ливий, VII, 2. 106 Гней Невий (около 270 – 200) – автор поэмы “Пуническая война” (первая), написанной сатурническим стихом, и ряда комедий с нападками на Цецилиев Метеллов и Сципионов. См. Цицерон, “Об ораторе”, III, 45. 107 Тимофей Милетский – автор дифирамбов, жил в V – IV вв. Со времени Терпандра (VII в.) кифара была семиструнной. 108 См. прим. 50. Ср. Ксенофонт, “Меморабилии”, IV, 3, 16; Лукреций, “О природе вещей”. II, 626; Овидий, “Фасты”, IV, 249; Ливий, XXIX, 10. 109 В 43 г. триумвиры изъяли из храма Весты ценности, принесенные туда на хранение. См. Плутарх, “Антоний”, 21. 110 Ср. Цицерон, “О государстве”, II, 2. Клисфен был изгнан из Афин, подвергнутый остракизму, который он сам ввел. 111 См. выше. § 22. 112 См. Платон, “Законы”, IV, 716 слл. 113 В римском праве устное соглашение, контракт, заключаемый сторонами путем вопросов и ответов. 114 Имеется в виду отъезд Цицерона в изгнание в 58 г. Его римский дом был сожжен и на этом участке трибуном Публием Клодием был построен храм Свободы; Цицерон называет здесь этот храм храмом Своеволия. “Спасение ларов” – подавление движения Катилины. Ср. Цицерон, речи: “В сенате по возвращении из изгнания”, 6, 33; “О доме”, 76, 99, 110, 131; “Письма к Аттику”, IV, 1,7 (90). 115 Перед своим отъездом в изгнание Цицерон перенес из своего дома в Капитолий статую Минервы с надписью “Охранительница Города”. См. “Речь о доме”, 144; Плутарх, “Цицерон”, 31. 116 Намек на совершенное в Гостилиевой курии сожжение тела Публия Клодия, убитого в январе 52 г. на Аппиевой дороге. См. Цицерон, “Речь в защиту Милона”, 86; Асконий, “Введение к речи Цицерона в защиту Милона”. 117 Ср. Цицерон, речи: “О доме”, 105; “Об ответах гаруспиков”, 39; “Против Писона”, 99. 118 Ср. Цицерон, “Речь в защиту Милона”, 77. 119 См. выше, прим. 54. 120 Ср. Платон. “Законы”. XII, 955 Е – 956 В. 121 См. ниже, § 67. 122 См. выше, § 22. 123 Публий Муций Cцeвoла – консул 133 г., юрист. См. Цицерон, “О государстве”, I, 20, 31; “Об ораторе”, I, 217, 240 слл. Его сын Квинт, консул 95 г., написал 12 книг по гражданскому праву. См. Геллий, VI, 15, 2. 124 См. выше, I, 14; “Речь в защиту Мурены”, 22. 125 Римляне часто хоронили близких в своих усадьбах. При продаже владения обусловливалось право доступа к гробнице – iter ad sepulcrum; это был один из видов сервитута (прим. 37 к кн. I). Возможно, что здесь имеется в виду именно это. Ср. Цицерон. “Речь в защиту Секста Росция”, 24. 126 В Древнейшую эпоху обязанность совершать родовые священнодействия переходила к старшему сыну или к лицу, усыновленному главой ветви рода; впоследствии – также и к наследникам по завещанию. См. Цицерон, “Речь в защиту Мурены”, 27. 127 Наследник мог получить все имущество (ex asse) или его долю, которая oбозначалась частями монеты асса: ex uncia – одна двенадцатая, ex quadrante – четверть, ex semisse – половина, ex dodrante – три четверти. Права законных наследников ограждались Вокониевым законом; см. “О государстве”, III, 17, прим. 28. 128 Давность владения – см. прим. 84 к кн. I. 129 Возможно, на основании давности или в силу дарения лицом, находящимся на смертном ложе; см. ниже, прим. 132. 130 Легат – см. “О государстве”, прим. 26 к кн. III. Во втором из рассматриваемых случаев имеется в виду дарение. 131 “Вычтенная часть”, возможно, предназначалась для лиц, неспособных получать легаты (утратившие гражданскую честь, чужеземцы), или же это символическая сумма в 100 сестерциев для покрытия расходов на священнодействия. См. ниже, § 53. 132 Под “властью главы ветви рода” (patria potestas) разумеют существовавшую в древнейшие времена, а в исторические сохранившуюся только формально власть главы рода или ветви рода (pater familias) над всеми домочадцами: жена, дети, жены сыновей, внуки от сыновей, рабы и все имущество. Она включала в себя даже право жизни и смерти и право продажи в рабство (“за Тибр”); после трехкратной продажи в рабство (даже фиктивной) она прекращалась, как и после утраты главой ветви рода его гражданских прав. – В данном случае речь идет о дарении лицом, находящимся под властью главы ветви рода, когда дарение совершается на смертном ложе (mortis causa). См. Дигесты, 39, 6, 25. 1. 133 Наследник, который – непосредственно после смерти завещателя – добровольно отказался от части наследственного имущества, мог (сам или его наследники) впоследствии заявить притязание на дополнительное имущество. 134 Имеется в виду манципация: символическая древняя процедура передачи прав полной собственности; она совершалась с участием “весодержателя” и свидетелей; покупатель брал в руки вещь, произносил установленную формулу и ударял по весам куском меди, т.е. деньгой. Такая процедура, по-видимому, совершалась также и при освобождении от обязательства совершать родовые священнодействия. Передача путем манципации превращает наследование в акт продажи. Пример: А оставляет Б легат в 10000 сестерциев. В, наследник А, обязан выплатить эту сумму. Б заключает контракт с В, отказывается от своих прав на легат и получает эту сумму от В. Таким образом, Б “продал” В свои права на легат, а так как он ничего не получил от наследства, то он свободен от обязательств совершать священнодействия. См. ниже, § 53; Гай, Институции, II, 103, 252. 135 Ср. Цицерон, “Брут”, 156. 136 Тит Корунканий, законовед, первый верховный понтифик из плебеев, консул 279 г. См. Ливий, Эпитома XVIII. 137 См. прим. 38 к кн.1. 138 О Манах см. выше, § 22. В квадратных скобках дана конъектура Ламбина. 139 О Сисенне см. прим. 24 к кн. 1. Децим Брут Галлекский (Каллекский) – консул 138 г., завоеватель Луситании. См. Цицерон, “Брут”, 107. 140 Луций Акций – трагический поэт II в. См. Цицерон, “Брут”, 229. 141 Речь идет о “парентации”, принесении жертвы умершим. Паренталии, дни жертвоприношении умершим родичам, продолжались с 13 по 21 февраля (февраль был последним месяцем года в древнейшие времена, месяцем “очищений”); последний день паренталий назывался фералиями, от слова fero – несу; на могилах приносили в жертву хлеб, соль, вино и венки. Могилы украшались цветами. 142 Возможно, Авл Манлий Торкват, консул 243 и 240 гг. Попиллии – плебейский род. 143 Предлагаемая Цицероном этимология сомнительна. Dies denicales, d. novemdiales означали время траура; на девятый день после похорон приносилась жертва (novemdiale sacrificium), и траур оканчивался. 144 После того, как установился обычай сжигать умерших, у умершего отрезали палец (os resectum), который хоронили в земле. Принесение барана в жертву носило искупительный характер; свинью приносили в жертву с целью “очищения” (porca praecidanea). 145 См. Ксенофонт, “Воспитание Кира”, VIII, 7, 25; Цицерон, “О старости”, 79 слл. 146 Алтарь Родника находился в Риме близ Яникула (участок в древнейшей части Рима, в так называемом Сервиевом городе). 147 Гробница Корнелиев Сципионов находилась на Аппиевой дороге, невдалеке от Рима. Эпитафия Сципиона Африканского Старшего, сочиненная Эннием, сохранена для нас Сенекой, Письма, 108, 33. См. Цицерон, “Речь в защиту Архия”, 22. 148 О Луции Валерии Попликоле см. Цицерон, “О государстве”, II, 53, 55. 149 Публий Постумий Туберт – консул 505 и 503 гг., победитель сабинян. 150 Гай Фабриций Лусцин – консул 282 и 278 гг., был известен своим бескорыстием и неподкупностью. См. Цицерон, “Тускуланские беседы”, III, 56. 151 Под дедикацией разумели первую часть акта освящения храма или участка земли: магистрат передавал это имущество понтифику. Вторая часть (консекрация) состояла в том, что понтифик, взявшись рукой за дверной косяк, объявлял здание принадлежащим божеству. См. Цицерон, “Речь о доме”, 119 сл.; Овидий, “Фасты”, I, 610. См. также прим. 54. 152 Без применения железа в Риме в древнейшую эпоху был построен свайный мост (pons Sublicius) на Тибре. Ср. законы Двенадцати Таблиц, X, 4 Уормингтон. Плутарх, “Нума”, 9. Цицерон, “Тускуланские беседы”, II, 55. 153 О Сексте Элии Пете Кате см. Цицерон, “О государстве”, I, 30; III, 33. О Луции Ацилии см. Цицерон, “О дружбе”, 6. 154 Луций Ацилий Стилон, старший современник Цицерона, истолкователь древних текстов. См. Цицерон, “Брут”, 205 сл. 155 См. ниже, § 64; Плутарх, “Солон”, 21. 156 Обливание костей умершего вином и благовониями после сожжения его тела. 157 Возможно, венки, полученные за победу на состязаниях в цирке, или же венки за подвиги на войне. 158 Имеются в виду символические погребальные обряды. См. Тацит. “Анналы”, III, 2. “Ложе” – парадное, на которое помещали умершего. 159 Вестибул – участок перед входом в римский дом, ограниченный с боковых сторон выступающими вперед крыльями дома. См. Авл Геллий, XVI, 5, 3. Здесь – свободный участок вокруг гробницы. 160 Т. е. приобретения прав собственности на основании давности не допускалось. См. выше, прим. 124 и прим.84 к кн. I. 161 Имеются в виду бои гладиаторов. Они были заимствованы римлянами у этрусков и первоначально (в середине III в.) устраивались во время похорон знатных людей. Это было связано с представлениями древних о том, что во время похорон должна пролиться человеческая кровь. Бои гладиаторов утратили свой культовый характер только в конце II в. или в начале I в. Гладиаторами становились преимущественно рабы и военнопленные, содержавшиеся в особых казармах, “школах”. Они бились парами, причем подбирались гладиаторы с различным вооружением, легким и тяжелым. Бои происходили вначале на форуме, а впоследствии в амфитеатрах. Древнейший из известных нам амфитеатров (в Помпеях) был построен в 80 г. 162 Об акценсе см. “О государстве”, прим. 67 к кн. II; о ликторах – там же, прим. 142 к кн. I. 163 Похоронная процессия останавливалась на форуме, где один из родственников произносил речь с прославлением заслуг умершего. Текст вызывает сомнения, так как скорбные песнопения во время похорон называются по-гречески threnos. 164 Гай Марций Фигул был консулом в 64 г. Год его смерти не известен. См. Цицерон, “II филиппика”, 12. 165 Кекроп – легендарный основатель Афин. 166 Ср. Цицерон, “О старости”, 51. 167 О Деметрии Фалерском см. Цицерон, “О государстве”, II, 2. 168 О децемвирах см. Цицерон, “О государстве”, II, 54 и 61. 169 Керамик – “рынок гончаров”; внутренний Карамик Афин находился внутри городских стен; на внешнем, находившемся к северо-западу от городских стен, хоронили павших при защите города. 170 Первоначально четырехгранный столб, увенчанный изображением Гермеса; он ставился в Греции на улицах, площадях и у ворот общественных и частных владений. Впоследствии гермой называли портретный бюст. 171 Питтак – легендарный законодатель Митилен (VII – VI вв.). 172 См. Платон. “Законы”, XII, 958 D – 959 D. 173 Шестистопный дактило-спондеический стих, применявшийся в героическом эпосе. 174 Значительная сумма. 5 мин равнялись 500 драхм. 175 См. Платон, “Законы”, III, 683 С.
|