КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы феодального землевладения и их развитие (по Соборному Уложению 1649 г.).В первую очередь в Соборном Уложении 1649 г. получило закрепление право феодальной собственности на землю. Законодатель выделил в отдельные главы вопрос о поместных и вотчинных землях. Вотчины по праву XVI–XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с: характером субъекта: дворцовые, государственные, церковные, частновладельческие. способом приобретения: родовые, выслуженные и вотчинные. Причем статус родовых и выслуженных вотчин отличался от статуса купленных. Так, после смерти вотчинника родовые и выслуженные вотчины наследовались его сыновьями, дочерьми и родственниками, жена же покойного получала на прожиток только из купленных вотчин, лишь за неимением их ей назначалась часть их родовых и выслуженных в пожизненное владение или пока вдова не выйдет замуж. Для выкупа проданной, выменянной или заложенной родовой вотчины устанавливалось право родового выкупа, которое действовало в течение 40 лет (на купленные вотчины оно не распространялось). Уложение запрещало продавать, закладывать или отдавать на помин души вотчины монастырям и церкви. Помимо этого, если вотчинник уходил сам в монастырь, он должен был перед этим продать или передать свои вотчины родственникам. В этот период существует 3 вида феодального землевладения: собственность государя, вотчинное землевладение и поместье. Вотчина - условное землевладение, но они могли передаваться по наследству. Так как феодальное законодательство стояло на стороне собственников земли (феодалов), а также государство было заинтересовано том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось, предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчинных земель. Вотчина, как более ранняя форма феодального землевладения постепенно утратила свое привилегированное положение, она уже не являлась пожизненным землевладением, а зависела от воли царя. Важнейшей стороной правового статуса вотчинного землевладения было право наследования вотчин. Вотчинники не имели права отчуждать свои земли церкви. Купленная вотчина, полученная вдовой по наследству отдельно от детей, считалась ее собственностью (ст. 6-7 гл. 17). Статьи 16-17 гл. 17 Соборного Уложения узаконили правовое положение землевладельцев жалованных вотчин. Владельцы вотчин, так же как и владельцы поместий, за совершенное преступление, измену, лишались права владения ими (ст. 25-26 гл. 17). но вотчинник мог продать родовую вотчину и обладал правом на все виды отчуждения. Основанием получения поместного владения являлась служба государю (военная, административная и т. д.). Размер поместья определялся служебным положением лица. Поместьем феодал мог пользоваться только во время службы, передать по наследству его было нельзя. Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. И.О. Чистяков История отечественного государства и права.. -- М.: 1996. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. В развитии правового статуса поместья особое значение имел прожиток, т.е. часть поместья, выделяемая после смерти его владельца на содержание вдовы, дочерей, престарелых родителей, несовершеннолетних детей. Матери или жены дворян, погибших на войне, получали на содержание поместье, которой подлежало передаче детям (ст. 22 гл. 16). Закреплялось право на дополнительное поместье за военную службу (ст. 24 гл. 16).
17. «Гражданское» уголовное право по Соборному уложению 1649 г. Уголовное право В Уложении 1649 г, было дано более широкое, понятие преступлению. Под ним понималось всякое сопротивление царской воле нарушение предписании и правопорядка, установленного государством. Разграничивалась суть уголовного преступления и гражданского правонарушения. Глава 3 предусматривала ответственность за преступления против церкви, что ранее было объектом церковного законодательства. Виды преступлений Особое внимание в Уложении уделено преступлениям против церкви. На понятие преступления большое влияние оказывала церковь, которая в преступлении видела нарушение божеского закона. Статья 1 определила понятие богохульства, т. е. Оскорбление веры, которое влекло за собой квалифицированную смертную казнь через сожжение. Данная мера наказания была введена впервые. Помимо нее статьями 2 - 7 гл. 1 предусматривалось применение торговой казни, битье кнутом, тюремное заключение. Усиливалась ответственность за государственные преступления. Так, ст. 1 гл. 2 "О государевой чести" установила высшую меру наказания (смертную казнь) даже за умысел, направленный против жизни и здоровья государя, если кто "начнет рать собирать". Жестоко врались изменники, (ст. 3-7). К ним применялась квалифицированная смертная казнь (сожжение) с конфискацией имущества. Ответственности подлежали и члены семьи изменника, если они знали о его преступлении. Преступления против порядка управления. Статьи 1-3 гл. 3 устанавливали штраф за оскорбление людей царского двора, за нарушение порядка. Поддерживая исключительную охрану частной собственности и, особенно, собственности государя, ст. Уложения предусматривала ответственность за ловлю рыбы государственных прудах. Глава 4 определяла смертную казнь за все подложные документы и подделку печатей. Соборное Уложение 1649 г. определяло ответственность за преступления против судебной власти, тем самым повышая авторитет судебных органов. Статья 106 гл. 10 предусматривала двойную ответственность за рушение порядка в суде: "Кто судью обесчестит непригожи словом или ранит, или убьет до смерти, то казнить смертной казнью". Строго карались проступки против правил судопроизводства, за лжеприсягу, которая рассматривалась как двойное престуление: "Клянущемуся во лжи язык урезати". Наказанию подлежали ябедничество, крамольничество. Преступления против жизни. В Соборном Уложении убийств делились на умышленные и неумышленные. Умышленные убийства наказывались смертной казнью, неумышленные - кнутом или тюремным заключением. Убийство, совершенное в состоянии опьянения, рассматривалось как умышленное и не влекло смягчения наказания. Впервые в законодательстве Уложение выделяет как квалифицированное убийство путем отравления. В Уложении говорится о неосторожных убийствах (ст. 18, 20 , гл. 22). Строго карались преступления против здоровья и чести: "А будет такой же наругатель кого-нибудь звать к себе на двор, учнет бити ослопом или кнутом... и с суда сыщется про то допряма и такому поругателю за такое дело учинити жестокое наказание (ст. 11 гл. 22). Впервые закон выделял главных исполнителей преступления и их соучастников (ст. 20 гл. 10). Соучастники за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений отвечали в меньшей степени, чем главный исполнитель. Преступлением против чести считалось оскорбление словом. Статьи 74 - 75 гл. 21 определяли порядок допроса и наказания за совершение кражи. Уложение вводило обязательную пытку при обвинении в первой татьбе, специальное тюремное заключение за первую татьбу, тогда как по Судебнику 1550 г. пытка применялась только при повторной татьбе. Впервые этим памятником права вводится отрезание уха, что было и своеобразным клеймением преступников, которые находились под особым контролем судебных властей. Статья 19 гл. 21 вводила ответственность за укрывательство людей, у которых отрезаны уши (штраф 10 руб.). Тяжким преступлением против личности Уложение считало разбой и татьбу. Под разбоем понималось действие, сопряженное с применением насилия против личности, с использованием оружия или орудий нападения (ст. 16-18 гл. 21). Это было открытое нападение, которое, как правило, совершалось группой, шайкой. Определение разбоя было тесно связано с понятием рецидива (ст. 16-18 гл. 21), так как за первый разбой устанавливалось тюремное заключение "до государева указа", а за повторный разбой - смертная казнь (ст. 10 гл. 21). Разбой чаще совершался профессионалами. Наказания по Соборному Уложению 1649 г. носили устрашающий характер и содержали принцип идеального талиона, т. е. в составе наказания воспроизводился состав преступления. Так, поджог карался сожжением (ст. 228 гл. 10), причинение увечья влекло за собой изувечивающие наказания: "А кто будет над кем-нибудь мучительское надругательство учинить, отсечет руку или ногу, или нос обрежет... и за такое его нарушительство самому ему то же учинити" (ст. 10 гл. 22). Интересно и то, что наказание обычно направлялось на поражение того органа, которым совершалось преступление: урезание языка за богохульство, урезание носа и ноздрей за употребление табака (ст. 16 гл. 25). К простой смертной казни относились отсечение головы топором на плахе, повешение на виселице или на дереве. Последнее наказание, известное еще в Древней Руси, в Уложении упоминается только в одной статье (ст. 20 гл. 7). Оно применялось за измену в военное время. Повешению предшествовала полная конфискация имущества. Утопление применялось в случаях массовых казней. К квалифицированной смертной казни относились четвертование, залитие горла расплавленным металлом по отношению к фальшивомонетчикам (ст. 2 гл. 5), закапывание в землю жены, которая учинит своему мужу смертное убийство или скормит его отравою" (ст. 14 гл. 22), сожжение на костре (в основном применялось за преступление против церкви). Телесные наказания были двух видов: изувечивающие - отсечение рук, ног, пальцев (ст. 10 гл. 22), отрезание ушей за кражу ( в конце XVII в. это наказание, стали применять к беглым ссыльным из Сибири), отрезание языка (ст. 10 гл. 14), вырезание ноздрей и отрезание языка за употребление табака (ст. 16 гл. 25), клеймение воров; Болезненные - битье кнутом (оно упоминается в 140 статьях Соборного Уложения) и батогами. Лишение свободы - тюремное заключение, которое было срочным (от 1-го дня до 4-х лет) или бессрочным ("до государева указа"). По Уложению арестантов ведено "из тюрьмы вынимая посылать в кандалах работать на всякие изделия, где государь укажет" (ст. 9, 10, 16 гл. 21). В отличие от Судебников 1497 и 1550 гг. по Уложению 1649 г. государство полностью брало судебную инициативу в свои руки, установив две формы судебного процесса - состязательный я розыскной. Сыск применялся в основном по политическим преступлениям и когда преступления совершались "лихими людьми". «Гражданское» право Субъектами гражданских правоотношений являлись не только частные, но и коллективные лица (общины, монастыри). Объем правоспособности и дееспособности частного лица зависел от социального и имущественного положения, пола, возраста. Главным объектом права собственности была земля. В главах XVI и XVII Соборного Уложения определялся статус двух основных видов феодальных земельных владений: вотчины и поместья. По способу приобретения выделялись три разновидности вотчин: родовые, купленные и выслуженные (жалованные). От того, к какому из этих видов относилось земельное владение, непосредственно зависели правомочия собственника по распоряжению своей вотчиной. По Соборному уложению расширялись права владельцев поместий, что свидетельствовало о постепенном сближении статуса вотчин и поместий. Но, тем не менее, полного слияния в этот период не произошло, и вотчина оставалась более привилегированной формой землевладения. Широкое распространение получили обязательства из договоров (договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и др.). В договоре должна была быть отражена подлинная воля сторон. Сделки, заключенные под принуждением, в состоянии опьянения, под воздействием обмана признавались недействительными. Существовало наследование по завещанию и по закону. Завещание оформлялось письменно и скреплялось подписями свидетелей и дьяка. При завещании имущества посторонним лицам учитывались интересы родственников. При наследовании по закону вотчины наследовали сыновья, а при их отсутствии – дочери. Объем наследственных прав вдовы в отношении недвижимого имущества мужа зависел от статуса конкретного земельного владения. Так, женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись поместной землей только в форме пенсии на «прожиток». В семейных отношениях руководствовались нормами обычного и церковного права. Признавалась законной только церковная форма брака: молодожены обязательно венчались в церкви. Семья была патриархальной, т.е. закреплялась власть мужа над женой и отца над детьми. Детям под страхом уголовного наказания запрещалось проявлять непослушание, жаловаться на родителей. Имущество, совместно нажитое супругами в браке, считалось общесемейной собственностью и передавалось по наследству детям. Кроме того, у каждого из супругов было свое имущество, которое складывалось из предметов личного обихода, а также родовой недвижимости, полученной от родственников. Жена приносила в дом приданое. Оно включалось в комплекс семейного имущества, находилось в совместном распоряжении супругов. При этом муж должен был гарантировать сохранность приданого на случай прекращения брака. Брак прекращался смертью супруга или разводом, который православная церковь, в отличие от католической, в некоторых случаях разрешала. Развитие товарно-денежных отношений, рост гражданско-правовых сделок, повышение роли международной торговли с Россией способствовали развитию гражданского права. Субьектами гражданского права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община). Требования к физическим лицам — возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования). По сравнению с предыдущим периодом возросла правоспособность женщины. Так, вдова наделялась комплексом правомочий в области заключения сделок. Основными способами приобретения прав на какую-либо вещь, в том числе и землю, (вещных прав), считались: Пожалование земли — сложный комплекс юридических действий, включавший в себя выдачу жалованной грамоты, запись в приказной книге сведений о наделяемом лице, установление факта незанятости передаваемой земли, ввод во владение в присутствии сторонних лиц. Приобретение прав на вещь путём заключения договора купли-продажи (как устного так и письменного). Приобретательная давность. Лицо должно добросовестно (то есть не нарушая ничьих прав) владеть каким-либо имуществом на протяжении определённого промежутка времени. После определённого срока это имущество (например, дом) переходит в собственность добрососвестного владельца. Уложение определило этот срок в 40 лет. Находка вещи (при условии необнаружения её хозяина). Обязательственное право в XVII веке продолжало развиваться по линии постепенной замены личной отвественности (переход за долги в холопы и т. д.) по договорам имущественной отвественностью. Устная форма договора всё чаще заменяется письменной. Для определённых сделок устанавливается обязательность государственной регистрации — «крепостной» формы (купля-продажа и иные сделки с недвижимостью). Особое внимание законодатели уделили проблеме вотчинного землевладения. Были законодательно закреплены: усложнённый порядок отчуждения и наследственный характер вотчинной собственности. Законодательство разрешало заключение одним лицом не более трёх брачных союзов в течение жизни. Брачный возраст был определён обычаем и практикой, но, как правило, он совпадал для мужчины с возрастом гражданской дееспособности — 15 лет. В отношени детей отец сохранял права главы семьи до самой своей смерти. За убийство ребёнка отец получал тюремный срок, но не смертную казнь, как за убийство постороннего человека. Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни — закапывание заживо по горло в землю. Развод допускался, но при соблюдении следующих требований: уход супруга в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.
|