КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
В основе формирования национального взгляда на внешний мир лежит социально-исторический опыт того или иного народа. Люди неизбежно воспринимают чужие обычаи, традиции, формы поведения прежде всего сквозь призму своих собственных обычаев и традиций. Схематизированный образ своей или чужой этнической общности, отражающий упрощенное знание о психологических особенностях и поведении представителей определенного народа, называют этнокультурным (этническим или национальным) стереотипом [Крысько 2002: 175]. Представления о самом себе как о члене некоторого этноса или носителе определенной культуры — это, как правило, положительные мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности. Суждения о других народах могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов [Налчаджян 2004: 207]. В экстремальных исторических ситуациях (войны, вооруженные конфликты) возникшие ранее негативные стереотипы о народе становятся элементом идеологии. Кроме стереотипов, сформированных на предыдущих этапах исторического взаимодействия народов, могут формироваться новые идеологические стереотипы для большей дискредитации противника. Если обратиться к отношениям России и Германии, следует сказать, что народы Германии и России имеют длительную историю взаимоотношений. В зависимости от политической ситуации возникали позитивно или негативно окрашенные стереотипы. В IX—XII вв. у немцев были сформированы негативные стереотипы о славянском народе: wild und barbarisch, Halbasiaten, versklavtes, unkultiviertes Volk mit patriarchischen Sitten. В эпоху правления Петра I появились позитивно окрашенные стереотипы в отношении России. Немцев восхищали die russische Weite и russische Seele des einfachen Volkes. Они называли русских groβzügig, tapfer и gesellig. В 20—30‑х гг. XX в. в Германии приходят к власти фашисты. Их пропаганда базировалась на негативных стереотипах о России и русских, сформированных на ранних этапах исторического взаимодействия русских и немцев, и на составляющих нацизма — антиславянских воззрениях, превознесении германской нации и т. п. Вследствие этого Россия и ее народ воспринимались как Untermenschen, stumpf и asiatisches Land, nicht europäische Kultur. В рамках данной публикации рассматривается соотношение стереотипов немецких солдат о России и нацистской пропаганды 30—40‑х гг. Материалом для исследования послужили 500 писем солдат Германии в период военных действий на территории Советского Союза 1941 г. Проанализировав языковые реализации стереотипов, нам удалось выделить следующие их группы: «UMWELT» / «ПРИРОДНЫЕ условия», «STAAT» / «государство» и «AUFENTHALTSORTE» / «Населенные пункты». Каждую из вышеназванных групп мы представили в виде фрейма. Фрейм «UMWELT» / «ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ» содержит три субфрейма: «Klima» / «Климат», «Landschaft» / «Ландшафт» и «Fauna» / «Фауна». Субфрейм «Климат» реализуется с помощью отрицательно окрашенного слота «Affenhitze» / «Зверская жара». Какое-либо упоминание о теплом климате в России отсутствует, поэтому жара шокирует немецких солдат. Согласно «Таблице народов» XVIII в., озаглавленной «Краткое описание находящихся в Европе народов и их свойств», Россия называется покрытой льдом землей [Kopelev 1985: 25]. Стереотип о холодном климате России противоречит тому, с чем сталкиваются немецкие солдаты на территории России: Hinzu kommt noch die Affenhitze, etwa 30 bis 35 Grad im Schatten und ungeheure Staubwolken, die einem beinahe die Luft nahmen [Diewerge 1941: 35]. Из приведенного примера следует, что летняя погода совсем измотала немецких солдат, так как температура воздуха в тени от +30 до +35 и кругом пыль, из-за которой сложно дышать. Слоты субфрейма «Landschaft» / «Ландшафт» окрашены как отрицательно, так и положительно. Слоты «Morast und Felder» / «Болота и поля», «das äußerst hügelige Land» / «Чрезвычайно холмистая местность» отражают негативное отношение к природным условиям Советского Союза. Слоты «herrlichste Landschaft» / «Великолепный ландшафт», «weite Wälder» / «Лесные просторы» реализуют стереотип о прекрасных природных ландшафтах и бескрайних просторах страны. Известно, что данный стереотип сформировался в период правления Петра I, а затем, перед военными действиями Германии против СССР, проявился с новой силой. В 1934 г. имперское управление пропаганды НСДАП организовало антибольшевистскую выставку, на которой был представлен материал о просторах ландшафтов Востока с бесконечно раскинувшимися полями, гигантскими лесами и огромными территориями степей. В соответствии с пропагандой НСДАП, целью войны было не только уничтожение еврейского большевизма, но и завоевание жизненного пространства на территории России, которая настолько огромная, что способна прокормить всю Европу [Хмельницкий 2010]. Субфрейм «Fauna» / «Фауна» представлен слотом «Надоедливые насекомые». Вероятно, до 1941 г. немцам было неизвестно о существовании огромного количества комаров на бескрайних просторах Востока. Измученные немецкие солдаты должны были днем и ночью использовать сетки от комаров, чтобы спастись от этих бестий: Das Moskitonetz ist mir immer über Kopf u Hals geworfen, denn auch in der Sonne belästigen die Mücken die armen Landser. Heute Nacht, während der Wache war es fast unerträglich mit den Biestern [Brief: R. B. an seinen Bruder: 1941]. Фрейм «STAAT» / «ГОСУДАРСТВО» представлен субфреймами «Identifizierung von Bolschewismus» / «Идентификация политической системы (большевизм)», «Staatsverhalten zur Bevölkerung» / «Отношение власти к населению», «Wirtschaftssystem» / «Экономическая система», «Parteifunktionäre» / «Партийные и политические деятели». Субфрейм «Identifizierung von Bolschewismus» / «Идентификация политической системы (большевизм)» содержит пять слотов: «Werk des Teufels» / «Творение дьявола», «Untier» / «Чудовище», «Weltpest» / «Мировая чума», «Geißel der Menschheit» / «Бич человечества», «Goldiger Bolschewismus» / «„Золотой“ большевизм». Возникновение стереотипа о вражеском большевизме и жестокости большевиков в сознании немецкого народа связано с революцией 1917 г. Стереотипы, возникшие в 1920‑х гг. в Германии, «базировались на стереотипах столетней давности: „большевизм как эрзац православия“, „советская принудительная система как замена царской тирании“ и пр.» [Глушак 2012: 28]. «Goldiger Bolschewismus» / «„Золотой“ большевизм» — ссылка на «саркастическую интерпретацию мифа о рабоче-крестьянском рае в период Веймарской республики» [Глушак 2012: 29]. Субфрейм «Staatsverhalten zur Bevölkerung» / «Отношение власти к населению» представлен шестью слотами: «Verbot jeder freien Meinung» / «Запрет собственного мнения», «Unterdrückung und Sklaverei» / «Гнет и рабство», «Betrug der Bevölkerung» / «Обман населения», «harte Strafen» / «Жестокие наказания», «Terror» / «Террор», «Mord der Intellektuellen» / «Истребление интеллигенции». Вышеназванные отрицательно коннотированные лексические единицы актуализируют стереотип о тирании евреев-большевиков, сформированный антисоветской пропагандой. Стереотип о тирании господ возник в период правления царя Ивана Грозного. В «Записках о Московии» С. Ф. фон Герберштейн изображает русских, с одной стороны, грубыми, необразованными, безнравственными, хитрыми, жестокими людьми, пьяницами, ворами, с другой — набожными, послушными, терпеливыми верноподданными, которые не сопротивляются деспотизму господ [Kappeler 1985: 178]. Именно произведение С. Ф. фон Герберштейна стало источником распространенного тезиса об абсолютном деспотизме русских государей и вытекающей отсюда покорности и рабской природе русских как нации: «Всех одинаково гнетет он (Иван Грозный) жестоким рабством... Они же прямо заявляют, что воля государя есть воля божья и что бы ни сделал государь, он делает это по воле божьей... Трудно понять, то ли народ по своей грубости нуждается в государе-тиране, то ли от тирании государя сам народ становится таким грубым, бесчувственным и жестоким» [Бухарин 2009: 124]. Субфрейм «Wirtschaftssystem» / «Экономическая система» включает два слота: «Vergraste und unbewirtschaftete Ackerflächen»/ «Неэффективное хозяйствование», «Kollektiv-Wirtschaft» / «Коллективное хозяйство». Данные лексические единицы подтверждают существующий идеологический стереотип о жестокости и тирании «еврейского большевизма», который, захватив политическую власть, превратил народ России в рабов. Так, например, в пропагандистской национал-социалистической листовке, подготовленной в середине июня 1941 г., говорилось, что коммунисты не дали обещанные землю и свободу: «Вместо земли они дали вам непосильную работу, вы стали крепостными рабами Сталина и его жидовских комиссаров, которым, конечно, не жалко, как вы надрываетесь в колхозах, гнетесь под тяжестью стахановщины или гибнете в концлагерях» [Ермаков 2009]. Субфрейм «Parteifunktionäre» / «Партийные и политические деятели» представлен двумя слотами: «Persönlichkeit» / «Личность» и «Lebensbedingungen» / «Условия жизни». Слот «Persönlichkeit» / «Личность» содержит подслоты «Gauner» / «Мошенники», «Stalinverbrecher» / «Преступники Сталина», «Übeltäter» / «Злодеи», «Meister im Morden und Brennen» / «Мастера убийств и поджогов», «bolschewistische Weltbetrüger» / «Большевистские лгуны», «Verräter» / «Предатели». При помощи этих отрицательно коннотированных лексических единиц характеризовались все деятели Коммунистической партии Советского Союза в рамках пропаганды против «большевистско-еврейской системы Сталина». Одним из примеров, подтверждающих формирование стереотипа о жестокости большевиков, можно назвать статью «Результаты величайшего геноцида всех времен» газеты «Берлинер берзенцайтунг» от 1937 г., в которой «приводятся подробные данные о статистике репрессий, результатах голода, вызванного коллективизацией, динамике числа лагерей и числа заключенных в 20—30-х гг. в СССР» [Хмельницкий 2010]. Слот «Lebensbedingungen» / «Условия жизни» содержит подслоты «Schöne große Häuser» / «Красивые большие дома», «Große Paläste» / «Дворцы», «Eine sehr gute Einrichtung» / «Богатая обстановка», «Wenig Pflichte, große Rechte» / «Мало обязанностей, много прав», «Reichliches Auskommen» / «Финансовый достаток». Данную характеристику жизни партийных и политических деятелей следует отнести к пропагандистским клише, основанным на антибольшевистской идеологии: евреи живут в красивых домах с богатой обстановкой, посещают театры, не работают, но богаты, наслаждаются вином и общением с женщинами, в то время как народ живет в нищете, не имея даже самого необходимого для жизни. Согласно пропаганде, после революции евреи не только установили господство в советской России, но и захватили все богатства России, всё было национализировано, конфисковано евреями [Война Германии против Советского Союза 1941—1945: 1991]. Фрейм «AUFENTHALTSORTE» / «НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ» содержит субфреймы «Stadt» / «Жизнь в городе» и «Dorf» / «Жизнь в деревне». Субфрейм «Stadt» / «Жизнь в городе» представлен слотами «Infrastruktur einer Stadt» / «Инфраструктура города» и «Bauwerke» / «Строения». Слот «Infrastruktur einer Stadt» / «Инфраструктура города» включает подслоты «Verteiler-Läger» / «Продовольственные склады», «Zerstörte Wasserleitungen» / «Разрушенная система водоснабжения», «Verseuchte Brunnen» / «Отравленная вода в колодцах», «Keine Rasenanlagen» / «Отсутствие парков», «Unbefahrbare Straßen» / «Непригодные дороги для проезда», «Zerstörte Brücken» / «Разрушенные мосты». Вышеназванные отрицательно коннотированные лексические единицы актуализируют стереотипы о нецивилизованности и дикости народа, об убогости и нищете в «советском рае рабочих и крестьян». Известно, что первые обобщенные представления о населении России появились в XVI и XVII вв. благодаря «Запискам о Московии» (1549) С. Ф. фон Герберштейна и появившемуся позднее «Подробному описанию поучительной поездки в Москву и Персию» (1663) А. Олеария. Авторы этих произведений отмечали «дикость», «варварство», «нецивилизованность» русского населения, тем самым подчеркивая превосходство своей собственной, западноевропейской культуры. Кроме того, пропагандой НСДАП в сознание немецкого народа был внедрен стереотип об убогости и нищете в «советском рае рабочих и крестьян». Слот «Bauwerke» / «Строения» включает следующие подслоты: «Häuser aus Holz» / «Деревянные дома», «Protzige Büro- und Fabrikbauten» / «Роскошные офисные и фабричные здания», «Hochhäuser» / «Многоэтажные здания», «Steinerne Sowjethäuser» / «Каменные здания партийного руководства», «Schmucklose unverputzte Neubauten» / «Простые неоштукатуренные новые постройки», «Formlos und schlecht gebaute Bauten» / «Бесформенные и плохо построенные здания». Лексические единицы, описывающие слот «Bauwerke» / «Строения», являются языковой реализацией стереотипа о роскошной жизни партийных деятелей и нищете простого народа в «советском рае». Целью пропаганды было раскрыть ложь большевиков, декларировавших, что в Советском Союзе наблюдается культурный, социальный и технический прогресс. Известно, что по заданию управления пропаганды НСДАП в период военных действий был собран материал о жизни в Советском Союзе для создания антибольшевистской выставки. В качестве примера приведем цитату из описания: Возведенные в американском стиле с тысячей технических недостатков „строительные гиганты“ стоят на роскошных улицах и как бы с издевательством смотрят на нищие хижины истощенных рабочих, в которых обычные граждане этого „рая“ вынуждены жить серой и безрадостной жизнью после 25 лет большевистского культурного облагодетельствования [Хмельницкий 2010]. Субфрейм «Dorf» / «Жизнь в деревне» содержит так же, как и субфрейм «Stadt» / «Жизнь в городе», два слота: «Infrastruktur eines Dorfes» / «Инфраструктура деревни» и «Bauwerke» / «Строения». Слот «Infrastruktur eines Dorfes» / «Инфраструктура деревни» представлен четырьмя подслотами: «Schmutzige Brunnen» / «Колодцы с грязной водой», «Keine Wasserleitung» / «Отсутствие водопровода», «Keine Kaufläden» / «Отсутствие магазинов», «Schlechte Straßen» / «Плохие дороги». Следует отметить, что инфраструктуры города и деревни практически не имеют различий. Отрицательно коннотированные лексические единицы слота «Инфраструктура деревни» подтверждают стереотип об ужасных условиях жизни рабочих и крестьян в системе еврейского большевизма, при котором власть имущие разорили страну и людей. Слот «Bauwerke» / «Строения» содержит подслоты, описывающие нищенские условия жизни в деревне: «Bauten aus Holz» / «Деревянные постройки», «kleine, elende Holzhütten» / «Маленькие, в плачевном состоянии хижины», «steinerne Kirche aus Zarenzeit» / «Каменная церковь, построенная в царское время», «Dorfschule wie ein Stall» / «Школы, похожие на хлев». Сравнивая характеристику строений в городе и деревне, следует отметить, что в деревне, в отличие от города, отсутствуют каменные постройки, кроме старой церкви. В основном здания — это развалившиеся лачуги, хижины, бараки. Слот «Bauwerke» / «Строения» содержит отрицательно коннотированные лексические единицы, которые описывают ужасные постройки, что подтверждает стереотип о нищете советских крестьян, созданный национал-социалистической пропагандой с целью разрушить иллюзию прекрасной жизни в Советском Союзе. Суммируя вышесказанное, отметим, что в сознании немецких солдат в 1941 г. доминировал официально-пропагандистский образ России. В письмах немецких солдат домой 1941 г. отчетливо прослеживаются сформированные нацистской пропагандой негативные стереотипы о жестокости и тирании «еврейского большевизма», о живущих в роскоши евреях-большевиках, нищете и нецивилизованности населения. Согласно письмам, в течение 1941 г. формируются некоторые новые негативные стереотипы — о летней жаре, кровососущих насекомых, болотах России, — которые основываются на личном опыте немецких солдат.
ЛИТЕРАТУРА 1. Бухарин Н. И. Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности / под общ. ред. д-ра ист. наук, проф. В. И. Дашичева ; отв. ред. Н. К. Меден. — М. : ИЭ РАН, 2009. 2. Война Германии против Советского Союза 1941—1945 : документальная экспозиция / под ред. Р. Рюрупа. — Берлин, 1991. URL: http://flot.com/ 3. Глушак В. М. Взаимное восприятие русских и немцев от древности до наших дней // Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры / отв. ред. А. Лаврентьев, Х. Ноймайер. — Петерсберг : Michael Imhof Verlag, 2012. С. 22—31. 4. Ермаков А. И. Вермахт против евреев. Война на уничтожение. 2009. URL: http://www. 5. Крысько В. Г. Этническая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Академия, 2002. 6. Налчаджян А. А. Этнопсихология. — СПб. : Питер, 2004. 7. Хмельницкий Д. С. Нацистская пропаганда против СССР [Материалы и комментарии, 1939—1945]. 2010. URL: http://www.telenir.net/istorija/ 8. Brief: R. B. an seinen Bruder am 11.7.1941. URL: http://www.museumsstiftung.de/feldpost/brief.html?action=detail&what=letter&id=700&date_from_mn_name=07&date_from_yr_name=1941&date_to_mn_name=07&date_to_yr_name=1941 (дата обращения: 20.02. 2013). 9. Diewerge W. Deutsche Soldaten sehen die Sowjetunion. Feldpostbriefe aus dem Osten. — Berlin : Limpert, 1941. 10. Kappeler A. Die deutschen Flugschriften über Moskowiter und Iwan den Schrecklichen im Rahmen der Russlandliteratur des 16. Jahrhunderts // Russen und Russland aus deutscher Sicht 9. — 17. Jahrhundert. — München : Wilhelm Fink Verlag, 1985. S. 150—182. 11. Kopelev L. Fremdenbilder in Geschichte und Gegenwart // Russen und Russland aus deutscher Sicht. 9. — 17. Jahrhundert. — München : Wilhelm Fink Verlag, 1985. S. 11—34.
|