Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Права индивида и коллективные права




Читайте также:
  1. C. 4.35. 13). - Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  2. I.2.1) Понятие права.
  3. I.2.3) Система римского права.
  4. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  5. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  6. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  7. II.3. Закон как категория публичного права
  8. Ius gentium и его роль в истории права
  9. IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
  10. IV.4.5) Презумпции и фикции преторского права.

Между индивидуальными и коллективными правами су­ществует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущем­лять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно свя­заны, хотя и различны по своей природе. Право индивида — это естественное право, присущее ему от рождения, одна из глав­ных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегума-низирует его. Вот почему трудно переоценить значимость прин­ципа "человеческое измерение", выработанного международным сообществом в последней четверти XX в. и являющегося ори­ентиром в тех сложных противоречивых процессах, которые происходят сегодня в мире.

Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются и кристаллизуются по мере становления инте­ресов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рас­сматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно

5 4. Права индивида и коллективные права 141

иные свойства, определяемые целями и интересами коллектив­ного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить провер­ку "человеческим измерением" — правами индивида. Коллек­тивные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общ­ность, антигуманны и противоправны.

Это не следует трактовать как утверждение примата эгои­стического интереса индивида над интересами общности. Цен­ностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивили­зации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельно­сти человека и человечества в целом. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на "качество".



Такой подход является единственно правильным, однако его далеко не просто реализовать в жизни. Так, противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конф­ликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, используя при этом исторические аргументы, трактуемые в свою пользу, отстаивая свое право на самоопределение.

Однако право народа на самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, и леги-тимность этого коллективного права подтверждается либо оп­ровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от его национальной принадлеж­ности, религиозных убеждений и т. д. И в этом смысле можно говорить, что права человека выше коллективных прав народа и прав нации. Хотя при нормальном развитии процессов само­определения народа не должна возникать проблема ранжиро-



142 Глава V. Структура прав человека и гражданина

вания индивидуальных и коллективных прав, ибо цивилизован­ное понимание самоопределения неотделимо от принципа неру­шимости прав человека. Поэтому международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа на само­определение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансированного развития.

Такова природа и других коллективных прав, например права на развитие, осуществление которого народами, освобо­дившимися от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организа­ции (ассоциации) не могут основываться на подавлении или ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, мы хотим отметить, что в современных теориях наблюдается тен­денция относить сюда те из них, которые конкретизируют ин­дивидуальные права первых двух поколений (например, пра­во на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются коллективными, и их едва ли правильно отно­сить к третьему поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллектив­ных прав, как право на солидарность и на международное общение.


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 14; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты