КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древнехристианский аскетизм как первооснова русской православной антропологииПонимание отношений и характера взаимодействия Русской Православной Церкви с казачеством требуетобратиться к краткому анализу истоков происхождения, преемственности и освоения древнехристианской аскетики в отечественной православной культуре, которая впоследствии стала духовно-нравственнымоснованием и для православного казачества, воплотившего христоцентрическую парадигмув создании многочисленных монастырей, храмов и своем жизненном укладе.Считаем целесообразным напомнить о наследии выдающихся подвижников Древневосточной церкви, раскрывающем онтологическое предназначение человека, исходящее из евангельских ценностей. Важное место в становлении и развитии русского подвижничества принадлежит Святой Горе Афон. С древнехристианским аскетизмом и всей православной антропологической культурой Востока непосредственно связаны труды виднейших русских богословов, пастырей, философов, в том числе и выходцев из казачьих родов. Аскетическое подвижничество как образ жизни, основанный на строгом соблюдении христианских заповедей, началось с апостольских времен. Жизнь апостолов — это путь совершенства, заповеданный Спасителем в Евангелии. В первые века христианской эпохи наименование монахов получили в Египте избранные ученики святого апостола Марка, первого епископа Александрии, которые удалялись в самые глухие пригородные места, где проводили возвышенную духовную жизнь.
Святой апостол Марк
Таким образом, древнехристианский аскетизм и монашество зародились в Египте в конце III – начале IV века и базировались на опыте как эллинистической, так и предхристианской, новозаветной аскетики первых веков. На существование отдельных анахоретов (отшельников) и небольших «монастырей», существовавших еще во II–III веках в Египте и на Синае, указывает профессор А.И. Сидоров, называя и некоторых «монахов до монашества», к числу которых относится святой Павел Фивейский [24, 9-114; 120-121]. Труды апостола Марка, принявшего в Египте мученическую смерть, принесли богатые плоды: число церквей быстро возрастало и распространялось по всей стране. В долине Нила располагались коптские церкви и монастыри, сохранявшиеся до настоящего времени. По оценке Б.А. Тураева, данной в начале ХХ века, «около миллиона потомков подданных древних фараонов, единоплеменников святых Антония и Пахомия Великих, до сих пор с гордостью называют себя «египтяне православные» [27, 189]. В Египте находилось значительное сообщество христианских аскетов (иноков), причем в пустыне жителей было не меньше, чем в городах, о чем свидетельствует один из виднейших представителей древневосточной патристики Иоанн Златоуст:«Не столь светло небо, испещренное сонмом звезд, как пустыня Египетская, являющая повсюду иноческие кущи... Египетская пустыня лучше рая» [9, 87-88]. Глубокую аскетическую молитвенную жизнь проводили первые подвижники и основатели православной аскетической культуры — преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий, Макарий Египетский, Макарий Александрийский и многие другие, чье «постоянство, терпение, добродетели, чудеса, ими совершаемые, увеличили стремление к иноческой жизни» [10, 89-90]. В последние годы III в. преподобный Антоний Великий, совершавший пост и молитву в пустынном уединении, стал основоположником отшельничества. В то же время преподобный. Пахомий основал общежитие Тавеннское в Верхнем Египте, а преподобный Макарий Великий стал родоначальником так называемых «безмолвников» в дикой пустыне Скит, расположенной недалеко от Александрии. От названия пустыни монастыри на Востоке (а в последующем – и на Руси) получили название скитов [26, 460]. По историческим сведениям, основатель монашества и пустынножительства Антоний Великий родился в богатой и знатной семье в 251 году в селении Комы в Среднем Египте.
Святой Антоний Великий
В возрасте около 20 лет он, следуя заветам Евангелия, продал свое имение, раздал богатство бедным, оставил свой дом и удалился от мира, проводя уединенную жизнь в заброшенной гробнице вблизи селения под руководством благочестивого подвижника — старца. Последующие двадцать лет он прожил один в Фиваидской пустыне, преодолевая страшные искушения и борясь со страстями. Постепенно о нем распространилась слава как о святом, и множество христианских подвижников, желающих последовать его примеру и нуждающихся в духовном наставничестве, образовали селение вокруг его кельи, так что, по словам святого Афанасия Александрийского, «пустыня превратилась как бы в город монахов». От преподобного Антония форма монашеской жизни получила быстрое распространение, а его имя стало звеном, связавшим всех разобщенных, не связанных между собой отшельников в братские общины. Его нравственно-аскетические наставления и идеи праведной христианской жизни легли в основание всей последующей аскетики и православной антропологической традиции. Обращает на себя внимание характер взаимоотношений в братском сообществе аскетов: общение св. Антония со своими учениками носило духовный характер и не подчинялось строгим правилам иерархии - в союзе подвижников не существовало жесткой дифференциации на настоятелей и простых иноков, все были равны между собой [13, 17-18]. Не устанавливая внешних правил для жизни иноков, Антоний прежде всего заботился об истинном благочестии своих учеников, и составил поучение, из которого до нас дошли двадцать правил [11, 115-123]. Следуя наставлениям своего духовного учителя, подвижники не проявляли ропота и прекословия, строго воздерживались от злых намерений и действий по отношению к собратьям и всячески стремились помогать друг другу. Призывая следовать христианским добродетелям, Антоний наставлял учеников быть смиренными, остерегаться гордости, тщеславия, сохранять духовную и телесную чистоту. Преподобный Антоний предостерегал от сквернословия, поскольку «худое слово вреднее всякого яда»; не одобрял праздной жизни и особенно советовал заниматься физическим трудом. Главное, о чем всегда напоминал наставник своим духовным детям, - это следование Евангелию. Жизнь Антония Великого проходила в постоянных подвигах труда, молитвы и заботы о спасении ближних. Его земной путь завершился в 355 году. Как родоначальник аскетической иноческой жизни святой подвижник стал образцом отшельничества для всех последующих поколений христиан, включая русскую аскетическую школу. В Нижнем Египте центром христианского подвижничества и монашества стали Нитрийская, Келлий и Скитская пустыни. В пустыне Келлий жилища монахов были удалены друг от друга, и лишь по субботам и воскресеньям иноки собирались в храм на совместные богослужения. Пустыня Скит известна тем, что в ней шестьдесят лет совершал подвижничество преподобный Макарий Египетский (300–390), который был вдохновлен примером Антония Великого и продолжил его дело [2]. Известно, что высшими добродетелями для инока преподобный Макарий считал произвольную нищету и нестяжательность. Отличался он необыкновенным смирением – главной христианской добродетелью, – которое особенно проявлялось в снисходительности к слабостям других. Скитская пустыня к концу IV века стала одним из главных центров православного аскетизма и монашеской жизни. Характер подвижничества в названных пустынях был полуобщежительным: в нем совмещались особенности как киновии (общежительства), так и анахоретства (отшельничества), которые в дальнейшем преобразовались в форму византийского монашества — келлиотство. По такому же принципу формировалось и палестинское иночество благодаря части скитских подвижников, переселившихся в Палестину в конце IV – начале V века [25, 145-146].Основателем общежительного монашества в Египте считается преподобный Пахомий Великий (287–346), создатель первого общежительного устава, который, как говорится об этом в святоотеческих источниках, был дан ему Ангелом и представлял собой «Правила монашеского жития, данные Богом преподобному Пахомию Великому для иноков Тавеннисиотских обителей» [10, 14-17]. К уставу св. Пахомия присоединяются и правила Василия Великого, родом из Каппадокии, основателя киновий в Малой Азии [8].
Святитель Василий Великий
Начиная с III в. многие христиане, спасаясь от гонений Декия, укрывались на горе Синай. Синайский полуостров и Синайская гора — Священное место с Ветхозавтеных времен. В 330 году по приказу равноапостольной царицы Елены возле Неопалимой Купины был построен храм, посвященный Богоматери [14, 7]. С XI века монастырь Преображения известен как монастырь святой великомученицы Екатерины, после казни которой ее святые останки были найдены на вершине горы Синая и перенесены затем в монастырь, где в настоящее время и находятся [20, 70-90]. На Синае аскетическая христианская культура прочно утвердилось во второй половине IV века, а период с V до VII веков считается здесь самым цветущим временем развития монашества. В VI в. на Синае жил и совершал свой аскетический подвиг преподобный Иоанн Лествичник — автор выдающегося произведения «Лествица, возводящая на небо» («Лествица» означает «лестница»).
Преподобный Иоанн Лествичник
В «Лествице» акцентируется внимание на возможности и этапах. духовной эволюции человека, которая достигается его постоянной внутренней борьбой со своими грехами и пороками. О жизни преподобного Иоанна Лествичника известно не много. В кратком описании Аввы Иоанна, игумена Синайской горы, составленном монахом Раифским Даниилом, говорится о том, что все течение жизни его - это непрестанная молитва и пламенная любовь к Богу, «ей преподобный был и образом добродетелей и врачом, исцелявшим сокровенные язвы» [19, 47]. В сочинении прп. Иоанна Лествичника описан царский путь меры и духовной гармонии, исполненный напряженным, но благодатным духовным подвигом и постоянной памятью о смерти, не позволяющей человеку небрежно и неосмотрительно относиться к своей Богом данной жизни. Степени «Лествицы» учат борьбе с грехом и слабостями, свойственными всем людям, даже строгим аскетам, а также воспитанию добродетелей, восстанавливающих в очищенном от греховной нечистоты человеке образ Божий. Так аскетическая культура святости, создаваемая древневосточными подвижниками благочестия, расширяла свои границы и транслировала в окружающий мир, в его сложную систему общественных отношений идеал христианской этики и нравственности, который в скором времени стал основой русской православно-аскетической традиции. В VIII–IX веках византийское иночество отстаивало православное вероисповедание в борьбе с иконоборчеством. Выдающуюся роль в этой борьбе сыграл великий подвижник Феодор Студит, настоятель Константинопольского Студийского монастыря, иноческий устав которого впоследствии стал руководством в монашеской жизни сначала в Византии, а затем в Киевской Руси.
Святой Феодор Студит Святой Феодор получил наименование «Творца канонов», поскольку составил значительный ряд особенных молитвословий, употребляемых в церковных службах. Святым братьям Феодору и Иосифу приписывается также составление церковной книги — «Триоди постный», употребляемой при богослужении во время Великого поста. В том же Студийском монастыре прославился подвигами иноческой жизни один из великих богословов-исихастов Симеон Новый Богослов (949–1022), особое место в наставлениях которого уделяется «тайному деланию», то есть умной молитве, ставшей основой его духовной жизни [3, 95-99]. В своих творениях — ценнейших памятниках православной аскетической литературы — преподобный Симеон Новый Богослов развил антропологическое учение святых Отцов о молитве, о таинственном духовном восхождении в горний мир, о преображении души благодатию Святого Духа. Истоки трудов святого подвижника находятся в небесных откровениях Апостола Павла, Евангелиста, Иоанна Богослова, богослова и христианского философа Дионисия Ареопагита и преподобного Макария Египетского [16, 355-356]. Огромное значение в становлении и развитии русского монашества принадлежит Святой Горе Афон, которая почиталась еще с античных времен, что свидетельствует о ее особой благодатности. О Святой Горе Афон — земном уделе Пресвятой Богородицы — в «Письменах Востока» говорится, что именно здесь проявляется особенная любовь Матери Божией к избранному Своему уделу. История Афона есть как бы летопись посмертного жительства на земле Пречистой Девы.
Икона Божией Матери «Игумения горы Афонской»
На каждом шагу, в каждой обители есть Её чудотворная икона и какое-либо предание о видимом Её присутствии и покровительстве [6, 6-7]. Появление христианских аскетов - подвижников на Афоне относится к VI веку: сначала здесь были одинокие пустынники, а в VIII в. преподобный Петр Афонский провел здесь строгую жизнь исихаста (молитвенника – безмолвника), прожив в пещере пятьдесят три года [4, 486-514]. В VII в. императором Константином Погонатом (668–685) полуостров был отдан в вечное владение православным монахам. В это время на Афоне появлялись небольшие обители, в которых жили только монахи: вход женщинам сюда во все времена был категорически запрещен. Первый общежительный, монастырь на Афоне строится в 961 г. благодаря стараниям Афанасия Афонского, который назвал его во имя Пресвятой Богородицы и вверил Ее попечению [5. 5-58]. В поздневизантийский период - с IX–X веков - Святая Гора Афон стала главным центром православного монашества [12, 5-24], а русское присутствие на Святой Горе начинается с XI века: основоположник русского монашества преподобный Антоний Печерский принес благословение Святой Горы избранному им месту своего аскетического подвига недалеко от Киева [18, 68]. Определяющая роль Афона в развитии русской православной антропологической традиции в значительной степени связана с распространением в XIII–XIV веках в афонских монастырях «умного делания», способствовал которому преподобный Григорий Синаит - «обновитель исихазма на Афоне» [21]. Духовный ученик и преемник Григория Синайского, святитель Григорий Палама обосновал впоследствии антропологическое учение, основывающееся на практике безмолвной молитвы и созерцания в своих богословских трудах, которые вошли в число базисных аскетических произведений для русского монашества [16. 356]. Святитель внес весомый вклад в развитие духовной литературы, оставив после себя более 70 сочинений, которые, по мнению их автора, возвращают Православие к живым истокам [22, 359]. Касаясь некоторых весьма важных аспектов социокультурного служения восточного монашества как предпосылки русской монашеской традиции, укажем на тесные отношения подвижников благочестия с представителями политической элиты и интеллигенции Римской империи, благодаря союзу с которыми монастыри стали не только местом святых молитв, но и колыбелями «ученого монашества». Длительный опыт древнехристианского аскетизма, представленный выше, послужил первоосновой русской православной антропологии и философской мысли, развивавшейся с ХI столетия в контексте пришедшей из Византии духовной культуры. Знаменательным фактом можно считать уже то, что родоначальниками русского иночества стали Антоний и Феодосий Печерские, принявшие в качестве эстафеты, имена родоначальников восточного монашества – Антония и Феодосия Великих. Методологической основной русской духовной культуры в христианскую эпоху послужили идеи православно-аскетической антропологии и принципы синергетического подхода, разработанные в учении богословов Восточной Церкви и получившие дальнейшее развитие в святоотеческой традиции и трудах ведущих ученых — русских религиозных философов, богословов и культурологов — в аспекте взаимосвязи Церкви и культуры, христианства и творчества. Влияние древневосточной традиции исихазма на русскую антропологическую и философскую школу, а также процессы духовной творческой деятельности личности очевидны и содержатся во многих теоретических положениях, высказанных Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, И.А. Ильиным, В.В. Зеньковским, И.В. Киреевским, К.Н. Леонтьевым, Философы. Картина М.В. Нестерова В отечественной православной антропологии ключевой позицией древнехристианской святости является мысль о той «высоте богоподобия», к которой призван и способен человек», и как он может достигнуть совершенной духовной красоты. Эта красота, в соответствии с положениями христианской антропологии, «данная и заданная человеку в творении, раскрывается… при правильной жизни, именуемой аскетикой» [17, 143]. Определяя понятие аскетики, русский религиозный философ и священник П.А. Флоренский Современный христианский философ С.С. Хоружий считает, что «аскетика …по своему содержанию есть методичная и высокоразвитая антропологическая практика, или, иными словами, опытная наука о человеке» [30, 158]. Русская антропологическая духовная традиция воплотила высокие подвиги аскетического опыта в образцах культуры и искусства, составивших мощный пласт национального российского духовного наследия, вошедшего в сокровищницу мировой культуры и оказавшего заметное влияние на все сферы бытия. В данной связи упомянем идею богослова и философа Русского Зарубежья Георгия Флоровского о том, что личность, укорененная в трудах и наследии святых отцов Восточной Церкви, воспринимает культуру как некое продолжение творческой деятельности Божией, поэтому творчество борцов за Истину должно стать духовным подвигом и соответствовать святоотеческим образцам. В вопросах генезиса и дальнейшего развития аскетической традиции святости на неразрывность русской православной духовности, культуры и государственности с византийскими корнями прямо указывали И.В. Киреевский и К.Н. Леонтьев. Феномен святости в антропологическом смысле теоретически и философски освещен П.А. Флоренским, который говорит о нем как о духовной красоте, заданной человеку в творении и раскрывающейся лишь в правильной жизни, а именно — в аскезе. Святитель Игнатий Брянчанинов В аспектах осмысления взаимосвязи христианства, творчества и культуры в суждениях видного богослова ХIХ века Игнатия (Брянчанинова) об аскетизме говорится как первооснове любого творческого процесса. Философские идеи Н.А. Бердяева о свободе, творчестве и личности, осуществляющей борьбу за достижение правды Божией, также отчетливо просматриваются некоторые философские идеи эпохи патристики. В религиозно-философском анализе сущности аскетического иноческого служения принципиальными теоретическими положениями для русской антропологии стали утверждения протоиерея Г. Флоровского о том, что христианское подвижничество сумело сохранить идеал культуры в его чистоте и свободе и, таким образом, благодаря иноческому служению духовная аскетическая жизнь стала питательной средой для последующего духовного творчества. При этом философ подчеркивает значение аскезы не как факта, сковывающего и закрепощающего творчество, а как условия личностного духовного совершенствования в приверженности Богу. Русский генерал и историк А.Н Муравьев
Использованные материалы: 1. Анатолий (Грисюк), иеромонах. Исторический опыт сирийского монашества до половины VI в. Киев, 1911. 2. Бронзов А.А. Преподобный Макарий Египетский: Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб., 1899. Т. I. 3. Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022 гг.). Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1996. С. 95-99. 4. Афонский патерик или жизнеописание святых, на Афонской Горе просиявших. М.: Афонское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, 1994. С. 486-514. 5. Афонский патерик или жизнеописание святых, на Афонской Горе просиявших. М.: Афонское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, 1994. С.5-58. 6. Вышний Покров над Афоном или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 6-7. 7. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. М.: Паломник, 1998. Т. 4. С. 14-17. 8. Древние иноческие уставы, собранные св. Феофаном Затворником. М., 1994. 9. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М.: Паломник, 2000. Ч. 1. С. 87-88. 10. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М.: Паломник, 2000. Ч. 1. С. 89-90. 11. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке .М.: Паломник, 2000. Ч. 1. С. 115-123. 12. Леонид (Поляков), архм. Афон в истории русского монашества // Богословские труды. 1970. Т. V. С 5-24. 13. Лобачевский С. Св. Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение). Одесса, 1906. С. 17-18. 14. Монастырь святой Екатерины. Синай. Издание монастыря Св. Екатерины. С. 7. 15. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М.: Издание Московской Патриархии, 1991. С. 355. 1 6. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М.: Издание Московской Патриархии, 1991. С. 356. 17. Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической антропологии // Православное учение о человеке: Избранные статьи. Синодальная Богословская Комиссия. Издательство «Христианская жизнь». – Москва-Клин, 2004. С. 143. 18. Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 68. 19. Преподобного отца Аввы Иоанна игумена Синайской горы Лестивца. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2002. С. 47. 20. Святая великомученица Екатерина. М.: Сибирская Благозвонница, 2005. С. 70-90. 21. Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 22. Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. С. 359. 23. Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. – М., 1914. С. 98–99. 24. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. 25. Сидоров А.И. . Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 136, 145-146. 26. Творения иже во святых Отца нашего Святителя Игнатия, еписокопа Ставропольского. Аскетические опыты. М.: Сретенский монастырь, 1996. Т. 1. С. 460. 27. Тураев Б.А. Египетские церковные впечатления // Сообщения Православного палестинского Общества (СППО), 1910. Т. XXI. Вып. 2. С. 189. 28. Феодосий (Олтаржевский), архим. Палестинское монашество в IV-VI вв. Киев, 1899. С. 5-24. 29. Феодосий (Олтаржевский), архим. Палестинское монашество в IV-VI вв. Киев, 1899. С. 77-92. 30. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека //. Православное учение о человеке: Избранные статьи. Синодальная Богословская Комиссия. Издательство «Христианская жизнь». – Москва-Клин, 2004.
|