Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Понятие и эволюция этноса




Читайте также:
  1. I Понятие, виды, отличия и структура рекламы
  2. I. Введение. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
  3. I. Общее понятие религии
  4. I. Понятие города и его категории
  5. I. ПОНЯТИЕ МАТРИЦЫ.
  6. I. Экономический рост: понятие, измерение, типы и факторы.
  7. I.2.1) Понятие права.
  8. II.5.1) Понятие и система магистратур.
  9. II.6.1) Понятие юридических лиц.
  10. III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.

Исследование процесса соотношения этноса и государства необходимо начинать с определения понятия "этнос" и выявления механизма его эволюции. Первое позволит избежать многозначности понимания этого термина, а второе — выявить на разных этапах развития этноса особенности его соотношения с государством.

Термин "этнос" ввел в международный обиход в 1921 г. русский ученый С. М. Широкогоров в качестве собирательного термина для обозначения этнических общностей.

В научной литературе сложилосьдва основных подхода в определении этноса. Первый состоит в том, что этнос — это исторически возникшая общность (форма социальной группировки) людей, которая обладает общностью территории, языка, культуры, религии, другими общими признаками. Сторонники данного подхода исходят из того, чтоэтнос — явление социальное, ибо он не существует вне собственных социальных институтов различных уровней — от семьи до общества. Следовательно, этнос подчинен законам развития общества и потому не имеет собственных закономерностей. Социальное в широком значении, утверждают они, включает в себя и этническое. Значит, сами этносы представляют собой социальные институты1.

Согласно второму подходу этнос — это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя всем

' См.: Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Сторонники этого подхода исходят из того, чтоэтнос — явление биологическое (природное), не просто совокупность признаков, а система, являющаяся связующим звеном, "мостом" между социальным и биологическим, явление, в котором биологические признаки играют определяющую роль1.

В соответствии с этим сторонники каждого подхода имеют свое видение процесса эволюции этносов, их структуры, места и роли в человеческой истории и, соответственно, их соотношения с государством.

В современном мире насчитывается более двух тысяч этнических общностей. Их количество продолжает изменяться. Одни этносы возникают, другие распадаются и исчезают. Естественно, проследить процесс эволюции исследуемого этноса, его структуру, место и роль в окружающем мире, соотношение с государством — задача нелегкая. В целях облегчения ее решения этносы обычно классифицируются по определенным критериям, что позволяет выявить общие признаки и создать тем самым своеобразную "матрицу", которую можно "наложить" на отдельно взятый этнос и, следовательно, с большей точностью проследить эволюцию последнего.



Существуют разныекритерии классификации этносов. Сторонники первого подхода классифицируют этносы по их основным признакам (языку, территории, культуре, религии и т.п.) и особенностям (социально-классовой структуре, численности и т.п.) либо по совокупности признаков и особенностей, а сторонники второго подхода — по стереотипу поведения, фазам этнического развития.

Классификация этносовпо языку приводится с целью выявления их генеалогического происхождения. В этнологической науке выделяют 13 основных семей — австроазийская, бантуская, дравидская, индоевропейская, кавказская, кайсанская, малайе-полинезий-ская, плео-азиатская, семито-хамитская, алеутская — и группу изолированных языков, лишенных генетических связей, — финский, баскский, кетский, японский и др.2 Каждая семья подразделяется на группы, группа — на ветви, ветвь — на этносы. Так, индоевропейская семья подразделяется на славянскую, германскую, романскую и другие группы. Славянская группа, в свою очередь, — на восточную, западную, южную ветви. Восточная ветвь славянства — на русский, украинский, белорусский этносы. Недостаток этой классификации — она не вполне учитывает, что языковая близость не всегда совпадает с этнокультурной. Так, этническую общность мо-



' См.: Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

2 См.: Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Л., 1974. С. 78—79.

гут не образовывать даже народы, говорящие на одном и том же языке. Например, у немцев и австрийцев коренной язык — немецкий, но они не образуют единого этноса.

Классификация этносовпо территориальному признаку предполагает их объединение по крупным географическим, историко-географическим областям. Например, "народы Сибири", "народы Кавказа", "народы Восточной Азии" и т.п. Обычно выделяют 55 таких объединений'. Такая группировка этносов отражает как сходство природных условий их жизни, так и сходство в типе хозяйства и материальной культуре (культурно-бытовой сфере). Слабая сторона этой классификации — она может создать превратное представление об этнической близости этносов, существующих в рамках одного территориального объединения. Например, буры и банту-язычные этносы в географическом отношении относятся к "народам Южной Африки", но они резко отличаются в языково-культурном и антропологическом отношении.

Классификация этносовпо признаку культуры проводится в виде группировки этнических общностей по отдельным элементам их культуры: материальной (результатам производства, уровню развития техники и т.п.) и духовной (идеологии, религии, уровню развития науки и т.п.). Недостаток этой классификации — сильная дифференциация элементов материальной и духовной культуры внутри одного этноса, если это крупный этнос, части которого обитают в различных природных условиях, и, напротив, сильное сходство их у различных (чаще соседних) этносов.



Классификация этносовпо религиозному признаку схожа с классификацией по признаку культуры, ибо религия является элементом духовной культуры. По этому признаку этносы подразделяются на народы, имеющие племенные, национальные (полисные) и мировые религии. Последние, в свою очередь, подразделяются на "мусульманские народы", "католические народы", "православные народы" и т.п. Ее слабая сторона аналогична классификации по признаку культуры.

Классификация этносовпо социально-классовой структуреозначает, что их подразделяют по социальным группам, в них про- • живающих, и с учетом общественно-экономической формации. При данной классификации этносы подразделяют на племена — этнические общности первобытнообщинной формации, характеризующиеся кровнородственными связями; народности — этнические общности рабовладельческой и феодальной формаций, характеризующиеся территориальными связями; нации — этнические общности капиталистической и социалистической формаций, характеризующиеся экономическими связями; народы — супернации — этнические объединения, в которых происходит смешение и слияние одно-

' См. ; Алексеев В. П. Этногенез. М., 1986. С. 160—163.

родных этнических общностей; этнические меньшинства, которые подразделяются на малочисленные коренные народности, национальные меньшинства, являющиеся частью этнической общности нации за пределами ее обитания; этнографические группы — часть этноса, развивающаяся самостоятельно за пределами его обитания и сохранившая этническое единство. Недостатки данной классификации признают и ее сторонники. Во-первых, вопреки классификации один и тот же этнос может существовать в разных общественных формациях. Во-вторых, в рабовладельческих и феодальных формациях существовали этносы, которые нельзя отнести к народностям. Так, развитый этнос древности — египтяне имели свое государство, письменность, религию и т.п. В-третьих, состав каждого этноса разделяется на две противостоящие друг другу социальные группы: эксплуататоры и эксплуатируемые, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и рабочие. Это разрушает единство этноса и, по сути, исключает его положительное взаимодействие с государством.

Каждая из указанных выше классификаций внутренне противоречива и не дает цельного и полного представления об эволюции того или иного этноса. Учитывая это, сторонники понимания этноса как социального явления классифицируют этнические общности по совокупности присущих им признаков и особенностей. В этом случае возникают трудности другого порядка. Так, нет ни одного признака, который был бы присущ всем этносам. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, религия, идеология — признаки, часть которых является определяющим для одного этноса, а для другого — нет. Это заставляет ученых продолжать поиск новых критериев классификации этносов.

Своеобразие подхода у сторонников, считающих этносы биологическими явлениями и классифицирующих ихпо стереотипу поведения, фазам этнического развития. Так, Л. Н. Гумилев — основоположник данного подхода — считает, что этнос возникает из обязательного смешения этнических субстратов и (или) при наличии дополнительного фактора — пассионарного толчка. Последний представляет собой микромутацию, вызывающую появление пассионарного признака в популяции и приводящую к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Пассионарный толчок проходит на поверхности планеты в виде полос шириной 200— 400 км и длиной примерно 0,5 окружности Земли. Его признак — массовое появление на некоторой территории сверхактивных людей, начинающих ломать существующие традиции и создавать новый этнос.

Возникнув,этнос проходит ряд закономерных фаз развития,т.е. имеющих временные рамки стадий процесса этногенеза (развития этноса), которые определяются направлением, скоростью и пределами изменения в данном этносе "пассионарного напряжения", т.е.

степени влияния, возможности и способности пассионариев (индивидов энергоизбыточного типа) проводить в жизнь свои поведенческие установки.

Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного распада около 1500 лет, за исключением случаев, когда нормальный ход его развития прерывается искусственно — в результате агрессии иного действия или события. Фазы, на которые разделяется процесс жизни этноса, характеризуют различные этапы его существования, его "возраст".

Первая фаза —фаза пассионарногоподъема этноса. Она продолжается около 300 лет. Для нее присущ интенсивный рост пассионарного напряжения в этносе. Характеризуется резким ростом всех видов активности этноса и быстрым увеличением числа его подсистем. Эта фаза начинается с инкубационного периода, сначала скрытного, когда происходящие изменения не фиксируются историей, и явного — когда они фиксируются. Основной стереотип поведения этой фазы: "Будь тем, кем ты должен быть". За фазой подъема наступаетакматическая фаза, которая продолжается около 300 лет. Это фаза, в которой пассионарное напряжение в этносе достигает наивысшего уровня. Она характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом субэтносов. Основной стереотип поведения: "Будь самим собой". Третья фаза —фаза надлома, которая продолжается около 200 лет. Это фаза резкого снижения уровня пассионарного напряжения. Она характеризуется ростом числа субпассионариев (индивиды энергодефицитного типа), острыми конфликтами внутри этноса. Стереотип поведения: "Мы устали от великих, дайте жить". Четвертая фаза — инерционная, которая продолжается около 300 лет. Это пора "золотой осени". На этой фазе наступает некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Она характеризуется укреплением социальных институтов, включая государство, интенсивным накоплением материальных и духовных ценностей, активным преобразованием своего ландшафта. Стереотип поведения: "Будь таким, как я". Пятая фаза —фаза обскурации. Она продолжается около 200 лет. Пассионарное напряжение убывает до уровня ниже нулевого. Фаза характеризуется разрушением системных связей, увеличением числа субпассионариев, которые делают невозможной любую конструктивную деятельность, Стереотип поведения: "Будь таким, как мы". Последняя фаза —мемориальная, знаменующая завершение процесса эволюции этноса. Она делится на стадию регенерации (попытки восстановления этноса за счет сохранившихся на окраинах пассионариев) и реликт — сохранение лишь отдельных частей этноса, консервация образа жизни. Стереотип поведения: "Будь сам собой доволен".

Рассмотрев эволюцию этноса, можно заметить, что каждая фаза его развития характеризуется: изменением уровня активности этноса (миграционной, социально-экономической, политической,

природообразовательной и др.); господствующим в данной фазе типом пассионариев определенного уровня и количеством, ролью суб-пассионариев; единым для данной фазы общественным императивом поведения; степенью внутренней сложности этноса, т.е. количества и направлений изменения составляющих его субэтносов; направлением изменения и уровнем резистентности этноса; особыми, присущими только ей отличительными признаками.

Подводя итог, необходимо отметить, что Л. Н. Гумилев ввел в учение об этносе системный подход, без которого оно бы зашло в тупик. Попытки определять этнос через ряд признаков (язык, культура, территориальное единство и т.д.) постоянно терпели неудачу, так как выявить основной, непременный для всех случаев признак, совокупность признаков оказалось невозможным. Ибо совокупность признаков может характеризовать этнос в данный момент без точного определения его эволюции. Л. Н. Гумилев показал, что сущностью этноса, его единства является стереотип поведения: "Мы такие-то, а все прочие другие (не мы)". Это отождествление отражается в сознании людей этноса как объективно существующей целостности и является разновидностью системной связи между ними (людьми), а не их свойством (признаком).

Подход Л. Н. Гумилева к исследованию этносов воспринимается в научной среде неоднозначно. Часть ученых поддерживает его, другая часть рассматривает этот подход как идеалистический. Используя факт; что природу толчка Л. Н. Гумилев не объясняет, идея пассионарного толчка представляется ими как вмешательство извне (космическое, божественное). В данном случае применяется подход:

"Необъяснимо, значит невозможно". Вместе с тем доктрина Л. Н. Гумилева отвечает объективным законам развития мира. Она создана на основе науки о ритмах и находит свое подтверждение в ряде исследований. Так, В. Е. Друянов приводит данные об изменении ландшафтной оболочки Земли каждые 1580 лет', а место ландшафта занимает в жизнедеятельности этноса определяющее значение. Е. Н. Рогов на примере исследования истории культуры России приводит данные о появлении в какой-то данный момент людей определенной специальности, превалировании специалистов одной отрасли культуры2. Эта доктрина дополняет учение В. И. Вернадского о ноосфере. И, наконец, что важно для нас, эта доктрина позволяет познать процесс эволюции этносов и их взаимодействие с государством.


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 55; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты