Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект




Впринятом в 1996 году Законе Российской Федерации «О национально-культурной автономии» заложены правовые осно­вы национально-культурного самоопределения граждан, отно­сящих себя к определенным этническим общностям, открыты возможности для их добровольной самоорганизации в целях са­мостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Принципиально важным для характеристики социально-культурной ситуации каждого региона является открытое при­знание и проявление многообразия этнокультурных ориентации, обусловленных наличием различных этнических групп Их отли­чия по демографическим, социальным, экономическим и собст­венно культурным параметрам выдвигают перед регионом необ­ходимость не только обеспечения надежной системы межкуль­турной коммуникации, но и создания равных возможностей для их культурного выбора и культурного самоопределения.

Стратегические направления развития этнокультурного об­разовательного пространства региона направлены на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и об­щекультурная национальная интеграция.

Этнокультурная идентичность народа складывается в ре­зультате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития язы­ка, образования, сохранения культурной самобытности. Этно­культурная идентичность формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.

Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом социокультурную сферу, к которой относятся семья, дошкольные учреждения, школьные и средние специаль-


ные учебные заведения, национально-культурные центры, жур­налы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские и административные учреждения и др.

Межкультурная интеграция - фундаментальная и страте­гическая цель этнокультурного образовательного процесса. Если этнической идентичности отдельный народ может достигнуть в относительно короткое время, то достижение межкультурной интеграции - длительный процесс, требующий усилий предста­вителей всех этносов, проживающих на территории региона.

В конечном итоге именно создание единого культурного, информационного и образовательного пространства и есть ос­новное условие возможности этнической идентификации людей, населяющих регион.

Этнокультурная и общенациональная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образова­ния и социально-культурных институтов общества.

Образование как средство формирования национального са­мосознания, реализации культурно-национальных интересов должно выполнять четыре главных функции:

1) транслирующую (обеспечение целостности и воспроиз­водимости этнонациональных сообществ);

2) развивающую (формирование и развитие национального самосознания);

3) дифференцирующую (выявление и учет национально-культурных интересов проживающих на территории области эт­нических групп);

4) интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимо­проникновения и взаимообогащения национальных культур в условиях отдельно взятого региона).

Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к опреде­ленной общности и народу, у него сформированы культурные потребности, стремление к нравственности, осмысленной дея­тельности, красоте, высшим духовным началам.

Другое образовательное требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь во взаимодействии, в диалоге культур про­являются принципы и особенности каждой отдельной культуры.


Этнокультурное образование - это образование, направ­ленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновремен­ным освоением ценностей мировой культуры.

Принятие идеи этнокультурного образования на уровне ре­гиона в нашем понимании означает создание на территории об­ласти системы обучения и воспитания, базирующейся на основе культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей со­временный уровень технической, информационной оснащенно­сти образования с традиционными культурными ценностями.

Основными условиями реализации данной идеи в условиях региона являются: развитие и укрепление национальных начал образования во всей образовательной системе региона; призна­ние и обеспечение безусловного приоритета для личности род­ного языка и культуры; демократизация образования; вариатив­ность и мобильность образования как по типу собственности, так и по многообразию каналов реализации этнокультурных интере­сов, запросов, предпочтений; общедоступность и дифференци-рованость образовательных и культурных услуг; открытость, адаптивность и непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества; целенаправленная ориентация на выявление и удов­летворение спроса на услуги в области этнокультурных потреб­ностей; наличие региональных программ по данной проблеме с учетом особенностей этнического состава населения на базе единой региональной образовательной социально-культурной политики.

При этом в основе этнокультурного образования в регионе необходимо руководствоваться целым рядом принципиальных положений.

Участие политических партий, иных общественных, в том числе религиозных, объединений, частных лиц в сфере оказания образовательных услуг этническим и языковым группам должно быть ограничено рамками закона. Должно быть обеспечено фак­тическое равноправие наций и национальных групп в удовлетво­рении их этнокультурных запросов и интересов как в области образования, так и культуры.


Реализация государственной социально-культурной политики призвана достичь этнокультурного консенсуса различных групп населения как важного условия социально-экономического и культурного развития региона, внедрения в практику глобальных ценностей интернациональной культуры, консолидации и меж­национального согласия, прав и свобод индивидуума.

Необходимо осуществление подхода к этнокультурному об­разованию не как к механизму передачи знаний и профессио­нальной подготовки кадров, а как к культуросообразующему ин­ституту, важнейшему средству сохранения и развития индиви­дуумом человеческой и национальной самобытности. Субъекты государственной власти призваны постоянно опираться на про­граммно-целевой и комплексный подходы к решению проблемы, учитывать различные стороны процессов многонационального по своему составу населения региона.

В основу содержания этнокультурного образования целесо­образно положить воспитание поликультурной личности, созда­ние условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентацию на диалог культур, их взаимообогащение.

Необходимой предпосылкой становления региональной сис­темы этнокультурного образования является создание и развитие этнокультурного образовательного пространства в регионе.

Под этнокультурным пространством подразумевается культурная «почва», «поле» для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общ­ностей, проживающих на территории региона.

Этнокультурное пространство есть, с одной стороны, необ­ходимое условие для этнокультурного образования, с другой -отдельные его элементы, прежде всего социально-культурные институты общества и физические лица, воспроизводят этно­культурное образование.

Этнокультурное образовательное пространство - это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки, курсы и т.д. Структурно оно состоит из двух органически взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д.), не-


формальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.)

На эту классификацию накладывается другая: в этнокуль­турном образовании выделяются три последовательных ло­гически связанных процесса:пропедевтика, обучение и по­гружение в практику. Есть возможность, совместив эти два под­хода, предложить в качестве концептуального решения следую­щую структуру этнокультурного образования в содержательном контексте.

На стадии пропедевтики осуществляется первое приближе­ние к решению проблемы этнической идентификации. Этнокуль­турное образовательное пространство в данном случае - это се­мейная микросреда, атмосфера в семье. Именно в семье проис­ходит первое знакомство с историей народа, его культурой, на­циональными обрядами, обычаями. Восприятие национального происходит через устное народное творчество: сказки, песни, мифы и прочее.

Важно, наряду с созданием предпосылок для этнической са­моидентификации, которая закономерно сближает ребенка с ро­дителями, родственниками, своим родом, этносом, вызывая чув­ство гордости, почитания, восхищения предками, не упустить из виду и другое. Нельзя, чтобы восхищение и гордость перераста­ли в чувство превосходства, связанное часто с незнанием других культур, этносов или негативным отношением к ним. Особое внимание нужно уделить переориентации негативных этниче­ских стереотипов.

Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная за­дача этнокультурного образования в этой части состоит в том, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя уро­женцами родного края.

Основная часть этнокультурного образования - институ­циональное образование. Главная задача - это обучение. Реали­зуется этнокультурное образование в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязатель­ным условием здесь служит изучение родного и государственно­го языков. Содержательная сторона этнокультурного простран-


ства в этой части создается тем, на каком языке преподаются учебные дисциплины, какие предметы изучаются и каково со­держание изучаемых курсов. Родной и иностранный языки должны стать языками обучения и общения уже в детских садах.

Этнокультурное образовательное пространство наиболее эффективно создается в школах. Всем желающим должна быть предоставлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории.

В местах компактного проживания этнических групп созда­ются, наряду с основным типом школ, национальные школы с преподаванием предметов на родном языке и обязательным глу­боким изучением с первого по выпускной классы государствен­ного языка.

В средних специальных и высших учебных заведениях ре­гиональное этнокультурное образовательное пространство соз­дается не только языком обучения, но и предметным содержанием курсов. Особое значение данного образования в том, что в ре­гионе готовятся педагогические кадры, от которых, в первую очередь, зависит создание этнокультурного образовательного пространства региона. Поэтому особого внимания в рамках реа­лизации региональной социокультурной политики требуют выс­шие и средние специальные учебные заведения культуры и на­родного образования.

Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая представляется как наиболее важная - приближение этнокуль­турного образования к практическим потребностям индивидов.

Этнокультурное образовательное пространство здесь создают учреждения и центры дополнительного образования, национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, Дворцах куль­туры, в учебных заведениях, иных организациях. Кроме того, эт­нокультурное образовательное пространство региона интенсивно формируется средствами массовых коммуникаций, в теле-радио-передачах, публикациях в газетах и журналах. Важными его ком­понентами являются также учебники, специализированные жур­налы, учебные фильмы и научно-популярные передачи.


На начальном этапе внедрения этнокультурного образования в регионе необходимы предварительные условия - разработка законодательных актов и принятие региональных программ. Не­обходимо и активное участие всех заинтересованных в этом процессе социокультурных институтов, включая не только учеб­ные заведения, но и объекты культуры, искусства, представите­лей авторских школ, представителей учительства, как в городе, так и на селе - все это в совокупности ориентирует на система­тизацию имеющейся информации.

Изменение содержания этнокультурного образовательного процесса требует включения в него новых реальностей, в том числе и качественного изменения обучающих технологий, а так­же подготовки музыкально-педагогических кадров. В содержа­тельном плане главные направления этнокультурного образова­ния определяются как утверждение новой мировоззренческой парадигмы: формирование не только социального, но и культур­ного статуса региона новой духовности, нового взгляда человека на мир, на сообщество, на свое место в нем.

Обобщая теоретические положения и складывающуюся прак­тику в учебно-воспитательных учреждениях, международная эн­циклопедия образования (1994 г.) рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о разнообразных культурах; уяснению общего и особенного в традициях, обычаях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию студен­ческой молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Введение регионального компонента в учебные планы школьного и высшего образования стимулирует поиск новых методов и технологий организации учебного процесса. На рубе­же двух тысячелетий не возникает сомнений в необходимости активной разработки и уточнения целей, задач, функций, содер­жания, технологий этого важного компонента образования.

Школа как основа социокультурной сферы деятельности и эт­нокультурного образования в достижении социумом региона этно­культурной идентичности играет особо важную роль. Первый опыт осознания себя неповторимой индивидуальностью ученик получает в школьной жизни. Развивая природные способности учащихся,


обогащая культурой в культуросообразных условиях, школа созда­ет основные предпосылки самореализации личности.

Цель и назначение осуществления программы возрождения национальной культуры в школе - приобретение учениками по­нимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с дет­ских лет. Школа является каналом формирования у молодого по­коления потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она. вос­питывает гражданское отношение к истории родного края, ду­ховно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.

Духовная среда школы - мощный фактор, влияющий на раз­витие личности учащихся и на их последующую судьбу. Цель парадигмы деятельности всех субъектов возрождения культуры в школе - сформировать в ребенке, подростке интеллигентность в высоком значении этого слова, как интегративное качество личности, характеризующееся культурно-личностными ценно­стями; диалектичность мышления как постоянно действующий метод и инструмент познания и преобразования действительно­сти; самооценку интеллектуального творчества и сознательного служения общечеловеческим идеалам; чувство собственного достоинства свободной личности.

Перестраивать содержание образования в школах следует с позиции базовой культуры личности и стандарта образования.

Базовая культура личности есть гармония культуры знаний, культуры творческого действия, культуры чувств и общения. Ба­зовую культуру личности справедливо ассоциируют с некой це­лостностью, включающей в себя оптимальные свойства, качест­ва, ориентации, позволяющие ей индивидуально развиваться в гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой своего народа. Это придает индивидууму большую социальную устой­чивость, продуктивную включенность в жизнь, труд, творчество. Приоритетное направление базовой культуры; культура жизнен­ного самоопределения (система отношений к окружающим, сво­ему таланту, притязаниям, стилю своей жизни).

Базовая культура личности обнаруживает резервы ее разви­тия в диалоге со многими представленными в регионе культур-


ными пластами, субкультурами и мультикультурами. Базовая культура не монологична, а разнообразна, она выступает как общение разных культур, где каждая из исторически сосущест­вующих культур имеет свое решение проблемы.

Стратегия педагогического процесса школы (в широком смысле этого понятия) как центра возрождения духовной куль­туры своего региона нам представляется так: школа должна сде­лать для учащихся престижной сферу нравственного самоутвер­ждения, благодаря развитию их интеллектуальных, художест­венных, технических, спортивных, коммуникативных, творче­ских способностей.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты