КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология этнохудожественного образованияв условиях региональной культурной политикиПерспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет собой процесс и результат освоения традиционной художественной культуры, В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном Зфовне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г.). а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество. Существенное значение приобретает изучение традиционной культуры конкретной территории. В последние годы в ряде регионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные, в конечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных фор- мах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры. Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой родного края, с различными видами и жанрами народного творчества. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования. При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтегра-ционных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов. Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного наследия, В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этно-художественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп. Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется немало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественного образования, слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религиозных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в культурно-досуговых учреждениях. В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов. Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и локализации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во введении специфических предметных курсов (спецкурсов) по художественному и этнохудожественному краеведению. При этом и качестве методологических задач выступают: • разработка концепции, принципов отбора и интегрирования краеведческого содержания в контексте с содержанием государственного образовательного стандарта; • создание оптимальных вариантов программ; • выбор активных форм и методов обучения и контроля знаний; • целенаправленная подготовка (повышение квалификации) учителей. Содержание регионального компонента этнохудожественно-го образования должно способствовать: • раскрытию перед учащимися исторических основ развития народной художественной культуры региона; • усвоению ведущих идей, основных понятий и научных фактов о народной художественной культуре; • привитию любви к традиционному народному искусству; • воспитанию активно-эстетического отношения к произведениям и традициям народной художественной культуры; • развитию художественно-творческих способностей; • формированию мотивации к работе по позитивному преобразованию сферы народной художественной культуры. Национально-региональный компонент содержания этнокультурного образования развивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых образовательных потребностей и обеспечивается многообразием образовательных программ; многообразием типов образовательных учреждений; развитием образовательных комплексов, включающих различные формы представления образовательных услуг, службы и центры, собирающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие этнокультурного образования, различные типы ассоциаций и объединений образовательных учреждений; дифференциацией системы этнокультурного образования на уровне учебных планов образовательных учреждений и комплекса программ развития субрегионов. Использование художественно-краеведческого материала создает оптимальные условия для реализации в воспитательном процессе принципов наглядности, доступности, связи с жизнью. В результате в памяти обучаемого сохраняются наиболее значимые и ценные сведения о культурных традициях родного края, что в конечном итоге способствует воспитанию «духовной оседлости» (Д.С. Лихачев) ученика. Преемственная многоуровневая региональная система художественного воспитания на основе традиций русской культуры должна включать в себя четыре звена - дошкольное; общее среднее и дополнительное: среднее профессиональное; высшее и поствузовское образования. Каждое из звеньев имеет свои цели и свою направленность подготовки. Первое звено - дошкольного этнохудожественного образования - ориентировано на освоение ребенком элементов традиционной народной художественной культуры региона на обыденном представленческомуровне. Художественная деятельность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладением элементарными навыками и художественными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого материала и творческую самореализацию дошкольников, основанную на повторении эстетических образцов. По целям и содержанию учебно-воспитательного процесса переходным от первого звена системы ко второму является этап начального образования (младший школьный возраст). Второе звено - общего среднего и дополнительного образования - представляет собой понятийныйуровень освоения региональных традиций русской культуры и направлен на формирование целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в региональной сфере народной художественной культуры. Художественная деятельность в этом звене подготовки нацелена на овладение элементарными технологическими навыками в области народной художественной культуры, позволяющими с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изучаемые образцы, а также самостоятельную творческую деятельность (в том числе и исследовательскую этнографическую), основанную на художественных традициях региона. Третье звено - структуры среднего профессионального образования, представляет собой мировоззренческий уровень усвоения региональных традиций народной художественной культуры. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно регио- нальных особенностей традиционной русской культуры. Учащиеся должны овладеть навыками поиска и получения информации о традициях и тенденциях развития народной художественной культуры региона, профессиональными навыками иллюстрации обнаруженной информации и умениями выявить и систематизировать проблемы, относящиеся к процессам возрождения этнокультурных традиций и этнохудожественного воспитания на региональном уровне. Художественная деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-аналитическую деятельность, а также самостоятельную творческую реализацию замыслов в сфере народной художественной культуры. Четвертое звено - звено высшего и поствузовского образования. Оно представляет собой концептуальныйуровень освоения региональных этнохудожественных традиций. Этот уровень предполагает структурирование и систематизацию информации по проблемам региональных традиций русской культуры, воспитание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона. Это звено образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различные проявления художественного и научного творчества, педагогического проектирования, творчества в сфере организации и управления народной художественной культурой и творчество в сфере социальных коммуникаций. На решение сложной проблемы создания в регионе преемственной системы этнохудожественного образование было направлено осуществленное в течение нескольких лет под руководством профессора Московского государственного университета культуры и искусств Т.И. Баклановой исследование. Оно выполнено в рамках комплексной межвузовской программы на тему «Преемственная система этнохудожественного образования» и реализовано на территории Тамбовского региона. Тамбовский регион представляет собой уникальную социально-культурную среду, географически совпадающую с Тамбовской губернией, в состав которой входили территории, относящиеся сейчас к Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Рязанской областям (Центральный регион), а также Нижегородской, Пензенской областям и республике Мордовия (Поволжье). Поэтому традиции художественной культуры Тамбовщины очень многообразны. Они не ограничиваются аутентичным фольклором представителей различных этносов. Так, несколько последних веков русский фольклор частично развивался здесь во взаимосвязи с городским любительским искусством, а также с русской православной художественной традицией. В рамках исследования было разработано соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, осуществлено внедрение регионального содержания в практику этнохудожественнои подготовки образовательных учреждений различного типа и уровня. Осуществленный мониторинг учебно-воспитательного процесса и тестирования участников экспериментальных групп свидетельствует о высокой эффективности педагогической технологии регионального этнохудожественного образования, способствующей существенному росту качества подготовки по когнитивному, эмоциональному, мотивационному и деятельностному компонентам. Список рекомендуемой литературы 1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО, 1996. 337 с. 2. Брусое СВ. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга. В кн. «Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования». Свердловск, УРО АН СССР, 1991. С. 55. 3. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные подходы переходного периода: Монография. М.: Изд-во МГИМ, 1999. 333 с. 4. Жилкин В.В. Проблемы бытования этнокультурных традиций в современной городской среде / Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект): Сб. науч. тр. Вып. 1. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1997. С. 56-64. 5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. 136 с. 6. Каргин АС. Народная художественная культура. М., 1997. 7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд-во Атг. гос. ун-та, 1994. 108 с. 8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного 1гроцесса. Волгоград, 1995, 9. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. НИИ профтехобразования; Ред. А.П.Беляева и др. СПб., 1992. 80 с. 10. Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994. С. 44. 11. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993. 12. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 1999. 200 с. 13. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 78 с. 14. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьн. технологии. 1996, №6. С. 3. 15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Нар. образование, 1996. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое этническая идентификация и межкультурная интеграция? 2. В чем заключается этнокультурное образование в условиях региона? 3. Что подразумевается под культурным образованием? 4. Из чего складывается этнокультурное образование? 5. Что такое этнокультурная образовательная технология? 6. Перечислите группы технологий на уровне общественных отношений и видам человеческой деятельности 7. Каковы основные принципы проектирования социальных технологий? 8. Что такое активные и интерактивные технологии? 9. Что такое технологический модуль в этнокультурном образовательном процессе? 10. В чем заключаются отличительные особенности многоуровневой системы образования? 11. В чем выражается мастерство педагога-организатора музыкального самодеятельного коллектива? 12. Назовите сложившиеся направления реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания. 13. Дайте характеристику принципов разработки и реализации этнокультурных образовательных технологий. 14. Каково значение ролевых игр в профессиональной подготовке студентов? Содержание Введение............................................................. ,............. 3 Глава I.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий 1.1. Основные задачи и направления социально-куль
1.2. Сущность социально-культурных технологий.... 15 ; L3. Понятие отраслевых и дифференцированных тех 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие техно 1.4.1. Средства социально-культурной деятельности .. 27 1.4.2.Формы социально-культурной деятельности .... 29 1.4.3.Методы социально-культурной деятельности ... 33 Глава II.Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры 2.1. Задачи и основные направления информационно- просветительной деятельности......................... 37 2.2. Социальная информация и ее свойства................ 42 2.3. Средства массовой информации и учреждения до- суга ....................................................................... 46 / 2Л., Информационно-просветительная и рекреационно- оздоровительная деятельность за рубежом....... 48 2.5. Современные информационно-просветительные технологии............................................................ 56 Глава III.Технология самодеятельного творчества и любительских объединений 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры................................... 66 3.2. Сущность, основные понятия и функции самодея- тельного творчества............................................. 73 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности 78 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирова- ния личности......................................................... 86 3.5. Классификация самодеятельного творчества...... 90 3.6. Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов податересам 97 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений 101 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения ............................................................................... 118 3.9. Технология самодеятельного художественного творчества 125 Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности 4.1. Понятие игры и игровой деятельности................ 134 4.2. Классификация игр............................................... 137 4.3. Виды игр............................................................... 143 Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени............................... .. 158 5.2. Стили и виды педагогического общения............. 163 5.3. Типы коммуникативного общения...................... 166 5.4. Основные единицы коммуникативного общения . . 173 5.5. Техника коммуникативного общения.................. .. 182 5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях социально-культурной сферы 193 Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка......................... 198 6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 202 6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подро- стков и юношества................................................ 208 6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга 6.5. Новые технологии в организации досута детей и подростков 219 6.6. Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков .... 226 Глава VII.Технология молодежного досуга 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени 235 7.2. Сущность, основные понятия молодежной культуры 240 7.3. Молодежная субкультура..................................... 245 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества 249 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке............................................................. 257 7.6. Методика и организация воспитательной работы Глава VIII.Технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей 270 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России 273 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах................................................................... 281 Глава IX.Технология организации семейного досуга 9.1. Семья как социальный институт и малая социаль 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга . . 289 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга 297 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи 300 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей.................................................................... 301 9.6. Значение социально-культурной деятельности в Глава X, Технология социальной работы 10.1. Социальная работа: ее сущность, функции и осо- бенности развития............................................. 323 10.2. Принципы и методы социальной работы.......... 328 10.3. Социальная диагностика и ее значение в социаль- ной работе.......................................................... 332 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации 335 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам 345 10.6. Общение как важнейший инструмент технологии социальной работы . 353 10.7. Технология профилактики девиантного поведения 359 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения 363 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом 365 10.10. Основные положения нормативно-правовых до Глава XI. Технология менеджемента 11.1. История развития менеджмента......................... .. 372 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента . . 374 11.3. Организация и ее составляющие....................... 381 ^- 11.4. Функции менеджмента....................................... 3£6->"" 11.5. Коммуникации в управлении............................. .. 392 . 11.6. Сущность и особенности управленческих решений 394 .;. 11.7.Власть. Лидерстве. Стили руководства............. .. 402 11.8.Психологические аспекты менеджмента........... .. 409 11.9.Имидж менеджера............................................... .. 415 11.10. Социально-психологический климат в коллективе 421 Глава XII.Современные театральные технологии 12.1. Введение в технологические процессы театрального творчества 429 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства ...... 435 12.3. Современные режиссерские технологии............ .. 440 12.4.Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере . 449 Глава XIII.Современные этнокультурные технологии V 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятие и социальный аспект............................. 454 13.2.Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе 462 13.3.Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования......................................................... 470 13.4. Технологические приемы организации практики студентов творческих специализаций с учетом этнокультурных особенностей региона............. 478 13.5. Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики . . 492
|