КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Устав князя Владимира определяет место церковной организации в государстве – источники ее материального обеспеченияУстав князя Владимира определяет место церковной организации в государстве – источники ее материального обеспечения, сферы юрисдикции. Он основан на соглашении между государственной и церковной властями. Устав включает сведения о крещении Руси, создании в Киеве церкви Богородицы, установления о ее обеспечении в форме десятины от поступлений княжеских, судебных, торговых пошлин, от приплодов скота и сборов урожая. Устав содержит ссылку на соглашение князя Владимира с княгиней Анной и князьями-наследниками и нормы о передаче под юрисдикцию церкви круга дел, связанных с внутренней жизнью семьи, других дел, а также дел людей церковных – членов причта и отдельных социальных групп, в зависимости которых была заинтересована церковь. Это документ, отражающий раздел централизованной феодальной ренты и других пошлин между светской и церковной властями в периоды раннего и развитого феодального строя. Устав был введен в науку в 1775 г. Г. Миллером, который опубликовал одну из наиболее поздних его обработок XVI в. в составе Степенной книги. Знакомство с отдельными поздними текстами привело Н. М. Карамзина (1816) к мнению, что Устав представляет подделку, возникшую не позже XIII в. Того же мнения придерживались Е. Е. Голубинский (1880), относивший создание Устава к Новгороду, а также Н.С.Суворов (1888) и А.С.Павлов (1892), датировавшие его XIV в. Расширение числа известных редакций Устава позволило митрополиту Евгению (Болховитинову) высказать мнение (1825), что в основе их лежит один и тот же ранний текст, который можно связывать с именем князя Владимира. Историко-юридическое исследование Устава в сравнении с Русской Правдой и памятниками византийского права привело К. Н. Неволина (1847) и затем митрополита Макария (Булгакова) к выводам, что широкое практическое употребление и поновления Устава явились причиной значительного изменения его текстов в течение столетий. Макарий характеризовал его древнюю основу как первый опыт применения к условиям Руси норм православной церкви и кодификации собственно русского церковного права. Специальное текстологическое исследование памятника С.В.Юшковым (1926), выполненное им на основе научного издания текстов устава В. Н. Бенешевичем (1915) показало, что Устав в том виде, который можно восстановить на основе многочисленных его обработок, принадлежит XII в. и что главным его источником является грамота князя Владимира Святославича начала XI в., подтвердившая ряд привилегий церковной организации на Руси. Мнение о принадлежности общей основы сохранившихся текстов Устава домонгольскому времени разделяют большинство современных исследователей. По нашему мнению, в основе Устава лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в 995–996 гг., которая была переработана в первоначальный Устав в начале XI в. (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространения на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI – XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни «церковных судов» и церковных людей. Архетипный текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII в. Он закреплял в это время соотношение светской (княжеской) и церковной властей в пределах их юрисдикции и оговаривал формы и размеры материального обеспечения церкви. В процессе расширения числа епископских кафедр в XI–XIII вв. и обеспечения их отчислениями от поступлений централизованной феодальной ренты и пошлин, а затем и населенными крестьянами землями Устав отражал местные условия в положении церковной организации в различных княжествах. Устав известен в семи редакциях, относящихся к XII–XIV вв. и более чем в двухстах списках. Ниже даются две его старшие редакции XII–XIII вв.– Оленинская и Синодальная. Другие принадлежат к более позднему времени: Варсонофьевская редакция возникла в начале XIV в. в Северо-Восточной Руси, Волынская и Печерская принадлежат XIV в. и связаны соответственно с Галичской землей и Туровом, или Пинском. Волынская редакция имела распространение и на территории Молдавии и Валахии. Троицкая редакция и редакция Степенной книги возникли в Москве XVI в.
|