КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 1. В начальной статье «Рукописания» говорится о создании князем Всеволодом Мстиславичем церкви свВ начальной статье «Рукописания» говорится о создании князем Всеволодом Мстиславичем церкви св. Ивана на Петрятине Дворе и ее устроении, т. е. снабжении иконами и книгами и придании ей штата клириков. Церковь Рождества Иоанна Предтечи была заложена новгородским князем Всеволодом Мстиславичем, внуком Владимира Мономаха, в 1127 г.: В лето 6635. Заложи церковь камяну святого Иоанна Всеволод Новегороде, на Петрятине дворе, в имя сына своего. В следующем году преставися Иоанн, сын Всеволожь, вънук Мьстиславль, априла в 16, а в 1130 г. коньця церковь святого Иоанна689 [Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950, с. 21-22, 206]. Эти летописные сообщения являются очевидным источником ст. 1 «Рукописания», которая вместе с тем содержит ряд анахронизмов, свидетельствующих о более позднем происхождении памятника. Вопреки утверждению ст. 1 Всеволод Мстиславич никогда не был великим князем, т.е. не владычествовал всею Рускою землею. На титуловании его великим князем сказался сложившийся со второй четверти XIII в. порядок, согласно которому новгородский стол сделался принадлежностью великих князей. Вероятным источником оборота владычествующю ми всею Рускою землею является титулатура грамоты отца Всеволода – киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю: Се аз Мьстислав Володимирь сын, дьржа Русску землю, в свое княжение...690 [Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949, с. 140, №81]. Такой же характер имеет и титул самодръжец, употреблявшийся в источниках как синоним великого князя (см., например, в Ипатьевской летописи под 6707, 6709, 6770 гг.) Анахронизмом является также упоминание попов и дьяконов (в Археографическом изводе – только попов) во множественном числе. В Уставе князя Всеволода говорится только об одном попе иваньском. Это свидетельствует об отсутствии поначалу у церкви Ивана придельного храма и о том, что в первый период своего существования церковь не имела соборного статуса. Между тем в ст. 4 «Рукописания» упоминается придел св. Захарии, а и ст. 1 присутствует еще один анахронизм: церковь именуется зборнои, т. е. собором. Предоставление соборного статуса храму Ивана на Петрятине дворе (он назывался также церковью Ивана на Опоках или церковью Ивана на Торгу) можно отнести к 1184 г. Под этой датой Новгородская I летопись сообщает: Заложи архиепископ Илия с братомь церковь святого Иоанна камяну на Търговищи691 [Новгородская Первая летопись]. Связь этого сообщения именно с церковью Ивана на Опоках подтверждена археологическими раскопками, в ходе которых было установлено, что в конце XII в. Иванская церковь была капитально перестроена692 [Раппопорт П. А. Раскопки церквей в Новгороде и Старой Ладоге. – В кн.: Археологические открытия 1979 года. М. 1980, с. 28]. Между тем в Новгородской Третьей летописи церковь, строившаяся в 1184г., именуется храмом во имя собора св. Иоанна Предтечи693 [Новгородские летописи. Спб., 1879, с. 194]. Храма, посвященного такому празднику (отмечаемому 7 января по старому стилю), в Новгороде никогда не было, что дает основание предполагать ошибку летописца, принявшего сообщение о строительстве собора в использованном им источнике за наименование праздника, которому якобы был посвящен этот храм. О Петрятине дворище см. в комментарии к ст. 16 «Рукописания».
|