Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ




7185. [Стих 1] И сказал Сущий Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей.

"И сказал Сущий Моисею" означает наставление о Божественном законе; "теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном" означает ясную перцепцию в отношении того, что произойдет с наваждающими; "по действию руки крепкой он отпустит их" означает, что изо всех сил они будут бежать от них; "по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей" означает, что со всей крепостью и силой они заставят их бежать из своей области.

7186. "И сказал Сущий Моисею" означает наставление о Божественном законе. Это ясно из значения слов "Сущий сказал", как наставления, исходящего от Божественного; и из прообраза Моисея, как Божественного закона (п. 6793, 6759, 7014). "Сущий сказал Моисею" означает наставление о Божественном законе, поскольку в конце предыдущей главы говорилось о вере, обретаемой из Божественного закона, что принадлежащие к духовной Церкви скоро будут освобождены от наваждений. Однако согласно порядку злые, которые наваждают, должны быть удалены постепенно, а принадлежащие к духовной Церкви должны быть постепенно освобождены, ибо таков Божественный порядок, и поэтому таков Божественный закон, ибо всякий Божественный закон является законом порядка настолько, что называем ли мы Божественный закон, или закон Божественного порядка, это одно и то же.

[2] Принадлежащие к духовной Церкви теперь получают наставление в отношении этого закона, из которого они знают, что непременно будут освобождены, когда придет время и состояние, соответствующее порядку. Что Моисей (который здесь прообразует Божественный закон, каким он существует у принадлежащих к духовной Церкви, когда они пребывают в состоянии наваждений) верил из Божественного закона, что они должны быть скоро освобождены от наваждений, ясно из того, что он сказал в конце предыдущей главы, а именно: "Для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, [и] для чего послал меня?
Избавить же, - Ты не избавил народа Твоего"; этими словами означается, что они слишком сильно наваждались ложностями, когда закон, происходящий от Божественного, казалось, говорит иначе, и что, таким образом, они не были избавлены от состояния наваждений (п. 7165, 7166, 7169).

[3] Принадлежащие к духовной Церкви и находящиеся на низшей земле, должны освобождаться от наваждений постепенно, а не сразу, поскольку зло и ложности, пристающие к ним, не могут быть иначе удалены, а на их место насаждены добро и истины. Это происходит посредством многих изменений состояния, таким образом последовательно по степеням. Те, которые полагают, что человек может быть сразу введен на небо, и что для этого необходима только милость Господа, весьма ошибаются. Если бы это было возможно, тогда все, пребывающие в аду, были бы подняты на небо, ибо милость Господа распространяется на всех. Однако согласно порядку каждый приносит с собой жизнь, которую он вел в мире, и это определяет его состояние в другой жизни. В то же время милость Господа входит в каждого и пребывает со всеми, но принимается по-разному, а теми, которые пребывают во зле, отвергается. И поскольку в мире они исполнились злом, они также сохраняют его в другой жизни, причем это невозможно исправить в другой жизни, ибо дерево лежит там, где оно упало. Из всего этого видно, что именно согласно порядку те, которые жили в добре, но которые имели в себе грубые и нечистые элементы, принадлежащие любви к миру и любви к себе, не могут сообщаться с теми, которые пребывают на небесах, пока такие элементы не будут удалены. Из всего этого ясно, что освобождение от наваждений происходит постепенно.

7187. "Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном" означает ясную перцепцию в отношении того, что произойдет с теми, кто наваждает. Это ясно из значения "видения", как перцепции (п. 2150, 3764, 4567, 4723, 5400), здесь ясной перцепции, поскольку это сказано о наставлении, полученном от Божественного; из значения выражения "что Я сделаю", как того, что должно случиться; и из прообраза фараона, как тех, которые наваждают посредством вводимых ложностей (п. 6651, 6679, 6683, 7107, 7110, 7126, 7142).

7188. "По действию руки крепкой он отпустит их" означает, что изо всех сил они будут бежать от них. Это ясно из значения "крепкой руки", как всей крепости и силы (что "рука" означает силу, см. п. 878, 3387, 4931, 5327, 5328, 6947, 7011); и из значения "отпускания их", как бегства от них. Смысл здесь таков: когда принадлежащие к аду удерживаются наказаниями от делания зла, они в конце концов воздерживаются от наваждения, желают оставить тех, которые были наваждаемы, и убежать; но поскольку единственное удовольствие их жизни состоит в совершении зла и в наваждении, поэтому они не могут воздержаться, если они не используют всю крепость и силу, чтобы удалиться. Ибо поскольку удовольствие жизни кого-либо находится в центре его любви и в центре его жизни, и увлекает его, этому невозможно противостоять, если неудовольствие от наказания не будет преобладать над удовольствием совершения зла; вот откуда происходят наказания злых в другой жизни.

7189. "По действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей" означает, что со всей крепостью и силой они заставят их бежать из своей области. Это ясно из значения "крепкой руки", как всей крепости и силы (п. 7188); из значения "изгнания их", как обращения в бегство; и из значения "земли своей", как области. Земля, где принадлежащие к духовной Церкви наваждаются ложностями, находится вблизи от наваждающих их адов, и называется "низшей землей" (п. 7090). Поэтому "из земли своей" означает из своей области.

7190. [Стихи 2-8] И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Сущий. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем 'Бог Всемогущий', а с именем Моим 'Сущий' не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Сущий, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас рукою простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Сущий, Бог ваш, выведший вас из земли Египетской из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Сущий.

"И говорил Бог Моисею" означает нечто новое, но продолжающее то, что было до этого; "и сказал ему: Я Сущий" означает утверждение из Божественного, которое является неизменным. "Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий" означает искушения Господа в отношении Человечности, и искушение верующих, а затем утешение. "А с именем Моим "Сущий" не открылся им" означает, что принадлежащие к духовной Церкви в состоянии искушений не мыслили о Божественных предметах Церкви. "И Я поставил завет Мой с ними" означает соединение, которое существовало даже тогда через Божественную Человечность Господа; "чтобы дать им землю Ханаанскую" означает, что через такое соединение они могли быть подняты на небо; "землю странствования их, в которой они странствовали" означает, где находятся предметы веры и милосердия, в которых они были наставлены, и согласно которым они жили. "И Я услышал стенание сынов Израилевых" означает их страдание, происходящее от борьбы; "о том, что Египтяне держат их в рабстве" означает с пребывающими в ложностях, которые стремятся поработить их; "и вспомнил завет Мой" означает избавление от них ради соединения. "Итак скажи сынам Израилевым" означает, что Божественный закон станет возможным для понимания принадлежащим к духовному царству Господа; "Я Сущий" означает утверждение из Божественного; "и выведу вас из-под ига Египтян" означает, что Господь избавит их от наваждений тех, которые пребывают в ложностях; "и избавлю вас от рабства их" означает полное избавление от попыток поработить их; "и спасу вас рукою простертою" означает выведение из ада Божественной силой; "и судами великими" означает в соответствии с законами порядка, исходящими от Божественной Человечности Господа; "и приму вас Себе в народ" означает, что они присоединятся к тем на небесах, которые служат там Господу; "и буду вам Богом" означает, что они также примут Божественность; "и вы узнаете, что Я Сущий, Бог ваш" означает понимание тогда, что Господь есть единый Бог; "выведший вас из земли Египетской из-под ига Египетского" означает, который избавил их от наваждений ложностями; "и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову" означает вознесение Божественной силой на небеса, где Божественная Человечность Господа является всем; "и дам вам ее в наследие" означает жизнь Господа там в вечности. "Я Сущий" означает утверждение из Божественного.

7191. "И говорил Бог Моисею" означает нечто новое, но продолжающее то, что было ранее. Это ясно из того факта, что в продолжении повествования мы часто читаем "Сущий сказал" и "Сущий говорил", как и в этой главе. Выражение "Сущий сказал Моисею" встречается в стихе 1, затем в этом стихе "Бог говорил Моисею", подобным образом и в стихах 10, 13, 28, 29, а также в других местах. Такое повторение означает нечто новое, что начинается в тот момент, которое, однако, должно быть связано с предыдущим. (Что "Сущий сказал" означает новый этап восприятия, см. п. 2061, 2238, 2260). Необходимо знать, что Слово на языке оригинала не имеет знаков препинания, означающих паузы, и поэтому вместо них использовались такие фразы; а вместо знаков, указывающих меньшие паузы или разделения, употреблялся союз "и", который по этой причине встречается настолько часто. Ангельская речь также является непрерывной и действительно лишена пауз, но то, что предшествует, удивительно связано с тем, что следует; ибо ангельские мысли исполнены фактов, и бесчисленных невыразимых вещей, непостижимых для человека, пока он пребывает в мире; поэтому окончания предшествующих высказываний могут быть полностью связаны с началом следующих; и таким образом из множества может быть образована единая последовательность. Удивительным и невероятным является то, что ангельская речь представляет собой форму небес, и поэтому во всей ангельской речи есть гармония подобная песне, в которой каждая фраза заканчивается односложным словом, таким образом в унисон. Мне было сказано, что это происходит потому, что все на небесах относятся к единому Богу как к своей цели. Из всего этого мне также стало ясно, что всё относящееся к мышлению, а следовательно и к речи, втекает через небеса от Господа, и что от этого происходит такая гармония в речи, заканчивающаяся в унисон.

7192. "И сказал ему: Я Сущий" означает утверждение из Божественного, которое является неизменным. Это ясно без объяснения; ибо Сущий, то есть Господь, может подтвердить это не иначе, как Самим Собой. Он не может сделать это через небо, поскольку оно намного ниже Его, еще меньше Он может сделать это через что-либо в мире; но для того, чтобы это могло быть Божественным утверждением, которое является вечным и неизменным, оно должно исходить от Самого Божественного. Такого рода утверждение, а именно, "Я Сущий", часто встречается у Моисея (Исх. 12:12; Лев. 18:5, 6; 19:12, 14, 18, 28, 30, 32, 37; 20:8; 21:12; 22:2, 3, 8, 30-33; 26:2, 45; Чис. 3:13, 41, 45). Также у пророков читаем: "Сущий сказал", под этим также понимается утверждение из Божественного (Ис. 3:15; 14:22, 23; 17:6; 22:14, 25; 43:12; 52:5; Иер. 2:22; 3:1, 10, 13, 20; 8:12; 12:17; 13:25; 25:7, 29; 16:16; 23:7, 24, 29, 31 и во многих других местах). Утверждение из Божественного также делается Божественной Человечностью, таким образом Самим Господом, у Исаии:

Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам (Ис. 42:8).

 

7193. "Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий" означает искушения Господа в отношении Человечности, и искушение верующих, а затем утешение. Это ясно из значения "явления", или "проявления", когда говорится о Сущем, как перцепции от Божественного (п. 2150, 3764, 4567, 5400); и из прообраза Авраама, Исаака, и Иакова, как Господа в отношении Самой Божественности и Божественной Человечности (п. 6804, 6847); но здесь, поскольку говорится о Сущем и сказано, что "что Он являлся им, понимается Господь в отношении человечности, то есть человек до того, как он стал Божественным. "Авраамом" означается небесная степень в этом человеке, "Исааком" духовная степень, а "Иаковом" природная.

[2] Причина, по которой Господь понимается здесь под этими тремя в отношении человечности, а не Самой Божественности и Божественной Человечности, заключается в том, что говорится об искушениях; и Господь в отношении человечности до того, как она стала Божественной, мог быть искушаем, но не в отношении Божественной Человечности, и еще менее в отношении Самой Божественности, поскольку Божественное возвышается над всеми искушениями. Те [духи] в аду, которые искушают, не могут приблизиться даже к небесным ангелам, ибо когда они к ним приближаются, их охватывает ужас и мучение, и они становятся как бы полумертвыми; и поскольку они не могут приблизиться к небесным ангелам по причине Божественного присутствия в них, тем более они не могут приблизиться к Божественному, которое бесконечно выше ангельского уровня. Из всего этого можно видеть, что Господь принял немощную человечность от матери для того, чтобы Он мог быть искушаем, и через искушения привести в порядок всё на небе и в аду, и в то же время прославить Свою Человечность, то есть сделать её Божественной.

[3] Что "Богом Всемогущим" означаются искушения, а затем утешение, см. п. 1992, 3667, 4572, 5628. Говорится "затем утешение", поскольку согласно Божественному порядку утешение следует за искушениями, также как утро и рассвет следуют за вечером и ночью. Есть также соответствие между ними, поскольку существует чередование состояний в другой жизни, как существует чередование времени дня в мире. Состояния искушений и наваждений, а также состояния опустошения, составляют вечер и ночь в другой жизни, а состояния утешения и радости – утро и рассвет. Причина, по которой под теми же словами, а именно "являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий" также означаются искушения верующих, а затем утешение, состоит в том, что возрождение человека, которое происходит через искушения, является образом прославления Господа (п. 3138, 3212, 3296, 3490, 4402, 5688); поэтому всё в Слове, что относится в высшем смысле к Господу, в относительном внутреннем смысле относится к верующим.

7194. "А с именем Моим "Сущий" не открылся им" означает, что принадлежащие к духовной Церкви в состоянии искушений не мыслили о Божественных предметах Церкви. Это ясно из значения "имени Сущего" как всего в совокупности, посредством чего Бог почитается (п. 2724, 3006, 6674), таким образом всё Божественное в Церкви. Под "именем Сущий" по сути понимается Божественная Человечность Господа (п. 2625, 6887), и поскольку от Его Божественной Человечности происходит всё принадлежащее вере и всё принадлежащее любви, которое составляет Божественные предметы в Церкви, то есть в полноте все Божественное почитание. И из значения "не открываться", как ситуации, в которой люди не знают, или не размышляют о таких предметах – о Божественных предметах Церкви – то есть в состоянии искушений, которое означается "Богом Всемогущим", поэтому и сказано что, Он являлся Аврааму, Исааку и Иакову, но не с именем Сущий. Таков внутренний смысл этих слов, но внешний или исторический смысл иной, из этого смысла ясно, что Авраам, Исаак и Иаков поклонялись не Сущему, а Богу Всемогущему (п. 1992, 3667, 5628), и что Авраам не знал Сущего (п. 1356, 2559). Однако имя "Сущего" называется в исторических частях Слова, относящихся к Аврааму, Исааку и Иакову, причина этого состоит в том, что эти части Слова были написаны Моисеем, которому имя "Сущий" было известно, и этих исторических частях Слова имя "Сущий" называется ради внутреннего смысла. Ибо везде в Слове "Сущий" называется, когда говорится о добре любви, тогда как "Бог" называется, когда говорится об истине веры (п. 709, 32, 1096, 2586, 2769, 2807, 2822, 3921, 4402).

7195. "И Я поставил завет Мой с ними" означает соединение, которое существовало даже тогда через Божественную Человечность Господа Это ясно из значения "завета", как соединения (п. 665, 666, 1023, 1038, 1864, 1996, 2003, 2021, 6804); и из прообраза Авраама, Исаака и Иакова, о которых здесь говорится "с ними", то есть с теми, с которыми был установлен завет, как Божественной Человечности Господа (п. 6804, 6847). Из всего этого ясно, что является внутренним смыслом этих слов; непосредственным или самым прямым смыслом их является соединение Самой Божественности с Божественной Человечностью; а смыслом, вытекающим из этого, является соединение с Самой Божественности через Божественную Человечность с теми, которые принадлежат к духовной Церкви. Ибо, как уже многократно было показано ранее, принадлежащие к духовной Церкви были спасены через Божественную Человечность Господа (п. 6854, 6914, 7035, 7091). Здесь говорится "даже тогда" для того, чтобы соединить это с тем, что предшествовало, а именно, что соединение существовало тогда, когда они находились в состоянии искушений и не думали о Божественных предметах в Церкви; ибо Господь больше присутствует в состоянии искушений, чем вне этого состояния, хотя кажется иначе (п. 840).

7196. "Чтобы дать им землю Ханаанскую" означает, что через такое соединение они могли быть подняты на небо. Это ясно из значения "земли Ханаанской", как царства Господа на небесах и как Церкви (п. 1607, 3038, 3481, 3705, 4447, 6516). Что вознесение на небеса означается "дарованием им земли", ясно, ибо те, кому даруются небеса, возносятся.

7197. "Землю странствования их, в которой они странствовали" означает, где находятся предметы веры и милосердия, в которых они были наставлены, и согласно которым они жили. Это ясно из значения "земли", как царства Господа на небесах и на земле (п. 7196), таким образом также предметов Господнего царства, которыми, как известно, является вера и милосердие (поэтому они также означаются "землей Ханаанской", когда говорится о наставлении и жизни, понимаемых под "странствованием"); и из значения "странствования", как наставления и жизни (п. 1463, 2025, 3672). Из этого видно, что "землей странствования их, в которой они странствовали" означается, где находятся предметы веры, и в которых они были наставлены, и согласно которым они жили. Ситуация здесь такова. В другой жизни небеса даются каждому человеку в соответствии с предметами веры и милосердия в нем, ибо милосердие и вера составляют небеса в каждом; хотя когда говорится, что милосердие и вера составляют небеса, то понимается жизнь милосердия и веры. Однако нужно знать, что жизнь, которую имеют в себе небеса, является жизнью, соответствующей истинам и добру веры, в которых человек был наставлен. Если они не являются принципами и нормами его жизни, то он ожидает небес напрасно, независимо от того, как он жил; поскольку без этих истин и добра человек подобен тростнику, который колышется от всякого ветра; ибо он склоняется злыми так же, как и добрыми, поскольку не имеет прочно утвержденной истины и добра, посредством которых ангелы могут удерживать его в истинах и в добре, и могут отводить от ложностей и зла, которые постоянно вводят адские духи. Словом, небеса составляет жизнь Христианского добра, а не жизнь природного добра.

7198. "И Я услышал стенание сынов Израилевых" означает их страдание, происходящее от битвы. Это ясно из значения "стона", как страдания от битвы; и из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви, которые наваждаются ложностями и поэтому пребывают в битве.

7199. "О том, что Египтяне держат их в рабстве" означает с пребывающими в ложностях, которые стремятся поработить их. Это ясно из значения "Египтян", как тех, которые пребывают в ложностях (п. 6692, 7097, 7107, 7110, 7126, 7142); и из значения "удерживания в рабстве", как стремления поработить (п. 6666, 6670, 6671).

7200. "И вспомнил завет Мой" означает избавление от них ради соединения. Это ясно из значения "воспоминания завета" – с Авраамом, Исааком и Иаковом дать им землю Ханаанскую – как избавления или освобождения от наваждений, которые означаются рабством в Египте, и вознесения на небеса; и из значения "завета", как соединения (п. 7195). Так говорится ради соединения, что они должны быть освобождены и вознесены на небеса; ибо соединение с Господом происходит через веру и любовь, поскольку истины веры и добро любви происходят от Господа, а предметы, происходящие от Него, настолько Его, что являются Им Самим; и поэтому те, которые принимают их, соединяются с Ним; а те, которые соединяются с Ним, не могут не возноситься к Нему, то есть на небеса.

7201. "Итак скажи сынам Израилевым" означает, что Божественный закон станет возможным для понимания тех, которые принадлежат к духовному царству Господа. Это ясно из прообраза Моисея, которому говорится, что он "должен сказать сынам Израилевым", как Божественного закона (п. 6723, 6752); из значения "говорения", как различения (п. 1791, 1815, 1819, 1822, 1898, 1919, 2080, 2506, 2515, 2619, 2862, 3509, 5877), здесь как возможность различать, поскольку повеление "скажи" относится к Божественному закону; и из прообраза сынов Израилевых, как тех, которые принадлежат к духовному царству Господа (п. 6426, 6637).

7202. "Я Сущий" означает утверждение из Божественного. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 7192).

7203. "И выведу вас из-под ига Египтян" означает, что Господь избавит их от наваждений тех, которые пребывают в ложностях. Это ясно из значения "выведения", как освобождения; из значения "ига", как наваждения ложностями, таким образом битв (п. 6757, 7104, 7105); и из значения "Египтян", как тех, которые наваждают посредством вводимых ложностей (п. 7199).

7204. "И избавлю вас от рабства их" означает полное избавление от попыток поработить их. Это ясно из значения "рабства", как стремления установить над ними контроль (п. 6666, 6670, 6671).

7205. "И спасу вас рукою простертою" означает выведение из ада Божественной силой. Это ясно из значения "спасения", как выведения из ада (поскольку слово "спасение" употребляется в связи с рабством, злом и смертью, от которых люди освобождаются, таким образом освобождаются от ада, и поскольку Господь в отношении Божественной Человечности назван "Спасителем" см. п. 6281), и из значения "простертой руки", как Божественной силы. Ибо "рука" означает силу, (п. 478, 4931, 4932, 4934, 4935); но причина, по которой "простертая рука" означает всемогущество или Божественную силу, заключается в том, что на небесах, когда рука видится простертой, она прообразует силу от Божественного; но когда она не простерта, а согнута, прообразует силу в общем смысле. Это объясняет, почему в Слове выражения "простертая рука" и "сильная рука" часто означают Божественную силу, как в следующих местах:

Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою рукой Моею (Иер. 27:5)

О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою рукой; для Тебя ничего нет невозможного; и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою (Иер. 32:17, 21).

И выведу вас из народов и из стран, по которым вы рассеяны, и соберу вас рукою крепкою и мышцею простертою (Иез. 20:34).

И вывел Израиля из среды его, рукою крепкою и мышцею простертою (Пс. 136:11, 12; Втор. 4:34; 5:15; 7:19; 9:29; 11:2; 26:8; 1 Цар. 8:42; 2 Цар. 17:36).

7206. "И судами великими" означает в соответствии с законами порядка, исходящими от Божественной Человечности Господа. Это ясно из значения "судов", как истин (п. 2235, 6397), а в высшем смысле, в котором говорится о Господе, как о Божественных истинах, которые являются ничем иным, как законами порядка, исходящими от Божественной Человечности Господа, ибо весь порядок исходит от Него, таким образом все законы порядка. Все небо, а также следовательно вся вселенная, существуют в соответствии с этими законами. Законы порядка, или истины, происходящие от Господа, в соответствии с которыми существуют все небеса и вселенная, являются тем, что у Иоанна названо "Словом, через которое всё начало быть" (Иоанн 1:1-3); ибо "Слово" означает Божественную истину, исходящую от Божественного добра Божественной Человечности Господа; следовательно всё в духовном мире, а также в мире природном имеет отношение к истине, как может видеть всякий, кто размышляет.

[2] "Судами великими" в ближайшем смысле здесь означаются истины, в соответствии с которыми должны быть судимы те, которые наваждали посредством вводимых ложностей, и которые означаются "Египтянами" и "Фараоном"; также понимаются истины, в соответствии с которыми должны быть судимы те, которые будут освобождены от наваждений, и которые означаются "сынами Израилевыми". Этими судами должны быть осуждены пребывающие в ложностях, происходящих от зла, и этими же судами должны быть спасены пребывающие в истинах, происходящих от добра. Не то, чтобы истины, которые происходят от Господа, осуждают кого-либо, ибо все истины, происходящие от Господа, исходят от Его Божественного добра, поэтому являются ничем иным, как проявлением милости. Но поскольку люди не принимают милости от Господа, они подвергают себя осуждению, поскольку пребывают тогда во зле, а зло осуждает. Истины, происходящие от Господа, не спасают человека, если он верит, что он спасается на основании истин веры в нем, а не на основании милосердия; ибо человек исполнен зла и сам от себя пребывает в аду, но милостью Господа он воздерживается от зла и сохраняется в добре, и это делается с огромной силой. Что "судами" означается как осуждение пребывающих во зле, так и спасение тех, которые пребывают в добре, ясно из тех мест в Слове, где говорится о Последнем Суде, как у Мф. 25:31-45, и в других местах.

7207. "И приму вас Себе в народ" означает, что они присоединятся к тем на небесах, которые служат там Господу. Это ясно из значения "принятия в народ", когда это говорится Сущим или Господом, как присоединятся к тем, которые пребывают на небесах; поскольку пребывающие на небесах называются "народом Господа", они называются так же, когда пребывают в мире, потому что в отношении своих душ они тогда также пребывают в небе (п. 687, 697, 3255, 4067, 4073, 4077). Причина, по которой под этими словами означается, что принадлежащие к духовной Церкви присоединятся к тем на небесах, которые служат там Господу, заключается в том, что до пришествия Господа они удерживались на низшей земле и были подняты на небеса, когда Господь взошел снова, и тогда присоединились к тем, которые служат Господу (п. 6854, 6914, 7090).

7208. "И буду вам Богом" означает, что они также примут Божественное. Это ясно из значения выражения "быть им Богом", когда это говорится Сущим или Господом, как принятия Божественного; ибо для всех, кто пребывает на небесах, дается возможность принять Божественное, то есть Божественное добро и истину, таким образом мудрость и разум, следовательно счастье жизни от полезных служб, которые являются проявлением милосердия. Вот что означает выражение "буду вам Богом".

7209. "И вы узнаете, что Я Сущий, Бог ваш" означает понимание тогда, что Господь есть единый Бог. Это ясно из значения "знания", как понимания. Причина, по которой слова "Я Сущий, Бог ваш" означают, что Господь есть единый Бог, заключается в том, что под "Сущим" в Слове не понимается никто иной, как Господь (п. 1343, 1736, 2921, 3023, 3035, 5663, 6281, 6303, 6905). Другая причина состоит в том, что на небесах знают и постигают, что Господь является Господом небес и таким образом Господом вселенной, поскольку Сам Он говорит у Матфея, что "имеет всякую власть на небе и на земле" (Матфей 28:18); и что Сущий "не даст славы Своей иному" (Ис. 42:8); также что Он "един с Отцом" (Иоанн 14:9-11); и что "Дух святой" есть святость, от Него исходящая (Иоанн 16:13-15); так что Господь есть единый Бог.

7210. "Выведший вас из земли Египетской из-под ига Египетского" означает, который избавил их от наваждений ложностями. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 7203), где встречаются подобные слова.

7211. "И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову" означает вознесение Божественной силой на небеса, где Божественная Человечность Господа является всем. Это ясно из значения "введения в землю", а именно в землю Ханаанскую, как вознесение на небеса (что "земля Ханаанская" означает царство Господа или небеса, см. в п. 7196); из значения "поднятия руки", когда говорится о Сущем или Господе, как Божественной силы (что "рука" означает силу, см. в п. 878, 4931-4937, 5327, 5328, 6947, 7011); и из прообраза Авраама, Исаака и Иакова, как Господом в отношении Самой Божественности и в отношении Божественной Человечности (п. 6808, 6847); здесь Господь относительно Божественной Человечности, поскольку это все на небесах. Причина, по которой Божественная Человечность есть все на небесах, заключается в том, что никто там, ни даже ангел самого внутреннего или третьего неба, не может иметь представление о Самой Божественности, в соответствии со словами Господа у Иоанна: "Бога не видел никто никогда" (Иоанн 1:18); "вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели" (Иоанн 5:37). Поскольку ангелы конечны, а конечное не может иметь представление о Бесконечном, поэтому, если бы на небесах они не представляли бы Бога в человеческой форме, они вообще не имели бы о Нем представления, или имели бы несоответствующее представление; таким образом не могли соединиться с Божественным через веру или любовь. И действительно, на небесах они постигают Божественное в человеческой форме; что объясняет, почему Божественная Человечность на небесах есть всё в их понимании, и следовательно всё в их вере и в любви; в результате чего происходит соединение с Ним и таким образом спасение через Него (п. 6700).

7212. "И дам вам ее в наследие" означает Господнюю жизнь там в вечности. Это ясно из значения "наследия", когда это относится к небесам, как Господней жизни (п. 2658); и поскольку все, что дается как наследство, является бесконечным и на небесах вечным владением того, кому это дается, так как они живут вечно, то понимается Господняя жизнь там в вечности. Причина, по которой жизнь на небесах является Господней жизнью, и по которой, следовательно, находящиеся там имеют в себе Его жизнь, заключается в том, что они пребывают в истине и добре, которые исходят от Господа; добро, которое пребывает в истине, есть Сам Господь, тогда как истина, которая имеет в себе добро, есть жизнь, исходящая от Господа, которой все живут. Из всего этого ясно, что те, которые пребывают в добре и оттуда в истине, как и все на небесах, имеют в себе Господнюю жизнь.

7213. "Я Сущий" означает утверждение из Божественного. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 7192, 7202).

7214. [Стихи 9-13] Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ. И сказал Сущий Моисею, говоря: войди, скажи фараону, царю Египетскому, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. И сказал Моисей пред Сущим, говоря: вот, сыны Израилевы не слушают меня; как же послушает меня фараон? а я не обрезан устами. И говорил Сущий Моисею и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и к фараону, царю Египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из земли Египетской.

"Моисей пересказал это сынам Израилевым" означает наставление из Божественного закона тех, которые принадлежат к духовному царству Господа; "но они не послушали Моисея" означает, что они не приняли его по вере и послушанию; "по малодушию" означает по причине состояния, в котором они были близки к отчаянию; "и по тяжести работ" означает в результате наваждениям ложностями. "И сказал Сущий Моисею, говоря" означает продолжение; "войди, скажи фараону, царю Египетскому" означает, что предупреждение тем, которые наваждают посредством ложностей; "чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей" означает, чтобы они могли уйти и оставить их. "И сказал Моисей пред Сущим, говоря" означает закон от Бога и мышление, оттуда происходящее; "вот, сыны Израилевы не слушают меня" означает, что те, которые являются духовными, не приняли того, что было им возвещено; "как же послушает меня фараон?" означает, что пребывающие в ложностях не примут меня; "а я не обрезан устами" означает, что для них, я нечист. "И говорил Сущий Моисею и Аарону" означает снова наставление из Божественного закона и в то же время из учения; "и давал им повеления к сынам Израилевым" означает в отношении повеления тем, которые принадлежат к духовному царству Господа; "и к фараону, царю Египетскому" означает предупреждение тем, которые наваждают ложностями; "чтобы вывести сынов Израилевых из земли Египетской" означает, что они должны быть освобождены.

7215. "Моисей пересказал это сынам Израилевым" означает наставление из Божественного закона тех, которые принадлежат к духовному царству Господа. Это ясно из значения "говорения", как наставления, поскольку он говорил им то, что повелел ему Сущий; из прообраза Моисея, как Божественного закона (п. 6723, 6752); и из прообраза сынов Израилевых, как духовного царства Господа (п. 6426, 6637).

7216. "Но они не послушали Моисея" означает, что они не приняли его по вере и послушанию. Это ясно из значения "слушания", как принятия по вере и послушанию. (Что "слышать" означает веру в воле и в действиях, и послушание, см. в п. 2542, 3869, 4652-4660, 5017).

7217. "По малодушию" означает по причине состояния, в котором они были близки к отчаянию. Это ясно из значения "малодушия", как состояния, в котором человек близок к отчаянию, поскольку проходящие через это состояние испытывают малодушие. Такое состояние понимается под бременем, которое наложил фараон на сынов Израилевых, чтобы они сами искали солому для делания кирпичей, как показано в конце предыдущей главы. Что малодушием означается состояние, близкое к отчаянию, можно видеть из того факта, что те, которые находятся в состоянии, близком к отчаянию, пребывают во внутреннем беспокойстве, и тогда действительно в малодушии. Во внешнем смысле это состояние является сжатием груди, и от этого как бы затруднением дыхания; но во внутреннем смысле это страдание, вызванное лишением истины веры и добра милосердия, и от этого состояние, близкое к отчаянию. (Что ощущение сжатия дыхания и страдание, вызванное лишением истины веры и добра милосердия, соответствуют друг другу как природное проявление в теле от духовной причины в разуме, можно видеть из того, что было показано выше, в п. 97, 1119, 3886, 3887, 3889, 3892, 3893). Те, у кого нет веры и милосердия, не могут поверить, что лишение духовной истины и добра вызывает такое беспокойство и, следовательно, такое малодушие; поскольку они полагают, что страдание по этой причине является слабостью и болезнью ума. Это происходит потому, что они не видят ничего реального в вере и милосердии, таким образом в том, что относится к их душам и к небесам, поскольку для них реальным является только богатство и высокое положение, таким образом то, что относится к плоти и к миру. Они также думают: "Что такое вера и милосердие, как не простые слова? Что такое совесть? Страдать из-за таких вещей – это то же самое, что страдать из-за того, что человек представляет себе из глупых вымыслов своего воображения, о которых он думает, что они являются чем-то, хотя на самом деле они ничто. Богатство же и высокое положение мы можем видеть своими глазами, и мы знаем, что они существуют, через удовольствия, которые они доставляют, поскольку наполняют тело радостью". Так думают совершенно природные люди и так они говорят между собой. Но люди духовные думают иначе, поскольку для них главной является жизнь в их духе, таким образом в том, что принадлежит их духу, то есть в вере и милосердии; поэтому, когда они верят, что лишаются истин и добра веры и милосердия, они испытывают мучения, подобные смертельным мукам, поскольку они видят перед собой духовную смерть, то есть проклятие. Как уже говорилось, совершенно природным такие люди кажутся слабыми и болезненными в духе, но они сильны и здоровы; тогда как те, которые являются совершенно природными, кажутся себе сильными и здоровыми, и даже являются таковыми относительно тела, но относительно духа они весьма слабы, поскольку духовно мертвы. Если бы они могли видеть, каков их дух, они бы признали, что это так; но они не видят духа до смерти своего тела.

7218. "И по тяжести работ" означает в результате наваждениям ложностями. Это ясно из значения "работы", как наваждения ложностями (п. 7120, 7129); таким образом "тяжесть работ" означает наваждение абсолютными ложностями; ибо те, которые наваждаются абсолютными ложностями и не укрепляются истинами, посредством которых можно рассеять эти ложности (даже если их жизнь исполнена истиной веры и добром милосердия), испытывают величайшие мучения, и пока они пребывают в этом состоянии, они как бы находятся под тяжестью работ. Отсюда такие наваждения означаются "тяжестью работ". Нужно знать, что все мысли проникают из внешнего источника, но когда духи проходят через состояние вечера и ночи, их мысль находится тогда в принудительном состоянии, и они вынуждены тогда думать о ложностях, которые вводятся, и совершенно не могут освободиться от этого принуждения. Но когда они проходят через состояние утра и полудня, их мышление находится в состоянии свободы, ибо тогда им позволяется думать о том, что они любят, таким образом об истинах и добре веры и милосердия, поскольку они относятся к их любви. (Что свобода состоит в том, что принадлежит любви, см. п. 2870-2893).

7219. "И сказал Сущий Моисею, говоря" означает продолжение. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 7191).

7220. "Войди, скажи фараону, царю Египетскому" означает предупреждение тем, которые наваждают посредством ложностей. Это ясно из значения "говорения", когда это Божественное повеление, как предупреждения; и из прообраза фараона, как тех, которые наваждают посредством ложностей (п. 7107, 7110, 7126, 7142); и поскольку это были абсолютные ложности, говорится "фараону, царю Египетскому", так как "царем" в подлинном смысле означается истина, а в противоположном смысле ложь (п. 2015, 2069).

7221. "Чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей" означает, чтобы они могли уйти и оставить их. Это ясно из значения "отпускания", как ухода и оставления; из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви (о которых часто говорилось выше); и из значения "земли Египетской", как состояния наваждения. Из всего этого ясно, "чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей" означает, что они должны оставить тех, которые принадлежат к духовной Церкви, и не наваждать их.

7222. "И сказал Моисей пред Сущим, говоря" означает закон от Бога и мышление, оттуда происходящее. Это ясно из значения "говорения", как мышления (п. 2271, 2287, 2619); и из прообраза Моисея, как закона, исходящего от Бога (п. 6771, 6827).

7223. "Вот, сыны Израилевы не слушают меня" означает, что те, которые являются духовными, не приняли того, что было им возвещено. Это ясно из прообраза сынов Израилевых, как тех, которые являются духовными, то есть тех, которые принадлежат к духовной Церкви Господа (п. 6426, 6637); и из значения "не слушания", как не принятия по вере и послушанию (п. 7216); ясно, что понимается то, что было им возвещено, то есть то, что относится к их освобождению.

7224. "Как же послушает меня фараон?" означает, что пребывающие в ложностях не примут меня. Это ясно из значения "не слушания", как не принятия (как видно выше в п. 7223); и из прообраза Фараона, как тех, которые пребывают в ложностях (п. 6651, 6679, 6683, 7107, 7110, 7126, 7142). Причина, по которой Фараон прообразует тех, которые пребывают в ложностях и наваждают, таким образом многих, заключается в том что царь является главой народа, и поэтому царем означается то же, что и народом (п. 4789).

7225. "А я не обрезан устами" означает, что для них я нечист. Это ясно из значения выражения "быть необрезанным", как быть нечистым, поскольку обрезание прообразовало очищение от нечистой любви, то есть от любви к себе и к миру (п. 2039, 2632, 2799, 4462, 7045), и поэтому те, которые не были обрезаны и назывались "необрезанными", прообразовали не очищенных от этой любви, таким образом нечистых (п. 3412, 3413, 4462, 7045); и из значения "уст", как предметов учения (п. 1256, 1288). Таким образом "необрезанный устами" означал нечистого в отношении предметов учения, ибо выражение "необрезанный" употребляется как в отношении учения, так и в отношении жизни. Поэтому ухо названо "необрезанным" у Иеремии:

К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им (Иер. 6:10).

И сердце названо "необрезанным" у того же пророка в следующих местах:

Весь дом Израилев с необрезанным сердцем (Иер. 9:26).

Вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище (Иез. 44:7)

У Моисея:

Тогда покорится необрезанное сердце их (Лев. 26:41).

[2] Из этих мест ясно, что "быть необрезанным", означает быть нечистым; и поскольку всё нечистое исходит от нечистых видов любви, которые являются любовью к миру и любовью к себе, поэтому "необрезанным" означается то, что препятствует наитию добра и истины. Где присутствуют такие виды любви, наитие добра и истины угашается, поскольку они противоположны, как небо и ад. Поэтому под "необрезанным ухом" понимается непослушание, а под "необрезанным сердцем" непринятие добра и истины, которое особенно имеет место, когда эти виды любви укрепляются с помощью лжи, подобно стене вокруг.

[3] Моисей, так как он заикался, называл себя "необрезанным устами", по причине внутреннего смысла, чтобы означать, что пребывающие в ложностях, которых прообразовал Фараон, не вняли бы тому, что было бы сказано им из Божественного закона, поскольку пребывающие в ложностях называют истинами, принадлежащими Божественному закону, ложности; а ложности, противоречащие истинам Божественного закона, они называют истинами, поскольку они мыслят совершенно противоположно. Следовательно они воспринимают истины учения не иначе, как нечистое; даже небесная любовь кажется им нечистой. Более того, когда они приближаются к какому-либо небесному обществу, они испускают ужасное зловоние, и когда они ощущают его, они думают, что оно исходит от небесного общества, хотя оно исходит от них самих; поскольку зловоние воспринимается только возле своей противоположности.

7226. "И говорил Сущий Моисею и Аарону" означает снова наставление из Божественного закона и в то же время из учения. Это ясно из значения "говорения", как наставления снова, поскольку в том, что теперь следует, они наставляются тому, что должны сделать; из прообраза Моисея, как Божественного закона (п. 6723, 6752); и из прообраза Аарона, как учения добра и истины (п. 6998). Различие между Божественным законом и учением может быть видно выше (п. 7009, 7010, 7089).

7227. "И давал им повеления к сынам Израилевым" означает в отношении повеления тем, которые принадлежат к духовному царству Господа. Это ясно из значения "повелевать", как приказывать; и из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовному царству Господа.

7228. "И к фараону, царю Египетскому" означает предупреждение, данное тем, которые наваждают ложностями. Это ясно из значения "говорения", когда это исходит от Божественного повеления для тех, которые пребывают в ложностях, как предупреждения (п. 7220); и из прообраза Фараона, когда он также называется "царем Египетским", как тех, которые наваждают ложностями (п. 7220).

7229. "Чтобы вывести сынов Израилевых из земли Египетской" означает, что они должны быть освобождены. Это ясно без объяснения.

7230. [Стихи 14-25] Вот начальники поколений их: сыны Рувима, первенца Израилева: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми: это семейства Рувимовы. Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки: это семейства Симеона. Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь. Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их. Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года. Сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейства Левия по родам их. Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея и Мариам, сестру их. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь. Сыны Ицгаровы: Корей и Нефег и Зихри. Сыны Узииловы: Мисаил и Елцафан и Сифри. Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара. Сыны Корея: Асир, Елкана и Авиасаф: это семейства Кореевы. Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену одну из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их.

[2] "Вот начальники поколений их" означает главные предметы Церкви; "сыны Рувима, первенца Израилева: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми" означает предметы веры в понимании; "это семейства Рувимовы" означает истины веры; "сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад и Иахин, и Цохар" означает предметы веры, выраженные в действии; "и Саул, сын Хананеянки" означает предметы истины, выраженные в действии вне Церкви; "это семейства Симеона" означает истины и добро веры. "Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари" означает предметы милосердия; "а лет жизни Левия было сто тридцать семь" означает качество и состояние:

[3] "Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи, с семействами их" означает первую группу добра и истин, происходящих от милосердия; "сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил" означает вторую группу добра и истин, происходящих от милосердия; "а лет жизни Каафа было сто тридцать три года" означает качество и состояние; "сыны Мерари: Махли и Муши" означает третью группу добра и истин, происходящих от милосердия; "Это семейства Левия по родам их" означает, что они были формами добра и истины, происходящими от милосердия; "Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену" означает добро, происходящее от милосердия, соединенное с родственной истиной; "и она родила ему Аарона и Моисея и Мариам" означает, что от этого соединения к ним пришло учение Церкви и закон, исходящий от Божественного. "А лет жизни Амрама было сто тридцать семь" означает качество и состояние.

[4] "Сыны Ицгаровы: Корей, и Нефег, и Зихри" означает добро и истину этого добра, принадлежащие одной части следующего поколения, происходящего от второй группы; "сыны Узииловы: Мисаил, и Елцафан, и Сифри" означает добро в истине, принадлежащее другой части следующего поколения, происходящего от той же группы; "Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона" означает учение Церкви и путь, которым добро и истина были в них соединены; "и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара" означает производные веры и милосердия и их качество.

[5] "Сыны Корея: Асир, Элкана и Авиасаф" означает еще другое поколение, происходящее от второй группы; "это семейства Кореевы" означает качество добра и истин, "Елеазар, сын Аарона" означает предметы учения, происходящие из самого учения милосердия; "взял себе в жену одну из дочерей Футииловых" означает добро и истину, соединенные в этих предметах учения; "и она родила ему Финееса" означает происходящее от этого соединения; "вот начальники поколений левитских по семействам их" означают главные предметы Церкви в отношении милосердия и веры, оттуда происходящей.

7231. Поскольку эти стихи состоят из простых имен, излишне раскрывать их в деталях; кроме того, уже было показано, что прообразовали Рувим, Симеон, Левий, Аарон и Моисей; их сыновья и внуки, называемые здесь, являются просто производными, происходящими от тех предметов, которые они означают. Рувим прообразует веру в понимании (п. 3861, 3866, 4731, 4734, 4761); Симеон прообразует веру в воле и в действии (п. 3769-3872, 4497, 4502, 4503, 5482, 5626, 5630); Левий прообразует милосердие (п. 3875, 3877, 4497, 4502, 4503); Аарон – учение Церкви (п. 6998, 7009, 7089); а Моисей – закон от Бога (п. 6771, 6827). Причина, по которой здесь упоминаются Рувим, Симеон, Левий и их сыновья, но не остальные отцы колен с их сыновьями, не может быть известна, кроме как из внутреннего смысла. Ясно, что такое перечисление делается в этой главе, чтобы показать происхождение Аарона и Моисея; но для этого достаточно было бы родословия Левия, родословие Рувима, Симеона и их сыновей никак этому не способствует. Однако причина (которая видна только из внутреннего смысла) заключается в том, что речь идет о духовной Церкви, которую прообразуют сыны Израилевы. Такая Церковь начинается в человеке через веру в познании и затем в понимании, эта вера прообразована Рувимом и его сыновьями. Впоследствии, когда Церковь возрастает в человеке, эта вера переходит в его волю, а из воли в действие, и тогда человек желает истину, которая исходит от веры, и исполняет её, потому что это заповедано в Слове; эта стадия веры прообразована Симеоном. Наконец, в его воле, которая является новой волей, постигается чувство милосердия, так что он желает делать добро не как прежде от веры, но от милосердия к ближнему; ибо когда человек возрождается таким образом, он тогда является человеком духовной Церкви, поскольку Церковь пребывает тогда в нем; это милосердие и чувство, к нему относящееся, является тем, что прообразовано Левием. Тогда это объясняет, почему также перечислены семейства Рувима и Симеона, и наконец семейство Левия, которое, как уже говорилось, прообразует милосердие, которое составляет истинную духовность Церкви. Аарон прообразует внешнее этой Церкви, а Моисей – внутреннее; внутреннее Церкви называется законом от Божественного, а внешнее называется учением, происходящим от него. Закон от Бога, который является внутренним Церкви, является также Словом во внутреннем смысле; а происходящее от него учение является Словом во внешнем смысле. (Что они прообразованы Моисеем и Аароном, см. п. 7089).

7232. [Стихи 26-30] Аарон и Моисей, это - те, которым сказал Сущий: выведите сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их. Они-то говорили фараону, царю Египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из Египта; это - Моисей и Аарон. Итак в тот день, когда Сущий говорил Моисею в земле Египетской, Сущий сказал Моисею, говоря: Я Сущий! скажи фараону, царю Египетскому, все, что Я говорю тебе. Моисей же сказал пред Сущим: вот, я не обрезан устами: как же послушает меня фараон?

"Аарон и Моисей, это - те" означает, что от них было учение и Божественный закон в этой Церкви; "которым сказал Сущий" означает, от кого было повеление; "выведите сынов Израилевых из земли Египетской" означает, что принадлежащие к духовному царству Господа должны быть освобождены; "по ополчениям их" означает в соответствии с родами и видами добра в истинах. "Они-то говорили фараону, царю Египетскому" означает предупреждение от них тем, которые наваждали абсолютными ложностями; "чтобы вывести сынов Израилевых из Египта" означает оставить их и не наваждать их; "это – Моисей и Аарон" означает, что это предупреждение исходило из закона от Бога и из учения, оттуда происходящего. "Итак в то время, когда Сущий говорил Моисею в земле Египетской" означает состояние Церкви тогда, когда повеление давалось через закон от Бога принадлежащим духовному царству Господа, пока они еще были в непосредственной близости к тем, которые находились в адах; "Сущий сказал Моисею, говоря" означает наставление от Божественного; "Я Сущий" означает Божественное утверждение; "скажи фараону, царю Египетскому, все, что Я говорю тебе" означает, что предупреждение тем, которые наваждают абсолютными ложностями, передано через то, что втекает от Божественного; "Моисей же сказал пред Сущим" означает размышление о Божественном законе среди тех, которые пребывают в ложностях; "вот, я не обрезан устами" означает, что это нечисто; "как же послушает меня фараон?" означает, что таким образом пребывающие в ложностях не примут.

7233. "Аарон и Моисей, это - те" означает, что от них было учение и Божественный закон в этой Церкви. Это ясно из прообраза Аарона, как учения Церкви (п. 6998, 7009, 7089); и из прообраза Моисея, как Божественного закона (п. 6723, 6752). Они, а именно, Божественный закон и учение у принадлежащих к духовной Церкви происходили в основном из Слова, однако главным образом они относились к вере и милосердию, предметам первостепенным для основателей этой Церкви. Говорится "это те", однако понимаются не Аарон и Моисей, а милосердие и вера, прообразованные Левием, Симеоном и Рувимом.

[2] В отношении этого вопроса должно быть известно, что учение духовной Церкви не является учением самой Божественной истины, потому что принадлежащие к духовной Церкви не имеют никакой перцепции Божественной истины, как имеют те, которые принадлежат к небесной Церкви; но вместо этой перцепции они имеют совесть, которая образуется из истин и добра, какими бы они ни были, которые они принимают в своей собственной Церкви. Что принадлежащие к духовной Церкви находятся в относительном мраке по отношению к истинам веры, видно в п. 86, 2708, 2715, 2716, 2718, 2831, 2935, 2937, 3241, 3246, 3833, 6289, 6500, 6865, 6945. Вот почему все в духовной Церкви признают за истину веры то, что провозглашено её основателями, но дальше не исследуют из Слова, действительно ли это истина; кроме того, если бы они исследовали, они не нашли бы этого, если бы не были возрождены и тогда не получили бы особого просвещения; причина этого заключается в том, что их разум действительно может быть просвещен, но новая воля не может пробудиться никаким иным добром, кроме того, которое образуется через соединение с истиной, полученной в Церкви. Ибо их собственная воля разрушается и создается новая воля в разумной части (п. 863, 875, 1023, 1043, 1044, 1555, 2256, 4328, 5113); и когда их собственная воля отделяется от новой воли в разумной части, свет становится слабым, как ночной свет луны и звезд по сравнению с дневным светом солнца. Вот почему под "луной" в Слове во внутреннем смысле понимается добро духовной любви, а под "солнцем" добро небесной любви (п. 30-38, 1529-1531, 2495, 4060).

[3] Поскольку такова ситуация в духовной Церкви, то не удивительно, что для большинства людей сущностью Церкви является вера, а не милосердие, а также, что они не имеют никакого учения о милосердии. Дело в том, что положения их учения, извлеченные из Слова, не являются Божественными истинами, поскольку из буквального смысла Слова можно извлечь любое положение учения и с готовностью изучать то, которое поддерживает злые желания; таким образом ложь может приниматься вместо истины, как в случае с положениями учения иудеев, социниан и многих других; но не так происходит, если учение основывается на внутреннем смысле. Внутренним смыслом является не только тот смысл, который сокрыт во внешнем смысле, как было показано прежде, но и тот, который следует из множества мест в буквальном смысле, правильно сопоставленных одно с другим, и который понимается просвещенными Господом относительно их разума. Ибо просвещенный разум различает между мнимыми истинами и истинами реальными, особенно между ложностями и истинами, хотя это не исходит от какого-либо суждения о реальных истинах в себе. Но разум не может быть просвещен, если человек не верит, что любовь Господу и милосердие к ближнему являются главными и основными предметами Церкви. В том случае, если он управляется ими, признавая их, он может увидеть бесчисленные истины; он даже может увидеть множество тайн, открытых ему; и это происходит из внутреннего признания, в соответствии со степенью просвещения от Господа.

7234. "Которым сказал Сущий" означает, от кого было повеление. Это ясно из значения выражения "сказал Сущий", как повеления (п. 7036).

7235. "Выведите сынов Израилевых из земли Египетской" означает, что принадлежащие к духовному царству Господа должны быть освобождены, то есть от непосредственной близости к пребывающим в ложностях. Это ясно из значения "выведения", как освобождения; из прообраза сынов Израилевых, как тех, которые принадлежат духовному царству Господа (п. 6426, 6637, 6862, 6868, 7035, 7062, 7198, 7201, 7215, 7223); и из значения "земли Египетской", как места, где прибывают ложности, от которых происходят наваждения.

7236. "По ополчениям их" означает в соответствии с родами и видами добра в истинах. Это ясно из значения "ополчений", как истин, составляющих веру (п. 3448). Но формы добра духовной Церкви являются в своей сущности ничем иным, как истинами, поскольку истины называются добром тогда, когда жизнь соответствует этим истинам. Поэтому под "ополчениями", когда это относится к возрожденным в духовной Церкви, понимаются формы добра истины, или формы добра в истинах. Причина, по которой сказано, что сыны Израилевы должны быть выведены "по ополчениям их" заключается в том, что говорится об их выходе из Египта во внутреннем смысле, когда они освободились от битв с ложностями, таким образом после того, как они провели духовную битву. Под тем, что они должны быть "выведены по ополчениям их", по сути понимается, что они должны быть определены относительно форм добра в истинах, таким образом должны быть разделены на группы согласно разным качествам добра, и это для того, чтобы они могли прообразовать царство Господа на небесах, где всё определено и имеет своё место в Большом Человеке согласно качеству добра, как в общем, так и в частностях.

[2] Тот факт, что все на небесах распределяются в соответствии с разными качествами добра, показывает, как многочисленно и разнообразно добро, ибо оно настолько разнообразно, что добро в одном человеке никогда не бывает таким же, как в другом; более того, если бы мириады мириад людей умножались бы вечно, добро одного человека все равно не было бы подобно другому; также как один человек не похож лицом на другого; кроме того, на небесах добро формирует лица ангелов. Причина, по которой существует бесконечное разнообразие, заключается в том, что всякая форма состоит из различных отличающихся частей, поскольку, если бы двое были бы абсолютно идентичны, то они не могли бы быть двумя, но были бы одним. Это также объясняет, почему в природе никогда не существует вещи во всех отношениях подобной другой.

[3] Настолько разнообразным добро делает истина; ибо когда истина соединяется с добром, она определяет его. Одна причина, по которой истина столь многообразна и различна, что может так сильно изменить добро, заключается в том, что истины бесчисленны, и внутренние истины приобретают различную форму от внешних истин. Другая причина состоит в том, что присоединяются ложности, получаемые посредством внешних чувств, а также ложности, происходящие от злых желаний. Поскольку истин неисчислимое множество, то можно видеть, что когда они соединяются с добром, возникает столь великое многообразие, что одна форма добра никогда не может быть такой же, как другая. Это ясно всякому, кто знает, что только из двадцати трех букв, составленных в различной последовательности, могут возникать слова всех языков, и даже с бесконечным разнообразием, если бы были тысячи языков. Что же тогда может возникнуть из тысяч и мириад различных вещей, таких как истины. Это подтверждает общеизвестная пословица: "сколько людей, столько мнений", то есть, что существует столь много разновидностей идей, сколько существует людей.

7237. "Они-то говорили фараону, царю Египетскому" означает предупреждение от них тем, которые наваждали абсолютными ложностями. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 7228), где встречаются подобные слова.

7238. "Чтобы вывести сынов Израилевых из Египта" означает оставить их и не наваждать их. Это ясно из значения "выводить", как освободить (п. 7235), таким образом, что они должны оставить и не наваждать; из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви (п. 7235); и из значения "Египта", как лжи, от которой происходит наваждение.

7239. "Это – Моисей и Аарон" означает, что это предупреждение исходило из Божественного закона и из учения, оттуда происходящего. Это ясно из прообраза Моисея, как Божественного закона (п. 6771, 6827); и из прообраза Аарона, как учения, оттуда происходящего (п. 6998, 7009, 7089).

7240. "Итак в тот день, когда Сущий говорил Моисею в земле Египетской" означает состояние Церкви тогда, когда повеление давалось принадлежащим духовному царству Господа через закон от Бога, пока они еще были в непосредственной близости к тем, которые находились в адах. Это ясно из значения "дня", как состояния (п. 23, 487, 488, 493, 893, 2788, 3462, 3785, 4850, 6110), здесь состояния Церкви, поскольку об этом говорится; из значения слов "Сущий говорил", как повеления, здесь повеления, данного принадлежащим к духовному царству Господа; из прообраза Моисея, как закона, исходящего от Божественного (п. 6771, 6827); и из значения "земли Египетской", как места, где принадлежащие к духовному царству Господа были наваждаемы ложностями; что это было на более низкой земле, которая приближается к адам, может быть видно выше (п. 7090). Земля Египетская, где находились сыны Израилевы, и которая называлась "Гесем", означает эту более низкую землю; а место, где находились Египтяне, означает окружающие ады, от которых исходили наваждения ложностями.

7241. "Сущий сказал Моисею, говоря" означает наставление от Божественного. Это ясно из значения слов "Сущий сказал", как наставления снова (п. 7226); и из прообраза Моисея, как закона, исходящего от Божественного (п. 6771, 6827).

7242. "Я Сущий" означает Божественное утверждение. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 7192, 7202).

7243. "Скажи фараону, царю Египетскому, все, что Я говорю тебе" означает, что предупреждения тем, которые наваждают абсолютными ложностями, переданы через то, что приходит от Божественного. Это ясно из значения "говорения", когда это относится к пребывающим


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты