КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №11 Социальное назначение государстваСоциальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества. Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства: • консервативная, - либеральная, • социал-демократическая и - коммунистическая концепция социального назначения государства. Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую). Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их. Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение). Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат). Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству. Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа. Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи. 'Задачи государства на современном папе: 1. обеспечение самосохранения общества и государства. 2. обеспечение безопасности и укрепление государства. 3. государство содействует социальному, -экономическому и культурному развитию 4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, Билет №12 Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства Тип государства и права - это совокупность наиболее вещественных черт и признаков, характеризующих определенное государство и его правовую систему. Типология дает возможность классифицировать государство и право. Все зависит от критериев. Что может быть критерием например, исторические эпохи, экономический строй, правящая идеология. господствующая религия, уровень соблюдения прав человека, правовая культура общества и т.п. Традиционные типологии, связанные с историческим подходом определенный срез развития государства и права. Сейчас в соответствии с таким подходом делят государства на древние (4 т.л.д.н.э - 5 в.н.э.), средневековые (до 18 в), новые- 18-19 вв и новейшие (20 в). Формационный подход.Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека. Признаки общественно-экономической формации'. Основным существенным признаком являегся такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа производства: • Рабовладельческий (исторически первая государственно-классовая организация • Феодальный (орудие классового господства крепостников-помещиков, главное- • Капиталистический (буржуазный - функционирует на базе производственных » Социалистический (возник, в результате социалистической революции). Новое государство базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. После возникновения социалистического типа государства предполагается отмирание государственности как таковой. Пример социалистического государства Куба. На основании формапионного подхода. и перечисленных способах производства выделяют 5 типов государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное (отсутствие частной собственности на землю, община, бюрократически!? аппарат, застойность). Дополнительные признаки: уровень развития производительных сил, характер производственных отношений, которые в свою очередь определяют характер государства. Переход от одной общественно экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Изменение экономического базиса влечет за собой изменения в государственно-правовых явлениях. Данный подход был научно обоснован К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Лениным. (они выделяют переходное государство, которое возникает в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирается на разнотипные производственные отношения с преобладанием примитивных форм собственности. По мере преобладания господствующих форм собственности они должны примкнуть к определенному историческому типу государства.) Таким образом, государство является надстройкой по отношению к экономическому базису. Все государства - организации полной власти господствующего класса. Смена исторических типов государства происходит на основе преемственности развития государства и права различных типов. Недостатки подхода Маркса-Энгельса-Ленина: 1.при анализе экономического базиса не учитывается многоукладность, 2. социальный состав классовых обществ включает только классы-антогонисты, 3. он ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, Основное отличие понятий цивилизации от формации состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека. Цившшзационный подходориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей Швилизационный подход. Какие признаки являются существенными - неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Представители Уолт Ростоу, Д. Сахаров (т. конвергенции - сближения соц. и кап.государств) Представителем другого направления цившгазационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом друг с другом. Некоторые авторы считают, что ни одно государство не похоже на другое, следовательно, существуют цивилизации Китая, Японии, России. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность - это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке государством. Выделяют материальные и нематериальные ценности, ценности отдельных индивидов и групповые ценности, ценности, свойственные отдельным государствам, свойственные отдельным цивилизациям и общечеловеческие ценности. С точки зрения общечеловеческих ценностей все цивилизации едины. С точки зрения развития ценностей можно выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации. Исходя из содержания ценностей, выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития государства и права. Объективно любая цивилизация обладает такими свойствами, которые позволяют ей развивать ценности до определенного этапа - предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение, могут в определенных изменившихся условиях снова начать развиваться, но, исчерпав ресурсы, цивилизация может исчезнуть или подчиниться другим, более развитым цивилизациям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно. Таким' образом, понятие типа государства многомерно и многовариантпо. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств. Наиболее универсальным и научным критерием типологии государства становится цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.
|