Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Современные религиозные движения и проблема духовной безопасности.




Нетрадиционная религиозность - это духовное явление достаточно сложное и трудно поддающееся религиоведческому осмыслению, поскольку в этом феномене отражены сложные процессы духовно-нравственного состояния современного мира.

Новые религиозные движения - это новые конфессии, религиозные группы, течения, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Обусловленные изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культур в условиях нарастающей глобализации, новые религиозные движения выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию.

Комплекс социальных причин, породивший ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов, создал благоприятные условия для распространения новых религиозных движений, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения.

Появление новых нетрадиционных религиозных движений икультов связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой науки жизни.

Согласно концепции Тоффлера, массовое появление новых религий, сект и культов - следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную (информационную) фазу общественного развития.

Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций, и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному.

Конечно, необходимо иметь в виду, что истоки нетрадиционной религиозности коренятся во многом в религиозно-философских учениях и духовных практиках прошлого и, прежде всего, второй половины XIX и XX веков, в которых отразились духовные искания человечества. Эти духовные искания имели свою своеобразную эволюцию и трансформировались в различные религиозные и псевдорелигиозные идеи, течения, организации, а также духовные практики.

Основные особенности неокультов:
1. Харизматичность. Лидер с «уникальным» даром. Верующие приобщаются к его дару через внушение.
2. Коллективность: общие молитвы, устранение частной жизни, общинность («семья», «коммуна», для которой лидер – «отец»). Требование абсолютной преданности и полной самоотдачи. 
3. Регламентация. Лидер устанавливает правила, обязательные для всех, не обязательно для него. Изоляция (уход от мира), отказ от имущества, политического участия и пр. Тотальность контроля – тоталитарные секты. Использование техник психологической манипуляции.
4. Эсхатологичность. Ожидание Конца света, попытка его приблизить – деструктивные секты (массовые убийства или самоубийства).
5. Синкретизм. Синтез элементов разных религий, философии и науки.

Основные направления:
1. Неоориенталистские (неовосточные – ориентация на буддизм и индуизм): кришнаиты («Международное общество сознания Кришны»), «Миссия божественного света», «Махай Джи». 
2. Неохристианские: «Церковь объединения» (Мун), «Богородичный центр», «Семья любви».
3. Неоязыческие: в зависимости от стран – Вуду (Сантерийя), скандинавы (кельты), друиды.
4. Псевдонаучные: сайентология и др. культы, активно использующие данные науки или претендующие быть новой, всеобъемлющей наукой.
5. Сатанисты (антихристианские секты). От Кроули, «Церковь Сатаны».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты