Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Джайнизм




Джина - (санскр.) победитель.

Джайнизм появляется в середине 1 тыс. до н.э. Джайнизм – неортодоксальная религия, не признающая авторитет ведической традиции. Джайнизм никем не создан и вечен, но проповедовался учителями-пророками.

Основные принципы джайнизма следующие:

1. Каждая человеческая душа в облечена в карму из-за нечистых земных дел;

2. Человек должен стремиться к освобождению и к достижению совершенного состояния души + четыре новых качества: безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное счастье.

3. Человек должен держать свою материальную оболочку под контролем своего духа.

4. Человек может достичь совершенства только своими собственными усилиями.

 

Обеты:

- не причинять вреда;

- не лгать;

- не воровать;

- не быть стяжательным;

- соблюдать целомудрие и супружескую верность.

Обет саллакхана – добровольный уход от жизни, отказ от пищи. Этот обряд способствует уничтожению кармы. Освободиться от кармических пут –основная задача Джайнизма. Большое значение в этом имеют запреты, заповеди и обеты + аскетическая практика.

Основой философии джайнизма является вера в объективное существование двух категорий – живое и неживое, которые находятся во взаимодействии. Человек может добиться того, что это взаимодействие прекратиться и душа постепенно и достигнет состояния мокша – полной свободы, спасения.

Для достижения мокши каждый верующий должен четко освоить мыслью семь категорий:

1. Живое (дух)
2. Неживое (материя)
3. Проникновение матери в душу
4. Связывание ею души
5. Преодоление душой этого проникновения
6. Освобождение от влияния матери
7. Мокша. Устройство мира: два нижних мира, где живут демоны (черные и белые, духи и полубоги – тоже относ к демонам) средний мир - земля со всем, что на ней обитает. верхний мир, в котором живут боги и святые; этот мир близок к вершине Меру. Превыше всего, на самой вершине Меру в вечности ведут жизнь сиддхи – освободившиеся души. Это небо мокши, небо освобождения. Боги: Боги-покровители; Боги-охранители; Богини-матери; + Сарасвати (богиня просвещения), Лакшми (богиня процветания)     22. Сикхизм Сикх – ученик, сикхизм – религия учеников. Был основан Нанаком (1469-1539) – первый гуру. Согласно Нанаку, Бог – это не имеющий формы и признаков Абсолют, у которого есть множество имен. Чаще всего Бог именуется «Вечное существо» или «Единый Бог». Бога познают через гуру, которого почитают, но не обожествляют. Не допускается поклонение другим богам и духам, обрядоверие, аскетизм, деление на касты, неравноправие полов. Основная сикхская молитва «Мул мантар» («Корневая мантра»). В ней приведены главные характеристики Бога - вечный, не знающий вражды, нерожденный и раскрывающий свою милость через гуру. Духовное совершенствование состоит в искоренении эгоистических привязанностей и взращивании беззаветной преданности Богу. Нет профессионального жречества, проповедуется равенство и братство, взаимовыручка, благочестивая жизнь, физический труд и готовность к самоотверженности. Религиозные практики: в прославлении Бога в гимнах-распевах, памятование божественного имени, внутреннее созерцание истины. Гуру Арджун (5-й гуру составил первую каноническую версию главного сикхского текста – Ади Грандха), казненный по приказу могольского императора Джахангира, стал первым сикхским мучеником. Гобинд Сингх (последний – 10-й гуру) в 1699 году основал структуру бескастовой общины – хальсу или орден святых воинов, связанных узами братства, верности сикхскому пути. Пять опознавательно-символических знаков: - кес (не стриженые волосы); - канга (гребень); - качх (штаны); - кара (стальное кольцо на руке); - кирпан (меч). Основные заповеди: - не стричь волосы; - не употреблять в пищу мяса, приготовленного по-мусульмански (медленно); - не употреблять алкоголя и табака; - хранить супружескую верность. 10-й гуру не оставил наследников, но завещал почитать Ади Грандх как вечного и последнего гуру.   23. Пророк Мухаммед и зарождение ислама Мухаммед (Мухаммад) родился ок. 570 г. в небогатой, но знатной семье. Занимался торговлей, сопровождением караванов, вел финансовые дела богатой вдову Хадиджи, на которой потом женился. Жил в Мекке, где находилось святилище Кааба (там располагались фетиши, в том числе и «черный камень» метеоритного происхождения). Мухаммед был склонен к уединению, знал иудейскую и христианскую догматику, был сторонником единобожия, но не принадлежал к конкретной конфессии. Ок. 610 г. в возрасте 40 лет во время уединения на горе Хира близ Мекки в период рамадана ему были ниспосланы первые божественные откровения. Он стал проповедовать, но не встретил поддержки у своих соплеменников. Он переместился в город Ясриб. Это событие (хиджра - переселение) стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления, началом эры ислама. Ясриб стал Мединой – «Город пророка». Близ Медины была построена первая мечеть. В 632г. совершил прощальное паломничество в Мекку. Похоронен в Медине, позже над могилой была построена мечеть – Масжит-ан-Наби («Мечеть пророка»). В результате политической деятельности Мухаммеда образовалось теократическое государство Арабский халифат. После его смерти руководителями мусульманской общины были халифы Абу Бакр (отец 3-й жены) – способствовал распространению ислама за пределы Аравии; Омар – Сирия, Ирак, Ливия И Египет, Осман (зять Мухаммеда) убит во врем восстания; Али (двоюродный брат Мухаммеда). Эти 4-е халифа почитаются как первые праведные халифы. 24. Священные тексты ислама: Коран и Сунна Коран – главная книга мусульман, священное Писание последователей Ислама. Это Писание было ниспослано на арабском языке. В Коране однозначно подтверждается, что Мухаммад является посланником ко всему человечеству и что он является последним пророком, который направлен Всевышним. Таким образом, Коран – заключительное послание Бога, оно отчасти заменяет, отчасти подтверждает основные положения религии Господа, действовавшей для иудеев и христиан ранее. Арабское слово "Коран" буквально означает "декламация" или "чтение". Такое название связано с тем, что с самого начала Коран был рассказан и устно, и записан в книжной форме. В отличие от Библии и Нового Завета, Коран вышел из уст лишь одного человека, который передал то, что ему прочитал от имени Всевышнего ангел Гавриил. Коран состоит из 114 глав разной длины. Каждая глава по-арабски называется "сура", а каждое предложение Корана – "аят", что в переводе означает "знамение". Подобно Библии, Коран разделен на отдельные стихи. Каждый стих – определённый акт выражения законченного смысла. Первая сура Корана называется «Открывающая». Все суры, кроме одной, начинаются с фразы ««С именем Бога, Милостивого, Милующего». Каждая сура имеет название. В VII в. наряду с записью коранических текстов стали появлятьсяхадисы — предания, относящиеся к какому-нибудь историческому или вымышленному моменту жизни Мухаммеда. Группы хадисов соединялись в сборники, из которых в IX в. были отобраны шесть наиболее достоверных, которые составили Сунну - вторую священную книгу ислама. Сунна включает разнообразный материал, связанный с религиозными, правовыми, морально-этическими аспектами жизни мусульман. Обучение Сунне — важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей — один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.     25. Пять столпов ислама 1) «Шахада» - два основных догмата: - единый и единственный бог Аллах - Мухаммад – единственный праведный пророк и посланник Аллаха. 2) Намаз (салят) – молитва. Ракаты (из них состоит молитва) – системы положений тела и словарные формулы. Молитве предшествует ритуал омовения. Пять ракатов: на рассвете, полуденный, предвечерний, на закате, с наступлением темноты. Необходима подстилка (мусалла). Ее торцовая сторона округлена или заострена и обращена в сторону Мекки и Медины. Т.е молящийся сидит лицом к Мекке и Медине. Тасбих (четки) для подсчета молитв. 3) Соблюдение поста: воздержание от напитков, пищи, наркотиков, супружеских отношений в период светового дня. Освобождаются дети, больные и беременные женщины. Самый главный пост – саум – в Рамадан (в ночь на 27 –е этого месяца, когда Мухаммад получил основные откровения «ночь могущества» - Аллах решает судьбы людей.) 4) Хадж – паломничество в Мекку Порядок прохождения: Прикосновение к черному камню – белый яхонт, который почернел от людских грехов. Пьют воду из священного источника Зам-зам Сай – семикратный ритуальный бег между холмами Сафа и Мара Идут к горе Арафат + ритуальное стояние до захода солнца, сопровождаемое проповедью и молитвой Жертвоприношение. 5) Закят – налог на имущество и финансовое очищение самого человека от грехов.     26. Обряды жизненного цикла в исламе. 26. Обряды жизненного цикла в исламе. Рождение. Существуют ритуалы, которые являются традиционными – это: 1)Азан (призыв к обязательной молитве), Икамат (второй азан, читаемый не обязательно перед обязательной молитвой), 2)тахник (массаж дёсен), 3)Акика(жертвоприношение),4)Хитан(обрезание).1)Сразу же после рождения ребёнка следует прочитать текст Азана в правое ухо, текст Икамата в левое ухо новорождённого. 2) Перед принятием младенца материнской груди следует положить в рот новорожденного тщательно прожеванный финик. 3) жертвоприношение в связи с рождением ребёнка. Рекомендуется делать это на седьмой день после рождения ребенка, но можно и позже. Также даётся имя ребёнку и сбриваются волосы с его головы. 4) Один из основных обрядов - суннат, т. е. обрезание. Обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Обычно сопровождается праздником (той), на который съезжается множество родственников с подарками по случаю торжества. Свадьба Молодых обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемонию, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак. (никях)-брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной по правилами шариата. Брачный дар невесте-(махр) Похороны Умирающего кладут , чтобы ноги были обращены в сторону Мекки. Ему читают молитву Калима-шахадат. После смерти умершему подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо, на живот кладут тяжелый предмет. Над умершим совершается обряд омовения(тахарат) и обмывания водой(гусль). Гассал (омывающий) Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кибле (направление на Каабу).Окуривают помещение благовониями. Тобут - носилки с раздвижной крышкой, обычно имеется при мечети и на кладбище. На тобут стелят одеяло, на которое кладут тело покойного, затем крышка закрывается и покрывается материей. Шариат запрещает хоронить умершего человека в одежде. Его окутывают в кафан (саван). Этот обряд совершается в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы из Корана. На кладбище все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки, на памятниках отсутствуют фотографии. Возведение величественных монументов над могилами считается доисламским обычаем, а посему запрещено. Кремация запрещена.   27. Мечеть как сакральное пространство. Михраб, шабестан, минбар, минареты и купол являются составляющими, из которых как правило строятся мечети. «Михраб»- производное от слова «хараб»(«борьба»). Подразумевает борьбу с шайтаном, внутренним врагом. Представляет собой арку в стене, к которой молящийся должен быть обращен лицом. Постепенно михраб стал местом предстоятеля во время коллективных намазов. Минбар- представляет собой трибуну (помост), возвышающуюся над уровнем пола благодаря лесенке с перилами и декоративным порталом или дверцей, которая спускается от него в молитвенный зал. Проповедник использует в качестве кафедры во время повествования религиозных материалов. Расположена справа от михраба. Таким образом проповедник, располагаясь на минбаре, может видеть всех присутствующих в зале людей, и сам также доступен зрению всех присутствующих. Купол. с использованием его в строительстве мечетей он приобрел глубоко символичный смысл, ассоциируется с особым пространством в мечети. Символизирует беспредельное и нескончаемое небо, отождествляя связь с высшим духовным миром. Он представляет собой полусферическую форму, которая устремлена ввысь. Эта форма символизирует смирение и покорность. Минарет- высокая колонна, подобная башне. Он используется для произнесения азана с целью призвать верующих к совершению намаза. Ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Шабестан- однин из основных компонентов мечети, в котором правоверные собираются и совершают намаз. Его считают сердцем мечети, в котором проявляется единство мусульман. Как правило, большая часть территории мечети отводится на шабестан, чтобы люди могли совершать в нем намаз. В этих помещениях используется меньше колонн с той целью, чтобы имам коллективной молитвы и стоящие за ним молящиеся могли без труда видеть друг друга и установить связь между собой. Зачастую женский шабестанразъединен отмужского и иногда располагается над мужским шабестаном в виде балкона. Иногда шабестан разделяется на две части - женскую и мужскую при помощи занавеса или стены. Во многих мечетях имеется по несколько шабестанов. Обычно один из них является главным, и навес над ним обеспечивает купол мечети. Внутреннее помещение мечети выглядит скромно, даже если закрытая часть его устлана богатыми коврами. Здесь нет ни идолов, ни украшений, ни музыкальных инструментов. Правда, михраб из места, указывающего в сторону Мекки, со временем превратился в нечто вроде алтаря с трибуной проповедника. Здесь появились колонны, лампады, кафедры для богослужения имама. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного местного культурного центра, места собраний правоверных во всех важных случаях жизни. 28. Православная догматика: «Символ веры». Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. Все догматы (основные положения веры) православная церковь объявляет абсолютно истинными и непререкаемыми. Они вечны, неизменны, переданы человеку самим Богом и не постижимы разумом. Поэтому основой богопознания является вера. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни. 1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все стало; 3. Ради нас (всех людей) и для нашего спасения сошедшего с Небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком; 4. За нас распятого при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного; 5. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими); 6. И вознесшегося на Небеса и воссевшего одесную (по правую сторону) Отца; 7. И снова имеющего придти со славой судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца. 8. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. 9. И во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую (открыто признаю) одно крещение для оставления грехов. 11. Ожидаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущего века. Истинно так 29. Семь Таинств Православной Церкви. В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар: 1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его. Человеку, принявшему первое Таинство св. Крещения дается право быть полноправным членом этой Церкви и пользоваться во благо другими св. Таинствами и обрядами. 2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании частей тела святым Миром с произнесением слов «печать дара Духа Святаго», дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни, необходимая для возрастания и укрепления его в духовной христианской жизни. 3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов. При совершении этого Таинства невидимо предстоит Сам Христос Спаситель и через своего служителя - священника - Сам принимает исповедь кающегося грешника. И от последнего зависит: получить прощение от Господа или уйти с тем, с чем пришел. Если человек сознает свою греховность и с сердечным сокрушением в этом исповедуется, имея твердое намерение оставить грех и исправить свою жизнь к нему возвращается Божья милость и благословение. 4. В Таинстве Причащения(Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом. Во время совершения божественной литургии пшеничный хлеб и виноградное вино силою и действием Святого Духа становятся истинным Телом Христовым и истинной Кровью Христовой и служат для принимающих их христиан подлинным духовным и телесным соединением со Христом 5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Также называется Соборованием, т. к. для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник. 6. В Таинстве Брака при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, супругам дается благодать, освящающая их союз (в образ духовного союза Христа с Церковью) для взаимной помощи и единодушия, а также рождения и христианское воспитания детей. 7. В Таинстве Священства -таинство, в кот. правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона), через архиерейское рукоположение (хиротoнию), получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства 3: диакон-получает благодать служить при совершении Таинств, священник (иерей, пресвитер)-получает благодать совершать Таинства и епископ (архиерей)-получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.    

 

 

31. Христианство: протестантизм.

Протестантизм—одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Протестантизм возник в средневековой Европе в качестве оппозиции к Католической Церкви, в ходе движения Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.

По мнению сторонников Реформации, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Основными доктринами протестантизма являются пять латинских тезисов, появившихся во время Реформации , противоречащим учению Римско-католической церкви того времени.

Латинский вы знаете, так что;)

Sola scriptura ( Только писание)— доктрина о том, что Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым. Библия не требует интерпретации.

Sola fide( только вера) — доктрина о том, что прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Протестанты не обесценивают добрые дела, но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

Sola gratia( только благодатью) — доктрина о том, что спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость — а не как что-то заслуженное грешником. Это значит что спасение — незаслуженный дар от Бога ради Иисуса.

Solus Christus (только Иисус)— доктрина о том, что Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и что спасение возможно только через веру в Него.

Soli Deo gloria (Только Богу слава)— доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты