КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозная патология
К сожалению, в истории человечества религия запомнилась не только положительными веяниями и деяниями, но и множеством преступлений. Поэтому важным для понимания места религии в истории человечества будет рассмотреть такое явление, как религиозная патология [2, с.143]. Греческое слово «патос» означает «болезнь». Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология – это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает в себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимо связаны и взаимно переходят друг в друга [3, с.34]. Именно религиозная патология во всех своих проявлениях и стала основной причиной утраты религией своей роли, конечно появление науки также послужило важным фактором смещение религии. Но сосуществование религии и науки было возможно и без тех потрясений, которые испытало человечество. Именно внутренние проблемы религии стали причиной падения религии в глазах общества. Причем падение не только в прошлом, неприятие современным западным обществом ислама происходит во многом из-за религиозных преступлений, совершаемых его приверженцами. Религиозный экстремизм, как уже отмечалось, есть крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении насилия к инакомыслящим. Факты фанатизма (в том числе и экстремизма) имеют место во многих религиях. Причем нельзя понимать как фанатизм поведение, которое необъяснимо с рациональных точек зрения, пусть даже это поведение и принимает причудливые формы. Фанатизм начинается там, когда к такому же поведению стараются принудить инакомыслящих. Ярким примером фанатизма именно в такой трактовке являются возмущения исламского мира по поводу карикатур на пророка Мохаммеда. Претензии сводились не к тому, что Мохаммеда оскорбили (карикатуры довольно беззлобны), а к тому, что его в принципе нарисовали, что запрещено в исламе, но этот запрет пытаются транслировать на весь остальной мир. Степень насилия тоже может быть различной: от перегораживания проезжей части улицы в субботу до нанесения побоев инакомыслящим и даже до их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм перерастает в религиозную преступность. Религиозная преступность может проявляться и в относительно слабой мере, и в очень сильной степени. Религиозные преступления могут совершать отдельные лица, отдельные религиозные организации и даже целые государства. Вина за такие преступления должна лежать на непосредственных заказчиках и исполнителях, но никак не на рядовых представителях конфессии. При обвинении человечество со свойственной ему инерцией сознания принимается ненавидеть всех, тем аккуратнее должен быть каждый представитель конфессии в своем стремлении защитить веру, и к себе и к своим собратьям в вере. В прошлом одним из ярких проявлений религиозной преступности была так называемая «Варфоломеевская ночь» в Париже (ночь на 24 августа 1572 года). Но и в конце ХХ века религиозная преступность иногда выражает себя в очень жестокой форме. Наиболее трагичные последствия принесла в жизнь Японии преступная деятельность религиозных фанатиков из конфессии «АУМ Сенрике» [3, с.476]. А в случае с карикатурами был проявлен крайний цинизм, когда художника по поведению и мере наказания приравняли к одному из главных преступников современности. Иногда религиозное преступление состоит не в действии, а в недеянии, которое противоречит догматам веры. Так католицизм закрывал глаза на работорговлю и занимал нейтральную позицию во времена холокоста. Проявлением религиозной патологии, безусловно, является фанатизм внутри некоторых конфессий. Например, имели место случаи, когда в общинах пятидесятников процедура «изгнания бесов» превращалась в мучительные истязания несчастных людей. В ряде общин обряды превращались в истерические припадки, и отдельно верующие, находясь в сумеречном состоянии сознания, совершали уголовные преступления [3, с.482]. Но может быть, то, что здесь названо религиозной патологией, не имеет никакого отношения к религии? Ведь религия, по определению, это синтез веры в сверхъестественное и обрядов к сверхъестественному. А где здесь вера или обряды? Но, во-первых, вера здесь присутствует: ибо во всех случаях фанатиков (в том числе экстремистов и преступников) на нецивилизованное, антигуманное поведение подталкивало своеобразное понимание веры в сверхъестественное, а именно трактовка текстов почитаемых за священные. А во-вторых, религия по другому определению есть деятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное. И, как показывают факты, вера в сверхъестественное может выражаться не только через нецивилизованную, патологическую деятельность. Более того, именно сверхъестественным и удобнее оправдывать свои действия: «так сказал Бог». Но как верно «клеймит» большую часть таких бесед анекдот: когда ты говоришь с богом – это молитва, а когда Бог с тобой – шизофрения. Религиозная патология – это правило или исключение? Религиозная патология всегда имела место в истории религии. Периодов развития, свободных от проявлений религиозной патологии, история не знает. И в этом смысле религиозная патология – правило. Каким бы противоречивыми идеи или тексты ни были, без больного сознания все эти преступления не увидели бы свет. Хотя конечно религию принципиально нельзя лишить и лишить человеческого фактора, так как религия существует не для Бога, но для «нахождения человеком пути к Богу». Но с другой стороны, патологические явления (даже в самом слабом их проявлении: как фанатизм без насилия) никогда не характеризовали все религии и все в религиях. Цивилизованная форма существования религиозных идей всегда имела место в религиозных движениях. Ее масштабы со временем все более и более расширялись. И в наше время религиозная цивилизованность в огромной мере преобладает над религиозной патологией. И в этом смысле религиозная патология стала исключением. Особенная надежда на излечение от патологий ложится на противоречивый процесс, названный глобализацией. Религиозная патология есть не что иное, как религиозный фанатизм в разных формах и разной степени его проявления. Как показало историческое прошлое религии и как показывает его настоящее, религиозный фанатизм есть отрицательное явление в жизни общества. Все цивилизованные люди – и верующие, и неверующие – во имя счастья человечества, во имя собственного счастья, во имя счастья своих детей и внуков, должны бороться за преодоление религиозного фанатизма. Но как? Поскольку религиозный фанатизм есть всего лишь проявление фанатизма вообще, то, казалось бы, необходимо решать эту проблему в самом общем случае, но здесь нельзя забывать, что в силу природы религии, этот вопрос становиться сложнее, чем любой другой вид фанатизма, который можно обсуждать с позиции разума. Религия, к сожалению (для решения данной проблемы), разуму подвластна лишь до определенной степени. И простым невмешательством и попытками не обижать инакомыслящего, добиться полного компромисса нельзя, ибо неизбежно возникнет ситуация, когда столкнется два противоречащих друг другу принципа различных религий. Таким образом, такие ситуации можно решить лишь поступившись чем-то (а уступать до бесконечности нельзя, иначе рискуешь лишиться своей культуры). Способна ли религия (в том числе и атеистическая) на такие серьезные решения. Наверное, решение проблемы патологии придет к нам очень не скоро, современное человеческое сознание, не готово к этому.
Состояние религиозности населения планеты
Мировой опыт распространения религий показывает, что религиозный состав населения не является статичным и подвержен с течением времени существенным, а иногда и коренным изменениям. Динамика эта, по мнению ученых-религиоведов, вызывается комплексом причин, причем различного характера: миссионерской деятельностью, разочарованием людей в ранее исповедовавшейся ими конфессии, переселениями и завоеваниями, различием в естественном приросте у различных религиозных групп (вследствие их неодинакового отношения к деторождению, абортам, безбрачию и т.п.), религиозными гонениями и др.[12c.109] Согласно данным ассоциации исследовательских компаний Gallup International две трети (66%) жителей планеты считают себя людьми религиозными, вне зависимости от того, посещают они места религиозного поклонения или нет. Четверть опрошенных (25%), напротив, назвали себя нерелигиозными людьми. И только 6% сказали, что являются убежденными атеистами. Наиболее сильна приверженность к религии на африканском континенте, где 9 из 10 респондентов назвали себя религиозными (91%), в таких странах как Нигерия и Гана этот показатель составляет 94% и 96% соответственно и является самым высоким в мире. Наименее религиозными оказались жители Эфиопии – религиозными себя назвали 66% респондентов и 23% нерелигиозными. 8 из 10 жителей Латинской Америки (82%) также назвали себя религиозными людьми. Исключением являются Гватемала (64%) и Уругвай (54%). На Ближнем Востоке 79% населения привержены к религии. В Турции, 83% населения страны религиозны и только 1% - убежденные атеисты. Результаты опроса населения Израиля несколько выбиваются из общей ближневосточной картины - 52% считают себя религиозными людьми, 33% назвали себя нерелигиозными, 11% являются, по их утверждению, убежденными атеистами. 7 из 10 жителей Северной Америки считают себя религиозными (73%), четверть - нерелигиозными (25%) и только 1% назвались атеистами. В Канаде доля религиозного населения меньше – 58%, 33% - нерелигиозны, а 6% - атеисты. Уровень религиозности в Западной Европе в среднем составляет 60%. Греция – наиболее религиозная страна среди западноевропейских стран (86%), а Норвегия – наименее религиозная (36%). Хотя в большинстве стран этого региона большая часть населения является религиозной, в таких странах как Норвегия, Нидерланды и Великобритания количество религиозных и нерелигиозных жителей примерно одинаково. Во всех странах Восточной и Центральной Европы как минимум 6 из 10 респондентов религиозны. Исключением является Чешская Республика, где половина населения считают себя нерелигиозными (51%), а одна пятая часть (20%) является атеистами. Наивысшие показатели религиозности были обнаружены в Косово (86%), Македонии, Польше и Румынии (85% во всех трех странах). Азиатско-Тихоокеанский регион по праву может называться регионом контрастов. В нескольких странах, например на Филиппинах (90%) и в Индии (87%), приверженность к религии очень сильна, в то время как в Таиланде и Японии выявлено наибольшее число респондентов называющих себя нерелигиозными (65% и 59% соответственно). Гонг-Конг – единственная страна в мире, где доля убежденных атеистов превышает половину жителей страны - 54%. Интересны здесь также будут данные и по атеистическому настроению среди населения планеты Земля. По данным американского колледжа Питцер в первую десятку атеистических стран вошли: Швеция (атеистами являются минимум 45%, максимум 85% жителей этого государства), Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31- 72%), Япония (64 - 65%), Чехия (54 - 61%), Финляндия (28 - 60%), Франция (43 - 54%), Южная Корея (30 - 52%) и Эстония (49%). Россия в этом перечне оказалась на 12-м месте (24-48%), а США не попали в список наиболее атеистичных государств мира. Важная характерная черта современной религиозной ситуации в мире – это религиозный плюрализм, многообразие религий. По утверждению Всемирной христианской энциклопедии, издающейся в Великобритании, в мире можно насчитать порядка 10000 различных религиозных течений. Самой большой, но не доминирующей религией является Христианство (33,0 % общего населения). Пятая часть населения Земли исповедует Ислам (19,6 % населения Земли). 13,4 % исповедуют Индуизм. 6,4 % – Китайскую этническую религию. Буддисты представляют 5,9 %. Этнические религии – 3,6%. Новые азиатские религии – 1,7 %. Вне всякой религии находятся 12,7 % населения Земли. Атеисты – 2,5 % населения Земли. Менее одного процента составляют следующие малые религиозные группы Сикхисты – 23 млн. человек, около 0,3%. Иудаисты –14 млн. человек, около 0,2 %. Бахаисты – 7 млн. человек, около 0,1%. Анализ приведенных данных, позволил сделать следующий вывод: существует большое количество религий и религиозных направлений, которые различаются между собой по религиозным убеждениям. Но суммарное количество верующих значительно превышает количество атеистов.
|