Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общественно-историческая школа культурологии.




Едина ли история мировой культуры или представляет собой совокупность самостоятельных изолированных культур? В литературе выделяются два типа ответов на этот вопрос. В концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби утверждается, что не существует единой истории человечества; история осуществляется на принципе смены культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. Схема истории, таким образом, представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а линии развития культур расходятся. В концепциях Вольтера, Монтескье, Канта, Гердера, К. Ясперса доказывается идея универсальности и всемирности истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885)

Концепция локальных «культурно-исторических типов»:

- каждый культурно-исторический тип проходит в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели;

- не существует единого направления прогресса мировой культуры, каждая культура развивается обособленно;

- культурные типы классифицируются в зависимости от преобладающих направлений - разрядов человеческой деятельности.

Всю социально-культурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре несводимых один к другому разряда:

- деятельность религиозная, выражающая отношение человека к Богу;

- деятельность культурная, в узком смысле этого слова, выражающая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная и, в-третьих, технически-промышленная деятельность;

- деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику;

- деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

Данилевский выделял следующие культурные типы:

- культуры первичные, или подготовительные (не проявились ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности) (к первичным культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская, иракская культуры);

- культуры одноосновные (проявляются ярко в одном из разрядов): еврейская культура (религиозный разряд); греческая культура (культурный разряд: искусство, философия); римская культура (политический разряд);

- культуры двухосновная: европейская культура имеет 2 разряда - политико-культурный тип;

- культура четырехосновная (гипотетический тип, где все 4 разряда развиты).

Освальд Шпенглер (1880-1936)

Нет единой мировой культуры:

-сама жизнь человечества есть бесконечное зарождение и гибель культур, представляющих собой своеобразные «организмы» с твердой внутренней организацией, каждая из которых замкнута и неповторима.

- кризис и гибель культуры - неизбежное и закономерное явление.

- отдельные культуры- цивилизации могут существовать 1500 лет, а затем исчезают, оставив разнообразные памятники, которые могут быть использованы другими культурами, но заимствованиеи развитие ее внутренних принципов невозможно - т.е. нет культурной преемственности.

- гибель культуры происходит через утрату ее гибкости, многообразия, через техницизм. Цивилизация – это заключительный этап развития какой-либо культуры и периода общественного развития, для которых характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы. Этот этап завершается упадком и гибелью культуры.

- принцип культурного полицентризма - много центров культуры существовало и существует, каждая культура имеет ценность, все культуры равноправны.

- выделяет культуры: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, византийско-арабская, западноевропейская культура, русско-сибирская культура. Культура - внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой душе, каждой культуре присуще первичное мировоззрение, свой «первосимвол», из которого и проистекает все богатство ее форм. Каждая культура живет обособленной жизнью, культивируя свой «такт», «ритм», «тональность». В основе греческой культуры лежит «аполлоническая» душа, средневековой арабской - «магическая» душа, европейской - «фаустовская» душа (мятежная душа, стремящаяся преодолеть мир своей волей).

- современная европейская культура вступила в период технической цивилизации и поэтому близка к своей гибели

Арнольд Тойнби (1889-1975)

Концепция «локальных цивилизаций» - концепция «Вызова и Ответа»:

- локальные цивилизации проходят определенный цикл развития: возникновение, рост, разложение и гибель (истощение «жизненных сил»).

- умеренно неблагоприятная природная и социальная среда бросает «вызов» обществу, которое посредством усилий «творческого меньшинства» находит решение возникающих проблем, т.е. Ответом на Вызов является новый акт культурно-исторического созидания.

- развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросают ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.

- если Вызов слишком сильный, то это может привести к гибели цивилизации. Неблагоприятные условия замедляют или прекращают рост и развитие культуры

Карл Ясперс (1883-1969)

Существует единая мировая линия развития человеческой культуры. В мировой истории культуры выделяет 4 периода;

- прометеевская эпоха (первобытная культура: становление основных свойств человеческого бытия – использование огня и орудий труда, появление речи, табу, общества, мифа, культурного развития);

- «великие исторические культуры древности» (наличие письменности): египетская культура, индийская и китайская культуры (4-2 тыс. лет до н.э.) - история локальных культур;

- осевое время (около 500 лет до н.э.) - становление мировой культуры, заложены основы мировых религий, философии, основные понятия;

- техническая эпоха – создание новых информационных технологий, новых источников энергии (это новая Прометеевская эпоха, после которой должны возникнуть новые великие культуры).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 625; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты