КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Натуралистическая школа в культурологии.Натуралистическая концепция культуры рассматривает человека и культуру как высшие звенья природной эволюции, через усвоение культурных традиций человек превращается в культурное существо и культура начинает выступать как внутренняя характеристика человека. Основные положения натуралистической школы: - человек как культурное существо; - частичное подчинение бессознательной, природной части психики человека культурным нормам; - «Сверх-Я» как основа культурного человека (3игмунд Фрейд (1856-1939); - коллективное бессознательное как коллективный культурный опыт человечества (Карл Юнг (1875-1961); - история культуры как осуществление бессознательных основ души человека. Основный смысл психоаналитической теории культуры: культура – характеристика самого человека, проникла в его бессознательную часть психики, но может вступать в противоречие с его природными желаниями. Фрейд подчеркивает, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих под влиянием раздирающих сознание личности противоречий между собственными желаниями и предписывающими определенное поведение нормами культуры, которые он называет табуированными (запрещающими). Поэтому, считает Фрейд, каждый человек становится или невропатом, или вынужден сублимировать (перемещать) свою нерастраченную энергию либидо в искусство, науку, политику. Последователи Фрейда создают особую школу культурного психоанализа, получившую широкое распространение в США и Канаде. Наиболее известным представителем этой школы являлся Эрих Фромм (1900-1980), пытавшийся соединить психоанализ Фрейда с марксистской концепцией отчуждения человека. В целом ряде своих работ Фромм подчеркивает, что современный человек всегда стоит перед выбором «иметь или быть?» (так он назвал и одну из самых известных своих работ). Благодаря включению личности в культуру, она приобретает определенные социальные черты, и это, по мнению Фромма, обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества, формирует у него чувство безопасности и защищенности. В условиях современного общества перед любым человеком встает вопрос о смысле бытия - своего существования. Осуществляя выбор, человек становится или субъектом бытия, раскрывая свое внутреннее достоинство, богатство внутреннего мира, или превращается в объект, вещь, частицу рыночных отношений, содержанием которых является обладание вещами, деньгами, другими внешними и неподлинными атрибутами бытия. Физические и духовные качества человека, характеризующие его способ отношения к миру, - это и есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре. Различные способы удовлетворения потребностей человека характеризуют различные типы культуры.
|